Полюбите Псалтирь!

Конспект начала бесед Нины Саблиной - "Поэтика Псалтири".

Псалтирь как Красная книга песен Израилевых составлена составилась в Ветхозаветной Церкви, о чем говорится во 2 Книге царств. По совершеннейшему богословию она является Ветхозаветным Евангелием. Сочинитель ее царь Давид. В ней прикровенно указано на Бога Троицу - "Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их". (32 пс., 6). Некоторые под «Духом уст Его» признают только дыхание ветра, но в Псалтири не бывает случайных слов.

Псалтирь пророчествует до последних времен мира, поэтому треть псалмов имеет надпись - В КОНЕЦ, т.е., в конечные, в христианские времена. За 1000 лет до РХ псалмопевец живо описывает события Нового Завета - он видит пророческими очами и приход в мир Спасителя – «Человек и человек родися в нем», в граде Божием это 86 пс., а удвоение слова "человек" говорит о том, что это не простой человек родился, а человек особенный.

Видит Давид, будто он стоит у Креста Господня и видит добровольные страдания Богочеловека – «Боже Боже мой вскую оставил Мя еси». Это те слова, которые Господь Сам говорил в последние часы Своей жизни.

Видит Давид и воскресение, и он первым начинает говорить и учить о воскресении – «да воскреснет Бог и расточатся врази его» (67пс.,2). Давид предвидит и отступничество богоизбранного народа – «сынови (как) чуждии солгаша Ми, охромоша от стезь своих» (17пс).

Видит и создание Новозаветной Церкви непобедимой, и приход в нее язычников – «мати Сион речет» - три слова всего, а ведь тут говорится о том, что каждый наречет матерью Сион... И о Богородице пророчествует Давид – «предста царица одесную тебе» –(44пс.) 

Нина Саблина рассматривает каждый образ, символ и грамматику в Псалтири...
 
Особенно ярко Давид описывает Господа и Царя Иисуса Христа как мессию и царя всех веков. Давид также пророчествует то, что мы еще не пережили и чему только предстоит сбыться Второе славное пришествие Господа, страшный суд, когда будет радоваться вся угнетенная и измученная грехопадением человека природа - возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет судити земли, судити в правду и людям истиною своею...

Псалтирь являет собою не только совершеннейшее богословие, но и совершеннейшую поэзию. Это высоко поэтическая книга. 
Она не только не утрачена при богодухновенных переводах на греческий, славянский и другие языки, но преумножена и обогащена в них. Казалось бы это парадокс, потому что всякое переводное произведение обязательно уступает в чем-то подлиннику, но не так с Псалтирью, ибо в Псалтири действует Дух Святый, и Он помогает брать образы, брать символы, брать нужное слово, которое точно бы отражало смысл - непросто из того языка, с которого переводится...

Когда Псалтирь переводили на славянский учитывались и достижения греческого языка и самого еврейского, ведь Кирилл знал многие языки, но это внешние языки, а ведь есть язык внутренний, тот язык, который Господь сохранил, хотя Вавилон разделил все языки, но ведь есть некий таинственный мистический язык, его ученые называют концептом или эйдосом, внутренний язык всего человечества, Господь его не разрушил, он его сохранил в белом свете, который разложен на радугу человеческих языков, каждому должно быть великим и славным перед Богом и, руководствуясь Духом Святым, нисколько не теряли силы Псалтири наши первопереводчики, а вот после появились переводы которые могут даже догматически исказить и учение о Помазаннике Божием.

Толковники сиптуагинты бережно сохранили красоту библейского поэтического слога - повторы корней, синонимов, параллелизм членов, символизм слова и другие приемы, которые позволяют через художественный образ поучаться и ходить в законе Божием и стоять пред Лицем Божиим.

Давид составил Псалтирь. В надписаниях много разных имен и говорят, что это сочинители псалмов, например, Иосаф, Корей. Однако, это, по всей видимости, певцы, которым Давид отдавал свои произведения. В любом случае, Иоанн Златоуст сразу пресек эти споры, он сказал, что у Церкви нет данных, что кому-то другому, кроме Давида принадлежит честь создания Псалтири. Даже есть псалмы, которые Давид уже взял, потому что псалмы уже были до Давида, как особые песнопения а еврейском народе или какие-то другие псалмы, котооые могли быть сочинены кем-то частично или полностью, но в любом случае, псалмопевцем и псалмотворцем главным мы считаем Царя и Пророка Давида.
«Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь» - так повествует Давид в псалме, написанном особь, отдельно от всех 150 псалмов и находящемся вне их числа.

«И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит.
Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания своего.
Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь.
Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими.
Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих eго, и отъях поношение от сынов Израилевых».

Я меньше братьев был, о Боже,
И всех в дому отца моложе,
И пас отцовские стада;
Но руки отрока тогда
Псалтирь священную сложили,
Персты настроили ее
И имя присное твое
На вещих струнах восхвалили.
И кто о мне Тебе вещал?
Ты Сам услышать соизволил,
И Сам мне ангела послал,
И Сам от стад отцовских взял,
И на главу младую пролил
Елей помазанья святой...
Велики братья и красивы,
Но неугодны пред Тобой...
Когда ж Израиля на бой
Иноплеменник горделивый
Позвал — и я на злую речь
Пошел к врагу стопою верной,
Меня он проклял всею скверной,
Но я исторгнул вражий меч
И исполина обезглавил,
И Имя Господа прославил.   Мей Лев Александрович.

Через Символ веры исповедутся нами вера в Духа Святаго, Господа животворящего, глаголавшаго пророки!, т.е., говорившего нам через пророков.

Пророк Давид был одним из избранных сосудов Духа, силой Его и были вдохновлены псалмы. Сам Господь Иисус Христос изволил по плоти произойти из царского рода Давида, почему к Господу и обращаются в Евнгелии - Иисусе Сыне Давидов.
Царь Давид был помазанником Божиим, мы знаем, что Русскому слову помазанник соответствут еврейское слово мессия и греческое  - христос. В Псалтири это слово приложимо и к Давиду, и к Господу Иисусу Христу. И мы тоже именуемся христианами.

Теперь скажем, что Псалтирь легла в основу богослужения и стала великой молитвенной книгой. «Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви». (Кол. 3:16). Так во многих местах Апостола пишется. Часы, антифоны, прокимны, избранные псалмы праздников, псалмы на службах вечерни, утрени, обедни, в крестных ходах на панихиде, в требах - всюду на богослужениях звучат псалмы.

Псалтирь стала любимой книгой на Руси, ей укреплялись на подвигах духовных и ратных и в трудах. В основе поэтики Древней Руси лежит Псалтирь - пишет академик Д. Лихачев.

Господь Ииусу Христос часто приводил стихи из псалмов в доказательство своего божественного достоинства. И после воскресения Господь пошел с учениками на гору Елеонскую, воспев псалмы. (Мт,22, 41-46).
И апостолы, и святые отцы - Иоанн Златоуст, Василий великий, св. Афанасий, св. Григорий Нисский, св Ефрем Сирин называли Псалтирь малою Библией, общим и постоянным церковным молитвенником.

Известно, что святого Афанасия спасло пение псалмов. Солдаты, ворвавшиеся в церковь не убили его, сами умилившись до слез красоте и гармонии песнопений. Вспомним и о послах св.князя Владимира, и еще один пострясающий случай, когда св. блаженный Прокопий Устюжский, будучи богатым ганзейским купцом зашел в православный храм и больше не вернулся на корабль...
Вострубим яко в златокованные трубы в разум ума своего и начнем бити в серебрянные органы...
Псалтирь стала учебником.

Обратимся к истокам русской школы -
«Володимир же нача поимати в нарочитые чады дети и даяти им нача научение книжное. Матери же сих чад плакахуся по них, еще бо не бяху утвердили ся верою, но аки по мертвецы плакахуся». Это повесть временных лет под 988г. Они понимали, что дитя их языческое полностью будет преображено в вере. Сколько этих матерей дети приведут к вере истиной... Как Феодосий Печерский. Как и сейчас...

Когда в конце 19 века радением Победоносцева Константина, Рачинского Сергея Алексанедровича и др. стала востанавливаться ЦПШ, то Псалтири в ней отводилось главенствующее место. За 2 года учащиеся должны были прочитать всю Псалтирь, а комментарии были минимальными. Это было очень мудрое решение - никакого анализа разных форм, разных слов.

Ведь мы с молоком матери естественно и незаметно впитываем дух и формы родного языка, они остаются в нашем сознании, формируется такая языковая картина мира - русская, а чтением Псалтири впитывается млеко духовного учения и усваиваются понятия и формы Литургии. В этом и ключ к пониманию церковнославянского языка сегодня - не путем безконечного комментирования и анализа (анализ по-гречески - распад, разложение, как это делают протестанты, тем более что они толкуют и текст-то вторичный). Ведь перевод с церковного это снижение стиля, утрата смыслов, обертонов смысловых вплоть до утраты здравого смысла. А православному мировоззрению, миросозерцанию воспринимать текст свойственно цельно-совокупно с детской доверчивой простотой, с терпением, что понимание придет и разрешится «безсловесие словесных».

Примерно в 4 веке в Византии Псалтирь была разделена на 20 частей - кафизм (однокоренное - кафедра - там, где заседают)... Псалтирь рисует картину отношений Бога и человека, поставляет человека перед Божиим Лицом, и отвечает сокровенным чаяниям каждой души. Св. Иоанн Златоуст задает вопрос – «Добро ли есть оставити Псалтирь?» - и отвечает – «Уне (лучше) солнцу престати от течения своего. Вся ли нам книги на пользу и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь - сего ради да не нерадим».

Псалом 1.
1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе,
2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь.
3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.
4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли.
5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.
6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Псалом начинается так - псалом Давиду не надписан у еврей. О чем он? Здесь беседа о блаженстве.

1. Блажен муж... Блаженство есть основание и начало нашего учения нравственного. Здесь пророк имеет намерение показать, что блаженство и в настоящей жизни и в будущей сообщается лишь людям праведным - тем, кто исполняет закон Господень. В нем много ключевых слов, для нас исключительно важных.  Закон - еще одно ключевое слово - закон, заповеди, словеса Господни, завет Господень - так мы в гиперслове представляем слово ЗАКОН. Нам Господь дал его и мы добровольно должны исполнять этот закон. Об этом говорит первый псалом.

Итак 1 стих.
1 БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ, И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА, И НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ;
1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел,
 Объясняем грамматику. ИЖЕ - который, тот, что. Причем слово ИЖЕ имеет оттенок - тот самый, выделяемый из среды. Блажен муж един, а вот их, нечестивых много, грешных много, губителей много. Здесь сразу показывает пророк Давид, что движение к праведности трудное и часто человеку приходится одному начинать этот путь пока он не найдет тех же праведников, тот же совет праведных, куда он примыкает и радуется.

НЕ ИДЕ - не пошел и не идет. НЕ ИДЕ - это форма прошедшего времени. Где мы встречаем форму глагола не совсем понятную, не такую, как в русском современном языке мы смело можем переводить прошедшим временем. Но здесь не просто «не пошел», а не идет вообще никогда НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ.
И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА - не стаЛ, не остановился на пути грешных, не стал укреплять свою волю в грехе. И НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ - не сел. В словах СЕДАЛИЩе и СЕДЕ один и тот же корень - мы видим прием поэтический в Псалтири - повтор корней сед-сед для усиления смысла.
БЛАЖЕН - что же значит быть БЛАЖЕНным. В полной мере блажен лишь БОГ - Блаженный и Единый Царь царствующих и Господь господствующих. Благ - относится в первую очередь к Господу. Никто не благ, яко Господь. Мы обращаемся  -  и спаси, Блаже, души наша. Следовательно Давид начинает Псалтирь с вершины источника - с пророчества о Господе Иисусе Христе. Он тот первый блажен муж, который прошел в образе человека и в нашей человеческой истории, чтобы осуществить наше спасение. Но харатеристика БЛАЖЕН усваивается и человеку, как сотворенному по образу и подобию Божию. Блажен всяк, слышащий слово Божие и хранящий его.

БЛАЖЕН МУЖ - это не только муж. В переводах на другие языки самого слова МУЖ может не быть  Блажен – может быть и блаженная жена, и блаженное дитя. Блаженная жена - это и Пресвятая Богородица, которую ублажает ПЦ. Блаженный это еще и чин святости. Блаженную Ксению мы еще зовем мужеумная Ксение. Мнимым безумием они обличают безумие мира и посрамляют премудрость века сего. Слово БЛАЖЕН имеет многогранный смысл - нищ, прост, прям, смирен, кроток, целомудрен и юрод. Церковное слово блажен - слово возвеличивает и противополагает его обыденному и земному.

Есть радетели за обращение снижения церковнославянского стиля и предлагают начинать Псалтирь со слов - счастлив человек вместо блажен муж. Но что такое счастье - счастье это доля, часть при дележке земных благ. Земные блага тленны, как мы знаем, они временны, непостоянны, тогда как блаженство - это высшее, постоянное состояние. А процесс деления, доли, дробления, разъедания, расчленения мира - он начался с грехопадения. И мы знаем, что за словом деление и тление мира стоит анализ, разделение. И такая псалтирь, которая начинается со слов «Счастлив человек», ничего общего с Псалтирью Давидовой не имеет, так как душа человека получает блаженство, исцеление, целостность лишь в устремлении к Творцу. О чем и говорит весь первый псалом.

Следующие слова стиха.  НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ, И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА, И НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ;
В них указывается на 3 стадии укоренения в грехе. 1 - человек колеблется, воля его не устойчива, человек начинает думать - может, пойти, м., не пойти... Это такие безпутники. 2 - И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА - выбор сделан, на том стою, такова моя позиция, воля направлена. Это уже насмешники, кощунники, воля направлена, и многие идут этим широким путем. И, наконец, 3 - НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ - сидеть - это последняя степень зла, это как бы  антипокой, отдых, это поистине шедевр сатаны, как пишет Аверин, пародия на благодатное упокоение, обретаемое лишь в Боге, это циники, окончательно и безнадежно растленные.

А что в еврейской псалтири?  Перевод для русскоговорящих евреев - на седалище легкомысленных не сидел. Но легкомысленный - это другая стадия, а вот губитель, это совершенно растленный человек.

Обратим внимание на то, что все 3 глагола 1 стиха - имеют отрицание НЕ - не иде, не ста, не седе. Три действия, не подходящие для блаженного мужа - это еще Ветхозаветные отрицания, подобные скрижалям ВЗ - не убий, не укради... Далее вся Давидова Псалтирь будет уже утверждать праведность, а здесь она нас предупреждает, чтобы мы не ходили на совет нечестивых, чтобы человек не встал на неправедный путь, и не стал искать земного счастья.

3 - НО В ЗАКОНЕ ГОСПОДНИ ВОЛЯ EГО, И В ЗАКОНЕ EГО ПОУЧИТСЯ ДЕНЬ И НОЩЬ.
Закон Господень - это Священное Писание Нового и Ветхого Завета и их толкование в Святой Церкви. Закон Божий -  ему соответствуют слова - заповедь, словеса оправдания, судьбЫ, путь и др. Слова ДЕНЬ и НОЩЬ имеют символическое значение, хотя ночная молитва - очень сильная и этим не отрицается. Это значит постоянно. Но выступает еще одно явление Церковного слова - это символизм. День это время радости, а ночь это время скорби - т.е. всегда мы должны поучаться в законе Божием…

Если вы заинтересовались предложенным конспектом начала бесед Поэтика Псалтири Нины Саблиной, предлагаю ознакомиться с полным циклом в аудио-варианте – на сайте Азбука веры и на Ютюбе.


Рецензии
Танечка эти материалы Нины Саблиной бесценны
Все скачаю http://azbyka.ru/audio/poetika-psaltiri-sablina.html
Еще очень люблю лекции Бориса Балтера "Псалтирь"
http://predanie.ru/balter-boris-mihaylovich/psaltir/slushat/

http://predanie.ru/balter-boris-mihaylovich/ его потрясающие лекции по Ветхому Завету!
Благодарю Танечка за помощь!!!

Нина Шендрик   06.03.2024 19:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.