Все, что помню... 13. Воспоминания о Польше

13.Воспоминания о Польше.

Приехали мы в Легницу  утром. Моросил нудный осенний дождь В глаза сразу бросились яркие, красные, покатые черепичные крыши, которые делали город похожим на поляну мухоморов.
Поселили нас не в военном городке, а недалеко от него, в городе, в большом сером доме. В этом же доме, но в другом подъезде жили и поляки. И мой братик играл с их детьми в одной песочнице, и через некоторое время стал отлично понимать их язык и  переводил мне фильмы, которые шли по польскому телевидению. А мы, школьники, уже общались с польскими ребятами только в рамках официальной программы в виде визитов наших ребят к польским ровесникам на чаепитие. Уж когда там язык учить!

Квартира была на втором этаже, четырехкомнатная, показавшаяся мне огромной. Одна комната, против входной двери, метров 12, сразу была отдана под кладовку. Там ставили обувь, ящики, в которых  ехала посуда. швейная машина, елочные игрушки. книги... И, КОНЕЧНО. НАШИ ЗНАМЕНИТЫЕ ТРИ СУНДУКА из легкого металла с двумя навесными замками, в которых переезжала одежда. Из этих сундуков мне, при необходимости, делали спальное место, положив на него толстый матрас и покрыв ковровкой и украсив мягкими цветными бархатными подушками, сделанными мамой. Я любила свое лежбище больше, чем обычные кровати. Но в этот раз они не понадобились: в квартире до нас  жили тоже 4 человека, так что 4 кровати  там  уже были: красивые,  с панцирными сетками! Мы с братом прыгали на них, как на батуте!
Мне вообще нравилась сама идея — получать при переезде мебель со склада напрокат. Ведь никто не знает, какую квартиру тебе дадут, какая мебель туда поместится. А так - определишься и выберешь на складе все, что нужно, а будешь уезжать — все сдашь обратно. По-моему — очень удобно!
И ванная там тоже была шикарной, с газовой колонкой, вся в кафеле, с окном и дверью на балкон, с которого можно было войти в родительскую спальню, чего раньше и после я никогда не видела в наших домах!

А огромный овальный, дубовый . темно-коричневый стол на круглой ноге с лапами!
А полуметровый подоконник между двумя стеклами, который мама использовала в качестве холодильника зимой!
Больше я никогда не жила в такой большой, роскошной квартире!

В школе у нас были прекрасные учителя по всем предметам, за редким исключением — потому что работы для многих жен офицеров не было, а преподавателей среди них было много, вот и принимали на работу самых лучших. Когда я пришла в эту школу, сразу поняла, что мои пятерки в Ростове едва тянут на четверку с минусом, особенно английский! Пришлось засесть за уроки основательно, и к новому году я привела себя в норму.
Помню учительницу математики - Татьяну Ивановну.  Маленькая, полненькая, голос тихий, никогда не крикнет, а в классе рабочая тишина. Один у доски отвечает, а остальные по учебнику  решают те номера, что она на доске напишет. А в 10-м классе она нам давала задания из тех вариантов, которые были на вступительных экзаменах в солидных институтах в прошлом году.  В конце урока быстро по рядам пройдет, ответы сверит — и у всех по оценке дополнительно появляется, и болтать некогда, и в голове больше остается, и руку набиваешь на типовых задачах. У нас почти все, кто сдавал математику в ВУЗ — все хорошо сдали без всяких репетиторов.
А учительница Русского и литературы -  Эмма Христофоровна! Какие уроки она проводила, какие спектакли на уроках с нами ставила!  А строга была! Но мы ее обожали!
В 9-м классе к нам пришла новая учительница по истории — молодая, симпатичная, с короткой стрижкой, подтянутая, энергичная, и начала свою речь примерно так:
- Здравствуйте! Я — ваш новый историк, Зовут меня Лидия Павловна, фамилия — Перцева. И сразу предупреждаю, что мой характер соответствует моей фамилии!
Все  засмеялись, и контакт был налажен. Она не злобствовала, как многие ожидали, а оказалась очень эрудированным и интересным человеком. И даже я стала учить историю с удовольствием, хотя раньше тихо ненавидела всех этих царей, их распри и войны, все эти древние века, средние века…

Англичанка у нас была  не педагогом по профессии, а  синхронным переводчиком. Поэтому ей трудно было смириться с нашей серостью в области грамматики и произношения. Как же она нас гоняла с этим произношением! В начале каждого урока пять минут уделялось хоровому произношению сложных слов, особенно  с Th. Потом словарный диктант на 10 минут и 20 слов , а уж потом проверка домашнего задания и новая тема. Зато английский мы знали прилично. Даже в преклонном  возрасте, когда мне пришлось объясняться с немкой, которая не знала русского, а я  — немецкого, мы с ней прекрасно обошлись школьным английским. Все было понятно, даже шутки.
Муж потом очень удивлялся, как это мы друг друга поняли?
- Смотрю — сидят, смеются, и о чем это они?
Конечно, техническую  тематику я бы не потянула, а бытовую — запросто!

В школе  с нами  учились и интернатские ребята.  Неделю они учились и жили в интернате.  А на выходные их развозили по гарнизонам к родителям на побывку.  Но интернат был не у нас в Легнице, где были две русских школы - №30 (моя) и № 32, а где-то в другом городе, где они и жили неделю. Название этого города я не помню, но знаю, что их каждый день отвозили и привозили на занятия на автобусе. Мы хоть и учились вместе, но они держались как-то немного особняком, своим братством.
         Своими группами дружили и офицерские семьи. Они тоже подбирались по интересам и месту службы. Иногда  устраивались всеобщие мероприятия: поездка во Вроцлав на футбольный матч наших с поляками или  выезд наших женщин в какой-нибудь крупный город посмотреть достопримечательности, ну, и пройтись по магазинам, конечно. А в основном все культурные мероприятия проходили в окружном  Доме офицеров. Туда приезжали почти все наши прославленные коллективы и солисты: ансамбль Александрова, "Березка", Махмуд Исымбаев,Аркадий Райкин,Хиль, Трошин, Лядова, было много сборных концертов - сразу и не вспомнишь. Фильмы привозили только наши - никаких "Лимонадных Джо" , "Великолепных семерок" или "Фантомасов"!
Высоцкий - только на магнитофонных катушках, втихаря привезенных из Союза после отпуска. В Доме офицеров была сосредоточена и вся остальная культурная жизнь: там была приличная библиотека, кинозал, располагалась масса кружков по интересам, вовсю работала художественная самодеятельность - талантов была масса! Там же проводились всякие конкурсы. Например, моим любимым был конкурс кулинарный - на самое красивое и вкусное блюдо в разных номинациях: холодные закуски, горячее блюдо, рыбное, мясное, выпечка дрожжевая, торты-пирожные и т.д.
          Господи, чего только я там не насмотрелась! И лебеди плавали как живые по заливному из дичи, и просто "райские птицы" получались из простых куропаток, а кренделя немыслимой красоты! А торты с почти живыми цветами, зверюшками и прочей красотой! И все это можно было попробовать и получить от хозяйки рецепт и консультацию. Эти конкурсы устраивали прямо с утра, а заканчивались они поздно вечером. Там я убедилась, что офицерские жены - самые лучшие кулинарки!
          Но были и индивидуальные интересы - например рыбалка. Папа у меня не рыбак и не охотник, а вот его начальник - Юрий Иванович, был большой любитель рыбалки. Я никогда не была на настоящей рыбалке - чтобы на зорьке, с удочкой, да с наживкой посидеть на берегу озера, а потом сварить настоящую уху на костре... Романтика
И как-то были они с женой у нас в гостях, по-моему отмечали папино повышение - ему присвоили полковника. И вот я услышала в разговоре, что он собирается на рыбалку в этот выходной. Я мяукнула, что тоже очень хочу на рыбалку, и жалостно посмотрела на папу. Он не выказал никакого желания, а Юрий Иванович, будучи в "веселом" состоянии  добродушно сказал:
- А поехали с нами! Только мы рано выезжаем, часа в два ночи, не проспишь?
        - Ни за что! - обрадовалась я и побежала собираться.
         Мама меня отговаривала, убеждала, что это неудобно, там одни мужчины едут, но я уперлась и все-таки поехала.
         В два часа ночи у нас под окнами тихонько пикнула  начальническая "Волга".Я уже сидела на подоконнике в ожидании, и сразу помчалась на улицу. Было по-летнему тепло и начинало светать. Юрий Иванович дремал на заднем сиденье, а симпатичный солдатик-шофер Василий развлекал меня всякими байками.
Часа через полтора мы доехали до охотничьего домика, шеф вышел из машины и понес туда свои рыболовные принадлежности, а нам велел поставить машину и идти к мосткам.
И тут Василий спросил:
- Хочешь за руль? Тут  места много, никого нет, проедешь вдоль забора и остановишься у воды.
Я стала отказываться, но любопытство взяло верх, и я села за руль. Но как только я нажала на газ - машина подпрыгнула и понеслась вдоль забора к озеру.
- Где тормоз? - закричала я с перепугу, а машина неслась к воде. Все это были доли секунды, Василий нажал на тормоз, машина остановилась, а я без сил откинулась на сиденье.
- Нет, водителя из меня не получится! - решила я, и больше никогда не садилась за руль.
  А рыбалка мне понравилась! Я первая поймала какую-то красноперку и была вполне счастлива.

http://www.proza.ru/2019/04/02/2081


Рецензии
Как хорошо, что всё это было!
Приятно вспомнить, приятно рассказать.
И читать тоже приятно! )
Доброго всего, Лана.
С неизменным уважением,

Марина Клименченко   13.10.2019 09:41     Заявить о нарушении
Очень рада, Мариночка, что интерес пока не иссяк!И спасибо за отзывы - для меня это очень ценно!
С благодарностью. Лана.

Лана Невская   13.10.2019 10:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.