из под откоса 9

№9 декабрь 1991
НАШ ЛИ ПУТЬ?
В том виде, в котором «Наш путь» существует сейчас, он нас абсолютно не утраивает.
Павлов В.Е. ректор ЛИИЖТа
«Наш путь» является летописью института!
Курбатова Л.К. редактор «Нашего пути»

Заявление, мягко говоря, очень  претенциозное, поэтому я решил обратиться в парой вопросов к Лидии Константиновне.
Не считаете ли Вы, что в наше насыщенное событиями время эта летопись получается несколько однобокой?
- Как говорит Козьма Прутков – «нельзя  объя ть необъятное», уровень нашей газеты сообщать подробно про жизнь и проблемы института.
Какие Вы видите пути совершенствования газеты, ее основные недостатки?
- Нам жутко мешает нерегулярность. Выход только 1 – перевести издание в типографию ЛИИЖТа, с 1928 по 1941 так, кстати, и было.
(Это им не удается сделать уже целый год)
В настоящее время тираж НП составляет 1500 экз. из которых около 500 распространяются по подписке, а остальные в свободное продаже набирают 2-3 рубля, полиграфия не окупается даже на 10%, газета целиком на дотации института. Приводим результаты опроса в котором участвовало 200 студентов всех курсов и специальностей и 60 преподавателей, условно разделенных на 3 возрастные группы «старшую» от 50 лет, среднюю 35-50 и младшую до 35.
   Для преподавателей вопрос был прост: считают ли они НП своим. Среди старшего возраста  положительный ответ дало 45%, среди среднего – 25%, среди молодежи – 10%.
У студентов это соотношение 5,5 -94,5% не в пользу НП. Кроме того, студентам предлагалось ответить как часто они читают газету. Регулярно – 4%, часто – 10%, изредка – 16%,после первого знакомства более не читали – 14%, знакомство с газетой ограничилось бытовыми потребностями у 21%, знают про существование – 26% и ответный вопрос – что это такое – 9%. Итого для 70% студентов такой ПУТЬ вообще не нужен. Из собранных отзывов положительный был один, но и то с пожеланием «Побольше интересных фактов, юмора, лирики.
Опрос проводили П. Кондратьев и Я.Эйдукс

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ИЗ-ПОД ОТКОСА» И «ПУТИ»

Сразу после выхода №2 от активно в то время участвовавших в газете ребят из комитета комсомола узнал, что ИПО выступила, оказывается, инициатором «круглого стола» со всея руководства института. Узнал о своей инициативе  минут за 20 до мероприятия, а то и сам инициатор мог туда и не попас ть. Необходимости в нем никакой не было, встреча с ректором состоялась и при его содействии №2 вышел уже в институте официально. В ходе настоящего следствия я выяснил , что «моя инициатива»  изошла от Курбатовой и зав.отделом и  идеологии парткома (это с трудом выпытал у него). В большинстве собравшиеся не очень понимали, что от них требуется и остались слушателями.  Как главный аргумент редакторша показала фото старой таблички института и заострила внимание на том, что в «шапке» ИПО упущено «императора Александра» (в духе возвращения старых названий в газете это теперь исправлено) и вообще как могла покусала. Прошли нападки и стороны парткома. Результатом пространного выступления Е.Я. Красковского о традициях  путейцев стали публикации в 4 и 8 номере. Спасибо ему еще раз за это! Кто-то еще покритиковал. Завершил «круглый стол» зав.кафедрой ВАГОНЫ Ю.П.Бороненко (одновременно член редколлегии НП).  Здравой мыслю о том, что не понимает к чему, собственно, весь сыр-бор ибо когда выпущено всего 2 номера, судить еще рано. Отметил, что доволен, что такое дело начал именно его студент. Пришедший с ним преподаватель-вагонник Левит под добродушный смех присутствующих сказалЮ что во всем поддерживает своего начальника.
   В общем, первый «крестовый поход» редакторши НП успеха не имел; зато второй, предпринятый в сентябре того же года был куда опаснее.  В этой время перезревал №3 из-зи сложностей с учреждением. На совещании в ректорате стал вопрос о прессе института, о том как выйти из кризиса НП. Определенно, что предварительно Курбатова по-своему поставила ректора в курс дела. Он сказал, что институту нет необходимости и меть аж 2 газеты, а лучше одну, усиленную. Что Курбатова интерпретировала как необходимость  закрыть ИПО. Ее активно поддержал М,П.Лисовский, предпрофкома сотрудников. Я был там один и чувствовал себя как ВАВРЯГ в японской эскадре. Осталось мне только отметить важность гарантий, чтобы «газету в газете» не стали бы усиленно кроить цензорские ножницы, а оставили бы под мо. Личную ответственность. (на то документ от Ленинздата уже был). Тут Курбатова скромно промолчала. В результате того совещания существование газеты повисло в воздухе. Только в середние октября при помощи комсомольцев и студ.профкома давлением ра ректора все вернулось на круги своя. Вот такое мирное сосуществование двух газет...

ЭРОТИЧЕСКАЯ РУБРИКА  «ХОЧУ ВСЕХ ЗНАТЬ!»
Эта рубрика открывается по очень многочисленным пожеланиям студентов, редакция, правда, очень слабо представляет, что от нее требуется в этой сфере, так что будущее рубрики пусть решат  наши читатели

Например, устроить пышный фотоконкурс под кодовый названием «институт благородных железнодорожниц» не позволяет качество полиграфии, да и горячее желание студентов выступить в роли жюри, отнюдь не означает равный энтузиазм студенток взять роль участниц. Кама-сутра сгодится как сырье для пародии – и «пусть при этой позиции голеностопные суставы влюбленных вращаются не по, а против часовой стрелки, в том и состоит различие). Да и вообще редакция придерживается самого лестного мнения о знаниях студенчества в данной области, тем паче если вспомнить неофициальную расшифровку аббревиатуры ЛИИЖТ при МПС. (ленинградский институт изучения женского тела при министерстве половых сношений.)
Напоследок внимание читательниц обострояен на том, что самая эрогенная зона у мужчин... не-а! желудок!

Как женщины разных стран относятся к появлению мужей при любовниках:
США – Дорогй, ты же не помешаешь нам делать маленький бизнес.
Франция – Жан, подвинься, Поль, прыгай к нам!
СССР – Вася, только не в морду – завтра партсобрание.

Женщина с балкона 5 этажа:
- Мужчина, я вас боюсь.
- Я же на тротуаре..
- А я спушусь...

Милый, а правда у меня глаза голубые как небо?
- Ага
- А  волосы золотые как лучи солнца?
- Ага
- А губы алые, как лепестки розы?
- Ага
- Милый, как я люблю , когда ты мне говоришь такие поэтические комплименты!

В Москве чукча потерял жену, обращается в милицию. Дежурный спрашивает приметы потерявшейся.
- Приметы не терял, жену терял.
- Ну вот моя – говорит дежурный – блондинка, высокая, стройная с большой грудью.
- А моя маленькая сутулая, кривоногая... Пошли лучше твою искать!

КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА «ЗА МИЛОСЕРДИЕ НА ЗАЧЕТАХ И ЭКЗАМЕНАХ»
Выявить всех достойных высшей студенческой награды редакция оказалась, к счастью, не в состоянии, но вот некоторые лауреаты. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА –В.В.Гарбарук и М.А.Шварц, ТЕОРМЕХ – Ю.Г.Минкин и Невзоров,  ФИЗИКА – В.И.Моисеев, ТМ И ДМ – О.Н.Лущик, В.Н.Кульков и А.А.Алексеев, а также кафедра ХИМИИ. Расширить бы этот список на грядущей сессии!..

Владимир Москвин

Две цветных красивых репродукции
Взял из "Огонька" за прошлый год.
На одной - на фоне реконструкции
Девушка счастливая идет:
Радостно и щедро улыбается,
Кровь, как говорится, с молоком.
И картина эта называется
"Девушка с отбойным молотком".

На другой картине - утро позднее,
Из окна на небо хмурый вид,
Юноша, серьезнее серьезного,
В комнате задумчиво сидит:
Плотно губы тонкие сжимаются,
Плечи затерялись в пиджаке.
И картина эта называется
"Юноша со скрипкою в руке".

Может, времена теперь суровые,
Только почему и отчего
Девушки - веселые, здоровые,
Юноши - сложенья не того.
Все-таки живу мечтою зыбкою,
Видя репродукции рядком,
Что полюбит юноша со скрипкою
Девушку с отбойным молотком.
(тогда мне автор был неизвестен, интернета не было)
ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ С НОВЫМ ГОДОМ!
ЖЕЛАЕМ СТУДЕНТАМ НАШЕГО ИНСТИТУТА С НАИМЕНЬШИМИ ПОТЕРЯМИ ВЫЙТИ ИЗ «ЗИМНЕЙ КАМПАНИИ»!
Материала о Кагановиче в  8 номере и жд анекдоты собраны Янисом (Т-801) а все остальное как всегда Петром Кондратьевым (B-807)
Единственное, чо в силах сделать редакция при повышении себестоимости газеты в 20 раз, для своих читателей, это продавать ее по полной себестоимости, в настоящее время, для «осенней подписки» она составила 1руб 10 коп.

   2 стр
ЗНАКОМСТВО С АЛЕКСАНДРОМ ГОРОДНИЦКИМ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ . ПРЕЗЕНТАЦИ Я КНИГИ.
Необходимо предисловие. Эта часть материала, как и следующая, списаны с фонограммы рассказа Городницкого в клубе ВОСТОК 14 января. Я не решился как-то редактировать материал, чтобы не потерялся его голос, поэтому в переложении на бумагу заметны шероховатости. Интервью  взято тогда же.

Здесь в ВОСТОКЕ я получился хорошую записку в прошлом году: «Как будет развиваться авторская песня в следующий период застоя?» И я сегодня поднял этот вопрос, потому что мы приближаемся к новому периоду застоя.
Я написал книжку. Она не про авторскую песню, а про себя, это никакая не проза – чисто воспоминая о времени, о себе и их набралось достаточно много. Дело не в том, что я пишу какие-то песни, стихи, а в том,   что я тоже один из недовымерших свидетелей того времени и мой долг то, что я лично помню, написать сейчас. В книге много вранья не потому что я хотел что-то приукрасить, а потому что я никогда не вел дневников. Мы прекрасно представляем, что все мы временны и надо сейчас попытаться написать кто что помнит, ибо ясно, что авторская песня, как бы от нее не отмахивались, как бы ни считали, что она выродилась – это явление , требующее своих исследователей, ставшее историческим фактом и требующее объективного освещения. Пусть  раскритикуют, переправят, но надо начинать. Именно это и двигало мной, когда я начал писать.
   Книжка написана очень хреновым языком, потому что стихи-то я еще пишу, а поскольку я научный работник и являюсь автором, как я гордо заявлял более 200 научных работ и 4 монографий, то это навсегда и безнадежно испортило мне прозаический стиль. Ввиду вышеизложенного, перейдем к обсуждению и т.д. Я никогда не забуду, как один бюрократ защищал кандидатскую диссертацию, он сказал; «Опыт был поставлен в двух экземплярах.» Так вот и у меня. Так что писать было безумно трудно. Чего я боялся больше всего? Чтоб не было о себе любимом. Часто вот пишут в мемуарах «Я и Горький». Как сейчас помню, в 1919 году я принес к Горькому свои рукописи, а швейцар сказал, что его нет дома. С той поры эта незабываемая встреча как яркий луч  освещает мой творческий путь. Посему я пытался больше писать про людей, которых помнил.  В книге 10 глав.
1. Васильевский остров. История, в основном про моего отца. Что мы помним дальше своих родителей? Дедов иногда помним,  а дальше – темнота, мрак, откуда мы вышли? Я был в Тель-Авиве, в музее диаспоры. Это музей рассеянья евреев. Там есть ЭВМ, вы набираете на клавиатуре свою фамилию и в каком месте жила ваша семья и ЭВМ выдает вам возможные корни вашей фамилии. У нас есть где-нибудь такой музей в России? Это ужасно, когда человек не знает своих корней. Какие ценности у него будут в душе, кроме коммунистических, которые мы теперь знаем чего стоят.
2. Дворец Пионеров. Воспоминания про то, как я начал писать стихи. А их я начал писать случайно в 7 классе. Мы пошли в кружок рисования с моим приятелем, он-то прекрасно рисовал, а я очень хреново, но он меня сагитировал, одному ему было лень туда идти. В тот день студия художественного творчества была закрыта. Зато рядом была открыта дверь, там читали стихи, очень красивые, какой-то человек в военной форме. В черных роговых очках, курчавы такой, перетянутый офицерским ремнем читал стихи. Я заслушался и остался сидеть, а приятель мой говорит:  «Ну чего ты сидишь?» Я говорю: «Ты иди, а я  еще посижу.» Так я попал на занятия в студию художественного творчества, которую вел профессор Сорбонны Ефим Григорьевич Эткинд. Без стихов туда не принимали. Тогда я пошел домой и написал 3 стихотворения на исторические темы и меня приняли.
3. Отечество нам Горный институт. Геологом я тоже стал случайно.У меня все случайно в жизни получилось. Когда я кончил 10 класс это был 1951 год, дело врачей еще не наступило, но уже прошла кампания борьбы с космополитами. Хотя я закончил школу с золотой медалью, мне как еврею были отрезаны все пути в университет. Оставалась только медицина, которую я терпеть не мог, пединститут и институт холодильной и молочной промышленности. Кто-то уговорил меня пойти в Горный. У меня, как у медалиста сразу взяли документы. Но было одно препятствие о котором я не подозревал – нужно было прыгнуть с вышки. Какое это имеет отношение к геологии и какой идиот это придумал я не знаю. Тем не менее без этого не брали, а мне очень захотелось  стать геологом. Тем более тогда погоны носили в Горном очень красивые. И, честно говоря, погоны меня больше всего и привлекали. Было 1 сентября, холодная ленинградская осень. Нас повезли на Кировские острова и безлюдный водный стадион. Я дрожа от холода и конечно от страха влез на вышку, плавать я не умел поэтому шел как на самоубийство. Разделся, поджимая синие, гусиные ноги, вылез на эту самую доску и смотрю: здесь я один, а все внизу и грязная жуткая эта  холодная вода. Я решил повернуться и уйти, но в этот самый момент доска спружинила и я упал. Это засчитали за прыжок. Так я стал геологом. В этой главе описывается Горный институт, смерть Сталина. Кусочки из этого раздела уже напечатаны в №5 журнала «Советская библиография». Сталин считал, что чем больше пьют – тем лучше. Водка была безумно дешевой, продавались не только «маленькие» но и «мерзавчики» по 0,125, тогда стоили они 1 рубль. Их продавали с грузовиков и вся колонна постепенно пьянела пока мы шли к Дворцовой. Пели:
Славься шахтеров племя,
Славься шахтерский труд
Мы обгоняем время,
Сталин –наш лучший друг.
И помню закуску давали: 3 кильки и яйцо на хлебе, называлась она «сестры Федоровы»
4. Деревянные города. История моей работы в НИИГА и первые экспедиции на Крайний Север. Мне там довелось проработать 17 лет. Это – Игарка, Норильск, гибель Стаса Погребицкого, песни «Перекаты», «Снег», За белым металлом», Деревянные города», «Кожанные куртки», попытка вспомнить истории, связанные с каждой песней. Я оттуда, честно говоря, много повычеркивал, потому что получилось уж больно лихо-весело. Пришлось даже привлекать мою жену, которая когда прочитала эту рукопись, сказала: «Ты что, с ума сошел? У всех нормальных мужчин есть что вспомнить, а у тебя вроде как одни бабы. Немедленно убери все сексуальные моменты!» Так вышло потому что было 2 случая когда меня  там убивали. И убивали правильно в общем-то, я претензий не имею, морально был неправ оба раза.  Но они требоали какого-то пояснения. Этот раздел взял напечатать «Химия и жизнь». В разделе ЖИЗНЬ, видимо.
5. Паруса Крузенштерна. История моих первых плаваний на георгафических судах.
6. Гваделупа. Это более поздние плавания, переезд в Москву.
7. Чистые пруды. Знакомство с москвичами, Игорем Губерманом, истории создания его стихов и многие другие вещи.
8. Сколько миль до Атлантиды?  Это вышедшая сейчас в книге «Писатели о науке» история экспедиции, погружения на подводных аппаратах и открытие таинственных подводных  стен на горе Ампер.
9. Поющие 60е. История авторской песни. Там, в частности, описаны история как мы у Клячкина сидим на переулке Антоненко. Договорились на завтра втроем собраться, попеть песни, поговорить о творчестве и вдруг Высоцкий куда-то звонит и говорит: «Нет, ребята, все. Нет.» Мы: «Но завтра же на 2 часа договорились!» Он: «Нет, ну в любое время с удовольствием.» Я говорю: «Володя, кК тебе не стыдно, мы же о творчестве!» Он говорит: «Ребята, извините, баба такая –я не могу!» И уходя махнул рукой: «Ну и дела же с этой Нинкою!» Не уверен, что именно это послужило поводом для песни, но строчка попала.
10. Мемориал посвященный 3 людям: Натану Яковлевичу Эдельману, одному из моих первых педагогов , Борису Слуцкому и Давиду Самойлову.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ В ПРОФКОМ
                В студенческий профком ЛИИЖТа от студента
                ________группы
                ___________________
                Фамилия имя и отчество

Я понимаю, что просьба моя безумна, но умоляю вас! Хотя я и получал метариальную помощь в этом году в размере 25 рублей, но прошу вас, смилуйтесь, и предоставьте мне еще некоторую сумму, желательно большую, чем прежде, т.к. она  мне необходима весьма. И если это осуществится, то моей благодарности при этом не будет границ!

«_____»декабря 1991 года           (подпись)
(автор по договоренности с редакцией сохранил инкогнито)
(это был староста нашей группы Леша Козырев)
И вот еще пара настоящих, любопытных по содержанию объявлений, замеченных редактором в институте.
«ТОВАРИЩИ СТУДЕНТЫ!
Кто потерял кошелек в столовой – зайдите, он тем еще лежит.»
«ГУДОК – ОРГАН СОВЕТСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ»
Если кто-то в ЛИИЖТе знает на своем теле такой орган с таким официальным медицинским названием – дайте о себе знать!


Рецензии
Петр, здравствуйте!
Интересно "Наш путь" - летопись университета... Знать историей напитанный номер...
А-а-а-а, это издание до "Из-под откоса", но утратившее свой интерес в студенческой среде... Ого! У Вас настоящие баталии были за жизнь... Здоровой конкуренции смотрю не получилось))) в мирном существовании двух газет...

Странно, я ранее подумал, что редакция выступила с введением новой эротической рубрики "Хочу всех знать!"...
Юноша со скрипкой и девушка с отбойным молотком - сильно!)))
История - хороший помощник в воспитании студенческой молодежи!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   29.01.2023 21:33     Заявить о нарушении
Ой опечаток там...)) глянул - поплохело..))спасибо за отзыв

Петр Кондратьев   29.01.2023 18:45   Заявить о нарушении