Загадка картин Питера Брейгеля Старшего. Гравюры 4
Картина «Обыватель»
Мнение эксперта:
«Сейчас мы обратимся к знакомству с очень интересным и сложным рисунком Питера Брейгеля под названием «Эльк» (1558 г., 210 х 293 мм). Этот рисунок повествует об одном удивительном виде человеческой слепоты (рис. 1). Бородатый человек в колпаке и в очках что-то ищет. Это Эльк. В переводе Elck – каждый. Несмотря на то, что действие происходит в дневное время, он – Эльк, олицетворяет каждого, т. е. любого из нас, светит себе фонарём. Поиск чего-то с зажженным фонарём при ярком дневном свете – есть ли более откровенный признак слепоты. А очки – традиционный в изобразительном искусстве того времени символ глупости – усиливают и уточняют диагноз: слепота и слабость зрения, быть может, настоящая физическая, плотская, отягощена слепотой умственной, духовной.
Всё внимание Элька безраздельно сконцентрировано на поиске…
Скрупулёзность и педантичность его действий завораживают. Эльк что-то ищет всюду: на поверхности земли прямо перед собой, в бочке, в корзине, в мешке, у палатки военного лагеря, у церкви. Тщательный и, вероятно, неоднократно повторяющийся поиск нарушил порядок и спокойствие. Многие предметы и вещи были внимательно осмотрены и ощупаны, но не удовлетворили цель поиска ибыли с раздражением брошены. В ненужный хлам превратилась шахматная доска, весы, кувшин, игральные кости, мешки, свёртки и другие вещи.
Изображённые одинаковые Эльки – это не разные люди, а всё один и тот же человек.
И здесь надо учесть, что изучая предметы искусства, не всегда уместно увиденное трактовать буквально. Язык искусства талантливых художников, как правило, очень богат и содержателен, но не всегда однозначен и нередко обогащается метафорами и условностями….
Гравюра снабжена текстом текстом на латинском языке и стихотворением на французском и фламандском языках, которое заканчивается так:
«Никто не знает себя, несмотря на поиски,
Никакой свет не поможет ему в одиночестве.
Странно ! Хотя он смотрит широко открытыми глазами,
Он никогда не видит верно своего собственного лица»...» [10]
Вот уж действительно так. Нет смысла пересказывать всю статью автора. Обратимся к комментариям.
Комментарий:
Язык П. Брейгеля действительно иносказательный и не понимая этой метафоричности, игры слов нельзя понять и замысел художника.
NEMO NON – каждый (лат.) > anonimnj – анонимный (слав.) – игра слов.
ELCK – каждый > chelk > chelovek – человек (слав.)(пропуск ch, v) – игра слов.
Кто такой человек ? Это Диоген в лице которого П. Брейгель изобразил самого себя.
П. Брейгель Старший
Согласно древнегреческой легенде Диоген с фонарём искал человека.
Картина Иоганна Тишбейна «Диоген искал человека»
На картине И. Тишбейна в руках у человека мы видим точно такой же фонарь, что и на гравюре Брейгеля.
Этот же фонарь используется в качестве пословицы в картине «Нидерландские пословицы».
«Вот и он, со своим фонарём» - Наконец-то найти возможность показать свои таланты
Hier is hij, met zijn lantaarn (нид.) – jejnj est so svoj talantamj – Ейный есть со своими талантами (игра слов)
lantaarn – фональ (гол.) > talantamj – таланты (игра слов)(пропуск t)
В левой стороне картины человек с фонарём сидит в бочке – Диоген жил в бочке.
Диоген – Diogen > dues/dios оgen – бог/день огонь (слав.)
каждый – each (англ.) > lichina/lik – личина/лик (слав.)(замена l/e, пропуск n; редукция k/ch)
«Никто не знает самого себя» - надпись на висящей картине.
Каждый предмет на картине Брейгеля имеет смысл.
Человик ищет истину в глобусе (перевёрнутый мир – пословицы), игре (кости, шахматы, карты-гадание), в труде (ножницы), в вине (кружка, кувшин), в древних письменах (дощечки с надписями), в ребусе (кубик с буквами- +-L-V-K – человек; D-V-K – дух), в астрономии (астролябия), в научном поиске (лупа), в труде: башмак (сапожник), мастерок (строитель), топор (лесоруб), в войне (на дальнем плане лагерь воинов), в изотерии (мешок – saсk (англ.) > meshok – мешок (слав.) > secret – секрет- игра слов), в религии (у церкви).
Два человека перетягивают ленту – спор, спорт, диспут.
Картина «Пчеловоды»
Мнение эксперта:
«Одинаковость делает людей неразличимыми, а значит невидимыми.
Эльк ищет и не находит себя среди ищущих неизвестно что тождественных ему эльков. И в этом его беда. Но люди могут сознательно делать себя одинаковыми – одинаковыми внешне – для того, чтобы не быть узнанными со стороны.
Посмотрим на рисунок «Пчеловоды», созданный около 1568 г. (203х309 мм), т. е. на один из последних рисунков Брейгеля (рис. 3). Изображена сцена на пасеке. Прямо перед нами стоят три пчеловода. А на втором плане (справа) изображён забравшийся на дерево человек с намерением разорить птичье гнездо, что подтверждается надписью в левом нижнем углу рисунка: «Все знают, о том, кто знает, где гнездо; того, кто украл гнездо называют». Никто из трёх пчеловодов никакого внимания на разорителя не обращает. Пчеловоды заняты своим делом. Все улья в одинаковых корзинах и все пасечники в одинаковых халатах. Их лиц не видно – они закрыты тоже одинаковыми плетёными из тонких прутьев масками. Брейгель несомненно умышленно изобразил маски пасечников точно такими же, как днища корзин. Пасечники неразличимы. Маски защищают их лица не только от пчёл, но и от постороннего взгляда. Трудно согласиться с мнением о том, чт о для «Брейгеля неразличимые, безликие фигуры пчеловодов, обладали особой притягательностью» [1, с. 71]…
Рисунок Брейгеля глубоко метафоричен.
Пчеловоды не могут и не желают общаться с нами – зрителями, и их внутренний мир, их переживания, их настроение и намерения, о которых мы могли бы догадаться по выражениям их лиц, замурованы под масками. В корзинах таится мир пчёл, а под масками таится мир пасечников. Их анонимность идеальна, а потому опасна. Эти люди – невидимки….
Пасечники защищены не только от укусов пчёл, но и от «укусов» чужих взглядов. Рождается чувство вседозволенности и ненаказуемости, провоцирующее поступки, которые люди с лицами, открытыми для узнаваемости, непозволительны. Вместо я – Мы. Ответственность за мысли, поступки и преступления растворяются в одинаковой жидкости одинаковых людей-молекул…
«Того, кто украл гнездо, называют»… какая злая ирония ! Для «того» можно и назвать и наказать – его знают, его лицо открыто. Человек же под маской может позволить себе многое – не только незаметно усмехнуться, но может и убить – назвать его не смогут, а значит, не смогут и наказать ! Скрыв свои лица под одинаковыми масками, надев одинаковые халаты и одинаковые башмаки, «пасечники», облачившись в «форму», создав абсолютную одинаковость, лишившую нас зрения, точнее сделали его бесполезным, а нас беззащитными»[10]
Комментарий:
пчеловод – beekeeper > pchel kopitel - пчёл копитель (слав.) > bit kopij – быть копия (слав.) – игра слов.
Пчеловод носит маску работая на пасеке, поэтому обезличен (иносказательно)
ravage – опустошать (англ.) > varjagj – варяжий (слав.)(перест. r/v) > rogevj – рожевый, с рожей (слав.) – игра слов.
Пчеловоды безликие, а разоритель гнёзд имеет лицо (рожу).
NEMO NON – каждый (лат.) > anonimnj – анонимный (слав.) – игра слов.
Художник гениально предвидел как анонимность, так и показное (пиар) в современном обществе.
Картина «Писать на луну»
Мнение эксперта:
Отсутствует
Комментарий:
VAT ICK VERVOLG HE EN GERAECKE DAER NIET AEN
ICK PISSE ALTYT FEGEN DE MAEN
Словарь
ICK – isk – иск (слав.)
Vogel – птица (нем.)
Volk – народ (нем.)
maan – луна (гол.) > maen > Malen – Мален (слав.)(пропуск l) – игра слов
GERAECKE – Геракл (греч.)
DAER NIET – не сделал (гол.)
Vogel > Volk – народ (слав.)(редукция k/g) – игра слов
Интересно, что надпись не переводится с голландского языка на русский, но если использовать славянские слова, то получается следующий перевод.
Игра слов:
«Что ищет в верху птица/народ, что Геракл не сделал ?
Ищет писать или тут фекалить с (колокольни) Малина».
Иносказательно Геракл не сделал в своих 12 подвигах постройки самой высокой колокольни для своего времени в Малене.
«Мехельн, или Малин, был тоже знаменит своими церквами, но прежде всего своими колоколами с бархатистым звоном и гулом, секретом которого издавна обладали мехельнские колокольные мастера. Даже в русском языке отразилась память об их искусстве в выражении «малиновый звон», что означало некогда звон колоколов из Малина. К этому городу и к возможному в нем пребыванию Брейгеля иногда приурочивают некоторые догадки. Они не лишены интереса.
На двух картинах Брейгеля изображено строительство Вавилонской башни, огромного незавершенного сооружения, устремленного к небу. Но как раз в Мехельне завершалось строительство недостроенной башни собора святого Ромуальда, которая по плану и замыслу строителей должна была достичь высоты в 170 метров, поистине головокружительной для своего времени. Быть может, пораженный ее обликом Брейгель задержался в Мехельне?...
У каждого города были не только достопримечательности, но и свои маленькие слабости, над которыми посмеивались соседи. Мехельнцев дразнили тем, что они-де хотели погасить луну. Впоследствии на картинах Брейгеля появляются люди, которые делают эту комическую попытку. И это принимается иногда за косвенное доказательство того, что Брейгель задержался в Мехельне.» [14]
В русском языке есть выражения «Плевать с высокой колокольни» > «Поливать с высокой колокольни» - игра слов, а также выражение «На...рать с высокой колокольни» - жарг. Относиться к кому-л., к чему-л. безразлично.
Геракл > Хер класть – хер класть – игра слов, имеет тот же смысл.
Свидетельство о публикации №219031100617
Представьте, старика (Диогена), который хочет приготовить себе пищу, а так как у него нет спичек и кресала, то он берет фонарь и с его помощью хочет донести огонь до своей бочки. Элементарно. Но пока он идет по дороге, ротозеи (со спичками) не могут понять зачем Диоген несет зажженный фонарь и лезут с дурацкими вопросами. Диогену ничего не остается как отвечать в том же духе, типа, тупые, вы ребята. Вот и вся сказка, в последствии, обретшая глубокий смысл.
Петрович Сергей 11.03.2019 12:33 Заявить о нарушении
«Каждый, право, имеет право
На то, что слева и то, что справа.»
Да, вид такой, что Человек держит в руках фонарь, как будто он его нашёл. Но скрытyость и ирония Брейгеля как раз и состоит в том, чтобы завуалировать очевидный ответ.
Пусть думают, что нашёл, а на самом деле Эльк с ним шёл, терял и снова находил.
«Вдалеке видны солдаты, возможно, захвачен городок».
А рядом с солдатами Человек с фонарём, он же на дальнем плане опять же с фонарём у церкви.Эльк с фонарём в бочке, с фонарём в мешке.
Кто ищет, тот всегда найдёт.
Тезан 11.03.2019 14:13 Заявить о нарушении
Петрович Сергей 11.03.2019 15:27 Заявить о нарушении
Тезан 12.03.2019 10:41 Заявить о нарушении
Но все всегда значительно проще, простые события, простые обстоятельства. Рисунок - не книга, и потому сообщение идет как ребус - загадка лишь для тех, кто не знает значения слов.
На рисунке испанские солдаты. Скоро будет война за независимость. Разорение дома - религиозная борьба, междусобойчик - возможно, протестанты с кальвинистами, судя по барахлу. Люди с фонарями. Это не один человек - фонарь как символ поиска, который объединяет разных людей, но ситуация патовая, фонари не помогут, даже фонари не помогут перед наступающими смутными временами. От Диогена только фонарь, а смысл - тяжелые времена настали, эльки - кто в лес, кто по дрова, разброд и шатание в обществе.
Петрович Сергей 12.03.2019 15:21 Заявить о нарушении
Вы верно заметили, что Эльк может быть и не один, Эльк - каждый (нид.), каждый из нас, каждый из нас ищет правду, истину в этой жизни. И в тоже время этот многоликий Эльк - один (Эльк-Человек - игра слов) в лице художника Брейгеля, Диогена. Заметьте, что Эльк преобразуется в Человека только с помощью славянского языка. Человек - чело-верх (слав.), но не homo - человек (лат.). Косвенно слово homo - умный (слав.) близко слову "человек".
Брейгель жил во время войны Испании и Нидерландов, во время жестокой инквизиции. Испанские солдаты были для него врагами. Это и отражено на картине «Избиение младенцев». Марид – madrid > morder – убийца (игра слов).
Когда молодой испанец, идя на эшафот бросил слова Филиппу II, что он незаконно убивает людей, то герцог ответил, что он и своего сына осудит на казнь, если того потребует вера. Как это похоже на одного диктатора 20 века, который сказал, что он солдата не меняет на генерала. В истории есть параллели, которые древнюю историю делают современной и многие творения талантливых поэтов, художников нам об этом говорят. «Имеющий уши да услышит…».
Тезан 13.03.2019 10:24 Заявить о нарушении