Маска или автопортрет Сергея Довлатова?

       Борис Алиханов – маска или автопортрет Сергея Довлатова?

                О повести С.Довлатова «Заповедник»

   Друзья, печатая эту статью, боюсь, что потеряю дружбу с хорошим автором, Сергеем Соломоновым, но повторю вслед за Аристотелем: «Платон мне друг, но истина дороже».

   А всё началось с интересной  рецензии Сергея Соломонова на необычный и, как сейчас говорят, интерактивный спектакль, посвящённый модному писателю Сергею Довлатову. Статья называется  «В ЛЕНИНГРАДЕ-ГОРОДЕ, У ПЯТИ УГЛОВ».
 
    С восхищением и пиететом пишет автор о герое спектакля:«А Человечище-то был уникальный, с огромной, как Космос, безгранично доброй творческой душою. Не каждому дан этот дар – умение писать на грани смешного и трагического. Наверное, главный литературный талант».

     И далее из рецензий и ответов автора я прочитала, что для него это великий писатель, «любимый на все времена», а произведения Довлатова – «настоящая литература»!
   
  Вот эта фраза, как говорится, и зацепила за живое.

   Дело в том, что в начале 90-х, когда в школы хлынул поток авторов, для широкой публики до того времени запрещённых или скрытых (эмигранты, диссиденты и др.), тогда-то и познакомилась я с произведениями Сергея Довлатова.  И… возникло стойкое душевное отторжение. Да-да, как ни прискорбно об этом сообщать: именно отторжение…

  Знаю, что сейчас вызову на себя множество колючих стрел критики, и, предупреждая удар, объяснюсь.

      Во-первых, я вовсе не претендую на истину в последней инстанции  и имею полное право на собственное мнение о любом писателе.

      Во-вторых, мое отношение к литературе контролируется душевным движением, зовущим, прежде всего, к нравственности, что объясняется спецификой учительской работы.

  Вот почему всегда ценила и сейчас ценю именно ту литературу, которая вносит в   человеческую душу зёрна ДОБРА и СВЕТА.

   И это вовсе не лакировка действительности, в чём  некоторые знатоки могут упрекнуть: дескать, такая концепция не даёт возможности видеть ЗЛО,  торжествующее в современности…

    Нет, моё твёрдое убеждение, что Добро и Свет  в нашем мире ЕСТЬ и именно ИХ надо воспевать!

    Если же писатель их не видит – он сам носитель Зла.

     Если видит, но не показывает – это лицемерие,  или трусость, или амбициозность и эпатаж.

  А как же, спросите вы, насчёт конфликта? Иногда в жизни Зло всё-таки побеждает… Должен ли это показать писатель?  Да, но одновременно должен дать и НАДЕЖДУ…

    Если же после прочтения на душе читателя остаётся лишь тоска и тяжёлое состояние пессимизма – я ПРОТИВ такой литературы.

        Ну, а теперь конкретно о Сергее Довлатове.       
  Передо мною его книга, изданная в 1991 году  Независимым издательством ПИК (Москва). Перечитываю «ЗАПОВЕДНИК».

   И с первых же страниц странные ощущения.  Теснота, духота, жара, пиво, дрожащие руки алкаша, нервные  персонажи, убогие домишки…. Не напоминают ли вам такие детали знаменитый роман Достоевского?  Для меня это была прямая аллюзия.

      Главный герой – Борис Алиханов, мечтающий стать великим, считающий себя талантливым писателем («двадцать (!) лет пишет рассказы»), но обществом его талант не оценён по достоинству и не признан, рассказы нигде не публикуют («не принимают в бандитскую шайку, не платят, вот что скверно»…). А грузчиком работать не хочется…
 
   Честно признаётся себе: «ты завидуешь любому, кто называет себя писателем». С женой, к тому же,  поссорился… в общем – оказался в тупике жизни… Да, он не жалеет сатирической плётки, хлещет и себя по самым больным местам, рассказывая о «грязной, ленивой, беспечной жизни».  Но интересна ли такая экзекуция читателю – это ещё вопрос.
       Тут, на счастье, ему и работка непыльная подвернулась – экскурсоводом в Пушкинском заповеднике.
 
    Пушкиногорье, Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь… Мы были с дочерью в этих местах. Примерно в то же время. Не буду патетически и патриотически назидательна, но нам действительно ПОНРАВИЛИСЬ эмоциональные рассказы экскурсоводов и живописные места, где так легко было представить самого поэта…

  Поэтому читала я  «Заповедник» с горечью недоумения, словно в душу мне плюнули… Показалось, что  иронически исповедальное  повествование Довлатова  имело целью опошлить и унизить этот мир – да простят мне фанаты Довлатова эту кощунственную для их кумира  фразу!

     Что увидел ОН, что показал читателям во всей красе?

    Убогость  провинциальной жизни – прежде всего, то есть типичную «чернуху»: бесхозяйственность, развалюхи-избы, скудный пейзаж, скудоумие, причём всеобщее - жителей, городских гидов, тупых экскурсантов… Представила себя: и на нас с дочкой он, наверное, смотрел с такой же фанаберией…
 
 Девушки и женщины с претензиями, манерны, жеманны, озабочены… впрочем, известно чем озабочены, увидев симпатичного мужчину не из провинции, - не буду уточнять

     Повсюду серость  и какая-то ненормальность существования, где даже куры – психи, а у овец декадентские физиономии.  Умные личность есть – но это… либо запойные пьяницы типа фотографа шизофреника-симулянта Маркова, гениального Митрофанова, больного абулией, либо Михаила Иваныча, допившегося до белой горячки…

    Не могу не сказать ещё об одной болезненной детали. Сейчас этим не удивишь, но тогда я впервые  - у Довлатова (!) - на печатных страницах прочитала  без купюр ненормированную лексику – отвратительный мат! Была поражена, шокирована…
Это ли вы, восхищающиеся Довлатовым, предлагаете взять за образец хорошей литературы?!!

    И, в конце концов,  сам автор доходит до апофеоза пьянства, рассказывая об этом, словно смакует… Или жалость хочет вызвать?

    Интересно ли читать обо всём этом?!!! Да Боже упаси! Тягостный осадок на душе остаётся после чтения… Незабвенный Венечка Ерофеев с его исповедью алкаша «Москва – Петушки» - вот кто  мог бы составить автору компанию…

   «Моя безумная страна» - это Довлатов говорит  о России.
 
И ещё одна цитата:
  «Я шёл и думал – мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда…» -  Странная фраза…

  Обратила внимание на курсив  после последней строки:
Июнь, 1983 года
Нью-Йорк.

   Да, написано в Нью-Йорке Сергеем Довлатовым, который называл себя русским писателем. Пусть извинят меня его поклонники: возможно, в полемическом задоре я была излишне резка по отношению к Довлатову, но это всего лишь моё субъективное мнение.    


Рецензии
Вечера доброго Вам, Элла Евгеньевна!

Знаете, а вот тут соглашусь с Вами на все сто процентов.
Есть определенная когорта людей искусства, неважно какого, литературы ли или музыки, безусловно талантливых по сути своей. Однако, после соприкосновения с их творчеством почему-то постоянно возникает желание пойти и помыть руки.
Не зря, наверное, в народе бытует поговорка - "Свинья везде грязь найдет. Да, в жизни нашей страны имелось немало ее самых приятных моментов, и можно найти далеко не самые красивые стороны жизни...
Но, когда человек с огромнейшим вдохновением, с каким-то внутренним сладострастием обсасывает, уж прошу прощения за термин, исключительно негативные стороны жизни, возникает ощущение, что человек сознательно не видит и не желает видеть ничего, кроме грязи.
Кстати, соглашусь с Вашим мнением и по поводу Ерофеева - его знаменитая "как бы поэма" вызывает порой тошнотворные ощущения.
Ну, а что касается Довлатова, знаете, по-моему, итог его "метаний" закономерен.
Буквально вчера читал у Захара Прилепина письмо Довлатова из США.
http://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_brief/11206474/pub_64f43e2e6012d610b7ff3c7f_64f43e362cbe7778450f8f98/scale_2400
Интересно, читали это письмо нынешние почитатели Довлатова?!
С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   05.09.2023 20:58     Заявить о нарушении
"Однако, после соприкосновения с их творчеством почему-то постоянно возникает желание пойти и помыть руки."

Никогда не интересовался ни творчеством, ни личностью Довлатова. Но ваши суждения привели меня к мысли сравнить творчество советского писателя Ю. Германа (лауреата Сталинской премии) и его сына кинорежиссера А. Германа. Судя по тем работам обоих мастеров, которые мне известны, у отца и сына абсолютно разное восприятие жизни. Если грубо - во взгляде отца на жизнь, как мне кажется, преобладает позитив, а у сына - какая-то серость, обыденность, приземленность и стремление копаться в отбросах (его экранизацию "Трудно быть богом" я не смог досмотреть из-за тошнотворной реакции на увиденное). По-видимому, есть определенный тип человека, видящего вокруг себя только плохое, грязное. Творчество таких людей, по-моему, находит отклик среди тех, кто воспринимает действительность аналогичным образом.

Алексей Аксельрод   06.09.2023 09:41   Заявить о нарушении
Добрый день, друзья мои!
Спасибо, Сергей Юрьевич, за рецензию! Знаю, что вы не отвечаете на "вклин", но, если по делу, то я непременно отвечаю. Согласна с Алексеем полностью в характеристике отношения к жизни и творчеству отца и сына Германов. У отца - позитив, несмотря на трудности жизни его героев. Обожаю его трилогию о Володе Устинове.
А фильмы сына... нет, не понимаю я их.
С уважением,

Элла Лякишева   06.09.2023 15:54   Заявить о нарушении
Доброго дня, Алексей!

Знаете, во многом соглашусь с Вашим наблюдением по поводу творчества двух поколений - Юрия и Алексея Германа.
Знаете, у Юрия Павловича почти в каждом творении присутствует вера в человека, в лучшее, что в нас во всех есть. Он словно живет, стремясь постоянно выйти на солнце, на простор.
Увы, у сына такого на наблюдается в принципе, тут складывается впечатление, что человек вечно живет в пасмурном дне, наполненном моросью и такими же персонажами.
Честно скажу, не могу назвать себя знатоком Довлатова, пришлось кое-что почитать по "настоятельному совету" знакомых. И ощущения были странные, с отсылкой в детские воспоминания.
Знаете, квартал, где я провел школьные годы, в целом состоял из довольно новых зданий, построенных в основном в конце 60-х, начале 70-х. Но, в одном из углов еще сохранились два двухэтажных строения полу-барачного типа, выстроенные непосредственно перед войной. Контингент жителей там был весьма специфический, большинство приличных людей постарались оттуда съехать. А вот немало из оставшихся даже противились переезду, впрочем, такие любители "ночных посиделок" и мелкого гоп-стопа редко когда хотят чего-то светлого и нового. Честно скажу, даже мы - мальчишки, старались обходить эти бараки стороной.
Так вот, когда читал Довлатова, почему-то перед глазами все время вставал дворик, где стояли эти строения и местные жители. Ощущение, мягко говоря, не самые позитивные. И вроде бы умом я понимал (читал уже в тридцатилетнем возрасте), что написано, ну как бы сказать, весьма достойно, но вот моральное чувство было таким, как будто соприкасаешься с грязью.
Видимо, это и в самом деле, такое состояние души.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   06.09.2023 15:54   Заявить о нарушении
Доброго дня Вам, Элла Евгеньевна!

Знаете, в данном случае не ответить на комментарий было просто невозможно, да и вообще стараюсь отвечать тем людям, кто занимает конструктивную позицию. А в случае с Алексеем он очень четко уловил суть и моральный посыл моего отзыва, я целиком и полностью с ним согласен.
Сам в свое время с некоторым удивлением и недоумением смотрел на творения Германа-сына, хорошо зная многие работы Германа отца. Смотрел и... ровным счетом ничего не понимал... Видимо, иной раз природа отдыхает на детях и в морально-этическом плане.

А не отвечая я обыкновенно только таким "затычкам в каждой бочке", как Огнев или иногда просто не знаю, как реагировать на замечания "большого знатока женской натуры" Жунина, хотя читаю его произведения порой с большим интересом...

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   06.09.2023 16:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 80 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.