Загадка картин Босха. Часть 3

Картина Босха «Поклонение волхвов»



Рис. 1. Босх, триптих «Поклонение волхвов»

Из Евангелия от Матфея

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Лк 2,6.
2 где родившийся Царь Иудейский (; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;)? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Чис 24, 17. Ис 60,3.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.Мих 5,2. Ин 7,42.
Мф.2:1-6

Поклонение волхвов является самым популярным евангельским сюжетом, отражённым в живописных полотнах. Известно более 40 картин известных мастеров живописи эпохи Возрождения и Средневековья. Очевидно, столь пристальное внимание к данному сюжету связано с богословской доктриной о непорочном зачатии и приходом в мир мессии, предсказанный в иудейских пророчествах.

«Доктрина непорочного зачатия Иисуса Христа (лат. Virginalis Conceptio), согласно которой Дева Мария чудесным образом зачала Иисуса Христа от Святого Духа, при этом оставаясь девственницей.[1] Догмат о Непорочном зачатии Иисуса Христа был утвержден в 431 году на III Вселенском соборе в Эфесе.[1] Разделяется всеми христианскими конфессиями.
Библейскон обоснование девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (Ис. 7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…». Евангелист Матфей (Мф. 1:18-25) повествует о том, что зачатие Иисуса Христа по плоти произошло без участия Иосифа, действием Святого духа, так что Иосиф сначала заподозрил Марию в прелюбодеянии и потому хотел развестись с ней, но получил откровение от Ангела о тайне воплощения Избавителя от грехов и принял жену свою. Евангелист Лука (Лк. 1:26-38) приводит рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы, в котором на вопрос Богородицы: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) — Архангел Гавриил отвечает: « Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лк. 1:35)» [ВП]
Вероятно, доктрина непорочного зачатия и рождения мессии не являлась вполне убедительной для учёных мужей, поэтому на наружных боковых створках триптиха «Поклонение волхвов» была изображена легенда о мессе святого Григория.
«Известно также скептическое отношение иных людей к чуду бессеменного зачатия неискусомужной Девой. С точки зрения науки и нашего человеческого опыта бессеменное зачатие представляется невозможным. Но ведь Бог есть Творец мира с его физическими законами, и потому невозможное для нас не является невозможным для Него…Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение» [ВП]
«Триптих является одним из самых загадочных в творчестве Босха и заключает в себе символику, отсылающую к установлению мессы, как об этом свидетельствуют наружные стороны боковых створок с изображением Мессы Святого Григория. Папа Григорий Великий изображён служащим мессу, во время которой за алтарём появляется сам Христос в окружении сцен Страстей. Внешние створки написаны в монохромной коричневато-серой гамме, за исключением фигур донаторов.
Легенда о мессе Св. Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.» [ВП]
Спорным является и принадлежность родившегося Иисуса Христа к царскому роду. Поэтому Босх пытался решить спорные теологические вопросы, введя  в свою картину дополнительные персонажи и предметы, связанные с алхимией.
«Родословия сфабрикованы
По одной из теорий критиков, Лука и Матфей писали свои Евангелия независимо друг от друга, но используя Евангелие от Марка. Оба посчитали нужным привести родословие Христа, так как по иудейскому пророчеству Мессия должен быть потомком Давида. Родословие Давида было известно из иудейских источников, но далее имена, согласно этой точке зрения, пришлось выдумывать.» [ВП]
Спорной является дата рождения Христа, поскольку относится к языческому празднику зимнего солнцестояния 22-25 декабря.

Мнение эксперта:

«Алхимия — это химия эпохи Босха, — пишет американский историк искусства Лоринда Диксон. — И короли, и папы практиковали ее и покровительствовали знатокам данного ремесла в надежде обрести внушительные духовные и материальные блага, получив эликсир бессмертия и превращая свинец в золото». Авторы трактатов рассуждали и о внутренней алхимии исследователя, который должен совершенствовать себя с таким же усердием, с каким пытается получить философский камень. А также «облагораживали» учение ассоциациями с сюжетами и персонажами Священной истории.
Босх, «изъяснявшийся» на нескольких символических языках позднего Средневековья, использовал, по мнению искусствоведов, и алхимические визуальные коды. Некоторые исследователи считают, что художник выставил алхимиков, которых порой подозревали в ереси и подделке монет, в дурном свете с помощью их же символики. Другие сомневаются, что Босх так разбирался бы в искусстве, которое не одобрял. Алхимические образы для него — еще один символический язык, дающий новое измерение, например, евангельской истории о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу как будущему Царю Иудейскому.

Рис. 2. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», Дева Мария с младенцем

1. Младенец. С Христом алхимики сравнивали философский камень — особое вещество, способное дать обладателю бессмертие, а неблагородные металлы превратить в золото. Получение этой субстанции — мечту и главную цель всех алхимиков — ассоциируют с Рождеством. По мнению алхимиков, это может быть не только камень как таковой, но и порошок, раствор которого — эликсир бессмертия.


Рис. 3. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», Вифлеемская звезда

2. Звезда. Вифлеемское светило, за которым шли волхвы, может ассоциироваться в алхимии с пятилучевой звездой — символом пяти элементов: огня, воды, земли, воздуха и квинтэссенции.
3. Город. Это Вифлеем, где родился Христос, либо, по другой версии, Иерусалим — земной или небесный, воплощение Царства Божьего. Диксон обратила внимание, что здания похожи по форме на алхимическую посуду и печи, какими они изображались в трактатах эпохи Ренессанса. Искатели философского камня называли эти сосуды и сооружения «домами», в которых «живут» ингредиенты, участвующие в алхимическом процессе.



Рис. 4. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», хлев

4. Хлев. По словам шведской исследовательницы Мадлен Бергман, постройка символизирует алхимическую печь атанор.


Рис. 5. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», Дары волхвов, статуэтка

5. Статуэтка. Дар волхва — изображение библейской истории о жертвоприношении Авраама, предвосхитившем искупительную смерть Христа на кресте. Статуэтка из чистого золота покоится на жабах, символизирующих в алхимии первичную материю. По мнению Бергман, под этим может подразумеваться эволюция ветхозаветного мира в новозаветный.



Рис. 6. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», старик на пороге хлева

6. Старик. По мнению Диксон, это персонификация планеты Сатурн и свинца, связанного в алхимической системе символов с этим небесным телом. У персонажа с картины Босха на голени язва, а Сатурн средневековые художники часто изображали в виде старца с больной ногой. Также Сатурн ассоциировался с проказой, свинец же, считавшийся самым грязным из металлов, называли «прокаженным золотом».
7. Спутники старика. Это персонификации остальных пяти низших по сравнению с золотом металлов, известных алхимикам: железа, олова, меди, ртути и серебра. Металлы ждут, что философский камень очистит их и преобразит в золото. Точно так же души ждут второго пришествия Христа, который очистит человечество и Землю от греха.
8. Огонь. Катализатор важнейших алхимических процессов.



Рис. 7. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», Бальтазар

9. Бальтазар. Что волхвов трое, в Евангелии не упомянуто, мудрецов впервые «посчитал» в III веке теолог Ориген, имена у них появились еще позднее. Бальтазар обычно темнокожий и самый молодой из троих, хотя возможны варианты. У Босха волхвы символизируют три основные стадии процесса получения философского камня. Темнокожий человек в алхимии обозначает первый этап — нигредо (в переводе с латыни «чернота»). Это стадия гниения, когда смесь черного цвета, «первичная материя», долго варится в реторте.



Рис. 8. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», Мельхиор

10. Мельхиор. Этот волхв символизирует вторую ступень — альбедо («белизна»). В ходе дистилляции поднимается пар, и на стенках колбы остается белый конденсат. На пелерине волхва серебром вышита сцена приезда к царю Соломону царицы Савской. Эту женщину алхимики отождествляли с Премудростью Божией и связывали со стадией альбедо.


Рис. 9. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», Каспар

11. Каспар. Обычно старшим из волхвов изображают именно его. У Босха старик в красной мантии олицетворяет последнюю стадию, рубедо, когда появляется красная субстанция — философский камень.» [1]
 
Комментарий:

1. Младенец на руках Девы Марии весьма напоминает гомункула с яйцом (философский камень) на ленте старца, стоящего в дверях хлева. Этот же гомункул изображён в триптихе Босха «Искушение святого Антония», которого на подносе приносит чернокожая женщина к столу алхимиков.
2. Вифлеем переводится как «Дом хлебный», иначе, дом (Давидов) хлевный.
3. На крыше хлева изображены два пастуха, один с жалейкой, а другой с волынкой с намёком на то, что пастухи-язычники принимают христианскую веру.
4. На скульптуре с изображением жертвоприношения Авраама присутствует фигура Авраама с ворохом хвороста на плече, а также фигура человека с мечом, напоминающего царя Саула и фигура ангела, останавливающая руку с мечом Саула от кары Авраама.
5. Если предположить, что на пороге хлева изображено воплощение Сатурна в виде старика в красной мантии и клобуке оплетенным терновым венцом, то ипостась Сатурна непонятна. Но если этот персонаж относится к древнему празднику Сатурналий, в обычае которого выбирать человека-Сатурна, замещающего временно настоящего царя для жертвоприношения, то становится понятным атрибут тернового венца. Это подтверждает царская корона в руке Сатурна, заимствованная от царя Бальтазара. В тоже время, Сатурн имеет ленту с изображением гомункула с яйцом, что относится к алхимическому процессу выращивания искусственного человека.
6. На оборке мантии Бальтазара изображены птицы с человеческими головами. Это славянские сирины, изображающие души людей. Эти души поедают красные ягоды – капли крови Христа, соблюдая обряд евхаристии.
7. Сцена на пелерине Мельхиора (приезд царицы Савской к Соломону-преемнику Саула и Давида) подтверждает царственность рождённого Христа.

Рассмотрим теперь мнение эксперта, искусствоведа Михаила Майзульса.

Что не так с этим «Поклонением волхвов»

Мнение эксперта:

«Около 1490–1500 годов состоятельные бюргеры из Антверпена — суконщик Петер Схейве и его жена Агнес де Грамме — заказали Босху триптих с изо¬бражением трех волхвов, принесших дары младенцу Иисусу. Этому еван¬гель¬скому событию посвящен католический праздник Эпифания (Богоявление), который отмечается 6 января. Как тогда часто делалось, художник изобразил заказчиков по бокам от важнейшей сакральной сцены: за Петером стоит его святой патрон — апостол Петр, а за его женой — мученица Агнесса.
Кажется, что в этом сюжете, который тысячи раз представляли средневековые мастера, не может быть ничего неожиданного. Три гостя с Востока, пришедшие из дальних земель вслед за чудесной звездой, приносят дары новорожденному Мессии. В христианской традиции в поклонении волхвов видели предвестие того, что язычники со всех концов земли покорятся Христу и обратятся в истинную веру.
У Босха впервые за тремя волхвами появляется непонятный и, очевидно, злове¬щий персонаж: старик в причудливом одеянии. За его спиной во тьме хижины толпятся какие-то люди. Судя по их темным или уродливым лицам, это враги новорожденного богочеловека, которые тоже принадлежат к миру зла. Так же странно выглядит часть даров и одеяния третьего мага и его слуги. Историки предполагают, что Босх в этой сцене обличал внешних и внутренних врагов Церкви — магометан и иудеев   либо намекал зрителю на некий заго¬вор, кото¬рый силы тьмы составили против Божественного младенца  . Но как понять, в чем заключался этот сговор и кто в нем состоял?» [2]

Комментарий:

Чтобы понять картину Босха «Поклонение волхвов» надо сопоставить её с другими картинами известных художников на эту же тему, например, рассмотрим картину Брейгеля «Поклонение волхвов». И что мы видим ? Найдите отличие.



Рис. 10. Брейгель, картина «Поклонение волхвов»

На картине Брейгеля Дева Мария, те же три волхва, войско, но вместо старика на пороге хлева присутствует Иосиф, стоящий за спиной Девы Марии. Это означает, что Босх исключил Иосифа из процесса рождения сына (Иосиф сидит у костра отдельно на левой створке триптиха) и заменил его объяснением непорочного зачатия Девы Марии. Вопрос в том, как он это сделал.

Кто стоит в дверях хижины



Рис. 11. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», старик в дверях хлева

Мнение эксперта:

«Cтарик в красном плаще, накинутом на голое тело, сто¬ит в дверях хижины и из темноты гля¬дит на младенца Иису¬са. Историки давно спорят о том, кто он, и от ответа на этот вопрос зависит смысл, который они придают всему триптиху.
В нем видели первого человека Адама, прорицателя Валаама  , еретика, Са¬турна из астрологической символики или персонификацию низшего из ме¬таллов — свинца — из символики алхимической. Однако убедительнее две другие версии.
Британский историк искусства Эрнст Гомбрих в 1969 году предположил, что старик в красном плаще — это царь Ирод Великий, стремившийся убить младенца Христа. По одной из сред¬невековых легенд, он сам отправился вслед за волхвами в Вифлеем. Если это действительно он, то стоящие за ним мрачные персонажи — его жестокие слуги и иудеи, которые, в отличие от язычников-волхвов, не признали в Младенце Мессию.
По другой популярной версии, которую в 1953 году выдвинула немецкая иссле¬довательница Лотте Бранд Филип, перед нами еврейский мессия, то есть, с точки зрения христиан, лжемессия или сам Антихрист, а в глубине хижины прячутся его слуги, клевреты. Таким образом, изображая первое пришествие Христа, Босх перебросил мост к последним временам, когда, по многим сред¬невековым преданиям, случится финальная битва между христианской Церковью и силами тьмы под пред¬водительством Антихриста. В частности, Антихрист привлечет на свою сторону иудеев, кото¬рые признают в нем мессию, обещанного ветхозаветными пророками, и вместе с другими иновер¬цами развернут гонения против христиан. Такая эсхатоло¬ги¬ческая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.» [2]

Комментарий:

Если предположить, что на пороге хлева изображено воплощение Сатурна в виде старика в красной мантии и клобуке оплетенным терновым венцом, то ипостась Сатурна непонятна. Но если этот персонаж относится к древнему празднику Сатурналий, в обычае которого выбирать человека-Сатурна, замещающего временно настоящего царя для жертвоприношения, то становится понятным атрибут тернового венца. Это подтверждает царская корона в руке Сатурна, заимствованная от царя Бальтазара. В тоже время, Сатурн имеет ленту с изображением гомункула с яйцом, что относится к алхимическому процессу выращивания искусственного человека. Тогда и временный царь отпадает.
 
Бывший царь иудейский

Странный перевод греческой фразы «где родившийся Царь Иудейский  ?»
; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;  - бывший король язычников > бывший Царь Иудеев.
Перевод с русского на греческий:
где родившийся Царь Иудейский  ? - ;;;; ;;;;; ; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;
где бывший Царь Иудейский  ?  - ;;;; ;;;;; ; ;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;
Перевод с греческого на русский:
; ;;;;;;; ;;;;;;;; - король короля
; ;;;;;;; – techtheis – техник ? – можно предположить, что это неточный автоперевод.
Слово «техник» созвучно «духник» - techtheis > duchnij – душный (слав.) - игра слов, то есть «дух».
Иначе вопрос волхвов состоял в том, что «где дух царя иудейского ?».

Остаётся образ царя, который когда-то был царём Иудеи и, возможно, первым царём. Это царь Саул, который совершил самоубийство после поражения от филистимлян. Тонкая струйка воды (а не крови) льётся из его груди подобно словам : «Един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелье» (СПИ). Улетевшая душа стала святым духом, который воплотился в гомункула- младенца Христа через алхимический процесс. Это, по-видимому, и стало непорочным зачатием.
Подтверждением царственности старика является царская корона (видимо с головы Бальтазара), которую он держит в левой реке.
«Саул, основатель Израильско-Иудейского царства (конец 11 в. до н. э.). Выдвинулся впервые как полководец во время войны с племенами аммонитян за г. Явеш (в Заиорданье) и был избран царём на народном собрании израильского племенного союза. Под руководством С. израильские племена освободились от господства филистимлян. После поражения в сражении с филистимлянами при горе Гильбоа (около 1004 до н. э.) покончил с собой.» БСЭ
Известный советский искусствовед С. Л. Львов так пишет об истории Саула:
«История Саула — одно из самых развернутых и самых драматических повествований Библии. В ней есть и неожиданное возвышение в цари простого пастуха, и его долгая борьба с соперниками, победы, предательства и поражения. Несмотря на обилие сюжетов, скрытых в этой истории, художники не часто обращались к ней. Но образ Саула, сложная его судьба нередко служили темой протестантских проповедей.
Вот те строки, с которыми, по указанию самого художника, связана его картина: «…и побежали мужи израильские от филистимлян, и пали пораженные на горе Гелвуе. И догнали филистимляне Саула и сыновей его, и убили филистимляне Ионафана и Аминадава и Малхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня, и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял свой меч и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним. Так умер в тот день Саул, и три сына его, и оруженосец его, а также и все его люди вместе».» [3]
Можно предположить, что в глубине хижины стоит иудейский волхв Валаам и три сына царя Саула.

Шлем



Рис. 12. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», шлем на голове Саула

Мнение эксперта:

«Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Одна из сухих ветвей, пройдя сквозь стеклянную трубку, оживает и на ее конце распускается синий цветок. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напо¬минает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево  . Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Но если Христу он был надет прямо на голову как орудие пытки, то у Анти¬христа колючие ветви безопасно обернуты вокруг тюрбана.
Однако возможно и другое объяснение. Похожий терновый венец украшает воротник и наплечник чернокожего волхва в белом одеянии, стоящего чуть левее. В «Искуше¬нии святого Антония» Босх изобразил стол, вокруг которого собралась демоническая компания. Одна из участниц странного действа (в нем обычно видят некий колдовской ритуал или пародийную антимессу) — женщи¬на с белой кожей и в белых одеждах, напоминающих облачение третьего волх¬ва. А ее головной убор точно так же обвит терниями. Терновый венец Христа, помещенный в совершенно другой контекст, мог символизировать еретиков, пребывающих вне Церкви.» [3]

Комментарий:

Начиная со времён Древнего Египта все царские особы (фараоны) носили головные уборы, состоящие из клобука и короны. Клобук от тюркского kalpak - «шапка» > klub/kupol – клуб/купол (слав.) первоначально имел купольную форму, подобную церковному куполу и клобуку на голове Саула. Терновый венец на клобуке Саула говорит о жертвенности царя подобно жертвенности Христа.

Колокольчик, атланты и жаба



Рис. 13. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», старик в дверях хлева

Мнение эксперта:

«Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках — они очень похожи на жаб. Это сходство явно не случайно, так как на левой створке триптиха, над воротами двора, где одиноко сидит Иосиф, в той же позе с раз¬двинутыми передними и задними лапами изображена жаба — существо не¬чистое и олицетворявшее силы тьмы. Трудно сказать, вкладывал ли Босх в это украшение какой-то конкретный смысл, но оно почти наверняка указывает на демоническую природу своего обладателя.» [3]

Комментарий:

Орнамент или «вереница» атлантов – это изображение гомункулов, которые держат над головой яйцо как символ философского камня, что подтверждает снисхождение святого духа Саула  на Деву Марию. На левой створке триптиха изображён дворик в котором на скамейке сидит Иосиф и сушит над костром толи пелёнки младенца, толи одежду пастухов, которые пришли на рождение Христа. По преданию дворик этот является останками дворца царя Давида, к роду которого принадлежит Иосиф.
Перевёрнутая жаба или лягушка, которая очень напоминает перевёрнутого гомункула (гомункул как бы подпирает арку похожую на яйцо) над аркой дворика, является символом царственного места.
frog – лягушка (англ.) > prig – прыг ! (слав.) > Goliaf > Голиаф (слав.)(инв. frog) – игра слов
Fork – вилка (англ.) > frog – лягушка (англ.) – игра слов
вилка > рогатина > давить – смерть (др.-егип.) – Давид, убивший Голиафа камнем из пращи.
Лагушка с камнем – образ Голиафа.
Гомункул с яйцом – образ непорочного зачатия.
Чтобы закончить тему с гомункулом надо вспомнить триптих Босха «Искушение святого Антония», где к столу алхимиков чернокожая женщина приносит на подносе гомункула, держащего над головой яйцо как символ философского камня. Три женщины в красном, белом одеянии и негритянка весьма напоминают волхвов-королей.
Колокольчик на конце зеленоватой ленты символизирует царскую мощь или принадлежность к царскому роду в древнеегипетской письменности.

 

иероглиф «колокольчик»

колокольчик – mnx - мощь царя (др.-егип.) > Klkl > kuklj/kluka – куклия/клюка (слав.)



Рис. 14. Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха с гомункулом

Круглая рана




Рис. 15. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», стигмата

Мнение эксперта:

«На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света, или другие кож¬ные болезни. При этом дело, конечно, не столько в самом недуге, сколько в пред¬ставлении о язвах как о Божьей каре и разложении плоти как свиде¬тель¬стве разложения души. Не случайно в Средневековье ересь, которая поражает организм Церкви, часто уподобляли заразной болезни, называли проказой, сравнивали со зловонными язвами и т. д.
Тем не менее круглая белая рана, из которой стекает кровь, слишком похожа на гос¬тию   — Тело Христово. Во множестве историй о чудесах, распро¬стра¬нившихся в позд¬нее Средневековье, гостия — в ответ на физическую атаку со стороны еретиков или иноверцев — начинала кровоточить. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристи¬ческое чудо — видение израненного Христа, восстающего из гробни¬цы. По пре¬данию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590–604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джеруса¬лемме. Видение должно было развеять сомнения одного из мирян, который не верил в то, что кусок хлеба реально становится телом Бога. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоми¬нает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово.» [3]

Комментарий:

Кровоточащая рана на ноге Саула напоминает стигмат.
«Стигматы (греч. ;;;;;;;;;, «знаки, метки, язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников — под влиянием религиозной экзальтации — на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны Христа, полученные им при распятии на кресте.» [ВП]
Саул со стигматом уподобляется Христу.

Почему волхвы так одеты



Рис. 16. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», оборка с рисунком сиринов


Мнение эксперта:

«У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты пти¬цы. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Похожие плоды с птицами появ¬ляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Историки предполагают, что сирены и плоды симво¬лизировали плотские искушения и мирские радости, отвлекавшие святых от по¬мыш¬лений о горнем. Еще более подозрительно выглядит вышивка на красном одеянии чернокожего слуги — там Босх изобразил раненых и пожирающих друг друга монстров, похожих на рыб. Эти украшения плохо совместимы с представлением о третьем волхве как о святом и скорее пред¬ставляют его как язычника, все еще пребывающего в экзотическом мире зла.» [3]

Комментарий:

Сирены – по-славянски «сирины» - души умерших, которые поедают красные плоды, подобные каплям крови Христа. Это образ обряда евхаристии.
Символ дууши в древнеегипетском письме:

 

иероглиф душа

Наплечник

На наплечнике Мельхиора (рис. 8) показан приезд царицы Савской к Соломону-преемнику Саула и Давида, что подтверждает царственность рождённого Христа.

Подарки волхвов

Золотая скульптура и три жабы



Рис. 16. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», золотая скульптура и три жабы

Мнение эксперта:

«Старший волхв, стоя на коленях перед младенцем и Марией, преподносит золотую скульптуру. На ней изображен Авраам, готовящийся принести в жертву Исаака. Эта сцена в христианской традиции символизировала крестную смерть Христа и здесь указывает на муку, ожидающую новорож¬денного.
Однако под диском, на котором закреплены фигуры, почему-то сидят три жабы. Некоторые историки пишут, что внешне благочестивый дар опирается на нечистых жаб, а значит, Босх стре¬мился изобличить и дарителя. Но более вероятно, что он изобразил жаб, придавленных тяжелой скульптурой. Тогда перед нами символ грядущего искупления, победы Христа над грехом и дьяволом.» [3]

Комментарий:

На скульптуре с изображением жертвоприношения Авраама присутствует фигура Авраама с ворохом хвороста на плече, а также фигура человека с мечом, напоминающего царя Саула и фигура ангела, останавливающая руку с мечом Саула от кары Авраама.

Смирна и птица с красным плодом в клюве



Рис. 17. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», белый шар со смирной (миррой)

Мнение эксперта:

«Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Снаружи на нем изображены два воина и человек, преподносящий дар государю, воссе¬дающему на престоле. Возможно, это Авенир — полководец царя Саула. Как рассказывается во Второй книге Царств  , после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Возможно, Босх изобра¬зил, как Авенир явился к Давиду, чтобы заключить с ним союз и передать под его владычество все земли Израиля. Средневековые богословы видели в этом эпизоде один из ветхозавет¬ных прообразов поклонения волхвов.
Гораздо сложнее понять, что означает сидящая на шаре птица с красным пло¬дом в клюве. Можно было бы подумать, что это феникс, который, сгорев, вос¬стает из пепла и олицетворяет воскресение Христа. Или пеликан: эта птица самоотверженно кормит птенцов собственной кровью, а потому напоминает о крестной жертве Христа. Однако у птицы на шаре нет ни птенцов, ни крова¬вой раны. Ее не окружают языки пламени.
Такие же маленькие плоды зажаты в клювах у птиц, украшающих шлем стар¬шего волхва, и еще один более крупный фрукт — на голове у чернокожего слуги. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на цент¬раль¬ной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники — здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клуб¬ничины. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят оли¬цетво¬рение земных искушений и радостей плоти  . А такая символика выглядела не слиш¬ком благочестиво. Вероятнее всего, Босх с помощью этих деталей хотел под¬чер¬кнуть экзотическую природу даров, принесенных младенцу Христу язычниками.» [2]

Комментарий:

Сцена, изображённая на белом шаре опять же связана с царём Саулом, где полководец Саула заключает союз с Давидом, передавая ему власть от умершего Саула.
Птица, сидящая на шаре со смирной символизирует душу умершего человека. В славянской мифологии душа человека часто изображается в виде голубя и в преданиях часто является вестником смерти. Например, в повериях славян птица, залетевшая в окно является вестником смерти кого-либо из близких или знакомых.

Хижина, в которой родился Иисус



Рис. 18. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», хижина, в которой родился Христос

Мнение эксперта:

«По свидетельству Евангелия от Луки, Спаситель родился в яслях в Виф¬лееме, потому что для Святого семейства не нашлось места на постоялом дво¬ре. На про¬тяжении столетий богословы прославляли смирение Царя Небесного, которому, по словам Августина, «мягким ложем стали грубые ясли, а золотым узорным потолком — закопченная соломенная кровля». Соответственно, и худо欬ники — например, Робер Кампен — чаще всего изображали ясли, где появился на свет Иисус, как простое, часто очень ветхое строение с дырами в стенах.
Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими дета¬лями. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чер¬нокожего волхва. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различ¬ных сил тьмы (от еретиков до иудеев). И Босх активно использовал эту симво¬лику — например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.» [2]

Комментарий:

Вифлеем переводится как «Дом хлебный», иначе, дом (Давидов) хлевный – игра слов.
Изображение совы вероятно связано с игрой слов:
owl – сова (англ.) > soul/Saul – душа/Саул (англ.)(пропуск s)
Если это филин, то eagle owl – орлиная сова (англ.), где орёл – символ царской власти.

Где сидит Иосиф



Рис. 19. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», дворик где сидит Иосиф

Мнение эксперта:

«На левой створке триптиха во дворе, примыкающем к яслям, у огня одиноко сидит Иосиф, которому не нашлось места в сцене поклонения. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор — орудие его плот¬ницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Как уже было сказано, над развали¬вающимися воротами кувыркается жаба. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и ост¬роконечной (еврейской) шапке. Эти детали, которые встречаются только у Босха, судя по всему, маркируют пространство, где сидит приемный отец Спасителя, как иноверное и нечистое.
В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме  . Мессия из ро¬да Давидова родился там, где стоял дворец его предка, — Новый Завет был заключен на руинах Ветхого. Первое пришествие Христа стало исполнением древних еврейских пророчеств, но, поскольку евреи не признали Христа Мессией, они утратили статус избранного народа и превратились в изгоев.
Потому некоторые историки, например Дебра Стрикленд, подозревают, что у Босха разваливающаяся хижина, в которой гнездятся совы, могла означать Ветхий Завет и весь иудейский мир, который, в отличие от язычников, так и не принял Христа.» [2]

Комментарий:

На левой створке триптиха изображён дворик, в котором на корзине сидит Иосиф и сушит над костром толи пелёнки младенца, толи одежду пастухов, которые пришли на рождение Христа. До преданию дворик этот является останками дворца царя Давида, к роду которого принадлежит Иосиф.
Перевёрнутая жаба или лягушка, которая очень напоминает перевёрнутого гомункула (гомункул как бы подпирает арку похожую на яйцо) над аркой дворика, является символом царственного места.
frog – лягушка (англ.) > prig – прыг ! (слав.) > Goliaf > Голиаф (слав.)(инв. frog) – игра слов
Fork – вилка (англ.) > frog – лягушка (англ.) – игра слов
вилка > рогатина > давить – смерть (др.-егип.) – Давид, убивший Голиафа камнем из пращи.
Лагушка с камнем – образ Голиафа.
Гомункул с яйцом – образ непорочного зачатия.

Что означают осёл и вол



Рис. 20. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», осёл

Мнение эксперта:

«На тысячах изображений Рождества и поклонения волхвов мы видим в яслях осла и вола. В Евангелиях о них нет ни слова. В новозаветный сюжет они при¬шли из ветхозаветного пророчества: в III веке христианские богословы решили, что слова пророка Исайи   «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли госпо¬ди¬на своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» на самом деле предвещали грядущее воплощение Христа.
В средневековой иконографии Рождества вол и осел, как правило, вместе поклоняются Младенцу или мирно щиплют сено на заднем плане. Однако у некоторых мастеров осел, как может показаться, недовольно ревет (так что Иосифу приходится отгонять его палкой), отворачивается от новорожденного или даже пытается сожрать его пеленки.
Историки предполагают, что дело в «конфессиональном» разделении ролей. Средневековые богословы иногда писали о том, что вол, защищавший Младен¬ца своими рогами, олицетворял язычников, которые признали его Мессией, а осел — упрямых иудеев, отказавших ему в признании.
У Босха в его мрачной хижине, откуда выглядывают слуги Ирода или Анти¬христа, в окне виден только осел, а вола почему-то нет. Дебра Стрикленд и Джозеф Кёрнер сочли это очередным доказательством того, что ветхая хижина олице¬творяет еврейский мир, который противостоит Спасителю. Однако недавняя реставрация показала, что Босх все-таки изобразил и вола — просто со вре¬менем пигмент потемнел и его стало не видно.» [2]

Комментарий:

Изображение осла в проеме хижины или хлева тоже является не случайным. Известна евангельская легенда о въезде Христа в Иерусалим на осле, что у иудеев является прерогативой царственной особы. Торжественный въезд в город Христа на осле жители приветствовали пальмовыми ветками. Осёл в хижине является символом, который указывает на принадлежность Христа к царскому роду. Хотя в других случаях посадка человека на осла являлась предметом наказания за какие-либо грехи. Так, например, на гравюре Брейгеля «Похоть». В центре картины изображена процессия с голым человеком, восседающим на осле. Впереди процессии следует волынщик, а позади осла с наездником группа людей с ветками.
«Прогулка на осле» была вполне распространённым наказанием за адюльтер в средневековой Франции. Правда, здесь на это малопочтенное животное усаживали не любовни любовника неверной жены, но её незадачливого мужа, всеми способами пытавшегося скрыть прискорбный факт измены.
Прогулка на осле могла быть и церемониалом в карнавальном шествии временного царя в праздники сатурналий в римской империи.

Идол, полумесяц и кресты



Рис. 21. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», колонна, идол и полумесяц

Мнение эксперта:

«В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус, и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Посреди песчаной полосы стоит колонна, на которую водружен идол с шестом на голове, увенчанным полумесяцем. Полумесяц — это, конечно, символ исла¬ма и прежде всего османской угрозы. Однако его значение было шире — во вре¬мена Босха он мог олицетворять все враждебное иноверие, включая иудаизм. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иеруса¬ли쬬ской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем.» [2]

Комментарий:

Идолопоклонство и изображение полумесяца во времена Босха относилось к ереси, с которой боролась христианская церковь. Полумесяц в данном случае менее всего относится к символу ислама, поскольку луна являлась оккультным символом языческой религии и даже была избрана как символ морскими гёзами во Фландрии. Босх не один раз пародировал символ полумесяца, например, в картине Босха «Корабль дураков» флаг с изображением луны помещён на вершину мачты корабля.

Три армии



Рис. 22. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», армия мусульман

Мнение эксперта:

«С трех сторон в долину перед Иерусалимом наступают отряды вооруженных всадников. Слева воины одеты в разноцветные тюрбаны, а на флажке, висящем у трубача, тоже изображен полумесяц. Воины в армии, движущейся справа, носят остроконечные шляпы с широкими полями. В таких головных уборах европейские художники, современники Босха, часто изображали турок, так что эти армии, несомненно, ассоциировались с Востоком.
Но кто перед нами? На многочисленных «Поклонениях волхвов», которые создавались в XIV–XV веках, вслед за тремя королями движется их свита, состоявшая из слуг и вооруженного эскорта. А раз маги представляли далекие царства, то и воины часто были одеты на неевропейский, чаще всего восточ¬ный манер, а на знаменах, которые они несли, изображались полумесяцы, звезды или фигуры мавров.
Однако, поскольку у Босха сцена поклонения волхвов полна зловещих знаков, а у порога хижины, вероятно, стоит Антихрист, то Лотте Бранд Филип, Дебра Стрикленд и некоторые другие историки пришли к выводу, что и войска, выдвинувшиеся к Иерусалиму, — это не просто свита Каспара, Мельхиора и Бальтазара. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной»  , которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью»  . Возможно, это демо¬нические воин¬ства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на ши¬роту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» — Небесный Иерусалим  . Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стре¬мительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом  .
При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего  . Их интерпретация как воинства зла, которое в конце времен обрушится на христианский мир, а не как отрядов волхвов, съезжающихся с трех концов земли, зависит только от того, видим ли мы в загадочном старике Антихриста или кого-то другого.» [2]

Комментарий:

Во всех картинах связанных с поклонением волхвов воины в основном стоят позади волхвов и не изображают военные действия. Для чего Босху это понадобилось ? Видимо, для того, чтобы показать войну царя Саула с филистимлянами. И ничего, что язычники филистимляне показаны как мусульмане. Как одевались филистимляне вряд ли кто из историков знает, а вот сравнить филистимлян с арабским или османским нашествием, значит уподобить борьбу христиан с язычниками, ересью.
В картине Брейгеля «Самоубийство Саула» мы также видим войска филистимлян в виде мусульман с тюрбанами.

Крестьянские танцы и волки



Рис. 23. Босх, фрагмент триптиха «Поклонение волхвов», крестьянские танцы под волынку

Мнение эксперта:

«На левой створке, за стенами двора, где Иосиф сушит на огне пеленки при¬емного сына, под звуки волынки пляшет пара крестьян. Те же персонажи появляются у Босха на внешней стороне триптиха «Стог сена». Там седой путник бредет по миру, охваченному грехом и раздором. Слева от него разбой¬ники грабят другого прохожего, а справа пара крестьян танцует под волынку. Скорее всего, и в «Стоге сена», и в «Поклонении волхвов» эта сцена символи¬зировала мирские удовольствия и греховную суетность.
Мир, в который явился Спаситель, у Босха также охвачен насилием — на пра¬вой створке, над изображением Агнес де Грамме со святой Агнессой, жен¬щина спасается бегством от хищного волка, а другой волк пожирает путника, кото¬рый, пытаясь спастись, втыкает ему в спину нож.» [2]

Комментарий:

Борьба с ересью в Средние века заключалась и в борьбе церкви против народных гуляний, бесовских игрищ под волынку. На левой створке триптиха Босх показывает крестьянский танец под волынку, а на правой створке триптиха показано в назидание, что происходит с богохульниками и танцорами, которых преследуют химеры в виде волков.

Смотрите полную версию статьи с иллюстрациями на сайте http://www.tezan.ru/bosx


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
КМ-Книга мёртвых
ППА - папирус Ани

Ссылки

1. Культурный код: три волхва и философский камень,
 http://www.vokrugsveta.ru/article/306442/
2. М. Майзулис «Как расшифровать Босха», https://arzamas.academy/mag/530-jheronimus
3. С. Л. Львов «Питер Брейгель Старший»,изд. Искусство, 1971, 203 стр.
4. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии