471 Сон наяву 16 сентября 1973
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
471. Сон наяву. 16 сентября 1973 года.
Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенье 16 сентября 1973 года. Юго-западная граница морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap) недалеко от мифического острова Роколл (англ. Rockall, географические координаты: 57°35;48; с. ш. 13°41;19; з. д. (57.596667°, -13.688611°). Дневная температура: мин.: 10.0°C тепла; средняя: 10.9°C тепла; макс.: 12.5°C тепла. Эффективная температура (температура самоощущения человека) 7.6°C. Ветер слабый (3 балла) дует со скоростью 5 м/с (18 км/ч). Волнение в океане тоже слабое, вернее, лёгкое - 3 балла. Волны короткие, хорошо выраженные, с гребнями, которые образуют стекловидную пену. Изредка волны украшаются белыми барашками. Очень красивое море-океан... Высота волн 0,6-1 м, длина - 6 м. Осадков нет. 16 сентября 1973 года солнце в точке острова Роколл взошло по местному времени в 08:36, а зашло в 21:23. День длился 12 часов 47 минуты. Кстати, это "астрономическое время" восхода и захода солнца на данной широте и долготе, а так называемое "гражданское время", то есть наблюдаемый человеком восход и заход солнца на небе в этот день воскресенье 16 сентября 1973 года было таким: солнце взошло над горизонтом в 07:57, в 15:00 было в зените (наблюдаемый полдень) и зашло за горизонт в 22:03 (наступила ночь). Всё это я видел собственными глазами...
БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане ожидал прибытия эскадры советских подводных лодок, кораблей боевого охранения и судов обеспечения Краснознамённого Северного флота. Вчера, 15 сентября 1973 года, семь дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 641 Краснознамённого Северного флота, вышли из своих баз, встретились в точке рандеву и вошли в состав эскадры из 8-ми подводных лодок, большого противолодочного корабля проекта 1134Б, танкера и судов обеспечения, чтобы выйти в определённом порядке в акваторию Северной Атлантики, прорваться через рубежи противолодочной обороны ВМС США-НАТО и скрытно осуществить переход в Средиземное море. Далее события этого боевого похода автор излагает в соответствии с воспоминаниями непосредственного участника 13-месячной автономки на ПЛ пр.641 Б-440 в 1973-1674 гг., который, как он пишет, "служил офицером" (Статья "Б-440 пр. 641. Боевая служба 15.09.1973 - 8.10.1974". Сайт "Военное обозрение" от 30 ноября 2013 года. Автор: Veteran. Первоисточник на сайте: http://forums.airbase.ru).
Подводные лодки выходили скрытно ночью в 05:00, потом собирались в группу в точке сбора, присоединялись с кораблям охранения и сопровождения и в надводном положении следовали в Атлантике до Фареро-Исландского рубежа ПЛО ВМС США-НАТО. Шли по штормовому морю, но берегли ресурс аккумуляторных батарей для подводного плавания.
Советская дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 641 - двухкорпусная цельносварная с использованием стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Форма корпуса ПЛ пр.641 выполнена для максимального улучшения мореходности в надводном положении. На ПЛ устанавливалась система пожаротушения ВПЛ-52. ПЛ пр.641 оборудована для ледового плавания. (Здесь и далее точные данные о ПЛ пр.641 из соответствующих энциклопедий).
ПЛ пр.641 имела три двухтактных дизеля 37Д с газотурбонаддувом мощностью по 2000 л.с. (управление дизелями осуществляется из герметичного подотсека, для снижения загазованности среды обитания машинистов). ПЛ пр.641 имела два электродвигателя подводного хода ПГ101 мощностью по 1350 л.с. для бортовых валов: один электродвигатель подводного хода ПГ102 мощностью по 2700 л.с. для центрального вала и один электродвигатель экономического подводного хода ПГ104 мощностью 140 л.с. для центрального вала. Механика лодки - три вала и три винта изменяемого шага. Рули - вертикальный и кормовые горизонтальные - имели гидравлический привод, электрический и резервный ручной. На ПЛ пр.641 использовался стабилизатор глубины "Мрамор" (автоматическое управление плавучестью лодки и горизонтальными рулями). Энергетика ПЛ пр.641 - аккумуляторы 46СУ в количестве - 448 шт. (4 группы по 112 шт.). Экипаж - 70 чел (в т.ч. 12 офицеров).
ТТХ (тактико-технические характеристики) ПЛ пр.641:
Длина - 91,3 м
Ширина - 7,5 м
Осадка - 5,09 м (при нормальном водоизмещении)
Водоизмещение надводное - 1952 тонны
Водоизмещение подводное - 2475 тонн (встречается так же 2550 тонн)
Запас плавучести - 26.8%
Скорость надводная максимальная - 16.8 уз (31,11 км/ч)
Скорость подводная максимальная - 16 уз (29,63 км/ч)
Скорость подводная под РДП - 8-10 уз (14,82 - 18,52 км/ч, по разным данным)
Скорость подводная экономическая - 2 уз (3,7 км/ч)
Дальность хода надводная (скорость 8.1 уз или 15 км/ч, усиленный запас топлива) - 30 000 миль
Дальность хода подводная под РДП (скорость 8 уз или 15 км/ч, усиленный запас топлива) - 17 900 миль
Дальность хода подводная (скорость 2 уз или 3,7 км/ч) - 400 миль
Дальность хода подводная (скорость 16 уз или 29,63 км/ч) - 15.3 миль
Глубина погружения предельная - 280 м
Глубина погружения рабочая - 250 м
Время погружения - 40 с
Время непрерывного пребывания под водой - 575 часов
Автономность - 90 суток
Вооружение ПЛ пр.641:
6 х 533 мм носовых ТА, боезапас 18 торпед.
4 х 533 мм кормовых ТА (400 мм ТА на ПЛ пр.И-641К), боезапас 4 торпеды.
Торпедные аппараты рассчитаны на стрельбу до глубины 80 м. Боезапас (общий) - 22 торпеды типов 53-65М или 53-65К (включая управляемые по проводам) или 32 мины МДТ. ПУТС "Ленинград-641".
Оборудование ПЛ пр.641 придаёт ей характерный и узнаваемый внешний облик:
- пассивная ГАС шумопеленгования МГ-10 "Кола" / PIKE JAW (блестящая облицовка носовой части ПЛ);
- высокочастотная ГАС связи МГ-15 "Свияга" / TROUT CHEEK (блестящая облицовка носовой обтекаемой выгородки над ГАС МГ-10 "Кола");
- активно-пассивная ГАС пеленгации МГ-200 "Арктика-М" (расположена в нижней носовой части корпуса ПЛ);
- станция обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) МГ-13 / МГ-13М "Свет-М" / FEZ (на некоторых ПЛ, выступающая антенна расположена над антенной ГАС "Свияга").
- РЛС обнаружения надводных целей "Флаг" / SNOOP TRAY или "Буря", станция радиотехнической разведки "Накат" / "Анкер" ? / STOP LIGHT (станция обнаружения работы РЛС противника), радиопеленгатор "Рамка" или "Завеса" и станция госопознавания "Хром-К" / QUAD LOOP;
- радиостанция ВЧ "Ива-МВ" с убирающейся (заваливающейся) антенной (устанавливалась в ходе среднего ремонта на части ПЛ пр.641 во второй половине 1960-х годов);
- два гирокомпаса "Курс-5", лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1;
- перископ командирский ПК-8.5, перископ зенитный ПЗНГ-8.
Серийность: в 1972-1973 годах в составе ВМФ СССР было 58 единиц ПЛ пр.641.
В составе 69-й бригады подводных лодок (ПЛ) Краснознамённого Северного флота (КСФ), которая в 1961 году создавалась в 4-й эскадре подводных лодок СФ (4-я ЭскПЛ СФ) для перехода советских подводных лодок на Кубу и располагалась в ВМБ Сайда-губа, в 1970-1973 годах были 4 ПЛ пр.641 - Б-4, Б-36, Б-59, Б-130. Из них только ПЛ Б-130 вошла в эскадру, направляющуюся в Атлантику и далее в Средиземку.
ПЛ пр.641 Б-409 из этой эскадры была включена в состав 69-й БрПЛ 4-й Краснознамённой ордена Ушакова I степени ЭскПЛ КСФ 27 декабря 1971 года с базированием в городе Полярный. С 6 мая по 29 ноября 1972 года ПЛ Б-409 выполняла боевые задачи БС в Средиземном море в составе 211-й БрПЛ КСФ.
ПЛ пр.641 Б-440 из этой эскадры 16 января 1971 года вошла в состав 211-й БрПЛ 1-й ЭскПЛ КСФ, с 10 декабря 1971 года по 24 июня 1972 года выполняла задачи БС в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ КСФ, весной 1972 года была переведена к африканскому побережью в Атлантику и осуществила заход в порт Конакри (Гвинея).
ПО пр.641 Б-130 из этой эскадры была заложена на ССЗ №196 "Судомех" в городе Ленинграде 22 августа 1959 года, 1 октября 1960 года включена в состав КСФ и вошла в состав 211-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием в г. Полярный. 15 июля 1961 года вошла в состав 4-й ЭскПЛ СФ, в октябре 1961 года участвовала в учениях "Коралл", дважды производила выстрел торпедой Т-5 с ядерной боеголовкой при проведении испытаний атомного оружия в губе Чёрная у архипелага Новая Земля в Баренцевом море. 01 июля 1962 года вошла в состав 20-й ЭскПЛ СФ, которая была создана для перехода на Кубу. 01 октября 1962 года, приняв на борт торпеды с АСБЗО, вышла в море для участия в операции "Кама" ("Карибский кризис" 1962 года), осуществила переход из Баренцева моря в Саргассово море. 2-5 октября 1962 года в Норвежском море во время жестокого шторма получила повреждения (сорвало леерные стойки). 30 октября 1962 года в составе группы ПЛ (Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4) в условиях Саргассова моря практически противостояла всему американскому флоту в составе: 4-х ударных авианосцев и вертолётоносцев, многочисленных кораблей охранения, противолодочных самолётов берегового базирования. При этом ДЭПЛ пр.641 были вынуждены каждые 4 часа подвсплывать, чтобы принять и передать радиосообщения в главный штаб ВМФ СССР. Для подзарядки аккумуляторных батарей и обнаружения вражеских противолодочных РЛС также нужно было всплывать на поверхность. Практически, подводники узнавали о состоянии взаимоотношений между СССР и США только по отсутствию бомбёжки и атак противолодочным оружием.
В конце октября - начале декабря 1962 года южнее знаменитого морского района "Бермудский треугольник" ПЛ Б-130 была обнаружена новейшей американской подводной противолодочной системой СОСУС (SOSUS). На ПЛ Б-130 были наведены противолодочные самолёты-бомбардировщики "Нептун" и противолодочные корабли во главе с авианосцем "Эссекс". Нашу лодку принуждали к всплытию, сбрасывая на неё гранаты и взрывпакеты. 25 октября 1962 года неуправляемая из-за повреждений ПЛ Б-130 с ядерными торпедами на борту была вынуждена всплыть.
Связаться с Главным штабом ВМФ СССР удалось только с 17-й попытки в окружении кольца из эскадренных миноносцев ВМС США. В надводном положении удалось восстановить работу одного из трёх дизелей и медленно, со скоростью 3 узла, ПЛ Б-130, сопровождаемая эскортом американских эсминцев, взяла курс на НОРД-ОСТ. В районе Азорских островов нашу лодку ожидало советское спасательное судно. Американцы не рискнули взять на абордаж и захватить советский боевой корабль, так как знали, что есть традиционный приказ ВМФ СССР: в случае угрозы захвата врагом - взорвать ПЛ вместе с экипажем, но не сдаться врагу... Подрыв ПЛ Б-130 грозил уничтожением всех окружающих её американских кораблей и судов.
В последствии ПЛ Б-130 выполняла задачи БС: в Средиземном море (сентябрь-ноябрь 1964, октябрь 1965 - январь 1966, 1967 г., 10 декабря 1971 - 24 июня 1972). В период с 15 сентября 1973 года по 8 октября 1974 года в составе эскадры 69-й БрПЛ КСФ (Б-409, Б-440, Б-130, Б-31, Б-105 и Б-413) выполняла задачи БС (боевой службы) в морском районе юго-восточнее острова Кипр - западнее г. Хайфы с приказом-разрешением: применять боевое торпедное оружие для самозащиты и для защиты, охранения и обороны советских транспортных судов. Этот приказ ПЛ Б-130 был известен командованию флотов и эскадр ВМС США и НАТО в Средиземном море...
ПЛ пр.641 Б-31 также была "возрастная" - в строю КСФ с 5 августа 1963 года. Базировалась в составе 69-й БрПЛ КСФ в г. Полярный. Выполняла задачи БС (боевой службы) в Атлантике в 1964 году, в 1967 году, пережила пожар в машинном отделении и гибель трёх моряков экипажа, похороненных в море, продолжила выполнение задач БС.
В 1968 году ПЛ Б-31 несла боевую службу в Северо-Восточной Атлантике, в 1969 году и с 6 мая по 29 ноября 1972 года - в Средиземном море в составе 211-й БрПЛ КСФ. Сейчас ПЛ Б-31 под командованием командира - капитана 3 ранга Л.Р. Куверского, шла в составе эскадры советских ПЛ и боевых кораблей в Средиземное море в связи с обострением арабо-израильских отношений ("Война Судного дня" 1973 года).
ПЛ пр.641 Б-105 из этой эскадры вошла в состав КСФ 27 июня 1962 года и тоже вышла из ВМБ г. Полярный. В 1963 году выполняла задачи БС на северных морях., в 1965 и 1967 годах - в Средиземном море (командир - капитан 2 ранга Ю.Ф. Смирнов) в составе 5-й ОпЭск ВМФ СССР. В 1968 году выполняла задачи БС в Северо-Восточной Атлантике. В 1969 году вошла в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием в г. Полярный. С 18 августа 1969 года по 28 февраля 1970 года выполняла задачи БС в Средиземном море, обеспечивая поддержку Египта в районе конфликта в период ведения боевых действий.
В 1970 году выполняла задачи БС, а в 1971 году переведена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ. После ремонта вернулась в состав 69-й БрПЛ и теперь заняла своё место в эскадре советских подводных лодок, идущих на встречу с БПК "Свирепый" в районе мифического острова Рока - Роколл.
В составе этой эскадры была ещё одна ПЛ пр.641 Б-413 - заслуженный подводный боевой корабль, который впоследствии станет плавучим музеем в акватории Музея Мирового океана в городе Калининграде.
ПЛ пр.641 Б-413 была заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского ССЗ в Ленинграде 28 июня 1968 года, а перед этим внесена в списки кораблей ВМФ СССР 12 января 1967 года. Это должна была быть большая и новая подводная лодка. Уже 7 октября 1968 года она была спущена на воду и по внутренним водным путям переведена в город Северодвинск для производства сдаточных испытаний.
24 ноября 1968 года на ПЛ Б-413 был поднят Военно-Морской флаг СССР (День рождения ПЛ Б-413). 8 января 1969 года лодка зачислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием в г. Полярный.
С 14 июня по 23 сентября 1969 года ПЛ Б-413 выполняла задачи БС в Северо-Восточной Атлантике, участвовала в первом боевом походе советских ПЛ на Кубу. В этом походе от Черноморского флота участвовали корабли: ракетный крейсер пр.58 РКР "Грозный", БПК пр.61 "Сообразительный", БРК пр.56Э "Бедовый", танкер "Карл Маркс"; от Северного флота - плавбаза пр.1686 "Тобол", две ЭЭПЛ пр.641 Б-400 и Б-413: от Балтийского флота - танкер СМТ "Лена". Кроме этих кораблей в эскадре похода на Кубу скрытно участвовали ПЛАРК пр.670 и АПЛ пр.627 К-159 Северного флота. Командовал "кубинской эскадрой" командир 30-й ДиНК ЧФ контр-адмирал Степан Степанович Соколан.
"Кубинская эскадра" провела в Атлантике учебные ракетные, торпедные и артиллерийские стрельбы, демонстративно совершила проход вдоль восточного побережья США до Канады и обратно, а затем вошла в Мексиканский залив. Подводные лодки в Мексиканский залив входили скрытно, в подводном положении под надводными кораблями и судами обеспечения. Через Флоридский пролив одна ПЛ шла под крейсером, другая - под плавбазой.
Корабли советской эскадры встали на якоря в самой середине Мексиканского залива и их тут же "облепили, как мухи" корабли, вертолёты и самолёты ВВС и ВМС США. Дело в том, что советские корабли заняли морские районы, которые ВМС США использовали для боевой подготовки своих кораблей. На следующий день после прибытия, по приказу командующего все советские ДЭПЛ пр.641 всплыли в надводное положение и реакция американских СМИ была шоковая, потому что никто не ожидал, что в Мексиканском заливе окажутся "русские боевые ПЛ".
20.07.1969 года в 10:00 "кубинская эскадра" в кильватерной колонне: КРК "Грозный" (бортовой номер 859), БПК "Сообразительный" (бортовой номер 524), БРК "Бедовый" (бортовой номер 365), плавбаза "Тобол", ПЛ Б-400, ПЛ Б-413 и танкер СМТ "Лена" - вошли в порт Гавана (Куба). АПЛ К-159 и ПЛАРК остались в нейтральных водах Карибского моря и в порт не входили.
Многочисленные визиты кубинских руководителей на высшем уровне, пребывание на советских кораблях сотен тысяч кубинцев, особое внимание СМИ США, Кубы и стран Латинской Америки к визиту советской эскадры боевых кораблей, многочисленные экскурсии, мероприятия, праздники, а также совместные учения с военно-морским флотом Кубы с совместным выходом в море, - всё это было настоящим историческим событием в жизни кубинцев, в истории взаимоотношений Кубы и СССР. 27.07.1969 года "кубинская эскадра" ВМФ СССР вышла из порта Гавана и отправилась через Атлантический океан с деловым визитом в африканский город-порт Конакри (Гвинейская республика).
С 7 апреля по 6 октября ПЛ Б-413 выполняла задачи БС в Северо-Восточной Атлантике, участвовала в учениях ВМФ СССР "Океан", в операции по спасению АПЛ К-8 (13.04.1970). С 14 мая по 27 мая 1970 года, в составе отряда кораблей ВМФ СССР: БПК "Вице-адмирал Дрозд", ЭМ "Гремящий", танкер и подводные лодки СФ: ПЛ пр.641 Б-109 и ПЛАРК пр.675 К-135, совершила заход в кубинский порт Сьенфуэгос (Куба).
С 10 декабря 1970 года по 24 июня 1971 года ПЛ пр.641 Б-413 выполняла задачи БС в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ. Сейчас (15.09.1973 - 08.10.1974) ПЛ Б-413 совместно с ПЛ пр.641 Б-31, Б-105, Б130, Б-409 и Б-440 приближалась к местонахождению БПК "Свирепый" в морском районе близ острова Рока (Роколл).
Как мне хотелось увидеть эту эскадру боевых кораблей Краснознамённого Северного флота! Как нам всем хотелось поприветствовать моряков этой эскадры, идущей "на войну"... Однако они не торопились, шли спокойно, сдержанно, ритмично, компактно. По ночам подводные лодки всплывали на поверхность, а днём преодолевали противолодочные рубежи ВМС США-НАТО в подводном положении, скрываясь под днищами боевых кораблей охранения, плавбазы и танкера.
До Фареро-Исландского рубежа ПЛО ВМС США-НАТО эскадре нужно было пройти 2450 км или 1323 морские мили (1 миля = 1852 м), а до точки рандеву с БПК "Свирепый" - 3060 км или 1652 морских миль. Корабли, суда и подводные лодки эскадры шли в Атлантическом океане со средней скоростью 14-16 уз или 25,93 - 29,63 км/ч. Таким образом, расчётное время прибытия в указанные морские районы: на скорости 14 уз - 4-5 дней с момента выхода в Атлантический океан, на скорости 16 уз - 3,5-4,5 дня, то есть 18-19 сентября 1973 года.
Вот почему в воскресенье 16 сентября 1973 года я, как и весь личный состав экипажа БПК "Свирепый", проводил время в ожидании грядущих событий, немного постирался, по-скорому, как молодой или салага, помылся-сполоснулся в душе, пообедали поужинал, показал ребятам в столовой личного состава две уже приевшиеся нам кинокомедии, названия которых выпали из памяти и предался праздным воспоминаниям, которые поздно вечером, на грани сна и бодрствования, пользуясь чистотой и свежестью молодого организма и тела, вспыхнули ярким чувственным сном с естественными последствиями...
В этот вечер я записал в свой дневник-ежедневник:
16 сентября 1973 вс
Сон видел, да так, словно наяву. Опять Валя Архипова приснилась. Распустил себя. Надо взять себя в руки. Ведь «Ганс» писал, что приехала, ну, а раз приехала, значит, уже Валеркина жена. Это как пить дать. Однако вспомнил, что плёнка в магнитофоне, запись есть. Ведь наверняка и её там голос!
Пришлось ужом скользить и лезть в тёмные и холодные "соты" шпангоутов и стрингеров носовой оконечности корпуса корабля, добираться до самой моей дальней шхеры-холодильника, где в старое флотское "барахло" были аккуратно завёрнуты стеклянные банки с маминым вареньем, вишнёвым и смородиновым соком, мешочек с яблочными и грушевыми сушками, письма и открытки родителей, родственников и друзей, старые школьные записные книжки, деньги, контрабандные "мужские" журналы, открытки и конфискованные игральные карты с полуголыми красотками, магнитофонные катушки с записями наших школьных застолий, в том числе того "отходного застолья" в доме Вали Архиповой, когда мы её провожали обратно на учёбу в её техникум, а меня обратно на флотскую службу, на БПК "Свирепый".
Обратный путь по овальным отверстиям в переборках силового набора носовой части корабля был ещё труднее, чем путь вперёд, потому что мне пришлось пятиться назад и моя роба всё время задиралась в узостях. Наградой мне была какофония полуразборчивых звуков дружеского застолья со множеством голосов, слов, речи, возгласов, криков, среди которых только любящее сердце угадывало своей внезапной дрожью голос любимой... Вскоре в глубокой ночи мне надоело вслушиваться в бессвязное нагромождение звуков. Я выключил магнитофон и подумал было, что надо вернуть "катушку" на место, но представив, что я опять протискиваюсь сквозь овальные отверстия с лабиринте суживающихся к носу переборок, а потом опять в кромешной темноте пячусь наугад назад и мне грозит застрять и остаться там в узостях, - вздрогнул, передёрнулся всем озябшим телом и с удовлетворением подумал, что взрослею и становлюсь разумным человеком...
Моя внутренняя Фея красоты и страсти, которая с восторгом и с нетерпением подвигала меня на "подвиги", презрительно фыркнула, резко от меня отвернулась, а её "заклятый друг" - мой внутренний дед "Календарь" - по-доброму усмехнулся, по-отечески положил руку мне на голову и ласково, как это делал мой папа, приложил меня щекой к маминой маленькой пуховой подушке и я уснул... Счастливый, удовлетворённый, умиротворённый и с ощущением совершённого удальства. "Ну ты нырнул, так нырнул!" - сказал кто-то из моих внутренних голосов и я, как подводная лодка, погрузился в сон наяву...
Фотоиллюстрация: 16.09.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Расположение антенн ГАС (гидроакустических станций) на примере ПЛ пр.641 Б-59 (тип "FOXTROT" по классификации НАТО). Снимок сделан с борта СКР "Разительный" пр.1135 Черноморского флота на переходе в Бизерту в 1981 году. Таких подводных лодок пр.641 на ВМФ СССР в 1972-1973 годах было 58 единиц. Проект этих ПЛ был признан удачным, всего было построено 75 ПЛ пр.641, в том числе 17 ПЛ на экспорт в ВМФ Польши, Индии, Ливии и Кубы. ДЭПЛ пр.641 обладали относительно большой автономностью и дальностью плавания (в том числе в подводном положении), большой глубиной погружения (200-230 м), улучшенным корабельным вооружением и улучшенными условиями обитания экипажа. Некоторые ПЛ пр.641 заслуженно являются музеями боевой славы советских подводников: Б-413 - музее Мирового океана в Калининграде, Россия; Б-427 - в музее Лонг-Бич (США); Б-440 - в Вытегре (Вологодская область, Россия); Б-39 - в Морском музее в Сан-Диего (США). Единственная работоспособная ПЛ пр. 641 ("Запорожец, ВМС Украины) находится в оперативном управлении ЧФ РФ в Севастополе (Крым).
Свидетельство о публикации №219032600700