Психический вампиризм - темная сторона эмпатии

Продолжаю тему, поднятую Юлией Филь в эссе «Психический вампиризм и альтернатива ему» – http://www.proza.ru/2019/03/19/1636

Эмпатия по сути сочувствие, сопереживание. Однако я не считаю эмпатию психологической иллюзией, при которой человек лишь представляет, как другой может что-то переживать. Эмпатия является непосредственным восприятием чувств другого существа «в подлиннике» как они есть. Однако человеку порой и со своими чувствами тяжело справится, тем более тяжело дополнительно выносить еще и чувства других. Спонтанное восприятие чужих эмоций может привести к полной утрате самоконтроля. Порой это выглядит как сумасшествие, когда человек даже не может завершить высказываемую мысль, ибо уже по ходу теряет интерес к тому, что говорит. Его интерес в любую секунду может смениться безразличием, радость – депрессией, смех – грустью, и наоборот.

Однако такое хаотичное схватывание эмоций встречается редко, обычно же происходит смутное ощущение переживаний тех, с кем человек вступает в общение. Но и в этом случае восприятие чужих эмоций становится для него очень болезненным, ибо он начинает чувствовать, как его воспринимают другие, что разрушает его значимость в собственных глазах. В силу этого включается защитный механизм психики, который полностью перекрывает чувствительность к чужим эмоциям, и это приводит к нарушению способности адекватно общаться и аутизму. Для такого человека единственный путь социальной адаптации остается в превращении в законченного эгоиста, поскольку выстроенные на эгоистических принципах социальные отношения не нуждаются в эмпатии.

По этой причине эмпатия возможна лишь при условии отказа от собственного эго. Эмпат только тогда может безболезненно для себя воспринимать чувства другого человека, когда оценивает эти чувства не со своей позиции, а с позиции того, кто их испытывает. Это позволяет отрешиться от собственных переживаний, благодаря чему эмоциональная нагрузка на собственную психику снижается до безопасного уровня. Однако возможны особые случаи, когда человек не отказывается от своего эго, но при этом адаптируется к своей способности воспринимать чужие эмоции так, что блокирующие эмпатию защитные механизмы психики не включаются. В этом случае он начинает искаженно воспринимать эмоции и чувства другого через призму собственного эго, что приводит к психическому вампиризму.

Психический вампиризм всегда вызывает зависимость, при которой человеку нужно постоянно «подпитываться» чужими эмоциями. Чем более искаженно воспринимаются чужие эмоции, тем более деструктивный характер носит эта зависимость. В связи с этим можно выделить две разновидности психического вампиризма. В первом случае вампир преобразует восхищение, которое испытывают другие в отношении него, в собственную психическую силу, а когда лишается такого восхищения, чувствует голод. Поэтому такому вампиру нужно постоянно пребывать в атмосфере всеобщего обожания.

Однако встречается и более разрушительная форма психического вампиризма, при которой человек «подсаживается» не на положительные, а на отрицательные чувства других – гнев, обиду, ревность, страх и т.д. Это может проявляться в садистской наклонности, когда психический вампир под воздействием психического голода намеренно вызывает такого рода чувства у других. Однако такой вампиризм может проявляться и в форме мазохизма, примером чему является «миньонетка» (minionette). В романе «Хтон» Пирс Энтони описал особый вид людей, обладающих телепатией – миньонеток. Чувства у миньонетки перевернуты, ненависть к себе она воспринимает как любовь, пробуждающую в ней непреодолимую ответную страсть, в то время как любовь к себе от другого человека она переживает как нестерпимую боль и отвращение.

При всем том, что сказано, психический вампиризм всего лишь легкое заболевание, которое может привести к по-настоящему тяжелой болезни – духовному вампиризму. Признаком духовного вампиризма является опустошенность после непродолжительной эйфории, сопровождающей питание чужими эмоциями. Чем больше человек питается чужими эмоциями и психическими силами, тем сильнее опустошение, которое вызывает ломки, вынуждающие вновь искать источник психического питания от других людей подобно тому, как наркоман ищет новую дозу. По этим признакам можно сделать вывод, что психический вампир сам становится жертвой вампиризма со стороны какой-то другой нечеловеческой сущности, которую в религиозной традиции называют темным духом. Зависимость от темного духа проявляется аналогично наркотической зависимости: чем больше эмоциональных сил человек забирает у других людей, тем больше отнимается у него, что вынуждает его увеличивать дозы поглощаемой от окружающих психической энергии.

Человека можно исцелить психологическими средствами от психического вампиризма, однако против духовного вампиризма их недостаточно. В этом случае необходимо обращаться к средствам духовной защиты, которые существуют внутри религиозных традиций.

Март 2019 г., Харьков


Рецензии
Совершенно с Вами согласна, психические вампиры - сами становятся жертвами тёмных сил. Бесы питаются их чувствами. Не будем подпитывать врага рода человеческого!
Спаси и сохрани нас всех Господь!
С благодарностью за публикацию,

Наталия Медведева 3   02.04.2019 17:05     Заявить о нарушении
Спасибо! Так трудно сейчас найти язык, на котором можно было бы говорить об этой проблеме с современным человеком.

Николай Карпицкий   02.04.2019 18:00   Заявить о нарушении
Извините.
Николай ! Приветствую.
Статья Ваша понравилась - т.к. мало кто пишет кратко,
и, не скрою - не достаточно понравилась, т.к. есть ряд не доработок.

(начинаю иметь менторский тон, ещё раз извините: )
в абзаце со слов "По этой причине" - водораздел подъёма логичности и дальнейшего опускания.
В частности : употребили слово "духовный" вампиризм - где указали какие "не духовные". Как понять читателю ?
И т.п.

Георгий Сотула   27.04.2020 21:47   Заявить о нарушении
Георгий Сотула. Благодарен за любые замечания, подумаю.

Николай Карпицкий   28.04.2020 21:30   Заявить о нарушении