Как я тонула второй раз

    Читала где-то по психологии, почему память сохраняет в мельчайших подробностях горькие эпизоды дольше и подробнее. Всё там разложено по полочкам, всё объяснено с точки зрения науки. Если выуживать другие грустные воспоминания о детстве, то многие могут подумать, что сочиняю или какую-то определённую цель преследую - например - разжалобить. Поэтому решила вспомнить второй случай из жизни, когда тонула, и было это не в детстве, а в юности. Наверное, это был 80 или 81 год, мне 20 лет. Месяц май. Идём в водный поход третьей категории сложности, с элементами пятой на реку Куру. Сплавляться будем на катамаранах, по четыре человека: две девушки, два юноши на катамаране.
    Команда опытная, парни без девчат будут даже проходить каньон. Это пятая категория сложности. Девчонки хотя и суют везде свой нос, но о каньоне и не помышляют. Настроение у всех приподнятое. Наш турклуб часто ходит на эту реку. Там даже есть знакомые – братья Зазадзе, когда узнают, что мы из Самары, режут барашка, делают шашлык, угощают настоящей грузинской чачей.
    Перед выходом на маршрут, от самого начала границы с Турцией посетили скальный город Вардзиа, в котором в былые времена монахи могли спрятать от турок до 6 тысяч населения. Место потрясающе красивое. Со сводами храма, расписанного фресками, с питьевой водой, с тайными ходами, через которые поставлялись продукты. Целый город в скале обнажился после землетрясения. Удивительное место...
    Настало время строить катамараны. Парни стали заниматься этим сложным делом, девчонки начали готовить еду, периодически взвизгивая, потому что то и дело натыкались на полуспящих гадюк, которые в это время года выбираются из своих убежищ на яркое солнце. Никого ни разу не укусили. Наверное, потому, что ещё не отогрелись до конца... Не самое приятное воспоминание. Настроение хорошее, как это водится в Грузии, несколько местных жителей наблюдают за нашей работой, цокают языками, помогают советами и рассказывают, какое количество туристов погибло на этой реке.
    Мы настроены оптимистически, слушаем в пол-уха, смеёмся и думаем, что с нами ничего не случится, говоря словами известной туристской песни. Вот всё готово к продвижению по реке, мы занимаем места в экипажах и начинаем поход. В первый день проходим совсем немного, надо хорошо выспаться и отдохнуть перед порогами, а строительство катамаранов отнимает немало сил. Встаём на ночёвку, чтобы с утра продолжить маршрут.
    С утра отцы-командиры идут на разведку, чтобы спланировать продвижение, сделать страховку, если она необходима, наметить стоянку. Мы готовим завтрак, потом построение, и вдруг командир моего катамарана Миша Крюков говорит: «Девочки, вода холодная, человек в ней может продержаться не более 15 минут, если что, вам ещё рожать, поэтому вы одеваете гидроштаны». Надо сказать, что те гидроштаны от нынешних костюмов отличались существенно. Они не обтягивали тело, а были безразмерными и завязывали мы их бечевкой. Я надела их и обмерла, тела не чувствую, как будто меня всю засунули в сапог. Я стала хныкать и просить командира, чтобы он разрешил мне гидрокостюм снять, но он был непреклонен, и мне пришлось подчиниться. Ребята в который раз провели инструктаж, как надо себя вести, если ты окажешься в воде.
    Вышли, стали двигаться по реке, одно дело смотреть на неё, и совсем другое работать веслом. Так получилось, что я до этого ходила во все походы только на байдарках, маневренность катамарана для меня была тайной, а река понесла сразу, вчерашнее спокойное течение не в счёт. Река шумит, командир даёт команды, порог за порогом, некогда передохнуть. Вдруг катамаран встаёт на правую гондолу, и я оказываюсь полностью в воде. Левая нога удерживает меня страховочной верёвкой. Вижу испуганное лицо своей напарницы Любы, она вознеслась высоко к небу, левая гондола того и гляди сделает переворот, и все мы окажемся в воде. Но я удерживаю себя изо всех сил левой ногой на своём месте. Катамаран начинает двигаться, готовясь перевернуться, и тут я срываюсь с него в реку. Судно сразу занимает правильную позицию.
    Когда меня смыло – первая мысль: как хорошо, что смыло меня, а не Любу, а то я бы не знала, что в такой ситуации делать. Вторая мысль: по инструкции надо схватиться за катамаран, очень крепко, потому что если я даже погибну, чтобы не искать тело. Третья мысль: весло ни в коем случае нельзя по инструкции выпускать из рук. Четвёртая мысль: чего у них такие испуганные глаза? Пятая мысль: почему говорят, что перед гибелью вся жизнь проносится в мозгу как киноплёнка? Не правда это. Дальше катамаран стал неуправляемым, потому что все кроме меня отпустили свои вёсла, и они уплыли вниз по реке с сумасшедшей скоростью. Мишка стал кричать, чтобы я подтягивалась и отдала весло, я не отдавала весло, при этом пыталась подтянуться. Но к моим 70 килограммам веса в гидроштаны налилось воды литров пятьдесят, и я не могла себя поднять. Единственно, что я могла сделать, это поднять ноги, чтобы их не било о камни порога. Посреди реки лежало полскалы, нас несло на скалу, страховщики бежали вдоль реки, но им ничего не удавалось сделать, я была в воде те самые 15 минут, а пролетели они, как одна.
    Помог ангел-хранитель, и командир – Мишка Крюков, он бегал по катамарану как канатоходец и пытался его направить к берегу. От берега до валуна повалило телеграфный столб, Мишка зацепился за него и смог веревку обмотать вокруг столба, чтобы катамаран не понесло дальше в пороги, чего ему это стоило, только ему и известно. Если бы не этот случайно поваленный столб и ловкость командира, финал бы был предсказуемым. Ребята по одному вышли на берег и стали вытягивать меня. Это было трудно, потому что руки не хотели отпускать железные трубки – каркас катамарана, они потом долго были чёрными – руки. Тело точно бы держалось до конца, как положено по инструкции. Мой вес, ледяная вода майской горной реки и полные воды гидроштаны сделали меня недвижимой. Меня подтянули, оторвали руки от катамарана, раздели и начали растирать спиртом. Помню, что чувства стыда не испытывала. Раздевали и растирали меня девушки, но парни ходили рядом. Только я уверена, что, пережив эту стрессовую ситуацию, никто из них и не замечал, что я стояла обнажённая. Все были злые, орали на меня, а я хохотала, как сумасшедшая, и хвасталась, что одна не упустила весло изо всей команды. Мне дали выпить неразведённого спирта. Я выпила. И у меня было благодушное настроение. Спирт помог, я не простыла. В этот день больше не сплавлялись. На следующее утро я так и не смогла сесть на своё место на катамаране. Шла вдоль реки пешком.
Было тяжело осознавать себя баластом. Но после этого похода я решила, что больше не буду ходить в большие категории, чтобы не подводить ребят, да и самой ещё хотелось пожить...

4.06.2011г.


Рецензии
Ой, Света, как напугала!
Я тоже не сплавляюсь по горным рекам,
в горы не лезу - боюсь высоты и глубины.
На всё воля случая, а жить так хочется.)))
Спасибо!
Третьего раза не было?
У меня был.
С улыбкой,

Пыжьянова Татьяна   07.12.2019 13:21     Заявить о нарушении
Таня, я сюда и не захаживаю, никто меня не читает, я думаю, всякую ерунду понаписала, никому не нравится, а тут такая неожиданность, твои комментарии. Спасибо, мой единственный и верный читатель.

Светлана Орищенко   13.12.2019 14:22   Заявить о нарушении
Мало читателей, когда ты никого не читаешь и бываешь здесь редко. А ты найди таких авторов, от прои-й который невозможно оторваться, читай и у тебя будет много народу толпиться на твоей строаничке.

С улыбкой!
А я читаю, потоу что мне нравятся твои рассказы!

Пыжьянова Татьяна   13.12.2019 15:01   Заявить о нарушении
Спасибо, моя хорошая, в этом всё и дело, работаешь в пяти местах, не то что читать, спать не успеваешь...Но я тебя поняла...

Светлана Орищенко   13.12.2019 15:11   Заявить о нарушении
Свет, не обращай, пож-ста, внимания на клавкины опечатки -
ваще она у меня сдурела. А ведь новую получила в подарок.

Пыжьянова Татьяна   13.12.2019 18:53   Заявить о нарушении
У меня у самой постоянные пропуски Т, Щ, и Ё, взгляну, а там слово ТЕБЯ без Т. Позорище. Уже сколько раз краснела до седых волос, и продолжаю отправлять не читая.

Светлана Орищенко   05.05.2020 21:07   Заявить о нарушении