Никакой я не царь зверей!

В 1894 году Ллойд Морган сформулировал правило, которое являлось и является одним из важнейших принципов зоопсихологии. Оно известно также как "правило экономии" и гласит: "То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале". В переводе на нормальный язык это правило означает: "Если животное ведёт себя подобно человеку, то не надо сразу же думать, что оно обладает интеллектом!" В основе этого правила подсознательно лежит очень древняя мысль о том, что, если животные не молятся и не нуждаются в боге, то это только потому, что они не обладают интеллектом. Меня невозможно переубедить в том, что придумывание богов в филогенезе человечества и использование богов в онтогенезе человека не связаны с мизерным уровнем знаний наших далёких предков и с конструктивной спецификой психического статуса современных верующих.

Опубликовано много обзоров об отношении религий к животным. В основном это отношение - покровительно-снисходительное при констатации неодолимой пропасти между мышлением человека и животных. Даже в джайнизме и буддизме, которые с особым вниманием относятся к ненанесению вреда животным, последние рассматриваются в качестве духовно некачественных объектов мира живых существ: "Будешь себя плохо вести, реинкарнируешься в виде кролика, лебедя, рыбы и т.п." Общим местом здесь является то обстоятельство, что во времена придумывания религий, если "научное" знание и существовало, то в условиях полного отсутствия самой науки. В условиях лишь умозрительных представлений. Великий Аристотель считал, что Земля плоская потому, что вертикально подброшенный камень падает на то же самое место, с какого был подброшен.

Основой любой религии является неверифицируемсоть объекта веры. В противном случае верование заканчивается, перейдя в альтернативный статус уверенности. В далёкой юности я читал о том, что один из ведущих субъективных идеалистов Франции Коген выступал за преподавание высшей математики в начальных классах школы. Понятно, что высшая математика нацелена на описание явлений материального мира, но не имеет к нему прямого отношения и не может фиксироваться органами восприятия. Солипсизм, в котором реальным признается только субъект восприятия, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании, существенно подпортил своим антиматериализмом холистическое направление в познании мира. Как это не покажется странным, гиганты субъективного идеализма - Джордж Беркли, Фихте, Кант, Ницше, Шпенглер, Бергсон и другие - косвенным образом внесли много порчи в науку о мыслительных способностях животных.

На самом же деле каждый живой организм нуждается в том уровне мышления, который соответствует условиям его существования в природе. Это и есть истинное "правило экономии", которое должно было бы положено в основу зоопсихологии. Ничего лишнего! Например, издавна был известен феномен выползания дождевых червей на поверхность земли во время дождя, от чего и просходит их название "дождевые". И лишь сравнительно недавно было выяснено, что при падении капель дождя на землю дождевым червём воспринимаются эти звуки, аналогичные звукам, возникающим при подземных передвижениях кротов, основной пищей которых и являются эти дождевые черви. Эволюция "интеллекта" дождевых червей привела их к выработке наиболее рационального приёма защиты от кротов - выползания на поверхность. Не всякий человек, находясь в образе дождевого червя, сразу бы дошёл до такого эффективного способа спасения.

Известно, что тигры и львы некоторыми особенно "приветливыми" людьми используются в качестве "домашних" животных. Доля таких людей практически неотличима от нуля. А вот такие животные, как кошки и собаки живут с человеком многие тысячелетия. Например, в США по состоянию на 2012 год домашними животными служили 96 миллионов кошек и 83 миллиона собак. В здравом уме невозможно себе представить, чтобы кошки и собаки не умнели, не повышали свой интеллектуальный уровень в процессе такого тесного взаимодействия со своими хозяевами и, главное, кормильцами - людьми. Известно, что генетические предшественники собак - волки - животные весьма интеллектуально развитые. Приведу несколько выдержек из интересного интервью профессора Силезского университета Доброславы Венжовец-Зюлковской
"...Историки культуры, археологи и палеонтологи говорят, что примерно 60 тысяч лет назад волки уже жили на наших территориях. Человек разумный, которым считается кроманьонец, появился в Европе около 50 тысяч лет назад, значит, волк его опередил... Волки - очень умные и наблюдательные животные, они быстро обучаются. Не имея контактов с человеком, они ведут себя спокойно. В последние 400 лет мы охотились на наших европейских волков и убивали их, поэтому они стали осторожными. Они перестали показываться нам на глаза, почти никто не встречается сейчас с дикими волками, шансов их увидеть почти нет. Люди уничтожают естественные места обитания этих животных. Мы строим автострады, железные дороги, жилые районы, заводы и вторгаемся на их территорию... Страх перед волками и отрицательное отношение к ним вызваны, скорее всего, тем, что нам свойственно так много общего.

Волк был конкурентом человека: и он, и мы охотились на копытных. Кто-то должен был проиграть. Нас объединяет высокий уровень интеллекта, модель родительства. Волки, как люди, заботливо ухаживают за детенышами, находят или создают укрытие, где они могут разместить свое потомство, кормить и учить его. Они очень привязаны к своим родственникам. Они играют, как мы, а во время игр забывают о своих обычных ролях. Они умеют организовывать собственное пространство, человек делает то же самое, но более экспансивно. Нас объединяет и коммуникация: волки умеют звать, предостерегать, передавать информацию. Волчица и волчата общаются очень интенсивно... Они не только воют, они лают, пищат, визжат и издают массу звуков на такой частоте, которую мы не слышим. А говорят они: «Где ты, осторожно!» «Я нашел еду». Они сообщают об угрозе, расстоянии, которое их разделяет."

Достоверно известно о механизмах адаптационных изменений ДНК путём двух основных реакций, одна из которых заключается в метилировании цитозина - одного из пяти нуклеозидов, формирующих нуклеиновые кислоты. Наука под названием "эпигенетика" показала, что часть таких адаптационных изменений наследуется. Таким образом, существуют достоверные научные основания для предположения о том, чтобы уверенно говорить о повышении интеллектуального уровня домашних животных в процессе их тесного общения с человеком. Несомненный факт такого повышения свидетельствует о том, что сама по себе придуманная религией пропасть между интеллектом человека и животных вызвана ничем иным, как невежеством. Нет такой пропасти и быть её не может!

Я всю свою жизнь живу с животными. Интерес к ним у меня всегда был связан кроме всего прочего с попыткой понять себя, понять, как функционирует мой собственный интеллект. Я обычно стараюсь позиционировать себя в подчинённом положении по отношению к собачьим и кошачьим членам семьи, демонстрировать, что никакой я не царь зверей, а в доску свой друг, товарищ и брат. Когда собаки меня не слушаются, я в глубине души испытываю особый, непонятный нормальным людям вид удовлетворения. Вспоминается стихотворение, вычитанное мною в антологии пролетарских поэтов в библиотеке моего деда: "Я такой же, как и ты рабочий! Получаю жалованье тридцать пять рублей!". И это моё запанибратское отношение с животными, постоянное стремление их разбаловать до такой степени, чтобы они научились смотреть на меня свысока, позволяет мне постоянно обнаруживать кардинальную высосанность из пальцев идеи о том, что между интеллектом человека и животных существует непреодолимый барьер. Ниже я приведу описание поведения моей собачки Лили, до которого вряд ли сумеет интеллектуально возвыситься самая что ни на есть кокетка рода человеческого.

У нас в семье три собаки. Две из них единоутробные сестрички породы "йоркипу" - смеси пуделя с йоркширским терьером. Эти однояйцовые близнецы сильно отличаются. На фотографиии слева - Люля с преобладанием пуделиных генов, справа - Лиля с преобладанием генов йоркширских терьеров. Известно, что пудели - одни из самых умных собак. С Люлей можно раговаривать и по-русски, и по-английски, а Лиля - типичный йоркшиский терьер. Известно, что йоркширские терьеры больше чем собаки какой-либо другой породы нуждаются во внимании, они готовы весь день проводить рядом с хозяином, они невероятно ревнивы, настойчиво добиваются своего, хорошо чувствуют настроение хозяина и подстраивается под него.

В лилиной психике постоянно доминирует желание продемонстрировать брату и сестричке, что у нас с ней особые отношения, сильно отличные от моего отношения с другими собачьими членами нашей семьи. Со временем у Лили это вылилось в то, что у неё твердо зацементировалось в её психике: у нас с ней особые, любовные отношения. Она спит со мной на широкой кровати, где у неё на противоположной от моей стороне лежит её личная подушка. Люля тоже периодически разделяет со мной ложе, укладываясь на моей груди или в ногах. Но отношения у нас с ней нейтральные. Если я увижу, подходя к кровати, что Люля лежит на моей подушке или на одеяле, то я тихо говорю ей: "Люля, у@бывай!" и Люля в ту же секунду передвигается на пол метра в сторону. Иные у меня отношения с Лилей.

Лиля спит на своей  подушке мертвецким сном. Иногда она начинает храпеть и я не могу заснуть. Тогда я тихо встаю и иду в кабинет, включаю компьютер и начинаю что-то сочинять. Через минут пять появляется в кабинете Люля и, строго глядя на меня, говорит: "Марш в постель!". Если я отказываюсь немедленно выполнять её команду, то она сидит вперивши в меня строгий взгляд, который невозможно игнорировать, который мешает работать. На некоторое время можно смягчить её требовательность турецкими печениями, которые она особенно любит почему-то по ночам. Но она не успокоится пока я не сдамся и не пойду в кровать. В этом случае она вскакивает на постель, ложится на свою подушку и... начинает храпеть.

Это - один из нескольких нюансов наших с Лилей личных отношений. Но главное, о чём я хотел в этой статье рассказать, это то изобретение, с помощью которого Лиля демонстрирует сестричке и братику, что наши с ней отношения особые, супер интимные. Когда я собираюсь собачек покормить, то звук открываемой мною коробки с ветчиной, звук открываемой двери холодильника, звук открываемой мною банки с грецкими орехами, которые собачки очень любят, звук разламываемого мною печенья и т.п. очень точно говорит собакам о том, что на данный момент предстоит к раздаче. У собак фантастический слух. Люля, которая, расположившись на лужайке под солнышком, отказывается идти домой, мгновенно оказывается у моих ног, когда слышит звук открываемых ёмкостей с едой. А Лиля, поняв что я собираюсь покормить собак, мгновенно исчезает и прячется для того, чтобы показать другим собакам, что она на особом положении. Где спряталась Лиля, как правило, показывают мне сами собаки. Я прихожу к спрятавшейся Лиле, даю ей еду, которую она с жадностью съедает, но собаки при этом видят, что я пошёл её искать. Именно таким образом Лиля научилась подчёркивать, что у нас с ней любовь особого рода и особой силы. Такое повторяется каждый день и по нескольку раз в день. При этом прячется Лиля каждый раз в разных местах дома.

Хотел бы я, чтобы кто-то мне стал доказывать, что этот придуманный Лилей приёмчик подчёркнутого самовозвышения в среде себе подобных является следствием условного или безусловного рефлекса нобелевского лауреата, издевавшегося не только над собаками, но и над беспризорниками. Эти рефлексы возникли на счёт религиозности Павлова.

Как всегда, фотографию на проза.ру разместить не удалось. Можно посмотреть здесь:


Рецензии