499 Бык-бычара на корабле 25 сентября 1973
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
499. "Бык-бычара" на корабле. 25 сентября 1973 года.
Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Вторник 25 сентября 1973 года. . Температура воздуха на южной стороне мыса-полуострова Скаген на якорной стоянке в проливе Каттегат (Дания, географические координаты: 57.783,10.733 или 57°46;59;, 10°43;59;): минимальная температура воздуха - 10.0°С, средняя температура - 10.3°С, максимальная - 11.0°С. Эффективная температура (температура самоощущения человека на открытом воздухе) - плюс 1.9°С. Днём солнце жарит, как ранней весной, цвета яркие, сочные, контрастные, фотографировать в такую погоду - одно удовольствие. Днём волнение на якорной стоянке БПК "Свирепый" в заливе Ольбек-Бугт напротив города-порта Скаген (Дания) почти совсем прекратилось. Можно сказать - штиль.
После общения с матросом-годком Александром Васильевичем Стельмахом и его другом, занятым осмотром и ремонтом задраек двери в тамбур надстройки на шкафуте, прерванном появлением широкоплечего, мощного и физически сильного молодого матроса, который, как бульдозер, молча прошёл между нами, я поспешил к другой группе моряков, чтобы продолжить моё интересное исследование военно-морского сленга и морского жаргона. По пути я вспоминал определение и наполнение смыслом и значением понятия "бык" или "бычара" в различных видах жаргонного общения.
Понятие "бык" или "бычара" многозначное. Естественно, первым значением этого понятия является само слово "бык", означающее животное, относящееся к группе полорогих парнокопытных млекопитающих. Однако, я знал, что в Древнем Египте, например: "бык" - это фараон, то есть царь, глава государства, даже живое божество; бык - это, как правило, раздвоенная в виде рогов опора моста или плотины; бык - это символ самца, божества плодородия и природной силы; Бык - это название рек, озера и горы; боевой бык - бык испанской корриды; Критский бык - мифологический персонаж в мифе о Геракле, прародитель Минотавра; Телец - знак Зодиака. Все эти определения и образы понятия "бык" были из мира культуры и искусства, а на корабле, на флоте, в отношениях системы годковщины понятие "бык" и "бычара" были близкими к основным (культурным), но всё же иным...
По нашему, по-флотски, на военно-морском сленге "бык" - это тупой, глупый, недальновидный, недоразвитый, но здоровый, мощный, тяжёлый, сильный физически и наглый человек. Как правило, "бык" обладает не только силой и мощью, выносливостью и стойкостью, но, прежде всего, бычьим поведением, то есть в мирном выражении - тупым, скучным, без понятным, а в яростном выражении - безудержным, гневном, злобном. На военно-морском сленге "бык" - это рак, "рогач", рогоносец не потому, что ему кто-то изменил, хотя и это тоже.., а "человек с рогами", то есть бодливый, упорный, настойчивый, грузный телом и мыслями, "тупоголовый".
По разным видам сленга "бык" имеет следующие образные значения: охламон, бажбан, бычара, дегенерат, дурошлёп, дуркаль, дуркан, дурында, истукан, лопух малахольный, осёл, потц, припудренный, чувак, пудра, пудрон, укроп. На воровском жаргоне "бык" - это осужденный, грешник, каторжник, колымыжник, крепостной, обвенчанный, порешенный, шакал. Слово-понятие "бычара" - это тоже самое, что "бык", только гораздо хуже...
В тоже время слово-понятие "бык" в приложении к человеку означает в прямом и переносном смысле: сильный волевой человек, который может быть как послушным, так и безудержным, трудолюбивым и ленивым и упрямым, как осёл. Человек-бык нуждается в своей и только своей территории, где бы он был всем: богом, царём и героем. Попав в среду разнообразных личностей и характером, молодой новобранец-бык быстро понимает при прохождении курса подготовки молодого бойца, кто есть кто и как себя вести, чтобы не быть внакладе, то есть без личной выгоды. Поэтому люди-быки, как правило, послушны поводырям, пастухам, руководителям, командирам и властвуют над слабыми "тельцами" и "тёлками", подминают их под себя, пользуются своей физической силой и телесной мощью. Источником силы "быков" является их природная способность медленно, упорно, настойчиво и терпеливо добиваться своего, "переть" буром или вновь и вновь пытаться получить желаемое.
Со стороны может показаться, что люди-быки - это сильные и мощные герои, что они отличаются не только силой, но и стойкостью, мужеством, выдержкой, трудоспособностью и настойчивостью. Возможно, на гражданке это и так, но на флотской службе всё по другому. На флотской службе действуют свои морские, флотские и годковские законы, традиции и обычаи, в соответствии с которыми сильные физически и духовно люди, обладающие комплексом волевых качеств, профессиональных знаний и опыта военно-морской службы становятся командирами и отличными специалистами, героями, но не "быками"... Бык-командир - это, чаще всего, самодур, человек, заражённый волюнтаризмом, возомнивший себя быком-фараоном, царём-богом, героем-демиургом, властителем подчинённых.
Несомненно, человек-бык обладает многими преимуществами и при условии управления им опытным, умным и разумным поводырём, способен на многие достойные, результативные и героические дела и поступки, но сам по себе, без сопротивления и управления, бык-бычара склонен к поверхностному подходу решению проблем и боевых задач, прямолинейно использует своих подчинённых, не воспринимает человеческие слабости и эмоции, отличные от его собственных. Человек-бык может в одиночку решить задачу или проблему, но лучше всего у него это получается под руководством того, кого он прим ет в качестве своего поводыря, вожака, вождя, руководителя. "Быку" нужны помощники даже в виде своего руководителя...
Человек-бык, моряк-бык, как правило, внешне послушен и дисциплинирован, но туго, с оттяжкой по времени, с некой паузой, необходимой ему, чтобы он выбрал для себя - подчиниться, или не подчиниться. Обычно бык-моряк замкнут, держится в тени, в строю, он лишён воображение и способности эмоционально что-то придумывать, шутить, разыгрывать, смешно рассказывать анекдоты; до него трудно доходят сложные или витиеватые образы, остроумные мысли, намёки, сравнения, розыгрыши. Моряк-бык хорош в качестве простого исполнителя и ему можно доверить любую работу, не требующую воображения и сложной мыслительной деятельности, он готов выполнить самую трудную и даже грязную неквалифицированную работу, он даже нуждается в такой работе, которая позволяет ему проявить все свои физические качества, быть примером другим или доказать свою полезность и нужность, но "бык-бычара" в любой момент может "быкануть", то есть угрожать, не согласиться, воспротивиться, вести себя угрожающе и агрессивно...
Человек-моряк "бык-бычара" - это, как правило, своенравный, тяжёлый, но могущий быть быстрым, упёртым и напористым, человек, который настроен на то, чтобы "словить бычий кайф", то есть удовлетворить свои самые низменные утробные хотения, например, сытость, "расслабуху", удовольствие, кайф, удовлетворение вожделения. Как правило, быку-бычаре мало "пайка" или рациона питания обычного моряка, ему нужно больше, сытнее, слаще, сочнее и т.д. Быку-бычаре мало не только еды, ему мало удовольствий, удовлетворения его желаний, унижения перед ним и его силой, подчинения его подчинённых. Получив то, чего он хочет, бык-бычара, как правило, хочет ещё и ещё, больше и "ширше", и очень часто он получает удовлетворение своему хотению в состоянии алкогольного опьянения...
Если "бык-бычара" не получает того, чего он хочет, то он начинает "бычить" или "бычиться", то есть предъявлять претензии, "предъявы", "качать права", "бузить", требовать, скандалить. Если вовремя не остановить "быка", когда он "бычиться", то он быстро наглеет, потому что неудержим, и превращается в "бычару", то есть в хама и наглеца, для которых наглость - это прямой путь в его бычьему счастью... А бычье счастье в том, чтобы быть сытым, здоровым, насадить на рога соперника и овладеть всем стадом...
Однако, если волю, страсть и хотения "быка-бычары" сломить, подчинить воле поводыря, направить в нужное русло, то он становится "бычком" - милым, послушным, дисциплинированным, желанным и продуктивным. При этом на военно-морском сленге слово-понятие "бычок" означает "окурок", то есть остаток желанной сигареты, который можно использовать и докурить ещё раз... У слова-понятия "бычара" тоже много синонимов: амбал, атлет, бизон, бугай, бык, верзила, глупец, громила, дурак, дылда, кабан, скотина, спортсмен, шкаф, боец, охранник, телохранитель, секьюрити, дилер, лось, лох, быдло, профи, беспонтовый, безбашенный, чистильщик, СИЗОнщик.
С "быками-бычарами" я столкнулся ещё в ноябре 1971 года в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в посёлке Пионерское, в котором проходил так называемый курс молодого бойца и принимал военную присягу. По служебным отношениям и обязанностям сержанты-быки вели себя в уставных рамках, жёстко, порой жестоко испытывали нас, обучали начальным азам строевой флотской службы, учили терпеливо сносить и преодолевать трудности. На БПК "Бодрый" я не успел познать, что такое "быки" и "бычары" боевого корабля, потому что моя служба рулевым БЧ-1 была интересной, насыщенной, желанной и правильной из-за того, что я прибыл на корабль 27 декабря 1971 года в момент его выхода в море на ходовые испытания, так что годкам и быкам "быковать" времени не было. Только с 7 марта 1972 года, когда я в составе первой группы матросов и старшин с разных кораблей ДКБФ был переведён в экипаж новостроящегося БПК "Свирепый", я в полной мере познал, что такое "годковщина", "быки" и "бычары"...
Общими усилиями с командованием 67-го Отдельного дивизиона строящихся и ремонтируемых надводных кораблей (ОДСРНК) в Калининграде, с годками призыва ещё 1969 года, с командиром БПК "Свирепый" капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым, замполитом капитаном 3 ранга Д.В. Бородавкиным, старпомом капитан-лейтенантом А.В. Сальниковым, командирами боевых частей и служб, офицерами и мичманами, комсомольцами и коммунистами БПК "Свирепый" мы сумели в начальный период формирования первого изначального экипажа корабля победить годковщину, направить энергию и силу "быков" в нужное русло, нацелить их на главную нашу боевую задачу - успешную сдачу курсовых задач и выход на первую БС (боевую службу). Эту главную задачу мы успешно выполнили, теперь нам предстояло вернуться домой, в базу ВМБ Балтийск и приступить к чему-то новому, иному...
Вот этот переходный период, когда главная боевая задача первой БС (боевой службы) была почти выполнена, а годки призыва осень-зима 1970 года уже готовились к ДМБ, вновь, как когда-то весной 1972 года, в экипаже подняли свои головы на крутых мускулистых шеях "быки" - "подгодки" и "молодые матросы", которые уже не хотелось быть быками-окурками", а хотелось быть быками-царями и править по-своему... Тем более, что в этот день 25 сентября 1973 года по кораблю со скоростью тропического урагана "Эллен" пронёсся слух о том, что наш корабль чистится и драится, моется и красится перед заходом в какой-то порт Польской Народной Республики, а это уже "заграница", в которой можно удовлетворить все свои разнообразные запросы, хотения и вожделения... Вот почему у "быков" ноздри начали раздуваться, они чаще глубоко задышали, глаза их начали наливаться кровью, а руки они всё чаще и чаще держали в карманах своих флотских штанов...
Для меня лично таким "быком-бычарой" был мой товарищ по БЧ-1 БПК "Свирепый" матрос и штурманский электрик Анатолий Михайлович Мартынов по призыву 12 ноября 1970 года старше меня по сроку службы ровно на 1 год (я был призван на флот 14 ноября 1971 года). Год на флотской срочной службе - это много, очень много...
Анатолий Мартынов был типичным "быком-бычарой": высокий, крепкотелый, физически сильный, кривоногий, недалёкий, обычно сдержанно-молчаливый, но драчливый и страшный в гневе. Анатолий очень хотел быть командиром отделения электриков штурманских, но истинным специалистом по гироскопам был командир отделения электриков штурманских БЧ-1 старшина 2 статьи Григорий Степанович Булат (призыв 13 мая 1971 года). Григорий Булат был "подгодком" Анатолия Мартынова и "по понятиям годковщины", но не по "годковскому закону", он должен был быть в негласном подчинении у Мартынова, но сама жизнь и корабельная вахтенная служба всё и всех расставили по своим местам.
Григорий Булат оказался более умным, сообразительным, знающим и профессиональным классным специалистом по гироскопам и своему заведованию, чем Анатолий, он несколько раз, практически, выручал и спасал Анатолия от совершения деяний, могущих ослабить боеспособность БПК "Свирепый", поэтому Анатолий Мартынов принял эти обстоятельства, смирился, подчинился и исполнял свои служебные обязанности по принципу "от сих, до сих", то есть "делаю то, что положено, но не более". Вот почему Анатолий Михайлович Мартынов был типичным "быком", тянущим свою лямку флотской боевой службы...
Однако сегодня 25 сентября 1973 года я уловил какое-то существенное изменение в поведении ребят, особенно, годков осеннего призыва 1970 года и подгодков весеннего призыва 1971 года, потому что я увидел моряков, шествующих по верхней палубе и внутренним коридорам с кулаками, засунутыми в карманы штанов матросских роб. Их походка поменялась: годки начали ходить уже немного отрешённо, вразвалочку и с ленцой, а подгодки - с твёрдой самоуверенностью и с таким видом, как будто у них на рубахах матросских роб спереди написано: "Не подходи, а то...", а сзади: "Не тронь, а то...". Подгодки начали "быковать"...
Фотоиллюстрация: 25 сентября 1973 года. Северо-Восточный Атлантический океан. Северное море. Пролив Скагеррак. Мыс Скаген (южная сторона). Якорная стоянка БПК "Свирепый". Послепоходовый аврал. Это фотография от 29 июля 1972 года, в день переезда нашего первого изначального экипажа из учебного центра 67-го ОДСРНК ДКБФ на БПК «Свирепый», стоящий у стенки-причала Калининградского ПСЗ "Янтарь". В кузове грузовика (гос. номер 67-90 КЛГ) слева направо: радиотелеграфист БЧ-4 Александр Николаевич Червяков, период службы 19.11.1970 - 11.11.1973; улыбается и машет рукой радиотелеграфист БЧ-4 Юрий Васильевич Казённов, период службы 16.11.1970 - 11.1973, а развалился в типичной позе "быка" на тюках и чемоданах с вещами моряков, электрик штурманский БЧ-1 Анатолий Михайлович Мартынов, период службы 12.11.1970 - 11.11.1973. За спинами ребят отвернулся к водителю грузовика автор данной книги "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый", матрос рулевой БЧ-1 Александр Сергеевич Суворов, период службы 14.11.1971 - 12.11.1974. Это очень характерная поза и выражение лица Анатолия Мартынова, именно так, в таком образе, форме и виде поведения он относился к службе, к своим обязанностям, к морякам, в том числе к своим товарищам. При этом он умел, когда хотел, дружить, быть верным, дружественным, по-своему достойным.
Свидетельство о публикации №219041201697