Сквозь годы 106
...Когда в хороших толкованиях пишут о Корделии со словами сожаления, то они автоматически свидетельствуют о том, что она персона "нон грата". И это разговор как бы о другом.
Антигона, Корделия, Анна Каренина требуют от человечества НЕ сожаления, а ПОНИМАНИЯ... Есть высокие горы. Снег венчает эти горы и рождает реки. Корделия не венчает и не заканчивает ничего, нет, - она РЕКА гор...
"Что развивается в трагедии? Какая цель её? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Шекспир велик" (А.Пушкин).
Гамлет ощущает королевский двор как тюрьму. Пафос трагедии направлен против СПОКОЙНЫХ людей... Есть ли в России сегодня Гамлет?...
Драма Чехова показывает главного героя не для того, чтобы его пожалеть, а чтобы ОСУДИТЬ мир, который его уничтожил. Это суд не над ним, не над героем. Трагедия Шекспира - это трагедия будущего.
Почему венецианский мавр, а он НУЖЕН Венеции, почему он должен погибнуть? Потому что он ещё будет воскресать и снова погибать через несколько столетий в Англии. При стрельбе полиции в народ. И не только в Англии...В других красках, в другом цвете. И человек будущего, герой "Чайки", погибает. Он принадлежит другой системе, системе, которая тоже погибнет... Зря погибал чеховский герой?... Поэтому и освистывали, да и сейчас освистывают, "Чайку" так злобно маленькие писатели, которые писали и пишут, якобы на злобу дня. ЭТО они понимают. Они понимали и понимают, что НЕ ОНИ принадлежат будущему...
Трагедия основана на узловых моментах изменения нравственности. Восхождение людей, несогласных с обычным ходом: человек будущего, пришедший не в своё время... И ТАКОЙ человек придёт и... уйдёт бесславно...
Но так как эти узловые моменты повторяются - то современный человек смотрит драму и вспоминает свои столкновения. По-настоящему кровавое время восстанавливает ту кровавость, о которой говорил Пушкин в статье о драме. Нужно возвышать униженных. Надо посмотреть, не была гонима, тайно гонима Жанна Д*Арк в детстве. Почему Эдип выброшен из жизни - даже без возможности ползать? Эдипу прокололи ноги, связали сквозь раны верёвкой и бросили...
Эпос лежит как бы вне центра трагического, но вокруг него. Миф скрещивается со сказкой. Сказка подправляет миф. Слава слабому, униженному... Не так, совсем не так... Всегда ли слабый и униженный заслуживает этого?..
Ставится вопрос: что такое слабый, что такое сильный? Посмотрите русские сказки - сколько их, предназначенных к уничтожению...
Почему Эдип выброшен? О нём было прорицание. Его находят. Он спасён. Но посмотрите, как через эту перипетию проверяется случай, место его в закономерной картине бытия, куда входит судьба...
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №219040900855
Какой мир Чехов тут якобы осуждает? Мир, где "прогрессивный" герой оказывается несостоятельным? Прогрессивные герои у Чехова всегда убоги, жалки и несостоятельны. Чехов видит в этом их проблему, а не недостаток мира.
Марина Сапир 28.11.2021 08:55 Заявить о нарушении
С уважением, Ив.Яр.
Иван Ярославов 28.11.2021 20:30 Заявить о нарушении