О моём одиночестве

Не нахожу средств, сил и способностей для выражения всего, что ношу в себе. Поэтому никакое творчество, становление, социальное определение для меня немыслимы.
А иных путей не обнаруживается. Некоторые из них, наиболее удобные, привлекательные, закрыты напрямую, что является источником внутренних мучительно переживаемых противоречий.

Во многих восточных и дохристианских традициях существуют обряды типа безмолвной молитвы. Подобные практики осмысляются носителями традиции как приобщение к божественному, которое не является проявленным. Иначе говоря, к тому, что безмолвно, нужно обращаться молча. В неразрывной связи с этим находятся практики одиночества как способа достижения божественного (понимаемого иначе, нежели в христианской традиции). Однако одиночество понимается так же как состояние единства, неразрывности, обретение самости, внутренней гармонии, отрешенности от всего, что "не-Я". Подобное одиночество признается одним из наивысших, наиболее ценных состояний.

А моё одиночество - распад, диссонанс, взаимная разобщенность элементов, упадок и отказ от собственной субстантивности, попытка сбежать от принципа, организующего целостность индивида.

* * *

Это моё нормальное состояние? Да, нормальное болезненное состояние, и я не вижу ничего, что могло бы изменить его. Даже если начнешь делать всё, что требуешь от себя, не перестанешь быть посредственностью, не сможешь перешагнуть через внутренний предел, которого я, как мне кажется в последние месяцы, уже достиг, а с годами его границы не будут расширяться слишком сильно. Того что нужно - никогда не сделаешь и не достигнешь, а остальное не способно тебя удовлетворить, и я молчу о том, что не в моей воле, о том, на что я влияю лишь косвенно. Нормальная жизнь? Мне кажется, со мной невозможно говорить о ней просто потому, что я не помню значения этого слова, и говорю о той жизни, которая простирается передо мной каждый раз, стоит открыть глаза. Она стала нормальной, как боль становится нормой, если человек хронически болен.


* * *

Придумал название убеждению, распространенному среди моих знакомых. Вот есть такие люди, которые до поучений к тебе и после них говорят о том, какие у них есть друзья, или один друг, или девушка, или парень, и как они счастливы с ними. И стоит возникнуть даже иллюзорному ощущению, что они отдаляются от этих людей, так сразу возникает беспокойство, они расстраиваются, хотя ничего, в общем-то, не произошло, изменилась лишь малая часть повседневного порядка. Но в момент, когда они решат утешить тебя в твоём одиночестве, в твоей тоске по Другому, который мог бы разделить твои скорби и радости, они начнут патетично заявлять - с убеждением, - "Надо жить собой! Надо жить для себя!". И это убеждению я придумал название "метафизика индивидуальности". Ведь эти люди действительно убеждены, что их Я - субстанционально, самодостаточно и автономно, в то время как сами, своим же собственным опытом подтверждают несостоятельность своего убеждения, не замечают противоположного ему.

И я не говорю о людях, которые действительно способны выдержать бремя одиночества, способны сеять и пожинать плоды своего уединения...


Рецензии
Очень грустные размышления:
"Не нахожу средств, сил и способностей для выражения всего, что ношу в себе. Поэтому никакое творчество, становление, социальное определение для меня немыслимы."
"Это моё нормальное состояние? Да, нормальное болезненное состояние, и я не вижу ничего, что могло бы изменить его."
Хорошо уже то, что есть понимание, что состояние болезненное. Значит нужно поискать для него причины. Может быть они идут из атмосферы детства. В детстве ребёнок полностью зависим от близких и эта зависимость продолжает жить во взрослом, когда он уже может что-то изменить. Одному вам, видно, не справиться, нужно выйти на хорошего психотерапевта. Не знаю, где вы живёте. В Питере, по-моему, есть такой человек и он даже есть на "стихи.ру".
Вообще мы же знаем, что человек - существо общественное, поэтому одиночество и воспринимается как дискомфорт. Да, были религиозные практики, когда человек уединялся, чтобы соединиться с Богом или (у буддистов) со всем. Но они не всем подходят. Очевидно, это не ваш путь. Думаю, вам могли бы помочь буддисты, но и среди них не каждый. У меня есть переводы книги Айи Кэмы, там тоже есть советы, которые могли бы вам помочь.Но общение с живым продвинутым человеком, конечно, может дать больше.

Маргарита Школьниксон-Смишко   08.09.2020 07:59     Заявить о нарушении