Ожерелье для Медеи гл. 1 Ближе к родственникам

   Часть 1 повести "Дикая птица" 
 
    Будет неверно пройти мимо школьного периода нашей героини.
Война уходила на Запад. Сразу же после освобождения железно-дорожной станции Ямм  от немцев,где оказалась семья Анны, поселковый Совет занялся организацией мирной жизни людей и учебой детей в школе. Из учителей в поселке осталась только одна учительница начальных классов. Вот, ей-то и предстояло возглавить школу и тянуть на себе всю работу с детьми, невзирая на их возрастные отличия.
 
  Под школу отвели барак,ранее используемый для полевого госпиталя.Его разделили на три части–классы; переложили полы, вставили стекла,поставили печки,повесили доску, отвели уголок для одежды…Еще одну печку поставили в общем коридоре. Рукомойник и туалет были на улице.
  Ближайший к выходу класс отдали первоклашкам, возраст которых от семи до девяти лет; второе помещение закрепили за детьми с десяти до двенадцати, а в третьем - учились дети с двенадцати до четырнадцати лет.
  Перед школой поставили турник, повесили канат для лазания, врыли столб–вертушку с тремя канатами, имеющими на конце петлю.  Продев одну ногу в петлю, можно было бегать кругами вокруг столба, толчком взлетать вверх и «парить». Это было самое притягательное для детей место на переменах.
 
   Война «сгладила» возрастные особенности детей. Но осталось главное–все хотели учиться. Учительнице было трудней. Ей предстояла работа на опустошенной врагом территории с нуля; и по памяти -  варьировать учебную программу в зависимости от возраста и развития учеников. В крае,с отголосками еще идущей войны, не было никаких учебных программ. 
   Надежда Дмитриевна составляла план работы одновременно на три возрастные группы. Приходила в школу пораньше и писала на доске задание. Принимала младшую группу. После объяснения материала, давала задание и уходила в следующий класс, где дети уже работали,считывая задание с доски. Тоже происходило и со старшей группой.
   Таким образом, самостоятельность детей была основным принципом их обучения. Надежда Дмитриевна никого не отпускала домой,если были затруднения.  Ученики платили ей любовью и уважением. 
 
   Учительница хорошо знала Медею. Та, еще год назад, стала крутиться у
стен школы и буквально висела на окнах, не спуская глаз с доски, пока
Надежда Дмитриевна не вышла на улицу и не завела ее в класс.
  -Сколько тебе лет? – Шесть, - тихим голосом соврала Медея. Шести ей еще
не было. – Но я умею читать.
  -И что мне с тобой делать?
  -Можно я буду приходить в школу с братом?
  -Хорошо. Но я разрешаю тебе уходить в любое время, если устанешь.
 
  На следующей день Медея пришла в школу в новой юбочке и жакетике из серой бязи, которые мама сшила за одну ночь. В одной руке вместо портфеля она держала матерчатую сумочку, все из той же бязи, где лежал букварь, тетрадь и ручка, а в другой – несколько полевых цветков для учителя.
 
  Медея оказалась прилежной и не требовала особого внимания. Но на уроках часто задавала неожиданные вопросы. Например, «Зачем считать сколько стоит хлеб и сухарики? – Давайте сразу - разрежем его на кусочки и съедим…». Или:-«Зачем раскладывать конфеты по коробкам? Их лучше скушать» …
   
  Надежда Дмитриевна не сердилась на девочку за отвлечение. Она понимала, что вопросы вызваны голодным состоянием ее желудка, и терпеливо объясняла связь между условностью и реалиями.
    Когда Медею угощал конфетой друг Карлуша – сын секретаря обкома партии, она, пососав немного, вынимала конфету изо рта и несла в школу. Подходила к учителю со словами:
  - «Надежда Дмитриевна, вот-попробуйте конфету. Очень вкусная». После ласкового отказа, давала по очереди - сосать драгоценное лакомство брату и девочке Гале, с которой подружилась год назад в госпитале, а теперь сидела с ней за одной партой.
    У девочки была хорошая память и голос. Она знала много стихов и песен. Пела по вдохновению, когда оставалась одна, убегая в лес, в поле или на речку.
   
   Через три года построили новую двухэтажную школу на самом высоком месте, откуда открывалась вся панорама на поселок и речку Желча. Из Пскова прислали молодую учительницу русского языка и литературы. Она стала классным руководителем Медеи.Военком станции вызвал из Петрозаводска свою сестру– учителя географии, а немецкий язык - поручили вести женщине, работавшей в годы войны переводчице в немецкой комендатуре. Педагогический коллектив в школе увеличился до четырех человек, что позволило организовать занятость детей в течение всего дня.
   После занятий, они, как правило,помогали взрослым в сельскохозяйственных работах:сажали картошку, пололи лен, копали свеклу, закладывали овощи в бурты, занимались расчисткой места для постройки Дома культуры, копали отводные канавки у дорог, благоустраивали школьную территорию.
    В их ведении был уход за местом захоронения солдат и шефство над семьями, мужья и дети которых погибли на войне. В школе создали кружки литературы, театра, рукоделия. Каждый месяц давали в поселке концерт художественной самодеятельности.
   
   Медея училась в пятом классе, когда к ним из Подмосковья приехала сестра мамы - Катя.Ее муж погиб на фронте. Без отца осталось шесть детей.Старшая уже работала  еще одна-заканчивала техникум, двое учились в ремесленном училище и двое:мальчик и девочка –сверстники Медеи - еще ходили в школу.
    Сестра приехала с целью - сманить Анну в родные края и каждый день своего пребывания закладывала ей эту мысль. - «Вместе будет легче…». А чтобы сестра сжились с этой мыслью – попросила отпустить детей с ней на лето в деревню.
 - «Они у тебя - светятся. А у меня коровка и куры. Будут пить молочко и кушать яички. Глядишь, и поправятся».
   Дети восприняли это предложение не охотно, и скорее всего поездка не состоялась,если бы из поселка не исчез Борька–друг Медеи по играм.Его неожиданно увезли в Петрозаводск, в день, когда девочка была на сборе клюквы. Это была ее с братом - обязательная работа. На вырученные деньги, мама покупала ботинки и спортивные шаровары.
  – Почему он уехал, не поставив меня в известность? – Он предал их дружбу!! - Медея замкнулась и потеряла интерес к событиям. Уговаривать на поездку к тете Кате ее не пришлось.
   До станции Балагое ехали в кузове полуторки. Сильный ветел продувал насквозь легкую одежду. Медея простыла. Во время ожидания поезда, брат купил мороженое, что сыграло с девочкой злую шутку. Заболело горло.Но пока они были в пути, она об  этом никому не сказала. Да и не могла:-вместо слов она сипела. Лечение началось только по приезду в деревню. Речь вернулась, а вот колокольчик, который звенел и радовал окружающих,умолк навсегда. Дар петь – девочка потеряла.
   Отношения с двоюродными братом и сестрой не складывались. Они сразу стали ревновать мать к «чужим». Та,действительно, окружила их заботой и вниманием, особенно - Медею. Если Коля сразу влился в коллектив мальчишек и особой заботы не требовал, то эта - ходила задумчивая, грустная и молчаливая…
   На каникулы в деревню приехал сын тетки - Толик. Катя обрадовалась:– «Будет кому косить сено для коровы". Часа в четыре утра, она брала ухват и шла к сараю, где под крышей сладко спал Толик, только что вернувшийся с ночных посиделок с               
местными девчатами.
– Вставай на покос, – тормошила сына ухватом Катя.- А то роса сойдет...
  Толик сопротивлялся, двигаясь в противоположный конец лаза. Но Катя ставила лестницу и ухват снова неприятно щекотал пятки парня. Он спускался на землю сонный и недовольный. Подходил к колодцу, умывался, пил молоко и с косой и граблями, растворялся в утреннем тумане.
   Утром, за завтраком, как правило, это были блины из картошки и повала,Катя спрашивала у детей:-«Кто понесет Толику еду?» - и всегда первой отзывалась Медея:         
- Я пойду. А заодно - наберу ягод или грибов…
 От дома в лес уходила натоптанная тропинка и она обязательно должна была вывести на поляны, где колхоз отводил покос травы для держателей домашней скотины.
  Усталый Толик был рад приходу сестренки, еде, отдыху.  Он кивал Медеи на грабли:-Повороши сено, а сам - быстро насытившись, тут же засыпал.
   Возвращаясь обратно, Медея по привычке пыталась петь, но кроме грубых звуков ничего не выходило. Ей оставалось только слушать пение птиц и свирель кузнечиков.
   Братья резвились в играх, а Медея помогала тете Кате по хозяйству:мыла корове вымя, поила телка,собирала для поросенка лебеду, «жарила» на заборе крынки. Снимала с вечернего удоя сливки и сбивала руками маслов трехлитровой банке…
   Катя была рада такой помощнице. Она сама в деревне особо ни с кем не дружила. Времени свободного не было. Шутка ли, шесть детей, скотинка и домашнее хозяйство!  А с Медеей она делилась мыслями, рассказывала ей о своей жизни, о погибшем муже, о старших детях, дедушке и бабушке и обещала отвести на погост...
- Завтра праздник «Лужки», – сказала она накануне воскресного дня.
- А что за праздник, - поинтересовалась Медея.
- Это праздник лета, «налива» травы, время покоса и заготовки кормов для скотины. Те, у кого участки покоса далеко от деревни, уходят в лес на неделю, другую, пока не заготовят сена на всю зиму. Там же, в лесу – отваривают грибы.
-  А тебе - спасибо за грибочки, сейчас я их поджарю. Своих сорванцов в лес никак не могу выгнать! Ни каких слов не понимают.На самом деле,все слова в адрес детей, при их непослушании, выливалисьу нее  в одно короткое предложение: - «Стык, твою мать!». На вопрос Медеи, что это значит - тетя Катя пояснить не могла.
  После разговора о деревенском празднике, Медея не приходила из леса без грибов. Однажды, вернувшись из очередного набега за грибами,она увидела в доме высокую ладную девушку. Это была старшая дочь тети – Полина. Она пришла к матери пешком из районного центра, где работала старшим бухгалтером в райисполкоме, с хорошими, как она выразилась, новостями.
- Мама, я выхожу замуж, - веско сказала она. -Алеша продавец. Он достраивает дом,  и мы забираем вас из деревни. Брат и сестра будут заканчивать школу в городе. Отпадет необходимость хлопотать о прописке, для их дальнейшей учебы…
   Еще я договорилась в райисполкоме о работе для тети Ани. А пожить, первое время, она сможет у нас. Так что - отпиши ей, а я отправлю письмо».

              Продолжение следует.   https://e-shirokova.ru/               


Рецензии
Видимо, судьба Медеи будет нелегкой.
Доброго всего, Елена. Читаю Ваш роман с интересом.

Марина Клименченко   13.01.2020 11:33     Заявить о нарушении