Полет через грозу

      Из Москвы на самолете «Ил-14» летим через Харьков на юг, в район Крыма. Погода хорошая, солнечная. А когда на горизонте появились облака, то они не показались нам чем-то опасными для нас. Командир дремал, накрывшись газетой от солнышка. Тем не менее, облачность становится все ближе и, приблизившись к нам, она закрыла от нас и солнце, и хорошую погоду. Еще несколько минут, и мы уже летим в облаках.
      От Харькова поступила команда:
       –  Отвернуть влево 10 градусов! Впереди, по курсу – гроза!
       Я передал команду штурману. Тот сделал перерасчет:
       –  Пять градусов влево!  –  выдал он пилоту поправку в курс.
       Взяв новый курс, мы полагали, что «опасные» места обойдут нас стороной. Все дело в локаторе, которого у нас нет – не положено! И мы полностью полагались на наземные службы слежения.
      Но вот, яркая вспышка осветила кабину! И тут же за окном, слева от командира, прогремел пушечный выстрел! Командир, дремавший на левом сидении, от неожиданности встрепенулся. Отбросив в сторону газету, он схватился обеими руками за штурвал и стал вызывать Харьков. Доложив Харькову обстановку, он получил спокойный ответ:
      – Я вашему радисту дал команду, отвернуть влево 10, а не 5 градусов!
      Командир повернул ко мне недоуменное лицо и ожидал объяснений. Я доложил ему, что полученную команду передал штурману. Командир перевел свой взгляд на штурмана. Тот, в свою очередь, что-то невнятное бормотал, как бы оправдываясь. И командиру стало ясно, кто был истинным виновником случившегося. И, взглянув на валявшиеся на полу наушники штурмана, сброшенные им во время удара молнии, строго приказал ему:
      –  Надень наушники! И чтоб больше мне их не снимал!
      На этом «разнос» закончился, и мы продолжили полет.
      По прибытии в пункт назначения, мы осмотрели фюзеляж самолета и обнаружили оплавленное пятно под остеклением, с левой стороны кабины. Это было место входа молнии. А выход мы нашли в хвостовой части.
      На наше счастье молния оказалась «шаровой»! Пройдя через весь фюзеляж, и не повредив его, она вышла в Атмосферу. Так что нам крупно повезло, и на этот раз мы отделались легким испугом!


Рецензии
Это все наше русское "авось" да "небось". Потому и ракеты наши часто валятся от такого нехлюйства. Немецкий бы командир не читал бы газету в рабочее время.Штурман должен был повторить полученный приказ и так далее. Вот так и "Нахимов" потеряли и многое другое.Автору спасибо за толковый рассказ.

Яцук Иван   25.01.2021 21:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Иван! Попробую ответить за отца. Летчикам иногда свойственно отдыхать в полете, и не только русским. Особенно когда самолет идет на автопилоте, одного пилота для контроля самолета достаточно, чтобы второй мог немного отдохнуть. Если рейс не первый, некоторая усталость у экипажа, естественно, будет. Конечно при взлете и посадке ни о каком отдыхе и речи идти не может. Штурман, конечно, немного подкачал с корректировкой курса. Благодарим за рецензию! С уважением, Миронов Алексей и

Миронов Борис Николаевич   26.01.2021 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.