Глава-книга 2. Экономика должна быть честной

2 Глава
Экономика должна быть честной

 Признаемся себе, что о честности в экономике говорить не так просто.
  Конечно, человек давно изобрел такое понятие как "альтруизм" и показал, что любовь к ближнему, помощь ему и прекрасные чувства ведут человека к его же пользе.
 Но Ничто ставит пределы и альтруизму и рациональной этике.
 Выгода и любовь не уживаются без ссор.

   Экономика должна быть честной, иначе она перестает быть собой, то есть тем, что призвано давать жизненные блага людям – а не только одному

 Человек затевает производство и торговлю (тоже производство), чтобы получить деньги.
 Гуманисты разных веков, и в особенности те, кто стремится к обретению духовных ценностей, находили это по меньше мере неэтичным, а чаще - просто отвратительным.
 Над скупостью принято иронизировать. Образы плюшкиных и гарпагонов хорошо знакомы человеку с тех пор, как создаются книги. Хотя писателю не превзойти действительность, где встречались субъекты, в сравнении с которыми гоголевский Плюшкин  - милейшая личность.
 Корысть испокон веков вызывает гнев, желание получить выгоду за счет страданий ближнего высмеивалось и будит ненависть.
 Эксплуатация также вызывает негативные эмоции. Да еще какие, уж мы знаем.

 Культура и религия дают нам более или менее искренние представления о морали. А экономика?
 Бывали фабриканты, не желавшие себе прибыли, они старались думать о рабочих, находились и помещики, желавшие блага крестьянам и позволявшие им меньше работать.
 Альтруизм победил, а дело нет.
 Вместе с делом крупно проиграли также сами рабочие и крестьяне.

 Неужели экономика не может быть честной?

 Экономика честна, когда подлинна, то есть -  именно то, что она есть и не пытается сделать из себя противоположность. Подлина экономика личности.

                Когда  честна наша экономика?

 Прибыль как цель собственной деятельности делает человека не честным, а экономику – не вполне тем что она есть. Это скорее, антиэкономика.  То есть античеловечность, поэтому стремясь получить в собственность благо, принадлежащее обществу, человек тем перестает и быть собой, внося в собственное бытие элемент ему несвойственного.
 Перестает быть собой - значит, теряет над собой и власть.
 
 Что такое, например, "эксплуатация"? Ведь трудиться нужно, это более или менее понимает каждый.
 Эксплуатация - попросту синоним античеловечности. Плохи условия жизни и деятельности, которые вредят здоровью и не оставляют времени для жизни, недостаточна для человеческого существования зарплата, становится рабским труд. Это и есть эксплуатация.

 Собственник производства ставит себе целью получить деньги. Говоря языком так называемой социальной справедливости, он их вполне заслуживает. Это оплата его труда и плюс нечто еще. То есть прибыль.
 
" Стоп, - говорит нам читатель -  речь всё-таки о честно заслуженных своим трудом деньгах или о прибыли?".

 И того и другого: прибыль - тоже не от дьявола и не от бесчеловечености.
 Прибыль - это деньги, необходимые для деятельности того, кто распределяет потоки благ и денежных средств. Его труд почти в буквальном смысле кормит множество людей. Таково и назначение профессии - служить другому.
 Проблемы человека возникают тогда, когда он начинает тратить на себя не только то, что ему положено, но и прибыль, имеющую иное назначение: служить конкретным людям.
Прибыль возвращается в производство.

  Деньги - для каждого, а не общества "вообще". Человек с его сознанием - мера обществу, а не наоборот.

  Нет абстрактного общества как и абстрактной прибыли, так и абстрактных денег. Хотя есть общепринятые атрибуты ценного, включая и денежные знаки.
 
 У каждого человека собственные деньги. Эта банальная фраза, однако, зазвучит по-новому, если учесть, что деньги каждого отдельного человека имеют не только свою количественную, но и свою качественную составлющую. А именно- сознание человека, позволяющее с пользой для себя и целью для жизни потратить свои деньги. Последняя и определяет покупательную способность денежных средств. Поэтому один человек те же тысячу рублей расходует производительнее другого.

  Прибыль имеет целевое назначение в себе. Хитрость в том, чтобы его разглядеть.
 Организатор производства, осуществляющий власть над выручкой, то есть её владелец, берет в собственность положенную ему часть денег, а необходимую долю отдаст своему делу.
 Это и есть экономика производства.

 Центральным в ней является вопрос – не собственности, а власти. Но не над прибылью, которой человек и не имеет: все что ты взял из выручки в свою собственность не по праву, общество так или иначе понудит тебя ему вернуть. Речь идет о власти над собой. Такая власть – мера того насколько ты принадлежишь своей личности и её  внутренним устремлениям. 
 Личность, способная терпеть, если необходимо, и работать, не склонная ставить своей целью удовольствие, ценя трудный процесс творчества, связывает себя его результатами. Они необходимы, дают человеку цель.
 Именно личность способна и освободиться от  рабского стремления к общественно ценимому, что бы то ни было: золото с его способностью удовлетворять желания, власть над людьми, сокровища культуры, драгоценности интеллекта, брильянты знаний, или богатства духа, когда в сети абстрактных понятий пытаются поймать неуловимую истину, витающую только там, где она сама хочет

 Личность дает знать, что происходит здесь и теперь.

 Нужно знать меру, то есть чувствовать, где ты собственник денег (они для твоего личного пространства) а где лишь владелец, чья задача - дальнейшее распределение средств в обществе. Знание об этих вполне совместимых вещах – и есть сознание.
 Но для этого необходима честность. Иначе того и гляди - возьмешь себе больше, а обществу отдашь меньше того что требуется.

 "Прекрасные слова, но далеко от жизни, - отмахнется читатель - прибыль застит глаза капиталисту, тут уж не до честности. Не надуешь - не проживешь"
 
 Неправильное использование того, что получено сверх вложенного, случается не только с капиталистами. И это как раз повод вмешаться обществу.
 
 Как же экономический успех может зависеть от честности?
               
                Цель не оправдывает средства

  1. Ты хочешь купить на рынке вкусную ветчину и недорого. Однако, не так просто сойтись в цене с продавцом. Ты думаешь: они же ловкачи, сами так и норовят провести покупателя за нос. А если так, почему бы не вспомнить принцип "не обманешь - не выгадаешь". 
 Выбираешь ветчину, которая кажется тебе сравнительно дешевой и отличной на вид. И вот между тобой и ее продавцом возникает такой диалог:

- Что-то твой товарец неважно выглядит....А что так дорого? В двух шагах торгуют получше да и дешевле
- Так иди туда и покупай, - парирует опытный продавец
- А тебе какая от того выгода? Сбрось цену маленько и сойдемся
- Идет!
 Цель достигнута.

2.
 Сегодня люди так склонны верить в необычное. Дама даёт объявления в газеты о том, что она - потомственная ведунья в десятом поколении, способна решать проблемы бизнеса и личной жизни.
 К ней начинают тянуться люди, причем далеко не из наивных. Как раз те, что упорно торгутся на рынках, понимая свою пользу. Не век же им быть только рациональными.
 Их  в самом деле порой можно убедить в своей правоте, и деньги капают в карман гадалки.
 Она благоразумно несет свои деньги в надежный банк, который затем благополучно объявляет о банкротстве.
 Банк как раз тот самый, о котором речь ниже.

3.
Бизнесмен берёт в банке целевой кредит и тратит его на другое дело, которое сулит ему  быстрый оборот денежных средств. И всё получается как нельзя лучше - куда там Голливуду с его хэппи-эндами. Из прибыли бизнесмен благоразумно отдает кредит, а остальные деньги не тратит на себя, а целиком вкладывает в создание надежного банка, по всем правилам оформив документы у чиновника.
 Однако дальше цепочка успеха обрывается: банкир дает  кредиты, но не все из должников же так удачливы, да и не все порядочны в платежах как он. Кредиты не отдаются - банкротство.

3.
Чиновник распределяет денежные пособия. Но ведь среди людей так много мошенников. Наример такие, что берут у государства целевые кредиты и тратят на что хотят.
 Как описанный выше бизнесмен.
 А средства ограничены. Отдай деньги жулику - не хватит тем, кто в них действительно нуждается.  Поэтому начальник долго думает над тем, сколько и какие документы нужно собрать человеку, где их заверить и как подтвердить.
 Возникает обыкновенная волокита, но чиновника этим не смутить, потому что он на страже гражданских интересов.
  Нуждающийся не может оформить пособие, а жулик получает без труда: для него пара лишних печатей - не вопрос.

4.
 Ты затеваешь нужное людям производство очень хороших и недорогих пирожных, но государство...это налоги платить просто невозможно. И кто их платит? Государство большое, денег у него много, нефти еще достаточно. Да и в конце концов - тебе нет дела до государства, которое не очень-то заботится о своих гражданах.
 Ты подделываешь налоговые документы, "даешь на лапу" чиновнику и производство ладится.
  Однако в один не самый прекрасный момент к тебе стучится в дверь представитель карательной власти.
"Лучше бы ловили жуликов" - думаешь ты с гневом.
 Но вот ты уже не так наивен. Ты организуешь цех, где  быстрыми темпами  делаешь пирожные из сырья неважного качества, однако ну очень дешевого. Все вроде идет как нельзя лучше, но через некоторое время опять - "кто стучится в дверь ко мне?"
 "Сколько таких цехов по стране, да еще и похуже. За что меня-то?" - страдаешь ты.

 "В нашей  жизни чего только не случится,- улыбается читатель-практик"
 
 С тобой в экономике не справедливы, как понимаешь - и ты считаешь разумным платить той же монетой.
 Но не лги самому себе - это уже точно ни к чему доброму не приведет: цепочка взаимных обманов замыкается на человеке. То есть, на тебе.

 Покупатель на рынке, врущий продавцу - расчетливый мошенник - плутующий с государством бизнесмен - недобросовестный банк - чиновник-бюрократ с его горой документов -  неплательщик налогов  - некачественное производство: разве не взаимозависимые звенья одной цепочки?

 Это замечает народ, формируя свою нравственность. А нравственность носит общественнй характер

 «Что-то неясно - задумывается сам автор – и производство, и торговля, да еще и нравственность носят общественный характер, а подлинна экономика личности. Кажется, в этом есть некоторое противоречие»

 Пришла пора говорить о том, что такое общество.


Рецензии
Много интересных мыслей!

Но к расуждениям о том, когда честна наша экономика, я бы на первое место поставил границы между тем, что является рыночной ценностью вообще, и что - категорически не должно находится в торговом обороте - по соображениям морали, нравственности, деловой порядочности, жизненной безопасности и т.д.

Нельзя продать землю, на которой живёшь сам, и тем более- погост, где покоятся предки. Нельзя продавать девственность и торговать функцией материнства. Нельзя торговать органами тела, даже своими. Нельзя продавать людей. Нельзя оказывать услуги по абортам, что в православии, например, считается соучастием в убийстве ребёнка...

Многое объективно нельзя выставлять на рынке в качестве товара или платной услуги. По шариату, например, нельзя заниматься ростовщичеством, продавать алкоголь и торговать всем, что связано с его производством, нельзя так же заниматься проституцией и наркоторговлей. В Китае, кстати, за наркоторговлю тоже карают очень сурово. И я считаю, что это - правильные запреты.

Но практика показывает, что не все культуры принимают эти запреты. Отсюда и чехарда в жизни.

PS. Заинтересовался вашим разделом "Теономика"...

Заранее   03.05.2024 12:22     Заявить о нарушении
Цивилизации разрушает не вообще частная собственность на средства производства, а именно частная собственность на землю. Человек зависим от природы и уже потому не вправе быть её собственником.

Да, право управления природой людям от Бога дано, но для созидания, а не разрушения

Поэтому: власть над землей и плодами земледелия - да, земледелец благодаря своему труду вправе на это, собственность - нет, да она и разрушает труд

Дмитриев   04.05.2024 08:57   Заявить о нарушении
Добрый день, г-н Дмитриев! Вижу, что Вы категорически против частной собственности на землю. И в немалой степени я с Вами согласен.

Если исходить из вашей теономики, то да, земля, повсеместно в пределах страны, не должна покупаться и продаваться, а должна только передаваться для временного или, если это оправдано целью народа, для бессрочного пользования - большим, например, социальным группам. Крупным родо-племенным сельхозобщинам, допустим. Как, примерно, сейчас в Китае.

Но частную собственность предпочитают активные деловые люди, способные делать весьма успешный бизнес в качестве единоличных хозяев, на основе частного права. В общине им, таким, не интересно.

Есть таже и другие весомые аргументы в пользу частной собственности, их несколько. Например, перспектива развития, наследственность и пр. И поэтому, при разумных ограничениях использования, я и за общинное земвлевладение без права имения наделов и продажи общинной земли, и за частную собственность на землю. В том числе - за частную коллективную, но основанную на морали идейных общин, к примеру.

Обе эти формы нужны, на мой взгляд, чтобы свободными в деле были и единоличники и коллективисты. На то и понятие - организационно-правовая форма.

Но если связывать сельское хозяйство с ростом демографии в Сибири, то здесь олгозначно булущее за родо-поеменными и идейными общинами. Ибо никакой, даже самый богатый кулак не сможет вести дело так, чтобы за лкт 29-30 уведичить в Сибири и численность населения за счет плдьема рождаемости, а не привлечения мигрантов и батраков.

Заранее   04.05.2024 12:46   Заявить о нарушении
Извините за опечатки. Печатаю со смартфона с клавы ЙЦУКЕН, клааишки мелкие и пальцы захватывают другие буквы.
Но сысл, надеюсь, понятен.

Заранее   04.05.2024 12:51   Заявить о нарушении
По-моим представлениям, частная собственность, как и власть, не может быть коллективной. Поэтому и община, если усточива, не имеет своей земли в частной собственности. Как только у общины появится земля в частной собственности, там появится и лидер, который станет фактическим собственником.

Частная собственность всегда тяготеет к индивиду, это в природе человеческого "я"
Потому в теономическом и экономическом отношении к земле и земной природе человека - члена общины должна быть идетификация бы "мы", а не "я" во избежании распада общины.
Как говорит Библия (от Матфея): "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше"

Дмитриев   04.05.2024 13:27   Заявить о нарушении
Да, мы. Это так.

Нас, русских, спасти, сохранить, приумнножить может только традиционный для нас православный уклад жизни. Единственная сила, благодаря которой мы и говорим про себя, что это мы.
Никакая партия, никакая идеология на это сегодня не способны.

Так, может быть, и демографическую задачу в Сибири стоит решать через такие сельхозобщины, которые бы базировались на православном укладе? Говорю не за всю Россию, а только о проблемах русского народа.
Ведь если отдать Сибирь частнособственническому укладу и подходу к экономике, то Сибирь за два-три десятка лет раздербанят так, что потом одна окисленная глина останется, какую мы видели после использования теплиц по интенсивным технологиям.

А православная община всё будет делать в согласии с Божьим замыслом.
Но как вот собрать такую общину? По какому закону? Мгогие ли русские согласятся оторваться от привычной среды, чтобы посвятить себя формироаанию нового русского этноса?

Можно организовать какую-то идейную общину, типа кибуца для начала. Чтобы потом по её образцу строить другие общины. Но по-любому, нужна идейно или укладно организованная кампания, чтобы потом не выросла из неё химера под именем Лебедьракощук. Да и как было с дальнеаосточным гектпром, нельзя. *Нате вам клочюок земли на семью и барахтайтесь как можете.)
Развиваться там надо только с прицелом на рост собственной демографии. От родовой сельхозобщины до родо-,племенной и шире. И под одним Богом.

Заранее   04.05.2024 15:21   Заявить о нарушении
В этом плане вполне можно, я думаю, опереться на практику и опыт старолбрядцев. Но как устранить известные разногласия?

Заранее   04.05.2024 15:23   Заявить о нарушении
Во второй половине этого века возникнет посттехногенная цивилизация, религиозная наука сменит атеистическую, и в России появятся православные общины

Дмитриев   04.05.2024 16:33   Заявить о нарушении
Для того, чтобы коренным образом изменилсоь массовое сознание, не менее фундаментально должно измениться массовое бытие. Это и произойдет.

Новому вину необходим и новый сосуд. Новому способу бытия необходима такая наука, которая не только не противоречит религии, но с ней едина. Такое знание не противоречит вере.

Дмитриев   04.05.2024 16:40   Заявить о нарушении
С наступающей Пасхой, Вас господин Дмитриев!

Заранее   04.05.2024 19:26   Заявить о нарушении
И Вас также

Дмитриев   04.05.2024 20:00   Заявить о нарушении