Сквозь годы 106

                Встречи с Шекспиром. Эссе. Глава 13.

     ...Когда в хороших толкованиях пишут о Корделии со словами сожаления, то они автоматически свидетельствуют о том, что она персона "нон грата". И это разговор как бы о другом.
     Антигона, Корделия, Анна Каренина требуют от человечества НЕ  сожаления, а ПОНИМАНИЯ... Есть высокие горы. Снег венчает эти горы и рождает реки. Корделия не венчает и не заканчивает ничего, нет, - она РЕКА гор...

     "Что развивается в трагедии? Какая цель её? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Шекспир велик" (А.Пушкин).
     Гамлет ощущает королевский двор как тюрьму. Пафос трагедии направлен против СПОКОЙНЫХ людей... Есть ли в России сегодня Гамлет?...
     Драма Чехова показывает главного героя не для того, чтобы его пожалеть, а чтобы ОСУДИТЬ мир, который его уничтожил. Это суд не над ним, не над героем. Трагедия Шекспира - это трагедия будущего.
     Почему венецианский мавр, а он НУЖЕН Венеции, почему он должен погибнуть? Потому что он ещё будет воскресать и снова погибать через несколько столетий в Англии. При стрельбе полиции в народ. И не только в Англии...В других красках, в другом цвете. И человек будущего, герой "Чайки", погибает. Он принадлежит другой системе, системе, которая тоже погибнет... Зря погибал чеховский герой?... Поэтому и освистывали, да и сейчас освистывают, "Чайку" так злобно маленькие писатели, которые писали и пишут, якобы  на злобу дня. ЭТО они понимают. Они понимали и понимают, что НЕ ОНИ принадлежат будущему...

     Трагедия основана на узловых моментах изменения нравственности. Восхождение людей, несогласных с обычным ходом: человек будущего, пришедший не в своё время... И ТАКОЙ человек придёт и... уйдёт бесславно...
     Но так как эти узловые моменты повторяются - то современный человек смотрит драму и вспоминает свои столкновения. По-настоящему кровавое время восстанавливает ту кровавость, о которой говорил Пушкин в статье о драме. Нужно возвышать униженных. Надо посмотреть, не была гонима, тайно гонима Жанна Д*Арк в детстве. Почему Эдип выброшен из жизни - даже без возможности ползать? Эдипу прокололи ноги, связали сквозь раны верёвкой и бросили...

     Эпос лежит как бы вне центра трагического, но вокруг него. Миф скрещивается со сказкой. Сказка подправляет миф. Слава слабому, униженному... Не так, совсем не так... Всегда ли слабый и униженный заслуживает этого?..
     Ставится вопрос: что такое слабый, что такое сильный? Посмотрите русские сказки - сколько их, предназначенных к уничтожению...
     Почему Эдип выброшен? О нём было прорицание. Его находят. Он спасён. Но посмотрите, как через эту перипетию проверяется случай, место его в закономерной картине бытия, куда входит судьба...

                Продолжение следует...

    


Рецензии
Помнится, герой Чайки застрелился, когда он понял, что Тригорин пишет лучше.
Какой мир Чехов тут якобы осуждает? Мир, где "прогрессивный" герой оказывается несостоятельным? Прогрессивные герои у Чехова всегда убоги, жалки и несостоятельны. Чехов видит в этом их проблему, а не недостаток мира.

Марина Сапир   28.11.2021 08:55     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Марина, за интересный отклик.
С уважением, Ив.Яр.

Иван Ярославов   28.11.2021 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.