Первая охота

    Зима в тот год выдалась ранняя, снежная. Мы с мужем, недавно поженившись, впервые вместе ехали на его родину - в деревню с красивым названием Бережки.  Она так уютненько примостилась по берегу  речушки Каргат в Новосибирской области.
    У Володи, моего  мужа, было хорошее настроение. Он увлечённо что-то рассказывал мне о родителях, об односельчанах, о рыбалке, охоте… А я  волновалась, как примет  меня его семья, так как предстояло первое знакомство со свекровью.
    Ехали поездом, автобусом и добрались только к вечеру.  Встреча  состоялась с охами и ахами. Затем последовали разговоры и расспросы  за столом обо всём и обо  всех. Заговорили о дяде Ване Романюке – известном на всю округу охотнике–промысловике.
    Перед  поездкой в деревню Володя специально для дяди Вани в охотничьем магазине нашего города накупил патронов, пороха, дроби, ещё чего-то, что могло порадовать настоящего охотника. Мне сказал, что в деревне у него есть два охотничьих ружья: двустволка и одноствольное старое. На оба оформлено разрешение, документы в порядке. Обещал меня взять с собой разок на охоту, прогуляться по их полям, лесным колкам, где водятся лисы и много зайцев. Сам он часто там охотился, всегда удачно.
    Во время разговора муж расспросил о здоровье дяди Вани и  засобирался навестить его, передать подарки. Я – с ним. Не хотела оставаться одна.
    Я уже знала, что  дядя Ваня был участником Великой Отечественной  войны, как и мой отец, только постарше.  Они жили вдвоём с тётей Шурой  в небольшом   деревянном  домике на краю деревни.  Детей у них не было. За их огородом простирались заснеженные уже поля и реденькие берёзовые колки. В доме было тепло, у печки хлопотала тётя Шура - дробненькая (маленькая, худенькая) пожилая женщина в ситцевом платочке, с улыбчивым светлым лицом.
    Наш приход оказался неожиданным. Хозяева не сразу сообразили, кто пришёл. Дядя Ваня даже свет включил. Володе они  обрадовались - я поняла, что их связывала давняя дружба.  Разговор сразу зашёл об охоте,  ружьях,  патронах и прочем.  Дядя Ваня был очень благодарен за привезённые подарки. Наконец,  муж представил меня:
    -  Вот моя жена Валентина, тоже милиционер. Приехали в отпуск на две недельки мою деревню посмотреть, да с родителями  и с роднёй познакомиться.  А я, дядя Ваня, очень хочу на охоту сходить.  Может, получится с Вами хоть разок…
    -  Вовремя пришёл, завтра собираюсь на зайцев. Уже присмотрел, куда они набегают, - на морковное поле, там следов видимо-невидимо!
    -  Дядь Вань, возьми меня, всё помогу собрать, дома два ружья, да и порох привёз специально дымный и бездымный.
    Дядя Ваня мне сразу понравился, было в нём что-то основательно-сильное, крепкое, но вместе с тем доброе и спокойное.
    -  И меня возьмите, – напомнила я о себе тихим голосом.
    Тут все три пары глаз уставились на меня. Тётя Шура – с улыбкой, муж – с удивлением, а дядя Ваня – с интересом. И вдруг неожиданно спокойно, как солдата-новичка, спросил:
    -  Стрелять умеешь?
    -  Из пистолета -  на «отлично», а из ружья  не пробовала, только в руках держала.  Думаю, что смогу.
    Муж  воспротивился:
    -  Оставайся дома, там снегу по пояс, да и ходить  много надо - идём без  лыж, по кустам. Я сам с тобой схожу в другой раз.
    -  Вот и пусть прогуляется, – заступился дядя Ваня. -  Пойдём на поля, там снегу меньше, а по кустам   будет  нам зайцев  выгонять.
    Муж ухмыльнулся, но согласился. Тётя Шура хитренько мне подмигнула.   У дяди Вани-то уже всё было готово: ружьё-двустволка, патронташ, патроны и пёс охотничий –  Булька, вислоухий, непонятной породы. Что-то  было в нём от гончей, но ноги какие-то ковылястые.
    -  Да и Лорд по охоте соскучился. Когда снаряжал боеприпасы, аж повизгивал от радости, всё понимает.
    И дядя Ваня кивнул в сторону собаки.
    -  Какой Лорд? – вставила тётя Шура. – Булька это! Он на Лорда и не  реагирует. Ло-о-о-рд…
    Она поправила платок и пояснила мне, что собаку ещё щенком подарили дяде Ване заезжие охотники. Сказали, что это помесь породы настоящей гончей английских лордов и какой-то обычной собаки. И дядя Ваня дал щенку кличку Лорд.  Собачка чуть подросла и хозяин стал брать  её на охоту, был доволен. А потом заметили колченогость. Какой Лорд?  Тётя Шура шутя назвала его Булькой, и он отозвался. Так и пошло, что Булька. А уж гостям и незнакомым охотникам дядя Ваня представлял его Лордом.  Раньше-то дядя Ваня добывал не только зайцев, но и лис, лосей, белок, волков отстреливал...
    Володя выложил на стол  привезённые боеприпасы. Дядя Ваня оценил их  ещё раз с уверенностью опытного охотника, что очень польстило  мужу. И работа закипела…   Мы втроём  стали заряжать патроны.  Я мастерила пыжи, мужчины отмеряли порох, дробь…   Часа за три снарядили патронташ и Володе.
    За моё безропотное поведение, терпение и помощь (как я поняла), муж снисходительно сказал:
    -  Ладно уж, бери старую одностволку. Хоть попробуешь, какая
отдача от выстрела ружья, и сравнишь с пистолетом.
    И дал мне три патрона в карман.  Разошлись до утра.  Я спала плохо. Всё думала об охоте. Но больше о каком-то высокомерии мужа по отношению ко мне. А может, это мне так только показалось? С этой  мыслью в его оправдание я и задремала.
    Утром встали рано. Дядя Ваня уже ждал у калитки. Булька от радости вилял хвостом и нетерпеливо  описывал круги. Тётя Шура благословила  нас с порога, и мы пошли за деревню,  на поля. Мужчины, «вооружённые до зубов», и я – с облезлым ружьём и тремя патронами в кармане.
    Дядя Ваня  ещё раз предупредил об осторожном обращении с оружием и распределил роли: кто, где и как идёт. Я должна была двигаться по полосе из ракитовых кустов и любым звуком - стуком, голосом - распугивать зайцев из кустов.  А настоящие охотники собирались идти по обе стороны лесополосы и отстреливать выбегающих зайцев.
    Пока  шли по дороге втроём рядышком,  было весело, легко, интересно. Дядя  Ваня рассказывал смешные охотничьи истории, а я любовалась белоснежной красотой природы ранней зимы.  Снег был очень пушистый, искрился от лучей утреннего солнца и слепил глаза. Похоже, что выпал совсем недавно, ничуть не слежался. Ноги тонули чуть выше щиколотки, но идти было легко. Под снегом чувствовалась укатанная дорога. Булька  сначала тихо бежал рядом с хозяином, а тут вдруг стал принюхиваться, тыкаться  мордой  в снег.  Мы уже вышли к полям. Собака поглядывала на хозяина, словно они так общались между собой.
     -  Да, - тихо сказал дядя Ваня. -  Видно, на завтрак мы опоздали. Видишь, сколько следов?  Всё поле, как табуном, истоптали косые. И ускакали-то  совсем  недавно.
    Я в этом воздушном покрывале поля еле заметила множество ямок – следов. А чуть подальше, кое-где на снегу – вмятинки от ещё недавно лежавшей морковки и кусочки  бурой  листвы и ботвы. Собака  бегала по следам  кругами, скулила, будто что-то хотела сказать дяде Ване.
    -  Ну что ж, пройдём по ракитам, они там сейчас отдыхают. Ты, Володя, иди по ту сторону полосы, а я – по эту. Валя пойдёт сзади по кустам и чуток там пошумит. А уж мы их тут и подловим.
    Одной не хотелось лезть  в эти  дебри - заросли кустарника. Тем более, что снегу там было намного больше. Ветви ракитника были укрыты, словно подушками или снежными перинами. Красота – только и любоваться!  А у меня  задание – зайцев пугать.
    Кричать я и не думала. Стеснялась дядю Ваню, да и  как-то  не к месту такую сказочную тишину нарушать.  Запеть, что ли, подумала я и полезла в кусты. И, конечно же, запуталась в траве,  так как под кустами снегу почти не было.  Он лежал сверху, на густых ветках ракит.  Запнулась за корягу и грохнулась лицом в снег, завалившись на ружьё.  Хорошо, что мужчины шли впереди на значительном расстоянии и не видели этого.  Нашумела как будто своим падением, и со страхом вспомнила про свои три патрона. Хоть бы не выронить – просмеют охотницу.
     Встала, отряхнулась, очистила от снега ружьё.  Ещё раз разочарованно отметила его совершенно  облезлый  старый  приклад. Патроны оказались на месте.  Глубоко вздохнула и решила идти по краю посадки со стороны дяди  Вани, надеясь, что мужчины этого не заметят.
    И вдруг слева раздался выстрел, затем – справа, и ещё… ещё...
    Значит, думаю,  зайцев я всё-таки спугнула своим падением и треском кустов.
    Пока охотники увлеклись перестрелкой распуганных зайцев, захотелось и самой хоть куда-нибудь или во что-нибудь  стрельнуть - испытать  ружьё и свои способности, пока никто не видит. Оглядевшись вокруг, заметила ворону на берёзе, чуть в стороне от ракит.  Зарядила ружьё и прицелилась в ворону. А впереди – идёт перестрелка.  Ну, думаю, настреляли, наверное, зайцев. У каждого ещё и по рюкзаку, а у меня – только карманы.
    Слышу, дядя Ваня кричит:
    -  Вовка, к тебе заяц побежал, смотри! И ещё один!   
    А я всё целюсь в ворону, стою не шелохнувшись. Вдруг со стороны дяди Вани на меня выскочил ошалелый  заяц. Я быстро опустила ружьё вниз, навела на зайца и бабахнула….   Ощущения – словами не передать. Охотники меня поймут, а  другие пусть сами попробуют.
    Всё смешалось: удар в плечо,  облако  и запах дыма, ничего перед собой не видно, а у моих ног - какой-то писк детский.  Дым рассеялся (патрон оказался с дымным порохом), рядом  радостным  лаем заливается Булька (откуда взялся?), и заяц зарывается в снег, тычется у моих ног. Я, ещё ничего не понимая, руками ухватила косого за задние ноги и подняла его вверх. Он, вытянувшись, оказался таким длинным, что пришлось приподнять его выше и немного в сторонку, так как он сильно дёргался…
    И тут на меня накатило новое, какое-то  не совсем понятное для меня чувство:  такая гордость, ощущение силы, что  добычу я уже держала мёртвой хваткой и смело вышла  из кустов навстречу дяде Ване. Он уже спешил ко мне, - наверное, вслед за собакой, которая  выгнала зайца на меня. Увидев в моих руках трепещущегося зайца,   дядя Ваня через лесок громко прокричал:
    -  Вовка, твоя супруга (о, какие слова он знает в этой глухой деревне, удивилась я) зайца ... (далее прозвучал исконно русский, но точный и понятный всем мат, означающий - "убила").
    Булька  успокоился, был  доволен, что не упустил добычу.  Дядя Ваня, по-хозяйски осмотрев зайца, сказал, что  я перебила ему дробью передние ножки, шкурку не испортила. Похвалил.   А меня от гордости так и распирало, не смотря на то, что  понимала – всё произошло случайно, мне просто повезло. Спасибо Бульке! 
    Наконец,  через кусты пробрался к нам мой муж. Дядя Ваня кивнул в мою сторону, где в моих руках продолжал трепыхаться заяц. Радости на лице Володи я не увидела. Сумки-рюкзаки у них были пустыми. Оба посетовали, что охота не удалась (оказывается, я не в счёт).  Дядя Ваня сказал, что он ни разу не возвращался с охоты пустым и что тётя Шура этому очень удивится. Володя же, ничего не говоря,  забрал у меня  зайца  и положил его в рюкзак дяде Ване.  Меня же, узнав, что я подстрелила зайца за краем лесополосы, отругал:
    -  Тебе сказано было идти по кустам и пугать  дичь, а ты?
    И что это с ним, подумала я. Наверное, перед дядей Ваней было стыдно, что не он, а я отличилась. Ведь он в армии служил, моряк-подводник, самбист и оружием хорошо владеет, да и на охоту ходил много раз. А я-то что... впервые на охоте - и такая удача!  Я его  понимала,  но хоть бы спросил – кому я хочу отдать зайца…
    Дядя Ваня предложил идти домой вдоль дороги, там тоже тянется узкая полоска ракитника,  и могут быть  зайцы,  распуганные нашей стрельбой.  Порядок прохода – тот же, но муж напомнил мне – где и как я должна идти и «выгонять» им зайцев.
    Кустики были реденькие, снега мало, идти легко. Пришлось добросовестно попугать, пока невидимых зайчиков -  похлопать ладошками или ружьём по веткам пошуршать.  И впереди я опять услышала стрельбу. Значит, они  увидели зайцев, которые от них могли побежать в мою сторону. Я притихла, зарядила ружьё. По реденькой посадке, действительно,  пробирался заяц.  Я выстрелила, но не попала. Быстро перезарядила ружьё последним патроном и повторила выстрел  в уже обомлевшего от грохота со всех сторон зайца - прямо в анфас. На этот раз наповал.
    Я спокойно (сама себе удивилась) подняла зайца и  не спеша вышла из кустов на дорогу, специально, чтобы мужчины меня увидели.   Увидели…   Оба стоят молча, как два памятника. Булька подбежал, зайца понюхал и запрыгал от радости передо мной. В его глазах я увидела понимание и доброжелательное отношение ко мне.
    Я подошла к этим, как вкопанным «памятникам», молча, словно это было для меня обычным  делом, передала мужу зайца в руки, погладила своё ружьё, показала три пустых патрона, мол, моя охота  окончена…
    Дядя Ваня «отошёл» первым, осмотрел зайца, сказал, что ранение идеальное. Дробью только зубки повреждены, шкурка чистая.  Я понимала, что особой  моей заслуги тут нет.  Ну попала дробью в нос - убойную точку  зайцев  и кроликов, как я позже узнала. Дядя Ваня взял зайца из рук мужа, положил в его рюкзак, и мы пошли домой.
    Возвращались молча. Зимние дни короткие, смеркалось.  Я в душе очень радовалась, что так удачно показалась дяде Ване. Возможно, что даже удивила его. Я же видела это, когда передавала им первого зайца. А уж после второго…  оба только руками развели. Дядя Ваня тихо спросил тогда, как я быстро ружьё перезарядила. Послышалось ему, что выстрелы были из двустволки. Подумал на Володю.
    Мужчины договорились, что  встречаются в бане, которая намечалась к вечеру - был мужской день в общей деревенской бане. А это - то место, где мужики все новости обсуждают, традиция у них такая. Нетрудно догадаться, как дядя Ваня представит меня местным охотникам. Да и тёте Шуре тоже!
    На этом мы разошлись по домам. Я уговаривала  по дороге мужа, чтобы он дома рассказал, что я убила двух зайцев. Уж очень мне хотелось похвалиться перед свекровью такой удачей. Он буркнул, что этому никто не поверит. А я удивлялась: почему он не только не похвалил меня, но как будто был даже недоволен моим "почти подвигом" на охоте.
    Дома нас уже ждали, ужин стоял на столе. Муж передал своей маме рюкзак с зайцем, сказал, что поест после бани. Попросил сестёр запечь зайца в духовке, чтобы я тоже научилась, и ушёл.  Конечно, я похвалилась, что  убила двух зайцев, а мужчины – ни одного.  Но они только улыбались и разделывали зайца. Я не могла смотреть на это, чистила лук.
    Володю ждали долго. Вернулся он хмурым, сказал, что завтра его пригласили «на уток» на какой-то пруд. Якобы стая уток осталась на зимовье. Мне он сразу сказал, что не возьмёт. Свекровь пыталась заступиться, но он ответил, что ему хватило бани…
    Оказалось, что дядя Ваня пришёл в баню раньше и мужикам рассказал, как Вовкина жена–милиционер утёрла им нос на охоте.  Убила из старой одностволки двух зайцев из трёх патронов. А они расстреляли по два десятка патронов вхолостую. Что я раздала им по зайцу и, что хожу с пистолетом, хорошо стреляю, много не болтаю – повезло ему с женой.
    Я понимала мужа. Всё-таки ему было неловко перед мужиками. Он поужинал, похвалил запечённого зайца, почистил ружьё, и все улеглись спать.
    На охоту на уток я не просилась. Посмотреть хотелось, но стрелять – больше никогда. Что такое охотничий азарт, я испытала и до сих пор жалею тех зайчиков…
    С дядей Ваней и его женой я тоже подружилась.  Несколько раз ходили с Володей к ним в гости.  О многом разговаривали. Об охоте тоже, но уже с юмором. Особенно тётя Шура подшучивала над ними и хвалила меня, что за всех женщин «поставила мужчин на место».   Дядя Ваня с ней соглашался, а Володя молчал, но уже не сердился. И Булька, сидя у ног дяди Вани, поглядывал на меня уважительно.
    Ружьё в руки я больше не брала. Это была моя первая и последняя охота!  Жаль, что не оказалось с собой фотоаппарата. Люблю делать хорошие, выразительные фотографии наших сибирских пейзажей.  Замечательные были бы снимки! С мужем мы быстро помирились, поняли друг друга. Потом часто вспоминали это с улыбкой, рассказывая детям, внукам.  Наши близкие друзья тоже  слушали. Тут уж муж рассказывал обо мне с гордостью!  И вот  через много лет я с удовольствием  рассказываю и Вам – моим  читателям.
    Тёте Шуре на память я оставила свои пуховые варежки. Потом она писала мне в письме, что всякий раз, когда дядя Ваня собирался на охоту, Булька приносил ему мои варежки и тихо скулил, словно напоминал ему о той необычной охоте. Наверное скучал обо мне...
    А эта реальная история до сих пор живёт среди охотников в Бережках, как необычная байка. И мне особенно приятно, что достойное место в ней занимает Булька - охотничий пёс, которого все местные охотники знают по кличке - ЛОРД!!!



 
   
 


Рецензии
Очень интересный рассказ. Как сам побывал на охоте. Понимаю мужчин. Спасибо.
С уважением. Александр.

Александр Золотухин 3   13.07.2021 16:17     Заявить о нарушении
Ваша оценка - "интересный рассказ" радует...
История без прикрас, сама удивляюсь до сих пор.
Бывает в жизни... В ином случае и рассказа бы не было,
разве что пейзажная зарисовка... Спасибо!!!
С почтением,

Валентина Устяхина   16.07.2021 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.