Суп да каша -пища ваша?

СУП с Котом? Не пустим в Дом!

 Присаживаемся… Будем дегустировать  СУП ( сборный) в честь Всемирного Дня Супа.
 Именно 5 апреля  ежегодно теперь  проводится  необычный ПРАЗДНИК СУПА !
Думаю, что  многие  знают, как велико значение  СУПа в питании разных народов.  До "дегустации супа" расскажу о командировке в Киргизию. Наша телевизионная съемочная группа ЦТ прибыла для подготовки телепередачи «Москвичи на разных широтах» в сельский аул, где работала в начальных классах учительница из Москвы.
Попали мы к обеду в аул, где должны были снимать сельскую школу и семью учителей.  Как понимаете,  этот визит не имел никакого отношения к « супному празднику», о котором мы и слыхом не слыхивали. Да ,наверно , такого  и  праздника в 60-х годах прошлого столетия  не было. Суп  ели  почти  все  народы  испокон веков! Что  тут  праздновать?  Однако…
По традиции гостей встречают в Азии, как и на Кавказе, гостеприимно  за  столом.
Съемочной  группе ( по численности ) потребовалась дополнительная кастрюля супа.
Хозяева мигом сориентировались , и  в  огромной посудине забулькало мясо молодого барашка.  Пока мы пили чай и  разговаривали, суп  был готов. Аппетитно запахло мясом и свежими травами.   В тарелки разливали  ароматный дымящийся  суп, а в центре стола появилось большое блюдо с мясом  и …  на отдельной тарелке  -деликатес : ГЛАЗ БАРАНА ! Я смотрела на него с удивлением. Живой глаз, казалось, подмаргивал мне :  что-то  еще будет?  И вдруг хозяин дома, мне , как руководителю делегации из столицы ,протягивает тарелочку с  барана, с почтением называя  меня главным гостем. Мне предлагается отведать ( по киргизской традиции) коронное блюдо –глаз барана!  Так,  с глазу на глаз , я оказалась « в тисках  обычая» : не съесть –обидятся, а съесть ?
Нет. Это было выше моих сил! И хозяев обидеть нельзя. Ни  в  коем случае…Да!  Но,  на то и голова, чтобы решить проблему не по-бараньи… Тяжело вздохнув,  я поднялась из-за  стола…И  тарелку, где распластался бараний глаз, с теплым  обращением  «чох сагол»! (  большое спасибо)  отправила   блюдо  хозяину  дома.
 -  Ай,  сагол!  - с благодарностью откликнулся он на мой  почтительный жест  за  торжественным столом – первое слово и первое блюдо –АГСАККАЛУ ( старшему в доме)! Принимающая сторона  зааплодировала...  А из глаз  барана скатилась слеза. Или мне так показалось… Прошла минут-другая, хозяин дома  разделил  пополам  деликатес, угостив ближних своих соседей.
Добрые глаза животного  съели.(Как когда-то съели Кука, но не здесь  , и  не со скуки…)И началась трапеза.  Мы  с дальней дороги здорово проголодались и с удовольствием  взялись за  суп. По-восточному, я  назвала бы его бозбашем . У киргизов  другое  название, честно сказать, не помню какое. Но вкус был отменный! И  урок для меня пошел впрок. В чужой дом идешь – знай  обычаи ! Но...   
 Перейдем от воспоминаний  к   конкретике праздника . Вкусим супы  родной страны…. У нас -  своя история. Передо мной уникальная книга  из  личной  библиотеки , с  которой я выборочно знакомила коллег, интересующихся  «Великосветскими обедами».  Ее авторы -  Ю. Лоттман  и  Е. Погосян   познакомили  читателей с редкими документами – меню обедов, которые имели место быть в Петербурге в 1857 – 1858 годах в  доме Петра Павловича   Дурново, известного обер-шталмейстера императорского двора. Гастрономические порядки в этой  известной    семье   отличались богатым  ассортиментом  русской и зарубежной  кухни, застольным ритуалом, множеством гостей .  Поэт  Баратынский писал: « бывал обманут сердцем  я, бывал обманут и рассудком, но никогда еще , друзья, обманут не был я желудком». И великий Пушкин свидетельствовал: «Нескоро  ели   предки наши»….А что они ели?  ( не боитесь, проглотить язычок?)  Смотрим «Минью» :  суп из артишоков. Сиг фаршированный.  Цыплята с  астрагоном …Жариное  бекасы. Цветная по-итальянски.  Жилей ананасной.   Рядом с меню-фамилии приглашенных особ.   Коль суп – «гвоздь» избранной темы, подробнее  о  нём. Готовился суп-пюре из спаржи., суп пюре раковый. Щи ленивые считались русским кушаньем. Причем овощи для щей резались очень крупно: кочан капусты резалина 4 части, лук и морковь –пополам. Щи  на говяжьем бульоне заваривали мукой и заправляли сметаной.
 Что касается крестьян, разумеется, кухня у них была простой. Но суп –похлебка всегда присутствовал. И   готовили  первое в русской печи, по-домашнему вкусно.
 
 Что касается  советской индустрии питания, она  представлена в музее общественного питания  в Москве, в Большом Рогожском переулке, 17. Музей был открыт в  1977 году.  Присутствовали  при этом и корреспонденты нашего журнала «Профессионал».  Первый  директор музея Н.В. Коршунов был заслуженный кулинар  Москвы. В музей приходили школьники, учащиеся ПТУ,  которые  хотели в будущем трудится в общественном питании. Ребят интересовало все, вплоть до экзотических консервов «Суп из черепахи», « Суп из хвостов кенгуру», представленных в музее в  консервных баночках.
 Любопытно было познакомиться с   разнообразной  экспозицией этого музея. Переходя из зала в зал, убеждаешься, что кухня- это искусство ! Французский писатель А. Моруа писал: «Живопись очаровывает глаз, музыка –слух, кулинария –вкус».
Рядовому едоку- кухня всегда интересна. И разговор о ней  можно   продолжить.


Рецензии
Сразу аппетит появился. Баранину очень люблю, но глаз! это что то экзотическое.
эХ, ЗАМУЧУ Я СЕГОДНЯ ПО СЛУЧАЮ ПРАЗДНИКА ШУРПУ ИЗ БАРАНИНЫ, СЛУЧАЙНО В МОРОЗИЛКЕ НАМЕДНИ НАШЛА.
с ПРАЗДНИКОМ, ЭММА!

Касабланка 2   09.05.2019 12:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.