479 Привет, Эллен! 23 сентября 1973 года

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

479. Привет, Эллен! 23 сентября 1973 года. 10:00.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенье 23 сентября 1973 года. Северное море. Морской район немного к северо-востоку от Шетландских островов. В ночь с 22 на 23 сентября огромную область Северо-Восточной Атлантики от Исландии до Шетландских островов (включая Фарерские острова) накрыл стремительный атлантический внетропический циклон (сильный шторм), который колоссальным атмосферным вихрем с большой скоростью кружил над Атлантикой - этот циклон был порождён сильнейшим тропическим ураганом сезона 1973 года - тропическим ураганом Эллен. Ночью шторм в указанном районе достиг силы 9 баллов. Утром 23 сентября 1973 года морское волнение несколько ослабело, но шторм продолжался.

С утра  23 сентября 1973 года (в 10:00) дневная температура: мин.: 7.0°C тепла; средняя: 7.8°C тепла; макс.: 9.0°C тепла. Эффективная температура (температура самоощущения человека) -2.4°C, сильно похолодало, особенно, на ветру. Ветер с ночи дул со скоростью 15 м/с (54 км/ч). Осадков не было. Громадные многоуровневые слои плотных облаков с невероятной скоростью неслись по небу и в просветах вспышками просвечивало голубое небо, а иногда то там, то здесь сквозь бурлящие тучи, пробивались с неба яркие солнечные лучи и местами расцвечивали серо-стальной, тяжёлый "свинцовый" океан.

Атлантический океан сильно волновался... Волны с утра были не очень большие по размерам: до 5 метров в высоту и длиной в половину корпуса нашего корабля (БПК "Свирепый" пр.1135 типа "Буревестник", длина корпуса - 123 м). Волны длиной 70 метров наш корабль пересекал, опираясь носом и кормой на два последовательно идущих гребня волн, поэтому особой килевой качки не было, но корпус корабля сильно скрипел (напрягался). Когда корпус корабля попадал на гребень одной волны-вала длиной 70 м, нос и корма оказывались не в воде, а обнажались и "зависали" в воздухе, в эти моменты корма сотрясалась от судорожных оборотов винтов и гребных валов, потому что часть винтов оказывалась, вероятно, в воздухе...

Ветер, что называется, был "крепкий", он дул со средней скоростью 15 м/с (54 км/ч) с порывами от 13,9 до 17,1 м/с или 50,04 - 61,56 км/ч. Такой крепкий ветер на берегу, обычно, качает стволы деревьев, гнёт большие сильные ветки, против такого ветра трудно идти, он поднимает тучи пыли, сухих листьев, мусора, выворачивает "наизнанку" зонтики, срывает шляпы и шапки, пронизывает одежду насквозь. На корабле ощущается сильная ветровая качка из-за парусности мачт, антенных постов РЛС, надстроек. Из-за крепкого постоянного ветра корпус корабля кренится, его сносит по ветру от нужного курса. Гибкие металлические стрежни радиоантенн гнутся, как гнулись бы деревья в лесу. Крепкий ветер своими порывами грозит неосторожному моряку на верхней палубе, пытается его оторвать от поручней и лееров, сдуть за борт.

Таким неосторожным моряком в это утро 23 сентября 1973 года был я - старшина 2 статьи Суворов Александр Сергеевич, официально по штату рулевой БЧ-1, не официально и не по штату заведующий ленкаютой, помощник заместителя командира корабля по политической части, комсорг, библиотекарь, художник-оформитель, корабельный почтальон и фотограф, который ради эффектных кадров для фотолетописи БПК "Свирепый", упрямо, нарушая строгий приказ командира корабля капитана 3 ранга Евгений Петровича Назарова, тайно, не предупреждая никого, на свой страх и риск, опять поднялся по вертикальному внешнему трапу на крышу ГКП, пробрался к "своему" месту у ферм обслуживания антенного поста РЛС ЗРК "Оса-М", влез в раму ограждения, чтобы надёжно закрепиться всем корпусом в этой раме и приступил к восторженному фотографированию прекрасного шторма, бушующего в Атлантическом океане...

Солнце в это утро в этом районе Атлантического океана и Северного моря скажем, примерно, в точке с координатами: 61°6'12.608" с. ш., 0°51'29.173" в. д., взошло по моим ощущениям в 09:41, на самом деле: по астрономическим данным в 07:09, по навигационным данным в 08:06, по гражданскому (рабочему) времени в 08:58, но светло до такой степени, чтобы можно было фотографировать, стало только в 10:00. Кстати, солнце в этот день зашло: конец астрономических сумерек - 00:28; конец навигационных сумерек - 23:31, конец гражданских сумерек - 22:39; видимый заход солнца за линию горизонта - 21:56. День 23 сентября 1973 года в точке нахождения БПК "Свирепый" в Северном море длился 12 часов 15 минут, а истинный полдень был в 15:48. Запомните это время, как запомнил его я...

В это утро я ни о чём другом не думал, кроме как о том, что сегодня в этот жутко красивый и ясный шторм я, наконец-то, сделаю тот самый единственный и неповторимый снимок бушующего Атлантического океана, который станет "жемчужиной" моей фотолетописи БПК "Свирепый" в конце первой в его истории БС (боевой службы), потому что мы все, в том числе и я, искренне верили - мы идём домой, в базу, в Балтийск. Я в горячке общего празднично-восторженного настроения думал и считал, что это последний... не крайний, а именно, последний шторм на нашем пути и не запечатлеть его красоту и мощь было бы для меня, фотолетописца, преступно.

Вот почему, несмотря на сосущую сердце тревогу, я опять нарушил все мыслимые и немыслимые законы разума, приказ командира корабля и вновь, тщательно продумав свою экипировку и снаряжение, оделся потеплее, в том числе нахлобучил на голову старую разношенную зимнюю шапку, обернул горло суконным воротничком-слюнявчиком, надел свой старый, "испытанный в боях", свободный бушлат, взял другой свой "разведчикский" фотоаппарат в мощном кофре-футляре ("зеркальный "Зенит-Е") и тайно, скрываясь от бдительного командира отделения сигнальщиков-наблюдателей моего друга и товарища старшины 2 статьи Владимира Тимошенко, с трудом из-за качки поднялся на крышу ГКП (главного командного пункта) и далее на крышу ходового мостика к его самому переднему краю, где волчком неспешно крутилась "перекладина" навигационной РЛС "Тесла".

В 10:15 23 сентября 1973 года Атлантический океан в компании своей свиты друзей - ветра, облаков, волн и солнца - был прекрасен. Величественное пространство воды и неба, прекрасные рельефные волны из прозрачного тёмно-серого стекла, а в местах, освещённых яркими солнечными лучами, изумрудно-синие, зелёные, дымчато-серые, но тоже прозрачные и сверкающие алмазными гранями, на которых прыгали, играли, бесились ослепительные солнечные зайчики. Волны были не просто красивыми, они были разнообразными: одни, - полные, большие, солидные, с белыми пушистыми пенистыми воротниками-жабо, другие, - невысокие, женственные, без каких-либо украшений, но тоже с ажурными пенистыми кружевными воротничками. Они все плавно шли рядами в нескончаемом бальном танце, друг с другом, друг за другом и все подчинялись одному танцмейстеру - шаловливому, игривому, страстному и порывистому ветру. Ему же подчинялись также величественные важные облака, облачка, купы облаков. Только одно солнце с усмешкой, улыбкой и высокомерной удалённостью сияло где-то там, за многослойной кучей облаков и светилось сквозь них, освещая по разному лик батюшки Океана. Его озорные и быстрые лучи, мгновенно пронзали облака и миллиардами лучиков-зайчиков касались поверхности океана, украшая его, проявляя его суть, меняя его выражение "лика" с угрюмо-тяжко-озабоченного до безмятежно-прозрачно-игривого.

Окружающая среда вокруг БПК "Свирепый" в это воскресное утро было таким чудесным, что вид, а самое главное, сильная качка от морского волнения, казались мне великолепным театром: красочным, богатым, насыщенным и... безопасным. На самом деле это было всё так, и не так, одновременно...

Дело в том, что ещё 13 сентября 1973 года на западном побережье Африки возникла так называемая «тропическая волна» атмосферной области низкого давления, которая 14 сентября 1973 года быстро стала «тропической депрессией» к югу от Островов Зелёного Мыса (Африка). 15 сентября 1973 года эта тропическая депрессия усилилась в океане до обычного и типичного тропического шторма со скоростью ветра 45 миль в час (72,4 км/ч). Этот шторм на своём обычном пути в сторону Карибского моря не встретил ни одного корабля или судна, поэтому в течение двух суток о нём ничего не было известно.

Только к 18 сентября 1973 года стало ясно, что к этому тропическому шторму добавились ещё два тропических вихря. Они все в совокупности усилились до «сильного шторма» (10 баллов по шкале Бофорта, скорость ветра 24,5 - 28,4 м/ч или 89-102 км/ч, "очень сильное морское волнение" - 8 баллов). После 18 сентября 1973 года у этого сильного шторма появилось собственное имя "ураган Эллен" и «глаз бури», хорошо видимый на спутниковых снимках. Никто не мог предположить, что обычный путь тропических ураганов на северо-северо-запад, в том числе и типичного тропического урагана "Эллен", сменится на направление – северо-восток, в сторону той точки, в которой нёс сторожевую противолодочную службу наш БПК «Свирепый», то есть в район мифического острова-скалы рока - Роколл...

Да, международное сообщество синоптиков и моряков традиционно даёт сильным штормам и разрушительным ураганам женские имена, и это тоже не случайный и характерный образ женщины на флоте… Ослепительное солнце в разрывах облаков, особенно, в контрасте с мраком и сумраком, когда пелена облаков закрывало всё небо вокруг, ярко-изумрудная вода Атлантического океана на солнце и свинцово-платиновая в сумраке в совокупности с пьянящим своей свежестью холодным морским воздухом, который порывами ветра захватывал дух, ничем не предвещало изменение в далёком тропическом урагане Эллен, но вчера вечером, ночью и сегодня утром этот ураган предстал во всём своём величии океанской стихии.

Я был один на крыше ГКП и ходового мостика. Ступни ног с первых мгновений моего устройства в раме фермы обслуживания РЛС ЗРК "Оса-М" уже начали сильно болеть, потому что я встал на трубу перекладины фермы не всей ступнёй, а только сводом подошвы. Однако я не собирался задерживаться здесь долго, я только хотел сфотографировать самый мощный носовой бурун и отбойную волну и пресловутый "девятый вал" - самую мощную гряду волн. Я был один, поэтому не стеснялся в выражениях, в криках, в выкриках, которые в восторге посылал небу, ветру, облакам, батюшке Океану. Я ликовал, сердце моё трепетало и я торопился, потому что руки и пальцы мои сковывало на холодном морозном ветру, который был до предела насыщен водяной пылью, хлопьями морской пены и брызгами.

Вот океанский прихвостень-ветер швырнул мне в лицо горсть пены и залепил мне глаза, да так, что мне пришлось доставать специальный белый чистый платок, который я приготовил, чтобы вытирать им линзы объектива фотоаппарата "Зенит-Е". Вот волна ударилась гребнем в форштевень БПК "Свирепый" и вознеслась веером брызг в воздух, и увлекаемая ветром, полетела ко мне, ударила мне в спину, потому что я от неё отвернулся... Вот батюшка Океан, как когда-то мой папа, Сергей Иванович, шутливо подтолкнул меня под локоть, когда я пытался быстро "словить" момент и сфотографировать мощный и красивый гребень очередной волны-вала. Ветер, волны и океан играли со мной, пока беззлобно, шутливо, поэтому я тоже без обиды орал им приветствия, говорил добрые слова, восхищался их красотой и статью, мощью и силой. Так длилось почти час, пока в 11:30 не началось настоящее "веселье"...

Фотоиллюстрация: 23.09.1973 года. 10:30. Северо-Восточный Атлантический океан. Северное море. БПК "Свирепый" встречает первый вал-волну сильного шторма, порождённого далёким атлантическим тропическим ураганом "Эллен", самым мощным, обширным и необычным ураганом сезона 1973 года. За пенистым белым снопом-веером отбойного носового буруна справа видна белая полоска барашков на гребне волны-вала. За этой белой полоской в оттенках чёрно-серого виден склон следующего огромного вала и его гребень (ниже линии горизонта). Горизонт "косой" из-за того, что я стою параллельно верхней палубе корабля, а сам корабль, естественно, наклонён из-за качки. На переднем плане трубное леерное ограждения фальшборта крыши ходового мостика (он подо мной). В правом нижнем углу виден край морского сигнально-осветительного прожектора МПС-45. Слева выглядывает рама фермы обслуживания РЛС ЗРК "Оса-М", за которую я держался руками. Прямоугольная серая полоска на белом фоне бокового буруна - вращающаяся антенна навигационной РЛС "Тесла". Это редкий момент, когда яркий солнечный свет освещает всё вокруг корабля и превращает всю эту картину в прекрасное творение стихийного искусства матушки Природы. Обратите внимание: барабаны пусковой установки РБУ-6000 "Смерч-2" аврально зачехлены на период шторма. Это был первый "девятый вал" сильного атлантического шторма. В этот момент я в восторге крикнул: "Привет, Эллен!".


Рецензии