Второй пересказ

- Читал второй рассказ того же классика досоветской литературы. Он назван им ПРОБУЖДЕНИЕ. Речь о жизни одного малого, но гордого, народа Северного Кавказа. Не буду называть его, так как это типично для всех народов до советской РОССИИ.
   О школьном образовании он, в основном. Привожу вырезки.  В нашем селении было пять – шесть крупных барантоводов, в том числе сельский старшина. Баранта этих кулаков уничтожала летом почти весь выгон, лишая корма скот остальных сельчан. Протестуя против этого произвола, беднота на каждом сходе выступала с требованием убрать баранту богатеев с общественной земли. Кулаки держались дружно, спаянно, и дело неизменно кончалось арестом нескольких бедняков вместе с отцом, которых считали неблагонадёжными.  Так и шло это дело. Однажды отец сказал сыну:  Ну, сынок, пойдёшь учиться. Станешь грамотным. Будешь писать жалобы, и мы покажем тогда нашим душителям. Прогоним их баранту на земли помещиков.
  Процесс пошел. Нужно было получить  моё метрическое удостоверение. С курицей для писаря пошли мы в правление. Долго рассказывать не буду, - за взятку, не в этот день, но получили нужную бумагу. Нужно было ещё получить подпись сельского муллы на метрике. Пришлось идти матери. Отец у муллы был не в авторитете. Петух, в виде взятки, помог. Поехали с отцом в город. Я  в городе был впервые. Надо было найти врача Исааковича, так как только им выданная справка считалась действительной.  С трудом нашли. По дороге просителей часто обыскивали городовые. Они считали, что люди, подобные нам, - абреки, воры и что у них всегда имеется припрятанное оружие. Отец повторял: вот когда ты станешь грамотным и будешь знать законы, тогда тебя не посмеет обыскивать каждый городовой. Мой отец верил, что есть у царя справедливые законы для бедняков и что все притеснения их происходят от того, что бедняки не знают законов.
   Доктор в этот день бумаг не дал. На другой день дал, за рубль.
 Нашли школу, единственную на наш семидесяти пяти тысячный народ. Ежегодно в ней принимали тридцать детей. Я попал в неё случайно. Преподавание велось на русском языке. В школе было пять учителей, из них двое русских. Был мулла – законоучитель. Долго рассказывать об учении и воспитании в этой  царской школе не буду. На родном языке говорить запрещалось, а русского многие ученики не знали. Били за всё. Дисциплина держалась на этом. Учителя  били не только для наказания, но и для своего удовольствия или еще по другой своей потребности. Однажды, будучи избитым, я бросился к маме. Отец и мать убеждали меня в том, что в школе положено бить, что бить будут и впредь, потому, что чем больше бьют, тем лучше запоминается то, чему учит учитель. И мулла в арабской школе бьёт, палки о детские головы ломает. А какие святые  науки преподают там! Следовательно, бить учеников положено Аллахом. Это успокоило меня, но мало. Ученики работали на некоторых учителей бесплатно, разумеется.
  Меня удивила методика обучения воровству. Пример, посылает учитель «любимого» ученика привезти  для его скота кукурузы – зелёной массы. Где её взять не говорит. Ученик привозит. Учитель хвалит его, не спрашивая, где взял. Процесс воспитания  идеальный и традиционный. Потом появился новые порядки, новый учитель. Он был настоящим, уже советским. Началась новая жизнь. Произошло ПРОБУЖДЕНИЕ!  Не вернётся ли старая школьная жизнь в горные селения? Или не опустится ли она в российские долины? Вот вопрос. – Придумаешь ерунду и ломаешь над ней голову, ДОТОГО! Займись добрыми полезными конкретными делами. Говорунов в наше время в избытке. Так скажу тебе. В. Лоб.         

      


Рецензии