Неправильные татары? 8. Альгиз

    Возможно, мне только послышалось? Говорят, сегодня не каменный век и не время от наций спускаться вниз, к родоплеменному строю… Напомню, что толчком для написания этой работы послужили спекуляции на тему монголо-литовского ига, к которому, де, казанские татары никакого отношения не имеют! А ещё говорят, что недоученый хуже неучёного. Поскольку говорить всё равно разное будут, то лучше попробовать правду рассказать. Думаете, это я вас сейчас убеждаю? Нет. Себя. А сегодняшнюю часть рассказа я хотела бы посвятить Ольге. Но слишком много загадок в её истории: имя, происхождение, дата и место рождения… Поэтому неизбежна связка Ольга и Олег.

    Согласно «Повести временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, языка варяжска. Но если девушка была незнатного происхождения, то мне не совсем понятно участие Олега в выборе невесты: неужели Игорь сам не мог себе красивую жену найти? Ведь утверждают, что, в общем-то и находил… Кстати, не указывает ПВЛ и дату рождения Ольги. Поэтому её информацию исчерпывающей никак не назовёшь.

    Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика. Тогда и вопрос с выбором невесты окажется снят. Но.

    Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги. Если верить этому источнику, то получается, что князь Олег переименовал Прекрасу в своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег). И.

    Есть сообщение «Нового Владимирского Летописца», рукописного сборника XVI века, обнаруженного в 1887 году и представляющего собой поздний список «Повести временных лет» о том, что Игоря Олег оженил на княгине Ольге в Болгарах. Тогда Плесков вовсе не Псков, а Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, и это могло стать причиной ошибки автора «Нового Владимирского Летописца», поскольку в его время написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

    Вот здесь бы и заинтересоваться, почему столица болгар имеет одинаковое название с чьим городом?

    Археологами установлено, что в Пскове X—XI вв. жили предки славян — псковские кривичи, представители прибалтийско-финских, балтских и скандинавских племён. В «Повести временных лет» указывается, что кривичи ведут своё происхождение от полочан. По новейшим данным сравнительной лингвистики, на основе полоцкого диалекта кривичского племенного языка сформировались северные и северо-западные белорусские говоры. Главным городом полочан был Смоленск (Смоленск, Чернигов… по-моему, как-то это горячо).

    А что болгары? Современные болгары возникли в результате смешения трёх существовавших ранее этносов: булгар, племён славян, обитавших на землях нынешней Болгарии, куда пришли булгары, и фракийцев, живших на тех же землях до прихода славян. Трубачев связывал смолян на Балканах (главный город — Смолен в юго-западной Болгарии) с ветвью восточнославянских кривичей. Поэтому, хоть Псков, хоть Болгар — всё одно, как-то эта 10-летняя девочка Прекраса была связана с кривичами.

    Вот здесь я припомнила, что была ещё одна девочка, из-за которой в стародавние времена началась Троянская война. Елена Прекрасная, родившаяся то ли у спартанской царицы Леды, то ли у самой богини возмездия Немезиды. Тесей с помощью Пирифоя похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет, либо когда ей было 10 лет (греки предпочитали брать жён ещё совсем юными и терпеливо дожидаться, пока они подрастут). Её братья, Кастор и Полидевк, освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. Но это всё мифы. А так, Елена — дорийское божество плодородия, пользовавшееся культовым почитанием в Спарте и в историческую эпоху. Вообще-то, Спарта до прихода греков располагалась в земле ле-легов (орлов). С ними как-то связан и нелюбимый сын Зевса, Арес. Княгиня Ольга, кстати, в крещении тоже оказалась Еленой.

    Также кривичи упоминаются, как одно из славянских племён на полуострове Пелопоннес, в греческом сочинении «Хроника Мореи» XIV века. Также Трубачев считал, что топоним Kryvitsani на Пелопоннесе в Греции говорит о том, что здесь некогда существовала группа кривичей. Пелопоннес, это как раз где Спарта.

    И есть ещё прикарпатский город Плеснеск (древнерусский город в районе верховьев Западного Буга у истоков Серета, расположен южнее села Подгорцы Львовской области Украины). С ним тоже связаны местные предания об Ольге. Наверное, это уже не столь важно. Но что это был за город? От него осталось громадное городище (VII—VIII вв. — 10—12 га, до Х в. — 160 га, до ХІІІ в. — 300 га) со скандинавскими и западнославянскими материалами. Построен возможно дулебами, волынянами или хорватами. Большое число находок свидетельствует о связях Плесненска этого времени с Великой Моравией и поморскими славянами, а также о раннем христианстве уже в IX веке.

    Также в Плеснеске существовал языческий культовый центр. Второго столь развитого поселения этого периода на территории, занимаемой восточными славянами, нет. В конце X века городище было сожжено, вероятнее всего Владимиром Святославичем во время похода на хорватов 992-993 годов. На месте сожжённого городища в конце X — начале XI в. был построен древнерусский город площадью 5 га, ремесленный и торговый центр, расположенный на месте, где сходились пути из Киева на Перемышль и из Владимира-Волынского на Галич, на границе Галицкой и Волынской земель. На протяжении XII — XIII веков Плеснеск являлся самым крупным городом Волынского, а позже Галицко-Волынского княжества.

    По одной из версий, название «кривичи» происходит от имени прародителя славян-кривичей Крива, по другим — от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кривой» (о человеке, холмистой местности). Я вам предлагаю свою версию, при этом вовсе не утверждая, что кривичи были саксами (просто английский язык чем-то напоминает испорченный русский): англ. crow (ворона). По преданию, ключи от Ирия-рая сначала хранились у вороны, но та чем-то прогневала богов, и они передали ключи жаворонку, которого первым встречают весной. Судите сами, какое положение, в таком случае, должны были занимать кривичи. Ведь не случайно и у ляхов долгое время столицей был Краков (из славянского krak-ворон, совр. польск. Kruk). Кстати, Краков построен вокруг холма Вавель, имеющего для поляков сакральное значение. А про болгарскую Плиску известно, что руины древнего города лежат в 3 км от современной Плиски — города, до 1925 года носившего название Абоба. (Сдаётся мне, что ляхи что-то про Вавилон с Библией пытаются рассказать).

    Необходимо также рассказать и о лужи-чанах. Современные лужичане — остаток лужицких сербов (или просто сербов), одного из трёх главных племенных союзов полабских славян (вендов), в число которых входили также племенные союзы лютичей (велетов или вельцов) и бодричей(ободритов, ререгов). Кстати, в союз лужицких сербов входили и сусельцы. Во второй половине I тысячелетия сусельцы населяли земли по берегам реки Мульды в её верхнем течении на территории современной Германии (федеральная земля Саксония). Но про них я и вовсе ничего не могу рассказать.

    А современные лужичане являются потомками двух западнославянских племён — лужичан и мильчан. Во второй половине I тысячелетия территорией расселения лужичан были земли по реке Шпрее (федеральная земля Бранденбург, опять что-то с валлийской вороной связано). Мильчане населяли во второй половине I тысячелетия территорию в районе Будишина. Про Будишин пока ничего не скажу.

    Говорят, что имена Олег и Ольга скандинавского происхождения (Хельги, Хельга). Тогда бы уж сказали, что греческого (Илиос-Гелиос и прочее). Олег, от скандинавского «Святой, священный». Имя Ольга - происходит от 1) скандинавского «Священная, святая», 2) от старославянского льга "свобода, свободная- полезная". Не понятно, кто тогда дал реке Ра название Волга? Ведь никак не скандинавы! Просто в русском языке связаны вместе лёг, логово, луг, влага, лёгкий, лихой, Лико-вать. Сюда же, независимо от происхождения, относятся льгота и легальный, легитимный (законный). У англичан легкость и свобода почему-то ассоциировались с legs-ногами.

    В рассказе о русах мне таки придётся заговорить об этрусках. У них с понятием легальности были связаны лукумоны. Сервий, римских грамматик, живший около IV-V веков н. э., оставил нам пространные комментарии к поэмам Вергилия. Относительно лукумонов он заявлял следующее: "Лукумоны на языке этрусков цари". В принципе, это всё, что нам достоверно известно о лукумонах.

    На крышке одного из этрусских саркофагов возлежит мужчина, имя которого Ларис Пулена. И он разворачивает свиток. В довольно пространной надписи сообщается, какие Ларис Пулена занимал должности, а также перечисляются линии родства. Ларис Пулена был лукумоном. И еще - жрецом этрусского варианта бога Диониса. Прадед Лариса Пулены, как полагают специалисты, читая прозвище "creice", был греком.

    Упс! Греки тоже «вороны»?! Или это древнейший вариант написания Криве Кривайто? Ведь нам известна история знатной этруски по имени Танаквиль, которой в этрусском обществе путь на самый верх оказался закрыт. А почему? Она вышла замуж за Луция Тарквиния. Однако, едва ли он был из среды этрусской знати, потому что в честь города своей жены принял фамилию Тарквиний. В силу своего происхождения он не мог занимать высших должностей. И жена послала его в Рим. В результате, в 616 году до н. э. Танаквиль стала древнеримской царицей.

    Про шумеров нужно бы рассказать. Лугаль (шумер. «большой человек») — военный вождь шумерского города-государства, избираемый народным собранием на время ведения войны для руководства военными действиями.

    Казалось бы, какая связь между лугалем и Олегом?! Думаю, украинцы смогут найти правильный ответ. Я же смотрю на другую картину, комментарии учёных по которой явно отдают шизофренией. На карте расселения славян в VIII веке я вижу полян в районе Киева и полян гораздо севернее, в районе Гнезно. Но меня буквально заклинают их не смешивать: у Киева поляне восточные и родоначальники украинцев, у Гнезно поляне из ветви западных славян и родоначальники поляков. А вот  на карте размещения полабских племён в VIII—X вв. я нахожу племя укран.  Но меня Вики опять настойчиво предупреждает, что не следует их путать с украинцами! Да почему же?!!

    Укране — западнославянский племенной союз, проживавший примерно до XII века на побережьях реки Укер в междуречье Эльбы и Зале и выше до Щецинской лагуны, — в тех районах Померании и Прусской Германии, которые сегодня носят наименование Уккермарк на северо-востоке современной германской федеральной земли Бранденбург, а также — Полицкий повят на польско-германской границе.

    На племя с названием укране указывает целый ряд средневековых источников, в частности, немецкий историк Видукинд Корвейский упоминает о племени укранов в тексте, датируемом 934 годом. Кроме того, епископ Бранденбурга упоминает о них в 948 году. Название племени происходит от названия реки Уккер, этимологически восходящего к балто-славянскому слову vikru «быстрый». Сравните с рус. «вихрь». Укране являлись частью племенного союза лютичей, или велетов. Центром племени был Пренцлау, а главными городами — Пазевальк и Иккермюнде. Вот и чей тогда Укко, а вместе с ним и Игорь?

    Получается, что как татар с монголами, так и русов с немцами довольно трудно разделить. Возможно, тут всё дело в этрусках, которые имели обыкновение подчинять себе другие племена и, соответственно, руководить ими. Как ни странно, Ольга с Олегом привели меня именно к этрускам. Но сначала я наткнулась на интересное название.

    Альгиз — пятнадцатая руна старшего и англосаксонского футарка, шестнадцатая руна младшего футарка. Похожа на человечка с поднятыми руками.

    Руна Альгиз в старшем футарке обозначала звук [z] и её название реконструируется как *algiz или *elhaz, что на прагерманском языке значит «лось». В англосаксонском футарке называется Eolh, что на древнеанглийском «лось». Я вот задумалась, не означает ли это также Элохим? Руна Альгиз дословно переводится как «Защита» или «божественный защитник». В правильном состоянии считается «руной жизни», в перевёрнутом «руной смерти».

    Альгиз можно назвать одной из самых положительных рун Старшего Футарка. Она словно оберег, который отводит от человека всё плохое, что может с ним произойти. Это не классическая защита от нападения недоброжелателей, а скорее пассивная, когда любые угрозы внешнего мира просто не могут проникнуть в мир внутренний. Если рассмотреть начертание этого символа, как человека с распростёртыми вверх руками, мы увидим второе значение руны Альгиз, проявляющееся как просьба о помощи, обращённая к небесам. Альгиз относится к рунам второго атта, который посвящен Фрейру и Фрейе. Она пятнадцатая в алфавитном ряду Старшего Футарка, и как седьмая в своем атте, относится к рунам красноречия. В этом аспекте, она может дать защиту от любой лжи и лести, способность распознавать вранье и чужие злые помыслы. Перевод этой руны различается в зависимости от источников. В древнегерманских языках она означает «лось», точно так же — и в англо-саксонских рунических поэмах. Скандинавы же отождествляли это слово с тисом — древом, которое соединяет в себе жизнь и смерть.

    Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run («тайна»). Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но существуют реконструкции,  Бредсдорф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке. Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из североэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер. Данную версию поддерживают большинство учёных.

    Помимо этрусского письма (звук х), этот знак мы встречаем в лидийском (звук а). В греческом алфавите руне альгиз наиболее соответствует буква «пси». Но в древнейших вариантах греческого алфавита такой буквы не было. И поэтому говорят, что происхождение её не ясно. Однако с  этой буквы начинаются такие слова как психология, психиатрия, и поэтому она стала частью логотипа почти всех психологических организаций мира. Что касается финикийского, то в нём на человечка с воздетыми руками, но почему-то без головы, похожа буква «вав» (ставшая греческой «ипсилон», с которой связана старославянская «оук»). Но алфавиты в мои планы пока не входят. Хотя надеюсь, у меня получится рассказать немного больше.

    На картинке несколько вариантов североэтрусского алфавита.


Рецензии
Алгыс--на языке древних саков это благословение.

Руслана Полянская   15.02.2020 03:24     Заявить о нарушении
Вы имеете в виду скифов?
Что божественная защита, что благословение, что легальность - значение примерно одно и то же. Праязык-то был общий!
Благодарю за информацию.

Светлана Каплун   16.02.2020 01:05   Заявить о нарушении
Да, это так Светлана, но я подумала, что точный перевод Вам не помешает.
А Ваша работа по истокам очень интересна, так что желаю дальнейших успехов в Вашем творчестве

Руслана Полянская   17.02.2020 08:39   Заявить о нарушении
Руслана! Как вы думаете, Алгыс и Балхаш-болото как-нибудь по смыслу связаны? Ведь этот самый Балхаш, по легенде, не дал благословения на брак своей дочери с возлюбленным...

Светлана Каплун   23.02.2020 12:50   Заявить о нарушении
Я прочла об этой красивой легенде...
Не думаю, что есть связь между словом алгыс и балхаш,смыслы в них различны, хотя по фонетике похожи
В переводе если дословно перевести на языке саха: баал-волна, хаас- яма, выбоина или гусь.можно подумать, что слово когда-то могло означать: гуси сидящие на волне.но приоритет в этом деле у местного народа, который давно живет в тех местах, и если они считают, что слово "балхаш" означает болото, топь, так оно возможно и есть. Хотя назвать такое красивейшее озеро болотом, я бы не захотела.

Руслана Полянская   24.02.2020 02:32   Заявить о нарушении
Я вот подумала... Русская волна с баалом очень даже похожи. Но через медведя-Балу можно проследить связь и с Ваалом. И тогда Балхаш вполне может оказаться Благочестивым Господином (баал-господин, хасидус-праведность). Я не принижаю саха-лар. Я намекаю на соприкосновение культур в глубокой древности.

Светлана Каплун   25.02.2020 08:51   Заявить о нарушении
Кстати, мокрый гусь вполне соответствует Великому Гоготуну, не беда что Египет. У нас Уточка тоже за горсточкой земли ныряла...

Светлана Каплун   25.02.2020 08:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.