Синий кот

                Я в тени своей ногами путался.
                Кошка шла за мной
                И мяукала.
                Не ластись, не пой, не ной!
                Моя ненаглядная –
                Видит Бог –
                Приправляет мышьим ядом
                Свадебный пирог.
                Илья Эренбург

                Время летало вместе с Татьяной от компьютера к кофеварке, потом к клиентам с чашкой чая, кофе или горячего шоколада и двумя маленькими печеньями на блюдечке. Принять у входящего верхнюю одежду, подать уходящему, рассчитать, ответить на звонок…
                А за окнами красивые сумерки  в красивом городе.
               
                - Приезжай, - говорила ей Мария, мамина сестра, когда навестила их на Рождество. – Там для твоих картин много материала. Хочешь, у меня в салоне поработаешь до вступительных экзаменов. У нас особый город. Тебе понравится.
                - Что же в нём особенного? – спросила Таня. - И наш хорош.
                - Вот увидишь, что лучше Алма-Аты города нет. А ещё у нас синие тени зимой.
                - Как синие?
                - Сама увидишь.

                Таня подумала и приехала. Поступать решила в колледж декоративно-прикладного искусства. У Марии был собственный салон красоты, и девушка три раза в неделю работала в нём, а по вечерам посещала подготовительные курсы.
                Действительно, город и окрестности прелестны, и  пейзажи рождались как стихи.
                Вот только один никак не удавался. Девушка назвала работу "Синие тени". Контурный рисунок определился быстро, но цветовые и тональные отношения не сложились, и эмоциональный подтекст не звучал. Она помнила об основном законе художественной грамоты: следить за правильностью отношений света и тени. Преподаватель объяснял, что, изображая воздействие освещения на предметы, художник  часто светлые предметы показывает тёмной краской, тёмные – светлой. "Маэстро – тот, кто умеет передать свет на черном, тень на сером", - приводил он слова известного  живописца К.Коровина.
             
                Таня знала, что увидеть синий оттенок можно только на чистом белом снегу. Он здесь такой. В этой части города. А в центре быстро становится серым, грустным. Она нередко останавливалась, рассматривая тени от разных предметов, размышляла, как передать цвет на картине. И какой: глубокий синий или бархатисто-тёмный?
                "Интересно, бывают ли летом синие тени?" - подумала она. И прочитала в интернете, что летом окружающий фон не позволяет увидеть синеву теней. Но вот в Сахаре есть место, которое называют  Белой пустыней. В древности здесь был океан, но когда он ушёл, остались меловые карстовые образования белого цвета. Они создали причудливые пейзажи необычной красоты. Так вот в Сахаре, хотя и нет зимы, тени синие.
                … Сегодня почти не было свободного времени, и Татьяна лишь изредка посматривала в окно. Приблизились сумерки. Зажглись фонари, и тени от них улеглись до двери, как горные ручейки. Ей хотелось выйти и рассмотреть их поближе, но такой возможности не было.

                Её мечтания прервал звук открывающейся двери. Синие тени пытались прошмыгнуть внутрь – и девушка улыбнулась.
                Последняя клиентка. Гламурная, отметила Татьяна, принимая у неё пятнистое манто. Она не сразу заметила,  что вслед за женщиной вошёл кот. Он не пробирался по стеночке и не прижимал уши в страхе, что будет изгнан из тёплого помещения, а вышагивал по центру зала мягко, но уверенно.
                - Кис-кис-кис, - позвала Татьяна и направилась к нему.
                Он медленно повернулся. Недобро сверкнули глаза цвета молодого крыжовника. Татьяна резко остановилась, кот подошёл к ней. Зрачки сузились в щёлку, он отвернулся, направился к кабинету косметолога и улёгся сбоку от двери. Вновь взглянул на онемевшую Татьяну. Искорки в его глазах потухли. Холёная шёрстка лоснилась и в свете лампы отливала синим.
 
                Почему-то никто не удивился его появлению, словно коты в одном из лучших салонов красоты – обычное явление.
                Когда у Татьяны появилась свободная минута, она подошла к незваному гостю. Он поднял мордочку и строго посмотрел, будто она мешала чему-то важному. Она нашла в подсобке старое блюдечко, налила молока и поставила подальше за кресло: вдруг клиентам не понравится присутствие кота. Он взглянул и отвернулся. "Не голоден, - поняла Татьяна. - Или гордый. Ишь какой важный".

                Стихла музыка. Татьяна поменяла диск. Да, сейчас время Стинга. Он ей нравился. Мелодия  “ Shape of my heart” сочеталась с подрагивающими синими тенями.
Трогательная и лирическая композиция наполнила пространство. Кот перевернулся на левый бок и продолжал смотреть на дверь кабинета, где работала косметолог Ольга.

                Татьяна взглянула в окно и увидела мужчину на широком тротуаре. Ясно было, что он кого-то ждал. Начался снег. Но мужчина не ушёл, а только поднял меховой воротник куртки. За его спиной фонарь конусом высвечивал  снежинки, падающие густо, словно серебристые конфетти.

                Ольга закончила работу, оделась, подкрасилась.
                - Третий сорт тоже не брак, - сказала она своему отражению в зеркале, тряхнула длинными черными волосами и вышла.

                Мужчина направился к ней. Приблизившись, наклонился. Наверное, поцеловал её, подумала Татьяна.  Ольга взяла его под руку, и они пошли, а  позади них, переплетаясь, бежали длинные тени. 
                "Первый акт закончен", -  почему-то подумала Татьяна, почувствовав себя в зрительном зале, где идет бутафорский снег, а актеры играют любовную сцену.

                ***
               
                На следующий день зелёные глаза Ольги  казались ярче - таким бывает море после шторма. Но что-то изменилось в её лице, словно неизвестно откуда взявшийся  ветерок потревожил белые пески пустыни, и  заметались мрачные тени.
                Увидев её, синий кот выглянул из-за кресла и тут же скрылся. Только силуэт его головы отражался на светлом полу.

                … Татьяна всегда с восторгом смотрела на Ольгу: высокая, статная, яркая. Густо накрашены припухлые губки. Тонкой кисточкой прочерчены тёмные стрелки на веках.  И даже небольшая родинка на левой щеке не портила её. Но сегодня Татьяна заметила необычную бледность и нервное движение губ, словно Ольга продолжала  неприятный спор с кем-то.

                Ольга снисходительно смотрела на низкорослую Татьяну, но не потому, что была старше её на шесть лет.
                - Когда ты отрежешь свою косу?  Ни один мужик на тебя не посмотрит, дитя, - резко сказала она. - Давай я покрашу твои пегие брови и наращу ресницы.
                Татьяна в страхе замотала головой. Да ни за что! Чтобы быть куклой с пышными губами и ресницами в полметра.
                – И походка у тебя никакая. Что это такое? Идешь мягко и плавно, как никчёмная балерина, словно боишься. А где энергия? Напор? Приобрети каблуки.
                - Разве только внешняя красота важна? – подала голос Татьяна.
                - В наши дни – да. А еще характер. Смелость и раскованность. Никто не будет разбираться, какая ты внутри. И никто не станет сквозь твою стеснительность и скромность выискивать то, что мужикам надо.
                Татьяна не стала уточнять, что же им надо. Знала. Этого требовал от неё и Петька перед уходом в армию. Но она так не хотела. И вот письма его стали приходить всё реже. Она и не переживала особенно: любви к нему не испытывала, считала только другом.
                - А как же любовь? – спросила Татьяна. – Неужели выбирают только за внешность? А если у красивой девушки скверный характер?
                - Любовь? Не смеши мои тапочки. Это только в начале глаза горят, всё внутри дрожит. Но это быстро проходит, поверь мне, детка.
                - Нет, любовь есть, настоящая. Но не всем она даётся в руки, как свободолюбивая птица.
                - О, да ты поэт. Небось и стихи пишешь, художница?
                Татьяна не ответила, а про себя с вызовом произнесла: "Да, пишу".

                Они прервали этот странный разговор, когда пришел клиент, мужчина в возрасте. Кот, не замеченный ими, протиснулся в кабинет к Ольге.

                Татьяна никак не могла привыкнуть к тому, что мужчины посещают косметолога. Что они там делают? Как-то спросила Киру. Ольга, стоявшая недалеко в ожидании клиентки, засмеялась:
                - Ой, деревня… Мужики сейчас за собой следят лучше иных женщин. Окинула её пренебрежительно взглядом. - И уж получше тебя.
                Кира вступилась за Татьяну:
                - У неё настоящая красота, а ещё и ум, в отличие от некоторых.

                Когда Ольги не было рядом, парикмахер Леночка, любительница сплетен, стала что-то шептать Татьяне. Татьяна не поддержала разговор и отошла. Но разного рода слухи об Ольге и её муже всё-таки доходили до неё.  Оказывается, муж ревновал Ольгу. И не без оснований. Леночка поведала, что как-то он приходил в салон, ждал жену, а потом они, выйдя на улицу, ссорились.

                Татьяна села уже за компьютер, когда услышала слова Леночки:
                - Что-то наша Ольга сегодня не в духе. Наверное, муж прознал про очередного хахаля.

                ***
               
                Татьяна приходила на работу первая и готовила помещение.
                Девушка включила свет, нажала кнопку пульта, медленно полилась нежная мелодия Г.Свиридова "Метель".  Оглядела помещение: всё в порядке, всё на своих местах. Татьяна скрылась за узкой дверью и принесла  небольшую стеклянную вазочку с широким основанием и узким горлышком со стеклянным воланом по краю. Татьяне нравились изысканные вещи в классическом стиле.

                Откуда-то материализовался кот и улегся на прежнее место, искоса взглянув на девушку. Татьяна улыбнулась: даже кот на своём посту. Погладить бы его. Странно всё-таки, что он не отходит от кабинета Ольги – не раз возникала эта мысль у Татьяны.
                Она вспомнила, что надо полить спатифиллум и открыла дверь. Кот вбежал раньше Татьяны и лёг под рабочий стол Ольги. 
                Белые сердечки растения светились в полумраке. Странное это растение – "женское счастье". Хорошо себя чувствует и на солнце, и в тени. Одинаково пагубно долгое отсутствие того и другого. Значит, нужен баланс, полутень.  И мысли Татьяны полились уже о жизни, о любви – об их тёмных и светлых сторонах.

                … Вечером чёрная машина перерезала тёмно-синюю тень и остановилась возле двери. Странно, но у нас  никто больше не записан, отметила Татьяна. Дверь открылась неполностью, и в неё как-то боком вошёл мужчина лет сорока.
                Татьяна взяла у него пальто и заметила, как дрожат его пальцы. Подскочила Мария:
                - Здравствуйте, Иван Григорьевич! Олечка занята с клиентом. Могу я предложить вам чашечку кофе?
                Он отказался и сел возле кабинета жены. Мария ушла к себе. Кот предусмотрительно заполз под кресло. Мужчина то вставал и нервно ходил (хорошо, что у нас уже последний клиент и никто не чувствует грозу в атмосфере, подумала Татьяна, приглушив романтическую мелодию), потом выбегал на улицу, словно ему не хватало воздуха, возвращался и вновь метался по периметру помещения.

                Ольга не удивилась, увидев мужа, ничего не сказала. Он прошёл за ней и плотно закрыл дверь.
                И тут же послышались громкие голоса.
                - Что ты ходишь за мной как тень? Я всё сказала тебе вчера.
                Он что-то твёрдо произнёс в ответ.
                Татьяна добавила немного громкости в динамиках. Но когда раздались крики, никакая музыка не могла их скрыть.

                Иван Григорьевич говорил жёстко, отчеканивая слова. Ольга кричала на него. Потом открылась дверь, вышла Ольга и, обернувшись к мужу, тихо, но с ненавистью, произнесла:
                - Твои пальцы не гладят, а щупают. Как осьминог.
                И ушла.

                Татьяна  посмотрела на его пальцы, когда подавала одежду. Пальцы как пальцы. Он заметил её взгляд и нервно дёрнул головой.
                - Извините, - почему-то прошептала Татьяна. Он не взглянул на неё и вышел. Резко стукнула дверь. На диске закончилась песня любви.
                Тишина. Кот торжественно прошествовал мимо оцепеневшей Татьяны.

                ***
                Ещё три дня после этого кот появлялся непонятно откуда и так же вечером  исчезал неизвестно куда. Уходил ли он на улицу или прятался где-то в кладовке? Татьяна не видела.
                На четвертый день он не появился. Не пришла вовремя и косметолог. Татьяна звонила Ольге каждые десять минут, но телефон не отвечал. В двенадцать звонок наконец-то прошёл. Чужой женский голос сообщил: Ольга умерла.

               … Во время похорон  шёл снег. Медленно опускался и прикрывал тёмную землю, голые деревья. Хотел бы и жизнь приукрасить, но это не в его силах, подумалось Татьяне.

               Муж, серый от горя, никого и ничего не замечал. Его сестра что-то тихо ему говорила, поглаживая по спине.
               Какая-то пожилая женщина, стоявшая рядом с Татьяной и Марией, шептала:
               - У неё это не первый раз. Несколько месяцев назад тоже инсценировала самоубийство, но обставила всё так, чтобы муж вовремя её обнаружил. Тогда это были таблетки. Когда я спросила, зачем она это сделала, Ольга фыркнула: "Не твое дело! Не хочешь же ты, чтобы я такого мужа потеряла". А в этот раз вот повеситься решила, когда он пригрозил разводом. Но что-то пошло не так…

                ***

                По календарю уже считалась весна. Но опять выпал снег – воздушный и серебристый, словно первый, юный.  Запахло свежестью и чистотой.
                Накануне Татьяна закончила свою картину. И была довольна. Но это уже был не пейзаж, изменился сюжет. "Синий кот среди белого снега" - так теперь называлась работа. Она нашла нужный оттенок синего, и колористическая цельность картины сложилась.

               … Поздно вечером, когда Татьяна вышла из салона, в свете изломанного света фонаря на противоположной стороне дороги увидела синего кота. Она остановилась, поражённая его появлением и тем, что это напоминало её картину, где она использовала смягчение касаний силуэта кота на фоне тени. Татьяна закрыла глаза, а когда вновь посмотрела – ничего не изменилось, только проезжающие машины ненадолго скрывали видение. Мистическое, мелькнула мысль.
                Кот шевельнулся, заблестела синяя шерстка, сверкнули глаза. Татьяна подождала, пока проедет машина,  перешла дорогу, но кота уже не было…


Рецензии
Здравствуйте, Мила! Название Вашего рассказа само по себе интригует. А оказалось, что мысли Татьяны заинтересовали меня не меньше, чем существование синего кота. Спасибо Вам,хорошо,когда в мыслях человека ты обнаруживаешь именно ту информацию, которая тебе нужна. С уважением

Тамара Чаплинская   24.02.2024 14:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тамара!
Спасибо Вам!
С теплом,
Мила

Мила Суркова   26.02.2024 08:52   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.