Авторучки

                Мой старинный друг и товарищ, я называю его МиГ, попросил рассказать  одну историю. Я сомневался. Много описаний производственных процессов. Врядли это интересно. Но он настаивал.
   
         - Хорошо!  Станет скучно или будет что-то непонятно, скажешь. - согласился я. Мне самому захотелось еще раз вспомнить замечательную историю.
 
         Я учился во втором классе. Папа работал тогда в артели, один из цехов которой наладил выпуск авторучек.  Цех расположился в частном доме с большим двором. И находился в 64-х шагах от моей школы! Утром мы с папой шли вместе.

         После уроков за мной приходила бабушка. Однажды ей понадобилось задержаться. Папа сказал, чтобы я пришел к нему на работу и там подождал. Так я первый раз побывал на  “настоящей работе”.

           “На работе” изготавливали авторучки. В те времена они входили в обиход. А в школе мы писали  перьевыми ручками и носили с собой чернильницы. Дома авторучек не было. Видимо, чтобы не попались мне на глаза.

         Самое интересное, что изготовляли эти авторучки из ГИЛЬЗ стреляных винтовочных патронов. Я изучал авторучку, которую мне дали, чтобы я попробовал. И в это время привезли два огромных мешка с гильзами.

         - Ты, конечно, поиграл с ними? - живо спросил МиГ, не скрывая зависти, хотя и задним числом.
         - Само собой! Папа спохватился, что я уже освоил авторучку, которая была в школе под запретом, и взял с меня слово не говорить никому. - все смеялись и решили, что я буду членом их бригады..
         -
         Авторучка состояла из корпуса, колпачка и клипсы. Корпус и колпачок, как раз и делали из гильз. Остальные детали были пластмассовыми. Сначала у гильзы отрезали горлышко и фланец со стреляным капсюлем. Получались латунные трубки. Потом их прогоняли через фильеры (отверстия с точным диаметром) но разные, чтобы получить корпус и колпачок (он больше).

         Оборудование было ручное. Отрезной станок был с электромотором. Пресс с фильерами назывался “винтовой”. На таком же прессе вырубались штампом клипсы. Из тонкого латунного листа. Термины, которые я использую сейчас, тогда мне не были известны. Спустя несколько недель, я освоил их. И щеголял ими в классе.

         Колпачок, после фильеры, еще одну операцию проходил на прессе, делали конус с одной стороны. Потом туда изнутри вставлялась пластмассовая втулка-гайка. В нее, при сборке, закручивали  пластмассовый винт, крепящий клипсу к колпачку. Резьбу накатывали на корпусе с двух сторон, на колпачке с одной.

         - Не устал от технических слов? - спросил я.
         - Нисколько! Рассказывай! А ты пробовал делать эти операции? Это же очень интересно! - в голосе МиГа были азарт и нетерпение.

         - Пробовал! Но силенок тогда не хватало! Отрезать было небезопасно. Я несколько раз резал, под присмотром. А пресс требовал настоящих мужских рук! - я не мог скрыть сожаления по этому поводу.

         В бригаде работали взрослые, серьезные мужчины. Почти все фронтовики. Они работали, как воевали, без халтуры. А папа, как бригадир, руководил всей работой. Я звал их по именам, предваряя имя титулом  ”дядя”. На прессе работал дядя Арам. На  другом, таком же, дядя Толя.
Ю
          На отрезке и накатке дядя Вова. Начальник цеха Александр Ильич, разрешил мне приходить в цех и помогать папе. Он сказал, что тоже хочет быть  “дядей”. Я называл его дядя Шура. Ко мне все относились очень по-доброму. Не баловали, но охотно все объясняли и давали попробовать сделать операцию.

        А вот о войне не рассказывали. Гладили меня по  голове, угощали конфетами. Но не хотели гоаорить о боях и схватках. А я мечтал услышать истории от настоящих воинов.

         - Обалдеть! Ты же ребенком был! Как можно было в этом разобраться? - с сомнением  в голосе произнес МиГ
         - Я сам долго не мог понять этого феномена. Но, это хотя и не гениально, однако просто.

         - Не философствуй, а объясни! - вознегодовал он.
         -  Так вот! Запомнил всё, и очень точно, восьмилетним ребенком, а осмыслил и понял намного позднее. - пояснил  я “просто”.
         - Боже! Действительно просто! - МиГ замолчал.
      
         - Итак! Металлических деталей было четыре. Пластмассовых шесть. И одна резиновая. Это была гармошка, резервуар для чернил. - рассказывал я.
         - Ты назвал корпус, колпачок и клипсу. Это три. А что за четвертая деталь? - верно подметил МиГ

         - Тонкая медная трубка - капилляр. Через нее набирались чернила в авторучку. Это отдельная песня. И “пел” ее я!Соло! - с удовольствием  вспоминал я.
        - Я понимаю, что ты сам делал эти трубочки? - для верности уточнил он.
         - Да! Получали трубки большего диаметра, а тонкие делали, протягивая их через фильеру. Эта операция мне очень нравилась. Главное, я с ней справлялся. Расскажу, сам захочешь! - заинтриговал я.

         На столе с одной стороны крепилась толстая  пластина с фильерой, а метрах в полутора правее катушка с ремнем. Вроде ворота колодезного. И ручка была, чтобы крутить, от мясорубки.

         В фильеру с наружной стороны вставлялась трубка с концом, похожим на кончик очиненного карандаша. А к ремню крепились пассатижи. Надо было пассатижами ухватить кончик трубки, крепко держать левой рукой, а правой рукой крутить ручку катушки.

          Ремень наматывался на катушку, а трубка протягивалась через фильеру. Она становилась тоньше в диаметре и длиннее.

         - И это делал ты?! Сам? Здорово! Это же безопасно и интересно! И сил хватало? - оценил удовольствие от этого действа МиГ.
         - Да, сам! Сил хватало! Только мне подвинули катушку, чтобы доставал. Все радовались даже больше, чем я. - я бы с удовольствием и сейчас проделал это.

         - А кто делал  “стерженек карандаша”? - не упустил нити рассказа МиГ.
         - Я! Это несложно! Молотком я чуть не с пеленок умел орудовать.  Их надо было сделать штук  20 - 25. Потом вытянуть, нарезать, много получается. - с удовольствием объяснил я.

         - Ты так рассказал, что я видел перед глазами картину и, не поверишь, почувствовал эти операции! Действительно, мне захотелось попробовать! - с чувством признался мой визави.
         - Ты каждый день ходил работать? - поинтересовался он вдруг.
          - Нет, конечно! Раза два-три в неделю. - каждый день мне не разрешали. Надо было в футбол поиграть. Опять же уроки делать.

         - Рассказывай, пожалуйста, окончание истории! - МиГ был наполнен эмоциями.. Я тоже. Мы побывали в далеком прошлом…
         - Конечно! С момента моего первого появления в цехе прошли месяцы. Я хорошо освоил сборку и быстро свинчивал детали и узлы авторучек.. Часто мы работали с папой в паре. - рассказывал я.

         - А еще всей бригадой иногда ходили на футбол! Меня брали с собой. Мы запасались семечками, орешками, лимонадом. И пивом. Это бвло здороао! - я с удовольствием говорил об этом.

         - Ты прямо  “сыном полка” был! - смеялся МияГ.
         - Сейчас конец истории расскажу, обалдеешь! - очень интригующе сказал я.

         - Через некоторое время производство из гильз свернули. Перешли на пластмассовые авторучки. Новое оборудование требовало мощного электропитания. Цех в почти полном составе вошел в кадровый состав новой фабрики. Специализация была игрушки и пластмассовые изделия. - обрисовал я картину. И продолжил повествование:

         - Папа стал работать на фабрике. Далеко от дома и от школы. Дом, в котором делали авторучки, хозяин продал. Часть этого дома приобрели мои родители. После перестройки и ремонта мы поселились в  нем. До школы идти  было всё те же 64 шага! - я закончил рассказ.

         - И ты перестал ходить на работу? - почему-то огорчился МиГ.
         - Да! Я же теперь там жил! Это было очень удобно! Мы с папой часто вспоминали, где что стояло. И как МЫ вместе работали! Про мой вклад в  “АВТОРУЧКОЗАЦИЮ”! -  смеясь, но с грустинкой ответил я.

         - Спасибо тебе! Рассказ интересный. Я узнал много нового. Спасибо! - от души поблагодарил  МиГ.


Рецензии
Боречка! Глубокоуважаемый! Здравствуйте!
Читала с огромным интересом: как ручки делались,
как мужчины общаются, эпизоды Вашей биографии...

Специальные слова - терминология, это запредельно красиво!

Спасибо Вам, Боречка, огромное! Обожаю Вас и Ваше творчество,

Дарья Михаиловна Майская   18.05.2021 12:09     Заявить о нарушении
Рад приветствовать, Дашенька Михайловна! Это в самом деле - один из моих любимых эпизодов в жизни. Я много времени провел с воинами-победителями. ЛЮДИ! ЧЕЛОВЕКИ! Всех помню! Я был совсем ребенком, 8-и лет! И рос среди таких людей! Спасибо ОГРОМНОЕ за добрые слова! Со всем уважением.БК

Борис Креймер 3   18.05.2021 15:46   Заявить о нарушении