ЛРЗ

Литературное разговорное зрелище. – Книгу «Державный плотник» читаю, о наших временах думая. Ставропольское книжное издательство. 1993 год. 50000 экз. Ныне книга  отправлена  в макулатуру, как устаревшая.  Автор Даниил Мордовцев. Ранее книга издавалась в 1991 году. О царе Петре Алексеевиче она. Эпиграф понравился: «То академик, то герой, то  мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Пушкин.
   Задумался над такими строками.  «В эпоху преобразований, начатых царём, Малороссия являлась светом, откуда лились осветительные лучи на Великороссию,  с остатками её старины». «Удар под Нарвой мог довести её до конечного унижения и, быть может, до расчленения под Полтавой. Пойди за предателем Мазепою и за Карлом, весь малороссийский народ и последствия для России были бы неисчислимыми, в смысле её ослабления и унижения: вся Малороссия отошла бы от неё, как решили Карл и Мазепа. Крым и Черное море не принадлежали бы России, как и Балтийское море и Нева. Не было бы и Петербурга. Малороссия в то время являлась для своей младшей сестры – России не только духовным светочем, но и спасительницею, хранительницей её целостности. Гениальный Петр понимал это, потому даже сибирским митрополитом поставил Филофея Лещинского – «хохла». – Между прочим, орден №2 Андрея Первозванного был вручен Мазепе. Так вроде бы. – Апостол Андрей Первозванный – глубокий религиозно – национальный символ!  Он брат апостола Петра был первым признанным спасителем. Он первый принёс слово Евангелия через Малую Азию и Черное море к нам в Скифию, и, по преданию, на месте будущего Киева, водрузив крест, сказал уже своим ученикам: «На сих горах воссияет град». – Ты завёл меня слишком далеко. Я начал находить сходств нашего времени с петровским временем. Заметь, Порошенко – то Пётр Алексеевич! Как и Пётр первый. Вот переизберут его на новый срок,  и он наладит всё в Украине,  и России хороший пример покажет. – Мазепа плохой пример показал.
  - Вот что ещё мне понравилось в этой книге. – Подай лопату,  - сказал Петр Алексеевич Меньшикову, который взял железную лопату, у стоявшего на фланге великана - Лобаря Терентия Фомича, и подал царю. Поплевав на руки, как это делают настоящие землекопы и плотники, государь глубоко засадил заступ в землю, где должен был находиться центр закладки. То было  16 мая 1703 года. Основывался город  Санкт – Питербурх. Лобарь, глядя на работу царя – исполина, думал себе: «Поди, и я не осилил бы царя – батюшку. Видишь, как засаживает! Того и гляди заступ вдребезги». Не утерпел Лобарь, завидки его взяли: захотелось ему померяться силою с государем,  и взял он заступ у соседа. Вывороченная глыба оказалась больше государевой. Петр заметил это и улыбнулся. – А, и дядя Терентий пристал к нам, - сказал он.  Спасибо. – Рад стараться, государь – батюшка, - отозвался Лобарь, выворачивая горы чёрного грунта. Тогда бросились с заступами и другие солдаты. Яма была готова. Подали ларец. Солдаты опустил в яму выпиленный из гранита ящик. Митрополит  окропил его святой водой. Тогда государь, припав на колено, вложил ларец в ящик и сказал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!»  В основу этого города положена, в золотом ларце – ковчеге, частица от апостола Андрея Первозванного. Вот, что я хотел тебе сказать. В. Лоб.      
      
               


Рецензии