Солнцу и ветру брат





Вчера, после месячного перерыва (отключение за неуплату), вошёл в Интернет и первым делом набрал в поисковой строке заголовок своей новой книги о геологах – «Солнца и ветра брат». Хотелось уточнить текст песни да с падежами разобраться: как правильно петь – «Солнца и ветра…» или «Солнцу и ветру…». Открывшийся сайт предложил несколько десятков вариантов текста песни с картинками и без.

Оказывается, у меня нарушен порядок слов: вместо «Солнца и ветра брат» надо писать «Ветра и солнца брат» или «Ветру и солнцу брат». Кому какой падеж больше нравится…

И ещё одна приятная неожиданность открылась мне в Интернете: повесть под заглавием «Ветру и солнцу брат» уже написал Марысаев Евгений Клеоникович, 1939 года рождения. Книга о геологах издана в 1974 году, 208 страниц, тиражом 75000 экземпляров, в твёрдой обложке, с иллюстрациями, ISBN отсутствует…

В молодости Марысаев много странствовал, в геологии трудился в качестве буровика, взрывника, маршрутного рабочего…Литинститут закончил заочно, написал 9 книг. Жил недолго, умер в 1983 году…

Теперь мне надо подбирать другой заголовок для книги, поскольку «Солнцу и ветру брат» уже занят. Хорошо, что заглянул в Интернет. Будем искать…

Но по части содержания стихов для песни «Геологи» мне есть что сказать, и я это сделаю на этих страницах.
 

Уточним: музыку написала А. Пахмутова, а текст песни написали двое авторов: Гребенников С. и Добронравов Н. Не знаю, кем они были в жизни, эти поэты, может быть и геологами, только в их тексте есть кое-какие непонятки. С точки зрения геолога-профессионала.

Я помню, как эту песню исполняла Анна Герман. Хорошо она пела. Но мне не нравились стихи, вернее, отдельные места в тексте, и при каждом удобном случае я их критиковал. Особенно в наших праздничных застольях, когда после пятого тоста «за геологов» кто-то обязательно заводил «Ты уехала в жаркие степи, я ушёл на разведку в тайгу…». Многие подхватывали, а я – никогда. В хоровом исполнении эта песня мне вообще не полюбилась. Унылый мотив и какая-то жалость к бедному геологу…нет, это не для меня. На часто задаваемый вопрос, почему я не пою вместе со всеми, отвечал коротко:

    – Не хочется.

Отставали почти все и сразу, кроме изрядно поддатых и отупевших.

За свои слова отвечаю прямо здесь, на этих страницах. Уже к первому куплету есть вопросы: зачем поэты так далеко развели влюблённых – её «в знойные степи», а его «на разведку в тайгу»? Если он и она ещё студенты, и поехали на практику, то допускается такой разнос: её на юг, а его на север. А если они уже геологи («мы геологи оба с тобой»), то…К выпуску из ВУЗа или СТУЗа влюблённые студенты, как правило, вступали в брак, и уезжали по направлению в одну и туже экспедицию, как семья. Туда они приезжали, как молодые специалисты, и в приличной экспедиции их ставили в очередь на получение квартиры. В этом было преимущество семейных пар перед холостяками.

Во втором куплете, так красиво написанном, надуманный романтизм просто зашкаливает. Не могу припомнить такого, чтобы кто-то из нас клялся в верности своей будущей жене… «Полярной звездою». Конечно, какой-никакой романтизм в нас, молодых, пребывал, но не до такой же степени, чтобы к звёздным высотам взлетать. Да и время было такое прагматичное, что всякие клятвы были не в моде. Хотя…может быть, это я такой толстокожий прагматик, что не могу выразить пылких чувств…может быть…Тогда извините меня, романтики, если что не так сказал. Действительно, с чего бы это мне за всех выступать?

Переходим к третьему куплету, в котором поётся о профессионализме. Допускаю, что он и она хорошо знали своё дело и умели «руду дорогую отличать от породы пустой». Тогда, в 1960-е, в стране готовили хороших специалистов. И школьное, и высшее-среднее профессиональное образование были на высоте.

Но, гордиться умением и в жизни разбираться, как в минералогии – это вряд ли. Не стоит. Жизнь ставит такие задачки, что большинству из нас до конца жизни не хватает времени их разрешить.

К содержанию четвёртого куплета у меня тоже есть вопросы и сомнения. Почему-то геолог (то есть, не геолог, а поэт за него) решил, что от долгих разлук «закалённая ветром» любовь только крепчает. Опыт жизни, а ваш покорный слуга прослужил 40 лет в геологии, напевает нам другую песню. Когда в разлуке, да ещё в дол-гой, он и она – молодые, сильные, здоровые – живут и работают рядом (и даже в маршруты вместе ходят) с другими молодыми и здоровыми мужчинами и женщинами, то…Как устоять? Вопрос, конечно, интересный. На засыпку.

Вот мы подошли к припеву, который звучит в песне четыре раза. Согласен только с первой и четвёртой строками. Да, маршруты порой случались далёкие и долгие, даже бывали трёхдневные с ночёвками под открытым небом, и конечно, у костра.

Но почему «нельзя повернуть назад»? Бывало и так, что мы возвращались с работы раньше, не доехав до участка работ. По соображениям безопасности. Героизм, опасный для жизни, в дни нашей службы в геологии – не приветствовался. То дождь сильный врежет, то мост через реку снесёт, то оползень дорогу перекроет…Всё. Возвращались назад, на базу геопартии. Сталинских приказов – «только вперёд!» – тогда уже никто не отдавал. Людей стали беречь. За несчастные случаи на производстве начальство наказывали сурово. А два поэта нас опять заводят в сталинскую эпоху. Не-а. Не пойдём.

А вот этот призыв «Держись, геолог, крепись геолог,…» вообще звучит жалобно, будто геолога бедного пытают и мучают на работе с утра до вечера, и без выходных. Пропоёт иной романтик или послушает о тяжкой доле геологов-полевиков и ему в геологи расхочется, ибо жизнь там у них не сахар.

Сколько себя помню, на работу в поле, в апреле-месяце я выезжал с удовольствием. Камеральное сидение очень уж меня утомляло. И в маршруты ходил с удовольствием, просился в самые дальние, да чтоб по новым местам…Не любил в маршрут ходить с начальством: пропадало ощущение свободы. Идёшь за ним, как привязанный, и делаешь то, что прикажет: то подай, это принеси, отбей вон там образец, возьми пробу…К счастью, такое несвободное хождение мне доставалось редко.
В маршруте я чувствовал себя полностью свободным, а это, я вам скажу, великая благодать для человека! Нигде и никогда не было у меня такого прекрасного ощущения свободы, как в геологических маршрутах! Всё сам, всё сам…Выбираю направление, ориентируюсь на местности, наношу обнажения пород на карту, даю команды сопровождающему, где и сколько отбить образцов, подписываю их…Для отдыха выбираю возвышенные места, чтобы с горы полюбоваться природной красотой. И никто мне не указ, куда и как мне идти. Всё сам, всё сам…

Туризм – лучший отдых. Хорошо сказано. А у геологов, на мой взгляд, так вообще – туризм за государственный счёт. Совмещение приятного с необходимым.

Поэты-песенники призывают геологов держаться и крепиться. Спасибо вам, ребята! За всех не скажу, а вот за меня точно не надо беспокоиться – всё хорошо, прекрасная маркиза. Всё хорошо, всё хорошо!

                14.03.2019


Рецензии
Александр, ну прекрасно же!!
А с новой книгой поздравляю!
Кстати, эту книгу Марысаева читала в детстве, она до сих пор должна стоять где-то на полке в родительском доме) Отличная книга!
Да, а песню вы здорово препарировали)) Действительно, столько тупой романтики...)
Хорошей вам весны! Она, небось, вам уже пятки щекочет) И снова хочется в поля)

Надежда Розенбаум   18.03.2019 19:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Надежда!
Геолог геолога понимает...
А новая книга о геологах готова только наполовину.
Сейчас изучаю фотоальбом, чтобы вспомнить - там сюжетов хватит и на две книги...

С уважением - АдеФ.

Александр Квиток   19.03.2019 10:56   Заявить о нарушении