Дьявол - этимология

Визирь отвечал, что в тот вечер должны были
докладывать ему обер-председатель мятежей и революций,
первый лорд-дьявол журналистики, великий чёрт словесности
и главноуправляющий супружескими делами
О.И. Сенковский. Большой выход у Сатаны (1832)
(почитайте Сенковского, интересно)


1) Существующая этимология

а) Викисловарь/дьявол
Значение: в авраамических религиях ... сверхъестественное существо, воплощающее собою злое начало, властелин ада, глава злых духов и главный антагонист Бога, олицетворение мирового зла; Сатана.   
Этимология
Происходит от лат. (греч.) diabolis, далее из dia «через; раздельно» + vallo  бросать, кидать, далее из праиндоевр. *g;el-«бросать, достигать». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. diabolis. Русск. дьявол — из др.-русск., ст.-слав. диаволъ, ср.: болг. дявол, сербохорв. ђаво (род. Ђавола). (???)

* Викисловарь (вариант)
«Значение: обвинитель, клеветник. Этимология — нет. У античных авторов Пиндара, Аристофана и Менандра diavolos - имя прилагательное или частичное и переводится как «клеветнический, клевещущий, злословящий»; у Аристотеля  - имя существительное и переводится как «клеветник»; Библия Тит. 3:11, Тит. 2:3 или, в некоторых случаях, как «дьявол» Зах. 3:2, Мф. 4:5-11, Лук. 4:3-6, Откр. 2:10».
 
Примечание
* См. Церковно-славянскую Библию; http://www.my-bible.info/biblio/bib_tsek/ev_matf.html#g4
Зах. 3:2 (дьвол); Мф.4:5-11 (дьявол); Лук.4:3-6 (то дявол, то сатана), Откр. 2:10 (дьявол).

б) Onlain etymology dictionary; https://www.etymonline.com/search?q=+Devil (перевод Гугл)
 
* Devil. Древнеанглийский язык «дьявол, подчиненный злому духу, сокрушающий людей»; также, в христианском богословии, «дьявол, могущественный дух зла, иначе известный как сатана ...». Латинское слово происходит от церковного греческого diabolos, которое в еврейском и христианском использовании.
* Дьявольский (прил.) (14c), от латинского diabolicus, от церковного греческого diabolicos "дьявольский", от diabolos "дьявол, сатана" (см. дьявол (сущ.))
* Дьявольский (прил.) с. 1500, «относящийся к дьяволу» из дьявольского + -al (1). Значение «подобрать дьявола» относится к 1540-м годам.

в) Библейская энциклопедия Брокгауза: http://www.agape-biblia.org/books/Book03/ Дьявол
«Рус. слово "Д." происходит от греч. диаболос, "клеветник", "подстрекатель". Это греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова -> сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном счете ту сверхъестественную личность, к-рую мы собств. и именуем Д. …».

* Примечание
Септуагинта — перевод Ветхого Завета (иврит, арам.) на древнегреческий язык, выполненный евреями в Александрии в  280 гг. до н.э. Со II века до н. э. по XVI век н. э. сохранились 2000 рукописей LXX (70 толковников), которые содержат разные варианты перевода и разночтения.

г) Библия, Синодальный перевод (сатана), Церковно-славянская Библия (дьявол)
Захария 3:1 (ок. 519 г. до н.э.): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему».
См. стронг ивр. САТАН сверхчеловеческий противник, враг
https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/7854.html

2) Применение термина в русском языке

а)Словарь русского языка XI-XVII вв., М., АН СССР, 1977, с. 397;
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_4.pdf

с. 398. Дьяволъ - сатана, дьявол. А зълЪ приемломо и хранимо [богатство] зълЪе диявола явить ся губя тя. Изб. Св. 1076 г.
с. 65. Сатана (сотона) — сатана, дьявол. ВидЪхъ сотону яко млънию съ нбсе падъша. Лук. 10:18, Остр. ев., 1057 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Повесть о беспечном царе и его мудром советнике (Кирил Туровский, XII в.): «монасты(р) в немже дхвная оружїа на противна(г) диавола. си су(т) постъ млтва слезы воздержанїе ч(с)тота любы. смиренїе. 
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450)  И бяше ведети радость на небеси и на земли, толико душъ спасаемых; а диавол стоняше,
глаголя: «Увы мне, яко отсюду прогонимь есмь, где бо мнях жилище имети, яко сде не суть учения апостольска, ни суть ведуще Бога, но веселяхся ослужбе их, еже служаху мне; и се уже побеженъ есмь от невеглас, а не от апостолъ, ни от мученикъ; не имам уже царствовати в странах сих».
 
* Андрей Курбский. Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста (1564-1583): «Егда дьявол, супостат рода человеческаго, истощил тулы свои, стреляюще на церковь различными ересьми, и испразнилъ мехи, сеюще плевелы между чистою пшеницею (обличенны бо быша умышление его и стаинниковъ его на великих соборех нашими великими церковными  учительми); заградишася и затканны быша уста еретические».

* Окружное послание архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия десятскому священнику Успенской церкви Григорию Иосифову о чтении в церквах поучительного послания архиерея против старообрядцев (1696.03.17): «Блюститель же злый, издревле паства человеческия завиствуя, на стези в мужествовании святыя восточныя Христовы Церкве людям Божиим соблазны положил, реком еретики, и теми многия души угрызе, очарован лестию диавол чрез тыясвоя злыя сосуды многих в безумство врину и, удалятися паствы и всея святыя Церкве сотворя, глаголати боразвращенная и еретическая к вечней».

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «Понеже у диавола то первая и главная уда на уловление юных человек ; женские песни и похотное с ними целование; а потом уже диавол приводит и на совершенный блуд: в содружии бо жен или девиц, хотя и не хотя, впадеши в блуд». … А кто идет по церковному уставу, возложив свою надежду на единаго Бога, без лакомства блудного, то до таковаго человека не токмо диавол, но и никакое зло не касается, понеже того человека ангел Господень охраняет и никаковому злу коснутися ему не допустит».
   
* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том десятый (1860): “В послании к князю Острожскому и ко всем православным христианам Иоанн Вишенский пишет: «Потому дьявол против славянского языка борьбу такую ведет, что язык этот плодоноснейший из всех языков и богу любимейший, потому что без поганских хитростей и руководств, каковы грамматика, риторика, диалектика и прочие коварства тщеславные дьявольские, простым прилежным читанном, безо всякого ухищрения к богу приводит, простоту и смирение зиждет и духа святого подъемлет, в злоковарну же душу не внидет премудрость».

3) Обобщение и вывод

* Термин «дьявол» зафиксирован в русской литературе в 1057 г., считают, что слово было заимствовано из греческого или латинского языка, вразумительной этимологии нет.  Западные словари фиксируют термин примерно с XIII века.
Судя по древним русским текстам, в слово вкладывался духовный смысл, подразумевалось, что это злая (невидимая) сила, которая противостоит учению иудеохристианства, постоянно оказывает давление на верующих с целью заставить их изменить Заповедям Бога. Подобный термин иврита САТАН переводят как: дьявол, враг, противник (Бога), соответственно и слово ДЬЯВОЛ должно иметь подобное содержание, указывать на ситуацию противостояния с Богом.
      
* Иудеохристианская Церковь, возникшая в Израиле в I веке, всегда вела ожесточенную идеологическую борьбу с другими религиозными учениями. Первоначально это были язычники, поклонявшиеся местным богам, затем началась критика иудаизма и постепенное отмежевание от материнской религии, далее -  различные соперничающие христианские направления и секты. В иудеохристианстве средних веков прения по различным богословским вопросам происходили постоянно, что часто приводило к вражде Церквей и религиозно-территориальному делению.
      
* В 1054 году произошло территориальное размежевание единой Церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе.  В дальнейшем, с появление протестантизма, враждебные действия различных конфессий только усугублялись, религиозные войны становились постоянным явлением в европейских странах. Враждующие церковные конфессии называли друг друга еретиками (отступившими от богословских взглядов, от Бога), нечестивцами (оскорбляющими святое), злодеями и беззаконниками.
      
Вину за расколы в Церкви верующие возлагали на деятельность ДЬЯВОЛА и подчиненных ему бесов, которые постоянно вводили верующих в “искушение”, заблуждение, грех и принуждали нарушать Заповеди Бога.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией. Дьявол — продукт религиозного иудеохристианского сознания и мышления, не так ли? Соответственно слово должно быть связано логически и лексикой с сакральным языком иудехристианства, иврит.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем слово в форму близкую к грамматике иврита и выделим основной корень - ДЬЯВОЛ, ДИАВОЛ, DIAVOLOS = ДЬ, ДИ, DI + ЯВОЛ, АВОЛ, AVOL + OS. Очевидно, что основным корнем является сочетание знаков ЯВОЛ (йавол), АВОЛ, AVOL, без огласовок А.В.Л.

Корень иврита А.В.Л. (аин, вав, ламед) имеет содержание: совершать беззаконие, вредить, беззаконность, несправедливость, беззаконик, злодей, злодеяние.

Общий вид
DIAVOLOS = DI+AVOL+OS =  DI + AVOL+OS = DI арам.  который, что + ивр. ЕВЕЛ, АВЕЛ   несправедливость, неправда, беззаконие, нечестие + OS (АСА, ОСЕ) делать, производить, побуждать; т. е. тот, кто производит зло, неправду, беззаконие, нечестие (нарушает святость).
 
Источник
* См. стронг иврита 5766, A.V.L.; https://biblehub.com/hebrew/5766.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 343;  
б) Библейский образ

* Даниил 2:20: «И сказал Даниил: да будет благословенно имя  Господа (ДИ ЭЛАХА кто Бог) от века и до века! ибо у Него мудрость и сила».

* Левит 19:15: «Не делайте неправды (АВЕЛ) на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего».

* 2 Царств 7:10: «И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые (АВЛА) не станут более теснить его, как прежде».
 
* Иов 6:29: «Пересмотрите, есть ли неправда (АВЛА)? пересмотрите, - правда моя».

Таким образом, термин DIAVOLOS = DI+AVOL+OS  явно содержит корень сакрального иврита A.V.L. неправда, беззаконие, нечестие, зло и т. д.

Соответствует религиозной действительности, то, чего надо избегать верующему христианину в делах духовных и материальных и против чего он должен бороться постоянно.
Верующие другой конфессии  или придерживающиеся особых взглядов на главный культ, таинства, обряды, толкования и т.д. (раскольники, сектанты), по мнению господствующей Церкви — нечестивцы, оскорбляющие святость и священное  Церкви. "Освящайте себя и будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, свят" (Лев. 20:7), святость — атрибут Бога, в падшем мире, то к чему должен стремится каждый верующий - Стяжания Божественной Благодати.

5.4.2019 г.


Рецензии