Израиль-любовь моя или Паломничество на Святую зем

 
               
               
                В С Т У П Л Е Н И Е      
               
               

                «...в этой жизни...ничто не случайно, всё полно одной общей   мысли, всё имеет одну душу, одну цель, и чтобы понимать это, мало думать, мало рассуждать, надо ещё, вероятно, иметь дар проникновения в жизнь, дар, который даётся, очевидно, не всем». (А.П.Чехов)


           Для человека, чей взгляд на прилавке книжного магазина упал на название этой книги,  двойной заголовок, вероятно, вызовет некоторое недоумение.  На первый взгляд в названии соединены два  едва ли  совместимых понятия: для русского, среднестатистического русского,  человека  само сочетание звучит предательством и плевком в лицо собственной  нации и ее истории. 
          Противоречия налицо: русские не могут любить Израиль, тем более, православные.  Это невозможно.  Это нонсенс. Оксюморон.  Генетическая несовместимость.  Название конкретной страны  ассоциируется первейшим образом с её народом. Во всем мире, как известно без дополнительных  комментариев, богоизбранный народ, давший толчок еще  двум крупнейшим мировым религиям, мягко говоря, не жалуют. На фоне обвинений в мировом заговоре, на евреях еще и  лежит клеймо за распятие Христа, жидовство, сионизм, экстремизм  и все пороки мира. Во всем всегда виноваты именно евреи.
          Верно. Все вёрно. Так и есть. И заговор. И распятие. И власть. И кровавый переворот в семнадцатом…. Словом, они… они… они…
           Но лишь отчасти.

       Пребывая  непосредственно на территории, ныне принадлежащей   столь ненавидимым во всем мире евреям,   традиционные  негативные клейма в отношении них  переосмыслились и получили неожиданные подтексты.
         Израиль  развернулся для меня не просто как государство, «земля обетованная»,  очерченная границами и представленная на международной арене президентом или премьер-министром.

          С первых минут пребывания страна увиделась мне как ЯВЛЕНИЕ: религиозное, культурное и экономическое.  Каждый проведенный на этой территории час, день подогревал интерес ко всему, что видела и с чем сталкивалась. Новые и новые двери  открывались  сами передо мной. Страна сама представила себя мне. Открылась неожиданной стороной, открылась и восхитила. Величие народа открылось через величие страны. Там я увидела то, о чем здесь, дома, в России, лишь только  лицемерно твердят: о   своей великости, о скором светлом будущем, о  социальной  поддержке малоимущих, процветание нации.
        Таким образом,  собственно  паломничество   пополнились  вполне самодостаточным  материалом для вплетения в канву текста, и, таким образом, еще один  прорисовавшийся сюжет сам собой    попросился в название книги. Такой поворот  не обознался изначально в моём паломническом плане, но я рада, что так произошло.
        Мне  показалось  интересным    в   манере непредвзятого наблюдателя изложить  материалы,  детали, обычно не попадающие в поле зрения паломников.
Ведь  именно в деталях часто прячется главное.

        Ведь именно  детали, которые всегда живут своей жизнью, которые не прогибаются от общественного  мнения,  именно точечные наблюдения  за точечными событиями способны если не изменить сложившуюся картину, то,  во всяком случае, для начала пошатнуть,  заронить в умы, столь инертные к смене точек зрения,  зерно  критического здравомыслия.


       Продумывая  подходящую для этих целей  манеру повествования,  насколько удобно, уместно для чтения, искала  поддержку у классиков.
       В свое время Михаил Юрьевич Лермонтов намеренно переставил части романа ”Герой нашего времени”.  По одной из версий историков и литературоведов - чтоб заинтересовать апатичного к общественной жизни читателя-современника.   
          У меня же не было умысла для затравки    разбавить  основное повествование  еврейской темой. Изначально поездка планировалась как паломничество.  И естественным образом органично дополнялась еще одной сюжетной линией. 
         Ведь сама страна, территории палестинские,  ее история   для православного  предполагает соединения ”два в одном”. Один факт сам по себе заслуживающий всестороннего внимания  – Христос был еврей.  Всего лишь этот один единственный факт дает право  в смежности. Но у меня  причин  было больше.
         Их появление невидимо программировалось  много раньше. Но только во время поездки проявились  давно заложенная предопределенность.

         Таким образом, сосуществование двух сюжетных линий  для меня закономерно,  обе темы  для меня личностно значимы и  имеют очень давние корни в  моём онтогенезе.

         Сюжетная линия относительно собственно  паломничества на Святую Землю – о  знаковом событии моей жизни. Эта поездка как  вершина,   венец  Лестницы Якова в личностном приложении.
            Жизнь моя  началась с того, что Бог стучался в мою душу  с самого детства, давал знаки, стремился всеми возможными для него способами обратить на себя мое внимание, привлечь к себе, заставить меня  впустить Его в мою жизнь.
          Прошли годы и десятилетия, прежде чем язык случая, совпадения вошел в моё сознание как должно    считаться более, нежели с самыми   упрямыми фактами или  математической строгостью  материального мира.
         Язык случая,  требовавший отвечать  языком поступков.

       Тонким фоном  повествования   просматривается   автобиография - жизнь,  история поиска вначале смысла жизни, затем недостающего звена, опоры в сложном узле жизни,   переживания опыта  духовного познания,  исследование  смыслов.    И поездка на   Святую  землю  как конечный пункт назначения в этом поиске.

         Конечно же, кто пережил духовное откровение, утверждают, что оно было реальным.
        А  пребывание на Святой земле дало мне возможность почувствовать личного  Христа помимо канонического понимания.

        Обнаружение божественного начала  в себе как духовной опоры возвращает человека в свое природное первозданное  русло.
        Это то, что нельзя купить  ни за какие материальные блага.  Это наблюдение превращения гусеницы в бабочку. Это щит и меч, когда внешне вы безоружны. Это гармония всех внутренних структур человека. Это когда вам возвращают себя самого. Это нахождение своей ячейки в структуре вселенной. Это видение всех цветов радуги, в то время как другие видят только черное и белое. Это  видение объемного куба, в то время как другие видят плоский квадрат. Это белка, выпрыгнувшая из колеса.  Это когда вы один, но не одиноки. Это нечто такое, о чем в глубине души мечтает каждый человек и что ни с чем не перепутаешь. Этим нельзя поделиться, нельзя дать взаймы, это собственное приобретение для пользования только самому. И абсолютно самодостаточное.
               

        Идея, невидимо сопровождающая все повествование,   заключается в том, что  вся наша жизнь есть некий праобраз паломничества, но не каждый идет к Храму по нужной дороге. И не каждый осознает,  куда идет на самом деле, и не каждый осознает  свое  движение вообще.   И  для меня воплощением  веры и всех сопрягающихся   на различных уровнях понятий стал Иерусалимский  Храм.
         Общим  обрамлением для  всей работы  является идея строительства  Третьего Храма.  Но не того, в котором, согласно православному катехизису, воссядет лжемессия, обманщик, именующий себя самого богом. Меня  греет идея Третьего Храма как далеко  выходящая за рамки иудейской тематики.     Лучшие представители  по общечеловеческой мерке, которые есть в любом народе, которые ждут, верят,  которые  вполне достойны все вместе или по одиночке дождаться  своего царя,  спасителя и мессию. Новый  Храм в лучшем его качестве, Храм, который ожидают все.
         И  как евреи свято верят в своего спасителя, машиаха,  так каждому надлежит  впустить в сознание идею Бога.   Каждый должен найти  Свой Храм. Свой Третий Храм.

          Мне захотелось, чтоб читатель максимально ощутил эффект  присутствия на Святой Земле.  Земле, на которой находится государство Израиль.
          Все, на что ни падал мой взор, я стараюсь описать, рассмотреть. Многие из обозначенных тем,   не ограниченные ни временем, ни пространством,  часто попадаются  под руку, и так же  часто за суетой  ускользают от более глубинного проникновения в них. Но не в силу неважной значимости, а в силу нашего весьма поверхностного мышления,  напоминая нам, что удивительное – рядом.
         Каждый момент  поездки внедрялся глубоко мне в сознание.  Видимо, чтоб в свое время  быть вписанным в эти страницы.

            По  ходу основного повествования в наблюдения вплетены самые разнообразные образующие всю полноту жизни, стороны: история, философия, юмор, лирика.

         Гуляя по страницам, есть возможность много увидеть, и не только увидеть и представить, даже некоторым образом услышать и потрогать, пройтись для удовольствия везде еще и еще раз, или выбрать наиболее зацепившее место и постоять возле него, задумавшись  о  времени и о себе…
              С чем бы я ни сталкивалась, меня  интересует только истина. Во всех вопросах. Всегда и везде.  Для постижения ее у меня всегда открыты глаза,  настроены уши и работает мысль.  Штампы и догмы никогда не откроют первопричины. Слепое следование некоторым традициям тормозит изучение. Познание бесконечно. Нечто открывается здесь или там, этим или тем людям. Нечто, закрытое иным,  открылось на данном мне этапе,  при этом не превратив меня в   предвзятого экзальтированным  фанатика.
           Что раскрыто здесь, то пережито, прочувствовано, трансформировалось в количество знаний и силу духа. 
         Как миротворец и созидатель «Маленький принц», мне нравится  ухаживать и взращивать посаженное,  прореживать от сорняков, поливать и выращивать, действовать в единстве противоположностей.    Создавать, менять, созидать -  вечно улучшать картину кажущегося  уже сложившимся мира.

       Мне хотелось   повествовать  как отражение захватывающего художественного фильма в печатной форме.  Семь дней из жизни. Семь дней,  на мой взгляд,  сложившихся достойных быть рассказанными в силу целого ряда обстоятельств, закладывавшихся за десятилетия до их    воплощение и ставшими неким знаковым финалом в жизни е и ставшими результате нечто намного большее, чем поводом для путевых заметок  впервые выехавшего за рубеж  человека.
            Вопросы,   нашедшие отображение в тексте, сами собой спонтанно выстроили  попадавшее в поле моего видения и чувствования.    Не преследовалась рассмотрение тенденциозной подборки. Если таковая и улавливается, то всего лишь литературно-художественное  отображение чувственного восприятия мира. И рассмотрение жизни широко открытыми глазами.

               Мои наблюдения,  мой способ познания мира не зависим  от традиционных  научных методов и не привязан ни к историям, ни к социологиям. Что может быть ценнее независимости? Особенно в наше время.
              Оставаясь самой собой, честной, открытой и, надеюсь, полезной, и, надеюсь, просто приятной для чтения,    единственной моей  степенью несвободы является зависимость только от своей совести.

              Не материальные категории трудно определимы словесно, и познаваемы   интуитивизмом и сенсуализмом   исключительно.  И передача личного  опыта из уст в уста  порой пронизывает  более, чем мертвенные, пропитанные выхолощенным академизмом редакторского пера страницы  школьного учебника по основам православной культуры; никогда не затронут душу, а лишь оставят в памяти некоторую информацию.   У нас нет широкой культуры общения. Мы не хотим    найти средний путь между светскостью и клирикализмом, материальным и духовным и начать, наконец, рассматривать человека как единство  нескольких составляющих.
       В этой работе представлена  попытка  передать во всей полноте опыт личного душевного, духовного переживания в той мере, насколько возможно в данном формате. 
        *       
       
          Работа не является узкоспециальной и рассчитана на широкий круг читателей.
                Надеюсь, русскоязычным евреям Израиля будет  интересно узнать, как видят их бурно развивающуюся  страну еще вчерашние соотечественники.
                Местные, так сказать, ”коренные” израильтяне,  узнают, какие мысли инспирирует их  земля и они сами.
                Будущим туристам окажутся интересны путевые заметки.
                Много информации  для православных,  не имеющих возможности по каким-либо причинам совершить паломничество.
                Возможно, кто-то, укрепится в  существовании единства  между телом, духом и душой.
                А  агностики  задумаются о почве религий.
                Кто-то откроет для себя новый вкус к жизни.
               В любом случае, надеюсь, наш стонущий от неразумия и греха мир  притупит агрессию и невежество  и прольёт   воду на пылающих огнем  ненависти юдофобов.
               
           Одна из особенностей работы - широкая познавательная функция. Так получилось, то здесь моя профессия учителя наложила отпечаток на манеру письма. 
     Молодые любят  слушать новое и интересное. Молодое хочет познавать мир. Поскольку приоритет для подростков – поиск смысла жизни.  Просвещать, популяризировать, адаптировать, заинтересовывать, направлять делиться знаниями, обучать, одновременно воспитывая – вот моя манера, всецело воплотившаяся здесь.

          Отсюда прием развернутого изображения  многих мелочей  в глубину, не имеющих, на первый взгляд, прямого отношении к повествованию. Мелочей, по которым скользит рефлекторно  наше линейное мышление, и которые  мы топчем,  и которые,  по  большому счету, и составляют суть. 
            Всё, что так или иначе затронуто, корнями уходит в личные духовные поиски.

          Так совпало, что то, что интересно лично мне, представляет собой востребованный   тематический  конгломерат   для   современного времени.
         Поэтому работа призвана выполнять  еще и функцию просветительскую, в связи с этим  я сочла необходимым  делать ссылки на цитаты, используемые в тексте.  И в этом преследуется цель назидательная цель - дать  ориентиры для дезориентированного, разочарованного молодого   поколения, воспитывающегося на опасных для психики продуктах СМИ,  показать ссылки на разумное, доброе, вечное. Для молодых.   И не только.


          ЭТА КНИГА дойдет не до каждого и  понята будет не каждым.   Она зацепит и будет более понятна читателю, которого   Н.Г. Чернышевский называл «проницательный читатель», с утонченным мировосприятием. С задатками мышления более глубокого, чем среднее  и, то что называется, не стандартное. Многочисленные тематические ниточки укажут  к  началу клубка,  развязать который только желание читающего.

         В Мишне, древнейшей части Талмуда, говорится: «Все евреи имеют долю в Грядущем мире». По сути это означает, что каждый еврей незаменим в деле совершенствования мира. Если ваша доля в создании автомобиля заключается в изготовлении свечей зажигания, но вы не выполните свое задание, то готовая машина не поедет несмотря на то, что все остальные работники сделали свою часть работы. Если еврей не исполнит свою роль в обеспечении создания будущего мира, эта цель не будет достигнута. И никакой другой еврей не сможет его заменить. У каждого своя уникальная роль. Подчеркнем, все начинается с нас самих. Мы сами должны раскрыть свое назначение и сделать все возможное для его реализации. Если мы не исполним своей части работы, тогда все, что сделано остальными, окажется лишенным смысла. На это обращает наше внимание Мишна, утверждая: «Каждый еврей имеет незаменимую роль в достижении Грядущего мира».
         Мне нравится  формулирование  роли отдельного человека в достижении «грядущего мира»  у евреев, и оно кажется самым подходящим для   определения роли этой письменной работы в моем собственном «грядущем мире».   

  Работу, значение которой в более крупном механизме, в который она встроена, еще не выявилось, но непременно обозначится в своё время.


           О ЯЗЫКЕ
           Когда намеренно заостряется внимание на значимости чего-либо методом скоростного перечисления,    проку для слушающего  в том не много.  Именно так, на мой взгляд, проводятся все туристические экскурсии, оставляющие   в голове только три до семи  процентов информации.  Гораздо  более надежна и долговечна для человека образная информация, получаемая посредством слова.

”…великий, могучий, правдивый и свободный русский язык”  в этом  служит мне помощником.  Без него или на ином языке предприятие под названием  ”Израиль любовь моя или паломничество на святую землю” никак не могло  состояться.  Достояние народа, столь целенаправленно и остервенело подвергающееся обезличиванию и уничтожению, всегда   готово заиграть всеми достоинствами тем, кто обращается к нему за помощью «жечь глаголом».
               Родной  русский  язык  помог  зацепить совесть и души там, где отчаяние оправдано, где в том апокалиптическая предрешённость, боль мира и звон набата.
Он стал собеседником, угадывающим потайные   уголки душ.
И музыкальным инструментом, воспроизводящим музыку сфер и дальних миров.
И ангелом, поющим Херувимскую на воскресной литургии.
И запускающий   пейзажные киноэтюды. 
И громом, сотрясающим и вопиющим к небесам за отмщение…
И добрым сказочником, верящим в счастливый конец для всех и всего.
           Еще  историком, философом, футуристом.   

                Пластичный  язык позволил заниматься словотворчеством и придумыванием новых выразительных слов на случай всякий: серьезный и юмористический.
                Тематический смысловой  параллелизм в виде цитат из известных литературных произведений  работает  на полноту образа и глубину восприятия  и почувствовать  обновленный  вкус приевшихся точек зрения,   мягко способствуя задумаваться о событиях внешне не заметных, но, порой, управляющих судьбами мира.
                Изобразительно-выразительные средства языка - образность, метафоричность, анафоры, парцелляции, гиперболы – всем спасибо за работу!    Мы не впадем ”в отчаяние при виде всего, что совершается дома”. Вы не дали впасть в отчаяние!

                Ещё цитаты из «Мастера и Маргариты» М. Булгакова  таинственным, не постижимым для меня образом  просились на лист.   Отчасти, вероятно, потому, что в моей жизни, как и в романе, много мистики. Ассоциирование себя с  Маргаритой, с ведьмой, которая «ведает», то есть, «знает»…
                Потому следует некоторые  отрывки  воспринимать впечатлением. Не растаскивая на логику, каноничность, непоследовательность, не соответствие жанра  и иные цепляющие критиков моменты.   К слову  добавить, что, собственно, вся русская классическая литература не оцифрована и вне форматна. И еще православна, сЕя «разумное, доброе, вечное». И кто посмеет возразить, что некая православная славянка  не может быть  носителем в некотором роде этого  великого наследия своих предков?
             
                И ещё. Очень надеюсь, что  не придётся   цитировать М.Булгакова применительно к себе:   «…возненавидел редакторов. Буду ненавидеть их всю жизнь».




                Желаю же  всем  испить эти страницы как БОКАЛ ПРЕКРАСНОГО ВИНА - залпом и до дна!



                ИЗРАИЛЬ – ЛЮБОВЬ МОЯ   
                или   
             ПОЛОМНИЧЕСТВО В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ
               

  Не торопитесь уходить,  когда еще не все вам ясно,
Когда восток зарею красной вас не торопится будить.
Не торопитесь уходить, когда не выбрана дорога,
Не торопитесь, ради бога, терять коня и жизнь сложить.
Не торопитесь, время есть, преодолейте вашу смуту,
Не позабудьте на минуту перед дорогою присесть...
  Но если выбран путь и час - пусть не оставит вас тревога
Поторопитесь, так немного, так мало времени у вас!
                В.Третьяков               


      Размышляй о том, что тебе заповедано, ибо не нужно тебе что сокрыто (Сирах 3-12).



          Да будет же всем, читающим писание это с верою и с любовью,;;; благословение от Бога, и от Святого Гроба Господня, и от всех мест этих святых: примут они награду от Бога наравне с ходившими по местам этим святым. Блаженны, увидев, поверившие, втройне же блаженны, не видя, верующие. Веруя, пришел ведь Авраам в Землю обетованную. Поистине ведь вера равна добрым делам.


Рецензии