Десять дней неведения



Хорошо помню, как приехал в командировку в понедельник 6 мая 1986 года. После работы пошёл посидеть с удочкой на берегу реки Осётр. Солнце, холодный ветер и слабые поклёвки.

Вдруг сверху, у карповых прудов, яростно махая руками, меня позвали ребята, выбежавшие из кирпичного здания  водокачки: «Иди быстрее!».

        Я нехотя смотал удочку, поднялся  в горку и зашёл в полутьму водокачки. Средь гула насосной станции увидел множество незнакомых людей, прильнувших к голубому экрану телевизора ...

Шла видеоконференция об аварии 26 апреля на Чернобыльской АЭС!..

В Киеве и Гомеле повышенный радиационный фон! Сотни  автобусов подходят прямо к подъездам посёлка энергетиков. 40 тысяч человек вывезено из окрестных посёлков и деревней Полесья! Тушили пожар не зная, что вокруг радиация. Улицы столицы Украины поливают растворами, на рынках никого, а в магазинах проверки дважды в день! Люди сидят в квартирах с наглухо закрытыми окнами!..

В сумерки под ледяным ветром убежал в гостиницу погреться. В холле у телевизора народ уже сопоставлял непонятные факты произошедшие за десять дней. Наконец-то стало понятно, почему в посёлок дважды возвращались из Кремля машины со сметаной. Такое было лишь однажды после войны.
 
Уехал 8 мая в управление сдать технический отчёт о сделанной работе. Поезда на Курском вокзале дезинфицируют. Машины, аж под Серпуховым, проверяют на радиацию!..

Людей успокаивает только то, что температура реактора упала до 300 градусов. Неимоверное мужество добровольцев — 204 серьёзно пострадали! В Европе немного успокоились — о тысячах погибших уже не говорят. Импорт наших товаров на Запад прекращён! Успокоительные выступления учёных - радиоактивный йод распадается уже через пару месяцев.
 
Дома вдруг вспомнил, что перед майскими праздниками над Осётром без конца кружили вертолёты — а мы ничегошеньки не знали, думая что идут какие-то учения.
 
И только гораздо позже стало известно - пятна радиации осели у нас в Брянской, Тульской и других областях!..

                *


Рецензии
"а мы ничегошеньки не знали,"...
Мужа призвали на сборы и я с двумя детьми 18 часов летела к родителям на "ягоды-фрукты" в Минск. Прилетели аккурат 26 апреля. после северной изморози, такое счастье - тепло, солнечно. Гуляем: дочка 8 месяцев в коляске, сын 2 года уцепившись за коляску. Вижу - очередь к уличному лотку - и аромат клубники такой, что дух захватывает. продавщица бойко взвешивает пакеты с ягодой, желает приятно аппетита и здоровья. Проверила, клубники много, нам хватит. Вот радость - накормлю детей витаминами. Полезла в коляску за кошельком, заодно достала бутылочку с водой, попоила свой выводок, поворачиваюсь, а очереди нет. И лотка с коробками яркой клубники нет. Только серый уазик, в который спешно садятся люди в белых комбинезонах с длинными трубками дозиметров в руках. Они уехали и улица опустела. Никого. Сколько лет прошло, а я до сих пор не могу понять, кто взял грех на душу и привез эту радиоактивную клубнику... Почему молчали власти, правду скрывали. встречала своих одноклассниц, спрашивала. помню с какой печалью они отвечали, что им запрещено говорить на эту тему, под страхом увольнения. это было больно. Они думали, что я на них донесу? с тех пор я ни с кем из них общаюсь. сказали бы правду, я бы увезла детей подальше от беды. А так много лет были нескончаемы болезни, приговоры врачей - "не жильцы". жизнь положила, чтобы выросли здоровыми мои дети. удалось. Не получилось простить тех, кто о правде молчал...
Благодарю за воспоминания, за то что выслушали. Хороший рассказ. с теплом, Мария


Мария Кравченко 2   07.06.2019 09:54     Заявить о нарушении
Мария, напишите об этом!
Это надо же - прям 26 апреля Вас накрыло!
Хорошо что миновала Вас беда!
С уважением!

Девяткин Вячеслав Георгиевич   08.06.2019 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.