Киев. Общество фотографов-любителей. Очерк 2

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА «ДАГЕР»

Основу Общества составляли Действительные члены – «лица, знакомые с общими приемами фотографического искусства настолько, что могут свободно и самостоятельно работать по отдельным отраслям светописи»

Уже к 1902 году членами Общества состояли почти 80 человек, среди них многие известные ученые, художники и фотомастера.

       Ученые: Николай Федотович Беляшевский, Евгений Михайлович Кузьмин, Василий Стефанович Кульженко, Михаил Михайлович Воскобойников, Николай Викторович Соломка, Василий Иванович Фаворский, Роберт Филиппович Фогель

         Археолог, этнограф, искусствовед и общественный деятель, почетный академик Украинской Академии искусств (с 1918), один из основателей и действительный член  Украинской АН (с 1919 г.); директор киевского художественно-промышленного и научного музея (1902–1923)- НИКОЛАЙ ФЕДОТОВИЧ БЕЛЯШЕВСКИЙ(1867—1926).
         Не только участвовал в его деятельности Общества как член жюри конкурсов, но и дним из первых в Украине  начал применять фотоискусство для нужд науки и музейного дела, активно использовал фотографию в этнографических экспедициях и, участвовал в работе комиссии по изданию фотоальбомов украинских древностей. 
          В 1885 году окончил Киевскую Вторую гимназию. В 1885-1891 годы учился на юридическом факультете Киевского университета, и, одновременно, был вольным слушателем историко-филологического факультета, где слушал лекции историка и археолога профессора Владимира Бонифатьевича Антоновича (1834-1908) , а в 1892-1893 годы - вольнослушатель на отделении  естественных наук физико-математического факультета Московского университета.
Кроме украинского и русского свободно  владел польским, чешским и французским языками.
         С 1886 года проводил исследование памятников неолита, трипольской культуры, латена, скифского и славянского времени. Его многочисленные находки украшают коллекции музеев Киева, Чернигова, Москвы, Парижа.
          Принимал активное участие в подготовке и проведении  многих археологических съездов, с  1889 года- член редакции журнала «Киевская Старина», а в 1899-1905 годы- главный редактор, основанного им при журнале, отдела «Археологические летописи Южной России».
          С 1887 года- действительный член исторического общества Нестора- Летописца.
          С 1891 года работал в Киевском суде, в 1892-1893 годы-  в Московском архиве Министерства юстиции и музеях города, с 1894 года-  заведующим архивом бывшего финансового управления царства Польского при Варшавской казенной палате. С 1897 года- библиотекарь в Киевском политехническом институте.
          В 1902–1923 годы – организатор и первый директор Киевского городского художественно-промышленного и научного музея (теперь Национальный музей истории Украины и Национальный художественный музей Украины).
         В 1906 году - избран депутатом Первой Государственной Думы Российской империи от Киевской губернии, где входил в состав Украинской громады. Один из основателей Киевского общества охраны памятников старины и искусств (1910), член Киевского отделения Русского военно-исторического общества.
          В годы Первой мировой войны – уполномоченный Российской академии наук для охраны памятников культуры в Галиции и Буковине.
         Во времена Украинской Народной Республики - член  Центральной Рады. С марта 1917 года- первый комиссар по охране святынь Киева.
         С 1918 года- почетный академик Украинской Академии искусств. В 1918 году - автор первого Закона Украинской республики об охране памятников истории, культуры и искусства, а с 1919 года- член Всеукраинского комитета по охране памятников старины и искусства в Украине.
         Один из основателей и действительный член Украинской академии наук (с 1919 года).
          С 1921 года заместитель председателя президиума Археологической комиссии ВУАН. Автор многочисленных работ по музейному делу, археологии, нумизматике, многое сделал для развития музейного дела в Украине.


         Зоолог и морфолог, профессор, доктор биологических наук МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ВОСКОБОЙНИКОВ (1873- 1942)
          Родился в Павловске Воронежской губернии в семье купца. В 1892 году окончил Воронежскую классическую гимназию и поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета.
В 1896 году после окончания университета, работал в его Зоологическом музее. В 1899-1903 годы- преподавал в Юрьевском (степерь Тартуский университет, Эстония).
С 1903 года - преподаватель, профессор(с 1917 ) в Киевском университете, с 1917 — профессор, заведующий кафедрой зоологии позвоночных биологического факультета (с 1930 ) Киевского университета. Одновременно, с  1922 года - заведующий отделом сравнительной морфологии Института зоологии.

          Искусствовед, литератор, публицист, педагог, теософ - ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ КУЗЬМИН(1871 - 1942)
          В 1891 году, после окончания Киевского пехотного юнкерского училища, находился на службе в царской армии в чине штабс-капитана. В 1902-1906 гг.- преподавал в Киевском военном училище. Вышел в отставку в 1906 году.
          В 1893 году окончил Рисовальную школу Николая Мурашко, где с 1913 года преподавал курс истории изобразительного искусства. Активно участвовал в деятельности Киевского литературно-артистического общества (КЛАО ), был членом правления и товарищем (заместителем) председателя.
         С 1908 года был членом Киевского отделения Российского философского (теософского) общества, которое возглавлял с 1920 по 1923 год. Дважды(1908  в Будапеште, в 1912 - в Стокгольме) представлял общество на международных конгрессах теософов.
          В 1913 году в Киеве издавал ежемесячный журнал для молодежи «Рыцарь», в котором Константин Паустовский опубликовал один из первых своих рассказов.
          Во время Первой мировой войны находился в действующей армии, демобилизовался в 1916 году в чине подполковника.
          С 1914 по 1925 год — профессор истории искусства Музыкального драматического института им. Николая Лысенко.
          22 сентября 1938 года арестован НКВД СССР : «как социально опасный элемент, активный участник контрреволюционной организации» и был сослан сроком на пять лет в Казахстан.

         Культурный и общественный деятель, книгоиздатель, педагог, профессор  ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВИЧ КУЛЬЖЕНКО(1865- 1934) Родился в Киеве, в семье книгоиздателя, купца 2-й гильдии Стефана Васильевиа Кульженко (1836- 1906) 
Образование получил в Полиграфической академии (Лейпциг, Германия). После возвращения в Киев, основал собственную фотолитотипографию «В.С. Кульженко», где были изданы альбом «Новый совет», произведения М. Старицкого, «Внутри» М. Метерлинка (1908), «Разбойники» Ф. Шиллера (1911), «Басни по Крылову» (1910) и др.
В 1903 году вместе с отцом добился открытия в Киеве Художественно-ремесленной учебной мастерской печатного дела при министерстве торговли и промышленности и Музея печатного дела при ней. Основанное им учебное заведение было единственным подобным на то время в России. Для прохождения учениками практических занятий, школа на высоком художественном уровне в 1909-1914 годы издавала два журнала: «Искусство и Печатное дело» и «Искусство Южной Руси». Сам Василий Стефанович преподавал в школе историю и технику книгопечатания, а также издавал и редактировал оба журнала.
         Как активный участник Общества «Дагер», В. Кульженко в 1908 году, во время проходившего в Киеве второго съезда российских деятелей фотографии выступил с двумя докладами, а на проходившей в Киеве Международной фотографической выставке, его Школа  получила три высшие награды.
Высоких наград - медалей и дипломов- неоднократно на международных и всероссийских выставка удостаивались и его работы, в том числе на Всероссийской выставке в Киеве(1913); Международной выставке в Турине (Италия), (1913 г.- Золотая медаль журналу «Искусство и печатное дело» и его редактору-издателю В.Кульженко); Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914). В 1917-1919 годы в его типографии печатались первые государственные бумаги, денежные знаки и почтовые марки Украинской Народной Республики и Украинского Государства.
В 1924-1928 гг. — профессор истории, эстетики и техники книгопечатания в Киевской художественной школе, а с 1928 года - на полиграфическом факультате  Киевского художественного института.
           Василий Кульженко был членом Киевского литературно-артистического общества(КЛАО)  При этом В. С. Кульженко провел большую работу по подготовке и изданию «Иллюстрированного сборника»  КЛАО, в который вошли многие  доклады,  рефераты и произведения, прочитанные на вечерах Общества, и победившие на его творческих конкурсах, а так же музыкальные сочинения.   
          Стоит особо отметить, что типография Василия Стефановича издавала книги не только на русском, но и на украинском и польском языках. Самые известные  из них: «Сказки Андерсена» в переводе  писателя, переводчика и драматурга Михаила Петровича Старицкого с предисловием и иллюстрациями известного украинского художника Николая Ивановича Мурашко, а также произведения Тараса Шевченко.
         В 1904 году,  к 100-й годовщине смерти Ивана Котляревского, был издан сборник произведений украинских писателей «На вічну пам’ять Котляревському». В его типографии увиделиосвет издание Михаила Грушевского «Иллюстрированная история Руси-Украины»
        В. С. Кульженко входил в состав комиссии отдела «Старый Киев» при художественно-промышленном музее, дружил с талантливыми художниками Федором Шавриным и Григорием Золотовым.
         Под псевдонимом В.С. Васильев издал книгу о своем отце «Полвека у печатного станка» (Киев, 1904)

Военный врач-хирург, доктор медицины (1889), действительный статский советник НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ СОЛОМКА (1856 -1903) Родился в Екатеринославской губернии в семье инженера путей сообщения, действительного статского советника. В 1875 году окончил Нижегородскую гимназию и поступил в в Санкт-Петербурге  в военно-медицинскую академию, которую окончил лекарем с отличием.
В 1881 году после окончания академии - командирован на Кавказ, где и проходил службу в местных госпиталях.
В 1887-1888 годы - в Петербургской военно-медицинской академии совершенствовался в хирургии. В марте 1889 году -  в академии  защитил докторскую диссертацию.
В июле 1889 года направлен на службу в Тифлисский военный госпиталь, где он занял должность инспектора военно-фельдшерской школы, но уже в декабре 1889 г. назначен старшим ординатором Киевского военного госпиталя. В июле 1890 г. - утвержден ассистентом  профессора Ф. К. Борнгаупта, при этом совмещая работу по клинике с обязанностями старшего ординатора госпиталя, где работал до  мая 1893 года, когда был избран приват-доцентом Киевского университета. В 1892 году принимал участие в операции по поводу рака груди  Великой княгини Александры Петровны, а затем в 1893-1895 годы сопровождал княгиню в зарубежных поездках для лечения в Германии и Франции.
После возвращения в Киев, Александра Петровна, в знак благодарности за успешное лечение,  передала значительные средства на расширение небольшой больницы при Покровском монастыре.Был проведен капитальный ремонт зданий, закуплены новые мебель, хирургические и другие медицинские инструменты и оборудование. В то же время была расширена бесплатная амбулатория, построено новое здание аптеки. К 1896 году лечебное учреждение уже имело почти  500 койко-мест, а Н.В.Соломка - получил должность главного врача, хирурга и руководителя всей медицинской части.
Когда в 1899 году на Волге в Астраханской губернии вспыхнула чума, Александра Петровна направила в очаг появления болезни специальную кгруппу лучших врачей и сестер милосердия, которую возглавил Н. В. Соломка.
В ноябре 1899 года, после возвращения из Астраханской губернии,  М. В. Соломка назначается Главным врачом Киевского военного госпиталя. На этом посту он приложил максимум усилий, чтобы активизировать не только лечебную, но и научную деятельность учреждения. В 1898 году получил звание лейб-хирурга Двора его Величества и орден Св. Анны 3-й ст.

        Астроном, профессор Киевского университета (с 1899), директор Киевской астрономической обсерватории (с 1901 года) - РОБЕРТ ФИЛИППОВИЧ ФОГЕЛЬ (1859- 1920).
        Родился в Киевской губернии. В 1880 году окончил с золотой медалью  Киевскую 3-ю гимназию В 1881-1886 годы учился на физико-математическом факультете Киевского университета. В университете Роберт Фогель не только обучался бесплатно, но и получал стипендию, а также с третьего курса «за успехи в учебе» был награжден специальной «профессорской» стипендией. В 1888 году был командирован в Пулковскую обсерваторию для фотометрических и спектроскопических наблюдений.
В 1891 году защитил магистерскую диссертацию. В 1892 году направлен в научную командировку за границу, где ознакомился с работой крупнейших европейских астрономических обсерваторий, занимался астрофотографией, а в Римской Коллегии под руководством профессора Пьетро Таччини— спектроскопией.
С 1893 года преподавал в Киевском университете в качестве приват-доцента, в 1894 году назначен астрономом-наблюдателем университетской обсерватории.
В 1895 году защитил диссертацию на степень доктора астрономии и геодезии. За эту работу Русским астрономическим обществом удостоен премии.
В 1897 году назначен экстраординарным, а в 1899 году- ординарным профессором по кафедре астрономии и геодезии Киевского университета,  кроме того- директором Киевской обсерватории.
С 1914 года - декан физико-математического отделения киевских Высших женских курсов.
Основные труды относятся к теоретической астрономии. Опубликовал ряд учебников по описательной, сферической и теоретической астрономии.

        Значительный вклад в деятельность Общества, в организацию и проведение в Киеве фотовыставок, а также участвуя в составе жюри, внесли ХУДОЖНИКИ И ПЕДАГОГИ: В. М. Галимский, П.А. Левченко, В. К. Менк, А.А. Мурашко, М. В. Нестеров, В. Д. Орловский, Н.К. Пимоненко, Х.П. Платонов, И. Ф. Селезнев, М. И. Холодовский, В. В. Эйснер, М.М.Яровой.

Живописец, график, педагог - ВЛАДИСЛАВ (ВЛАДИМИР) МИХАЙЛОВИЧ ГАЛИМСКИЙ (1860 -1940)
        Учился в Киевской гимназии и, одновременно, изучал живопись в художественной школе Николая Ивановича Мурашко, а в 1878 году поступил в Петербургскую академию художеств. За успешную учебу получил награды: вторую серебряную медаль(1882); две вторых серебряных медали(1884); первую серебряную медаль(1885); первую и вторую серебряные медали(1886); малую золотую медаль(1887)
          В 1888 году получил звание классного художника пейзажной живописи первой степени, а в 1893 году – академика.
          В 1888 году возвратился в Киев, где основал школу живописи и скульптуры в которой преподавал. Входил в состав художественного объединения южнорусских художников, принимал участие в выставках товарищества.
          Художник побывал в Африке, на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Сибири и Западной Европе, а также в США, где в 1893 году участвовал в художественной выставке в Чикаго.
         В декабре 1908 года был членом жюри Международной фотовыставки в Киеве.
В 1921 году - эмигрировал из России и поселился в Польше. В 1924-1932 годы преподавал в лицее в Кременце (ныне Тернопольская область Украины). Участвовал в выставках Общества поощрения художеств в Варшаве (1925 и 1928).
  В 1924-1932 годы работал учителем рисунка в гимназии при Кременецком лицее. В 1929 году руководство лицея поручает ему создание картинной галереи кременецких пейзажей.
        Позднее Владислав Галимский переезжает в г. Выдгощ, тогдашний Бромберг, который на то время находился в составе Западной Пруссии, сегодня - Польша.

В декабре 1908 года членом жюри Международной фотовыставки в Киеве был
 живописец-пейзажист, график, мастер интерьерных композиций ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕВЧЕНКО (1856 -1917)
           В Харьковской городской гимназии под управлением художника и педагога Дмитрия Ивановича Безперчего(1825-1913), а позже в Харьковской студии Егора Егоровича Шрейдера(1844-1922) - Пётр увлёкся рисованием. На выставке ученических произведений в 1873 году в Петербурге был награждён серебряной медалью. В 1878 году поехал на обучение в Петербург, где по 1883 год был вольным слушателем Академии художеств. В 1895 году  посетил Париж, где познакомился с работами французских импрессионистов, что имело влияние на его дальнейшее творчество.
           Левченко жил в основном в Харькове, преподавал в Харьковской городской школе рисования и живописи. Был одним из основателей и постоянным членом Харьковского товарищества искусства, с 1886 по 1904 год  - был постоянным участником Товарищества передвижных художественных выставок, Товарищества южнороссийских художников, Товарищества киевских художников.
             Творчество не принесло художнику славы и богатства в жизни. Он умер в бедности непризнанный и забытый. Только после его смерти в 1919 году была организована выставка произведений мастера, где было представлено свыше 700 его полотен, которые раскрыли удивительную поэзию чувственной и тонкой натуры художника, прекрасного человека-творца.

             Художник-пейзажист и график, педагог ВЛАДИМИР КАРЛОВИЧ МЕНК(1856—1920).
          В 1876—1878 годах учился в рисовальной школе в Санкт-Петербурге, которую окончил с серебряной медалью. В 1878 -1881 годы был вольнослушателем в Петербургской Академии художеста. Брал уроки у художников Ивана Ивановича Шишкина и Ивана Николаевича Крамского.
В 1879 году Менк был награждён большой серебряной медалью. В 1880 году за картину «Утро на болоте» получил вторую премию (позднее эту работу приобрёл Павел Михайлович Третьяков).
С 1880 года экспонировался на выставках, в том числе международных выставках: в Берлине(1902), Лондоне(1911), Венеции(1914). Совершил поездки в Австрию, Германию, Италию.
С 1886 года жил в Киеве. Участвовал в Киеве в росписях Владимирского собора.
           С 1892 года преподавал в Киевской Фундуклеевской гимназии, в 1896 -1920 годах- в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко. Менк выступил одним из инициаторов создания Киевского художественного училища.

           Живописец, педагог и общественный деятель, племянник Николая Ивановича Мурашко(1844-1909)- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ МУРАШКО (1875 1919)
          Учился в Киевской рисовальной школе своего дяди Н.И.Мурашко. В 1894 году поступает в Высшее художественное училище, открытое при академии в Петербурге, и через два с половиной года, как один из лучших учеников становится вольнослушателем учебного заведения, о котором он мечтал. Золотая медаль и право обучения за границей за счет академии достались Мурашко. Особо значительным для него было пребывание в Париже и Мюнхене (1901-1903), где он усваивает уроки импрессионизма.
         Член Союза русских художников, один из основателей Товарищества киевских художников.
        В 1909 году начал преподавать в Киевском художественном училище (КХУ), созданном на базе рисовальной школы дяди. Директором училища с 1901 года стал архитектор В.Николаев, однако после смерти Николаева в училище воцарились рутина и застой, и в 1912 году он оставил училище.
Осенью 1913 года, в сотрудничестве со своей свояченицей Анной Августовной Крюгер-Праховой(1876-1962) - открывает собственную Художественную школу-студию
          В 1917 году стал одним из организаторов и первым ректором Украинской Академии искусств, а также работал в Художественном Совете при Народном Комиссариате просвещения. Июньской ночью 1919 года, неподалеку от дома, художник был убит выстрелом в затылок.
«Сам высокий, стройный и оживленный. Порою мы встречали его в коридоре, порою на лестнице в школе, а порою и на улице. Не знаю, или он замечал наши любознательные взгляды, которые мы бросали на него, или может от того, что мы учились тому же именно искусству - рисовать, но он всегда как-то ласкаво улыбался нам.»,- посал об Александре Мурашко Михаил Иванович Жук(1883 -1864)

       Художник, живописец, участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Академик живописи (1898) МИХАИ;Л ВАСИ;ЛЬЕВИЧ НЕ;СТЕРОВ (1862-1942)
         Отец, Василий Нестеров, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Мать, Мария Нестерова, происходила из старинного рода Ростовцевых.
         До двенадцати лет Михаил жил в Уфе, учился в мужской гимназии. В 1874 году переехал в Москву, где в 1874-1876 годы учился в реальном училище К.П. Воскресенского, а в 1876-1880 годы- в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1880 году Нестеров оставляет училище и отправляется в Петербург, где поступает в Академию Художеств. Однако Академия не оправдала надежд молодого  художника, и в 1883 году он возвращается в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника.
К концу 1880-х годов стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской эпохе. Его работы этого периода: «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».
В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали. Его картину «Пустынник» ещё до открытия выставки приобрел П. М. Третьяков. В 1889 году, на полученные за картину деньги, Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил  Австрию,  Италию,Францию и  Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.Во время этого путешествия была написана «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею», а также сохранившиеся в альбоме наброски острова Капри.
После его возвращения в Россию, историк искусства, археолог и талантливого педагога Адриан Викторович Прахов(1846–1916), руководивший в Киеве работами по декорированию недавно выстроенного Владимирского собора, пригласил Нестерова поработать в соборе. Для собора Нестеров написал образы Св. Бориса и Глеба, Варвары Великомученицы, Св. Михаила и т.д. Присутствовал на освящении собора 20 августа 1896 года.
Кроме того, в Киеве художник работал над картинами «Великий постриг», «Молчание», «Святое озеро», «Два лада».
В начале 1920-х годов художник обратился к портретной живописи. В 1923 году написал одно из лучших своих полотен - «Девушка у пруда», где изобразил свою дочь Наталью.
В эти годы он много писал своих родных и друзей – жену и детей, художников Павла и Александра Кориных и Виктора Васнецова. В каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры.
К 1928 году относятся два автопортрета Нестерова
В 1935 году художник написал портреты издателя Владимира Черткова, хирурга Сергея Юдина и физиолога Ивана Павлова. За портрет академика Павлова живописец получил Сталинскую премию.
В 1940 году Нестеров написал необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора Веры Мухиной, которая лепила летящую фигуру Борея. Последней работой художника стал пейзаж «Осень в деревне». В последние годы жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием «Давние дни».

            Художник-пейзажист, академик (с 1874 ) Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург) - ВЛАДИМИР ДОНАТОВИЧ ОРЛОВСКИЙ(1842 -1914).
           В 1855–1860 годы учился во Второй Киевской гимназии у Ивана Максимовича Сошенко. Благодаря И.М.Сошенко, обратившего внимание на одаренного мальчика и начавшего с ним заниматься персонально, Владимир Орловский прошел хорошую рисовальную школу, позволившую ему по окончанию гимназии поступить в Петербургскую Академию художеств. Любопытно, что приняли его без экзаменов. Сказалось ходатайство Тараса Шевченко и отличные рисунки, которые Владимир Орловский представил конференц-секретарю академии М.Ф. Львову.
          В 1868 году В.Орловский окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счёт за границу. Три года (1869-1872) «пенсионером от Академии» он изучал работы художников в Париже, Швейцарии, Германии и Италии.
           После возвращения из Франции В. Орловский живет постоянно в Киеве, участвует в выставках киевских художников, с успехом проходят его выставки и за границей. Принимал участие в деятельности Киевской рисовальной школы Н.И.Мурашко, в организации Киевского художественного училища; в 1874 году— становится академиком, а в1878 году - профессором.

           Живописец, академик Петербургской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок - НИКОЛАЙ КОРНИЛЬЕВИЧ ПИМОНЕНКО(1862-1912)
         Окончил в Петербурге Академию художеств. Награждён двумя малыми и одной большой серебряной медалью Академии «За успех в рисовании».
          В 1884 году из-за плохого здоровья и по настоянию врачей покидает Академию и, вернувшись в Киев, преподает в Рисовальной школе Николая Мурашко. После ее закрытия в 1901 году, занял должность штатного преподавателя рисования Киевского политехнического института. В то же время, до 1906 года преподавал в новосозданном Киевском художественном училище, одним из организаторов которого он был.
В 1890-е годы участвовал в росписях Владимирского собора в Киеве. В 1897 году за эти росписи получил орден Св. Анны 3-й ст.
В 1904 году, за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения», Н.К.Пимоненко получает звание почетного члена Академии художеств.
         Участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» Пимоненко награждается золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников, а картина была приобретена Лувром.
«Николай Корнильевич,- описывал его художник Михаил Иванович Жук(1883 -1864),- всегда был одет не только красиво, но всегда по-модному. Лицо холеное и белое, волосы на голове недлинные, постриженные ежиком, борода и усы тоже небольшие. Плотный, крахмальный воротничок, с фабричным, пышным галстуком, где на фоне спелой темной вишни, ясно выступает ценная булавка. Из- под рукавов также высовываются крепко накрахмаленные, белые манжеты с хорошими запонками, а на жилете, который плотно облегает хорошо кормленную осанку, светится золотая цепочка от часов. Туфли, видно, дорогие, и ступает Пимоненко ими мягко и уверенно, как человек, который не беспокоится за следующий день. Даже зимнее пальто и шапка у Пимоненко не такие, как у всех педагогов»

          Живописец, педагог, академик Императорской Академии художеств, участник Товарищества передвижных художественных выставок-ХАРИТОН ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ(1842-1907)
           С 1859 по 1870 год прошёл обучение в Императорской Академии художеств. Награждался медалями Академии «За успех в рисовании»- в 1862 году малой серебряной, 1863 -большой серебряной, в 1867 - снова малой серебряной.
           В 1870 году окончил Академию со званием классного художника третьей степени и был направлен преподавателем в Царскосельское уездное училище.
           В 1872 году за картину «Лакомка» на академической выставке, получает звание классного художника второй степени.
           В 1877 году переехал в Киев. На протяжении двадцати лет, преподавал живопись в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко, а с 1901 года - в Киевском художественном училище.
          В 1893 году Х.П.Платонову присвоено почетное звание Академика живописи.

          Художник, педагог - ИВАН ФЁДОРОВИЧ СЕЛЕЗНЁВ(1856- 1936) Родился в Киеве. После окончания Первой гимназии в Киеве, в 1872—1881 годы обучался в Санкт-Петербурге в Академии художеств в мастерской Павла Петровича Чистякова (1832 -1919).
В годы учебы за академические рисунки и картины был удостоен пяти медалей: две Малые серебряные медали(1876), Большие серебряные медали(1877 и 1878) и Малой золотой медали (1880)
После окончания академии получил звание классного художника 1-й степени. В 1882 году получил Большую золотую медаль с правом на пенсионерскую поездку за границу на казенный счет. Зарубежную командировку художник провел в Риме (1883—1886).
Из Италии художник вернулся в родной Киев, где до 1890 года преподавал в Киевской рисовальной школе Николая Ивановича Мурашко, с 1898 по 1920 год - в Политехническом институте, с 1901 года - в Киевском художественном училище. В 1911-1914 годы - директор художественного училища.
Активно участвовал в деятельности Киевского Литературно-Артистического Общества (КЛАО). Был одним из разрабитчиков награды за лучшие литературные, музыкальные и художественные произведения Общества- «Золотой жетон».
Был в числе организаторов Киевского товарищества религиозной живописи. Участвовал в восстановлении фресок XII века в Кирилловской церкви в Киеве.
Участвовал в выставках Академии Художеств, Киевского общества художников, Киевского товарищества художественных выставок.
Работы представлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), художественных музеях России и Украины.

          В январе 1908 года был членом жюри II Международной фотовыставки в Киеве-живописец, пейзажист, действительный статский советник МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ХОЛОДОВСКИЙ(1855-1926).
         Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус, а в в 1875 году Петербургское военное училище. С 1875 года служил в лейб-гвардии, в Преображенском полку. Участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В 1883 году вышел в отставку.
          Учился живописи у художников Василия Алексеевича Волкова(1840-1907) и Ивана Кондратьевича Зайцева(1805—1890).
          Был одним из основателей Киевского общества художников (1916-1918). Действительный член Общества художников-киевлян (1914-1919). Экспонировал свои пейзажи на украинскую тематику на выставках «Товарищества передвижных художественных выставок» и в Петербургской Академии Художеств. Его работы высоко оценил художественный критик Владимир Стасов. По его произведениям было напечатано много открыток.
        Работы находятся в Национальном Художественном Музее Украины и частных коллекциях.

         Инженер, художник, архитектор - ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ЭЙСНЕР (1876-1943). Использовал стилевые формы модернизированного ренессанса и классицизма.
          Участвовал в строительных конкурсах. В Киеве им построены доходный дом (1912) и новая колокольня Греко-Синайского Екатерининского монастыря (1914) на Контрактовой площади, которые считаются одними из лучших киевских сооружений ХІХ-ХХ веков.
В 1918 году переехал в Петроград. Автор работ по теории и практике архитектуры.

          Художник и иллюстратор МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЯРОВОЙ(1864—1940) Учился в Нежинской, затем в Киевской гимназиях, потом - в реальном училище в Москве.
         С 1879 по 1888 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, под руководством художника и педагога Евграфа Семеновича Сорокина(1821-1892). Был также учеником Ильи Репина.
         В 1890 году стажировался в Австрии и Италии.
          Участник выставок Московского товарищества художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Также был участником Киевского общества художественных выставок (1887-1900) и Московского союза художников (1909-1911).
 
            
Среди членов Общества были замечательные фотомастера: А.К.Гольберт, А. М.Губчевский, братья А.Л. Гудшон и В. Л.Гудшон, Н. Д. Коцюбинский, В.А.Лебов, А. Левицкий, И.А.Мильчевский, П.К. Новицкий, Л. Г. Польгейм., В. Русецкий, М.В. Тарновский, В.И.Фаворский

Киевские фотографы и благотворители - братья АНДРЕЙ ЛЮДВИГОВИЧ ГУДШОН и ВЛАДИМИР ЛЮДВИГОВИЧ ГУДШОН. Их отец - Людвиг Эдуардович Гудшон (1859–1908)- был инженер-технолог. Андрей Гудшон совместно с Александром Губчевским был совладельцем одного из лучших в Киеве фотоателье- "Гудшон и Губчевский", расположенного на улице Прорезной 23.               
          За участие в 1-м Международном конкурсе световых картин в Киеве - получил благодарственный диплом, а на Втором, прошедшем в 1905 году, вместе с братом был отмечен Первой премией.
         В том же году Владимир Гудшон издал «Краткий курс фотографии к программе аэрограмметрических курсов».
          Открытки с видами Киева, сделанные по их фото, отличаются высоким качеством печати.

            Ученый-криминалист, доктор фотографии и фототехники, профессор- ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ РУСЕЦКИЙ (1880-1925)
В. Л. Русецкий родился в 1880 году в Одессе. Его отец работал инженером морского порта. Вскоре семья переехала в Киев, где Володя окончил гимназию, а после ее окончания поступил в Киевский университет.
        Учился одновременно на двух факультетах — математическом и юридическом — и не оставлял своего любимого увлечения художественной фотографией, которая увлекла его еще в гимназии. Уже тогда пытливый юноша достиг значительных успехов в этом деле. Учась в университете, был избран членом Киевского фотографического общества. Уже в те годы работы студента В.Л. Русецкого были отмечены почетными дипломами и наградами на фотовыставках не только в России, но и за рубежом.
             В декабре 1908 года, на проходившем в Киеве Втором съезде фотографических деятелей, В. Русецкий, определяя искусство как «процесс воспроизведения прекрасного», подчеркивал, что «в руках художника - фотографа светопись не копирует природу, а передает его личное настроение, чувства и толкования. Соответственно, остаются в полной силе все основные элементы искусства: понятие прекрасного, индивидуальность творчества и конечный результат, способен благотворно воздействовать на зрителя»
С 1908 года, после окончания университета, почти пять лет служил в судебном ведомстве при Киевской судебной палате. Молодой юрист свободно владел французским и немецким языками, знал итальянский и латинский, интересовался вопросами криминалистической техники и был специалистом в области судебной фотографии. Он даже внес некоторые существенные усовершенствования в цветоделительный метод Е.Ф. Буринского, используемый фотографами.
         В июле 1915 года участвовал в работе 1-го съезда управляющих кабинетами научно-судебных экспертиз, который проходил в Петрограде. В своем докладе он ознакомил присутствующих с приемами метрической фотографии и рассказал о сконструированной им фотограмметрической линейке, предназначенной для работ по вычерчиванию планов мест происшествий.
           В начале 1918 года принял активное участие в организации Высшего фототехнического института, где возглавил криминалистическую кафедру судебно-фотографической энциклопедии, занимая должность профессора. 15 августа 1918 года Совет института, отмечая его заслуги в области судебно-фотографической деятельности, присвоил профессору В.Л. Русецкому научную степень доктора фотографии и фототехники.
             В январе 1922 года В.Л. Русецкий получил предложение перейти на работу в уголовный розыск и возглавить научно-технический подотдел. Через несколько месяцев, возглавляемое им подразделение, было реорганизовано в научно-технический отдел (НТО) управления уголовного розыска НКВД РСФСР.
             В начале 1923 года Владимир Львович тяжело заболел. В августе того же года он был вынужден оставить службу.

           В 1901-1917 годы член правления Общества «Дагер», участник многих отечественных и международных фотовыставок, отмеченный призами и наградами, в том числе на Международном салоне художественной фотографии в 1911 году в Киеве - большой серебряной медалью - МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ТАРНОВСКИЙ (1865–1943).
         Его отец, Владимир Васильевич (1840-1921), был младшим братом известного коллекционера и мецената, В.В.Тарновского - младшего. Мать, Надежда Михайловна (1843-1933), дочь Полтавского общественного деятеля и мецената Михаила Андреевича Белухи – Кохановского.
         Детские годы провел в усадьбе Тарновских- Качановке  Черниговской губернии. Учился в Киевском, а затем в Московском реальном училище. С 1886 по 1889 год он находился за границей, а в 1889-1894 годы постоянно жил в Швейцарии, где получил высшее образование. Свободно владел пятью языками, прекрасно рисовал и писал прозу и стихи.
С 1902 года работал чиновником особых поручений при киевском гнерал-губернаторе.
С 1880-х годов - его любимым занятием стало фотографирование.
        В 1920-е годы М.В.Тарновский передал коллекцию своих фотографий (интерьеры дворца и парка усадьбы Качановка, фотографии членов семьи Тарновских) в первый государственный музей (сейчас-Национальный музей истории Украины).
М. В. Тарновский подготовил несколько научных исследований по истории усадьбы Качановка, где был известный украинский историко-культурный очаг. В частности, значительная часть исследования была посвящена изучению общественной деятельности членов своей семьи и их взаимоотношениями с поэтом Тарасом Шевченко.
Сам М.В.Тарновский общался, встречался и вел переписку со многими известными людьми. На листках его записной книжки фигурируют имена П.Г.Тычины, М.Т.Рыльского, А.Е.Корнийчука, А.В.Прахова и его сына Н.А.Прахова, Н.П.Бажана.


            Криминалист, профессор, член Академии Наук СССР, один из основателей и первых руководителей киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, деятель в области научной фотографии- ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ФАВОРСКИЙ(1880-1935).
            Родился в Москве, в семье врача и учительницы. В середине 1890-х годов семья переехала в Киев.  В 1898 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета. В 1903 году, после окончания с дипломом первой степени университета, в марте в 1904 года оставлен на кафедре ботаники для подготовки к профессорскому званию.
             С весны 1907 года проводил практические занятия по морфологии и систематике растений в Киевском политехническом институте.
            С 1911 года - приват-доцент Киевского университета, читал курсы лекций по ботанике, общей биологии, а в дальнейшем и «научной фотографии». Одновременно (с 1912) — преподаватель химии в Киевском частном коммерческом училище М. И. Хорошиловой.
            С 1914 года - помощник руководителя кабинета научно -судебной экспертизы, который в 1925 году был реорганизован в Киевский НИИ судебных экспертиз. В 1920-1929 годы- первый директор.
           В середине 1920-х годов, совместно с Николаем Александровичем Петровым провел цикл работ, посвященных исследованиям в области судебной фотографии. Разработал новый метод усиления контрастов, которое давало возможность с помощью фотографирования в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах; фотохимии и технологий фотопечати - прочтения выцветших, стертых, невидимые для глаза надписей.
           В начале 30-х годов переехал по приглашению ВИРа на постоянное жительство в г. Пушкин, где в институте растениеводства внедрял цветное фотографирование в ботанике.
         Умер трагически - спешил на поезд в Ленинград читать лекцию и не выдержало больное сердце.

         Полтавский фотомастер, участник 20 международных фотовыставок, обладатель золотых медалей и дипломов - ЙОЗЕФ (ИОСИФ) ЦЕЛЕСТИАНОВИЧ ХМЕЛЕВСКИЙ(1849 –1924)- не был членом киевского Фотографического Объединения, но именно ему в 1908 году поручили возглавить Жюри Первой Международной Фотовыставки в Киеве.
Родился в 1849 году в Варшаве в семье польского шляхтича и русской дворянки. После окончания гимназии, готовился к поступлению в Петербургскую академию художеств, но препятствием стало участие его отца в польском восстании. В Петербург И.Ц. Хмелевский переехал вместе с матерью. Здесь он познакомился с известным фотомастером Борисом Галущинским, под руководством которого изучал фотодело.
В 1875 году переехал из Петербурга в Полтаву, где жили родители его жены, он открыл «…большое ателье и получил  к этому времени широкую известность своим трудом на юге России».
        Впервые свои фотографии И. Хмелевский экспонировал на художественной выставке в Москве в 1882 г., где получил одобрительные отзывы экспертов и печати. После этого он участвовал в 15 крупных выставках по всему миру. Фотографии мастера были отмечены золотыми медалями на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде(1896), на киевской выставке (1897), на международной выставке в Стокгольме(1897 ), в Париже (1889, 1900), Чикаго (1893)
         На Всемирной выставке 1900 года в Париже И. Хмелевский был награжден золотой медалью, орденом Академических пальм и почетным званием «Офицер Академии» французского правительства.
         У Хмелевского снимались Владимир Короленко, Панас Мирный, Григорий Мясоедов, Николай Склифосовский, Мария Башкирцева, Мария Заньковецкая и другие
В 1903 году фотографировал большую группу деятелей украинской культуры, приезжавших в Полтаву на открытие памятника Ивану Котляревскому.

Среди тех, кто начинал свою фотографическую деятельность в КФО «Дагер»- были тогда ещё совсем юные Даниил Порфирьевич Демуцкий и Пётр Ка;рлович (Константи;нович) Нови;цкий

           Известный в будущем деятель фото - и кинематографии, Заслуженный деятель искусств Украины, сын собирателя украинского фольклора, дирижёра, композитора и педагога, врача и краеведа - Порфирия Даниловича Демуцкого- ДАНИИЛ ПОРФИРЬЕВИЧ ДЕМУЦКИЙ (1893-1954).
          Ещё во время учёбы в Киевской гимназии увлёкся фотографией, и даже был участником различных фотовыставок. В 1917 году окончил юридический факультет Киевского университета. . В 1921 – 1925 гг. заведовал фотолабораторией при музее антропологии и этнографии Всеукраинской Академии Наук, Всеукраинского исторического музея и театра «Березиль». В 1925 году работы Д. П. Демуцкого были удостоены Золотой медали Международной выставки прикладных искусств в Париже.
          В 1925 году начал работать на Одесской кинофабрике, а с 1929 года – на Киевской.
           Вместе с режиссером Александром Петровичем Довженко, Демуцкий снимал такие кинофильмы, как «Арсенал», «Земля», «Фата Моргана», а также участвовал в создании фильмов: «Подвиг разведчика», «Тарас Шевченко», «Калиновый гай», «Насреддин в Бухаре» и «Тахир и Зухра».
          В 1934 году был арестован и выслан на три года в Ташкент, где участвовал в съемках небольших сюжетов для студии хроникальных фильмов. За активную творческую деятельность в Ташкенте ему даже присвоят звание «Заслуженный деятель искусств Узбекской республики». И только в июне 1939 года Д. П. Демуцкий смог вернуться в Киев.
          Д. Демуцкий – лауреат Сталинской премии 2-й ст. 1952) и премии 6-го Международного фестиваля в г. Карловы Вары (Чехия, 1953).

          Фотограф, оператор кинохроники и документального кино ПЁТР КА;РЛОВИЧ (КОНСТАНТИ;НОВИЧ) НОВИ;ЦКИЙ (1885- 1942)
          В 1909 году окончил художественное училище в Киеве. За год до окончания училища вступил в фотографическое общество «Дагер», где под руководством Николая Петрова осваивал азы фотоискусства. Первая самостоятельная фоторабота — жанровая постановочная фотография «Утро», опубликованная в журнале «Вестник фотографии» (1910. № 3), посвящена учителю. Работал фоторепортёром в газете «Киевская мысль».
         С 1910 года- кинооператор московского отделения французской фирмы «Gaumont» («Гомон»)
          В 1912 году отправился снимать события Балканской войны. Два года работал военным кинооператором на фронтах Болгарии, Сербии, Турции. Проявленными в работе смелостью и оперативностью обратил на себя внимание руководства фирмы, после возвращения в Москву был откомандирован в берлинское отделение «Gaumont», а в 1914 году приглашён в Париж для заключения контракта о съёмках событий надвигающейся Первой мировой войны В 1914 году, с началом войны, вернулся из Парижа в Москву, и, определившись военным кинооператором в Скобелевском комитете, отправился на фронт. В июне 1918 года Новицкий был командирован в Киев для съёмок переговоров делегации РСФСР с Украинской Радой. Им были сделаны исторические кинокадры с Нестором Махно, Симоном Петлюрой, съёмки парада Белой армии на Софийской площади. В 1918-1922 гг. — в Московском кинокомитете Наркомпроса и ВФКО; в 1918-1919 гг. снял ряд сюжетов для киножурнала «Кино-Неделя». В 1922-1931 годы работал на Московских кинофабриках «Госкино», «Совкино», «Союзкино». Выступал в печати также с научно-популярными очерками, статьями, посвящёнными техническому и творческому аспектам фотографии, участвовал в фотовыставках.В 1927-1928 годы в журнале «Советское фото» было опубликовано более 30 его работ. В 1929-1934 годы стал участником четырёх арктических экспедиций на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин» под руководством  академика АН Украины (1934), вице-президента АН СССР (1939-1942) О;тто Ю;льевича Шмидта(1891-1956). В 1934 году в составе экспедиционной группы участвовал в походе парохода «Челюскин» . Им были сделаны исторические кадры крушения ледокола, жизни полярников на льдине и спасения экипажа. В экстремальных условиях, когда от низкой температуры ломалась плёнка и замерзали затворы фотоаппаратов, Новицкий вёл фотохронику и дневниковые записи, наравне с полярниками выходил на авралы, делил все тяготы похода. За участие в полярных экспедициях П. К. Новицкий был удостоен государственных наград. Работы Новицкого арктической серии выставлялись на международных фотовыставках в Париже, Лондоне, Вене. В 1939 году его фотокомпозиция «Ночь в Арктике» получила Большую серебряную медаль фотосалона в Антверпене. Современники отмечали его оперативность, выдержку и бесстрашие в работе в опасных для жизни ситуациях, умении выбрать кадр и планово построить съёмку, «неистощимую работоспособность». Режиссёр С. М. Эйзенштейн называл его «неистовым художником», кинооператор Э. К. Тиссэ - его «быструю ориентировку на фронте хроникёрской работы», киновед и мастер киномонтажа Э. И. Шуб - «умелую руку и глаз», фотограф и публицист Борис Громов -«редчайшие по замыслу и красоте кадры».


Рецензии