Из истории строительства и реставрации старочеркас

Войсковой Воскресенский собор в станице Старочеркасской уникальный архитектурный памятник. В 2019 году исполняется 300 лет с момента его освящения. Каменные храмы, как правило, заменяли более древние деревянные, впитывая характерные черты народного зодчества. Так и в нашем случае взамен двум сгоревшим деревянным церквам в 1706г. было начато строительство большого каменного собора.
Казаки любили свой храм, а донские поэты посвящали ему стихи. К 200-летию Старочеркасского собора (1919) казак А. Напалков посвятил стихотворение:
На большой дороге от Москвы в Царь – Град,
При истоках Дона – двести лет назад
В воздаянье Богу не на страх врагам,
С куполом высоким был воздвигнут храм,
Ореолом славы белый храм покрыт
В переливах чудных весь внутри горит:
Жемчуг, изумруды, золото, сапфир …
Благостно украшен – чем богат весь мир.
Серебристым звоном все колокола
Громко оглашают степи и поля:
И по всем станицам пронесётся звон,
Благовестом тихим овевая Дон …
1919 А.Напалков
Такое отношение к храму объяснялось, прежде всего, тем, что собор являлся неотъемлемой частью их ратных дел. Строительство первого деревянного храма связано со следующим событием. Весной 1637 года в Монастырском городке, тогдашней столице В.Д., на войсковом кругу решено было идти на Азов и покорить турецкую крепость. Вот тогда то и был дан «обет» в случае успеха вместо часовни построить церковь во имя Воскресения Христова. Азов был взят, но длительная и неравная борьба ослабила силы казаков и в течении восьми лет они не могли приступить к строительству церкви. В одной из отписок за 1644 год казаки сообщали: «В прошлом государь 152 году как, государь, с Монастырского острова збили нас, холопей твоих, турские и крымские и азовские воинские люди и в тот приход разорили у нас в войске дом Ивана Предтечи и великого чудотворца Николы и часовню совсем пожгли, не осталось никакого моления…».[1] А осенью 1649 года на Дону вспыхнула эпидемия моровой язвы, казаки восприняли это, как божье наказание и уже весной 1650 года в Черкасске собрался круг, где было решено отправить в Москву станицу просить царского разрешения и патриаршего благословения на сооружение церкви. В своём прошении от 10 апреля 1650 года казаки писали: «… и в нынешнем, государь, во 158-м году, октября с 15-го числа волею, государь, Божию за наши великие грехи был на нас, холопей твоих, гнев Божий, поветрие тяжкое … и похотели совершити мы прежнее своё к Богу обещание, чтоб нам воздвигнуть ныне церковь Божию во имя Воскресения Христова. Ныне государь послали мы к тебе бити челом нарошно всяком церковном строеньи и о священниках».[2]
 В этом же году была получена благословенная грамота Московского патриарха на построение в Черкасске первого соборного храма с четырьмя пределами и от царя Алексея Михайловича по челобитной было выделено жалование на церковное строение: «сто рублев и книги во весь год и ризы и иные церковные потребы, да отпущены к вам на Дон для службы в новой церкви два попа да диякон с жёнами и детьми».[3] В этом же 1650 году прибыло ещё царское жалованье «2 тыс. четвертей хлебных запасов, 50 пудов свинцу, 230 руб. плотникам на церковное строение в церковь Воскресения и пределы новостроящися, образы богородичны, двери царские, деисусы и праздники, и пророки, и праотцы, 5 паникадил, 1,5, бочки листового железа».[4] 
Вскоре после получения жалования и церковной утвари у казаков возникли новые проблемы, и они снова обращаются к царю. В отписке от 31 октября 1652 года говорится, что  «… в нынешнем 1652г. поп Иван волею государь божию представился да и диякон что с ним прислан был приставился и ныне священнику Фёдору в церкви Воскресения Христова и в пределах, как государь освятятся служить ему одному не возможно, а дьякона у нас государь ныне нет. Писали мы холопы твои твоего царского величества на Царицын городок воеводе Лексею Семёновиче Львову и посылали нарочно и Царицын воевода прислал к нам для освящения церкви дьякона. А ту освящённую воду послали мы холопы твои к тебе великому государю к Москве с станичным нынешним  атаманом с Павлом Фёдоровым и с станицею».[5] Далее шла речь о том, что без государева указа и благословения святейшего его патриарха службы вести нельзя.
И только в октябре 1653 года все пределы были освящены и стали действовать. Существует ещё ряд документов – отписок, царских грамот, церковных росписей, говорящих о том, что и в последующие годы для Собора из Москвы присылались богослужебные книги, церковная утварь, вино для причастия и новые священники.
Первый собор просуществовал до 1670 года, в том же году он сгорел. Церковь эта сгорела в пожаре, истребившем большую часть города. Пожар был таким сильным, что большая часть пушек, стоявших на бастионах, растопилось от пожара, остальные не были способны к действию за сгоранием лафетов. Вновь стал вопрос о возобновлении соборной церкви. Восстановлена она была довольно быстро. Казаки построили новый и уже с пятью престолами собор, в 1672 году (в некоторых документах говорится о восстановлении храма с четырьмя приделами).[6]  В государевой грамоте от марта 1672 года говорится: «Да по вашему ж челобитью пожаловали мы, великий государь вас, атаманов и казаков, указали к вам в соборную церковь Воскресения Христова и в пределы образы и всю церковную утварь и что потребно к церковному строению и то всё послано ж с войсковым вашим атаманом с Логином Семёновым….[7]
В 1687 году пожар снова уничтожил соборную церковь и вновь казаки посылают зимовую станицу в Москву с челобитной: «… били челом дон. казаки о жаловании и сообщили, что по воле божией город ваш Черкасский выгорел и церковь божия, и колокола, и пушки и запасы всякие погорели без остатку и выслали на Воронеж горелой меди три пятнадцать пуд».[8] Описав своё бедственное положение, казаки просили государя прислать годовое жалование и разрешение на восстановление храма. Москва быстро удовлетворила просьбу казаков, дав разрешение на строительство, прислав церковную утварь и книги. Дело в том, что, воспользовавшись пожаром и тем что сгорели книги и иконы нового письма раскольники (староверы) стали проводить службы по старым книгам. В книге В. Г. Дружинина «Раскол на Дону в конце XVII века» говорится: «Поп Самойла стал исправлять, в качестве иконописца, иконы, на которых находил неправильное изображение перстов. Для этого он выскребал изображение руки, благословляющей и рисовал новое, так исправлял он и иконы в Черкасском соборе…подъячий Степан Часовников, будучи в часовне во время часов, Фролу Миняеву и Ивану Семёнову говорил, что они на тех иконах преблагословенный спаситель крест велели переправить по достоинству как наперёд того было, а то де ныне грех на них есть. И Фрол, и Иван говорили, что учинил то поп Самошка при атаманстве Самойлы Лаврентьева, в то время как они были в Крымском походе и давно б де они переправили, да мастера у них нет».[9] В 1688 году раскольничный поп Самойла и атаман Самойла Лаврентьев были схвачены и отправлены в Москву, где их казнили. В создавшейся обстановке Москва быстро удовлетворяла своих сторонников книгами новой печати и церковной утварью. А для того чтобы присылаемые на Дон священники не попадали под влияние раскольников, их ежегодно замещали новыми. В царской грамоте от 23 сентября 1688 года говорилось: «… посылаем к вам в войско с Воронежа двух человек священников… и служить им божественную службу в Соборной церкви и быть до перемен год. И вы б атаманы и казаки их приняли и велели им у себя в Черкасском  в Соборной церкви священнодействовать … а как те присланные с Воронежа священники у вас в Черкасске год отживут и в соборной церкви отслужат, а в их место в перемену преосвященный Митрофан епископ пришлёт к вам иных священников двух же человек и впредь присылать учнёт погодно, и вам бы атаманом и казакам потому же их принимать и почитание к им иметь, а воров и раскольников по прежним и по сему нашему великих государей указу сыскивать и жилища их разорять а пущих самых «заводчиков» к нам великим государем присылать…».[10]
В марте 1690 года на Дон было прислано на церковное строение 200 рублей, да на паникадило 15 руб. из государевой казны с войсковым атаманом Фролом Минаевым. Возобновлялся ли после пожара 1687 года ещё раз деревянный храм или нет, не известно.  Хотя существует ряд документов за 1690, 93, 94 годы в которых говорится, что на Дон посылалась церковная утварь, краски для иконописания, деньги, вероятнее всего был возведён временный храм или молельный дом для проведения служб.
В декабре 1704 года казаки вновь обращаются к Петру I с просьбой разрешить строить каменный Собор во имя Воскресения Христова. В одной из отписок донских казаков говорится: «… они ж де казаки надеясь на его государеву милость, усоветовали всем войском построить в Черкасском церковь Соборную во имя Воскресения Христова каменную подаянием мирским, потому что де у них казаков за утеснением в Черкасском от пожарного времени уберечь ничего негде.  А к строению де той церкви каменщиков и кирпичных мастеров также и связного железа у них нет. А купить того железа и каменщиков и кирпичников из войсковой казны за оскуднением нечем. И дабы великий государь пожаловал их холопов своей милостью».[11]
В 1706 году каменный собор был заложен, о чём и говорит надпись, высеченная на камне в соборе: «Во славу святыя единосущные животворящия и нераздельные троицы отца и сына и святого духа при державе благочестивейшаго государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца благословением преосвященных мирополитов московских между патриаршества начася сия церковь старанием донских атаманов и казаков при войсковом атамане Лукьяне Максимове в 1706 г. А совершися при войсковом атамане Василие Фролове 1719г. февраля 1 дня». Анализируя документы можно проследить этапы строительства каменного собора. Исследование фундамента собора подтвердило правильность придания, утверждающего, что собор строился на месте болота, почему при постройке собора гатили трясину бутом и дубовыми шпалами. Как показали исследования, под фундаменты во всех черкасских церквах применялся бут из песчаника, строительного мусора, ракушечника или же крупные валуны «дикий камень». Всё это делалось для того, чтобы после паводков строения не давали осадку.
В 1706 году Петром I были присланы план собора, мастера, 2 колокола, «связное железо», книги, утварь и ещё сто рублей к уже отпущенным.  Казаки изыскивали и свои средства на возведение храма – в марте 1708 года «по войсковому приговору послан Харитошка Абакумов от Лукьяна Максимова на Бахмут для денежного сбору с соловарных печей на церковное каменное строение, которую церковь зачали строить в Черкасском».[12] Восстание К.Булавина (1707-1708 гг.) на время остановило строительство. В 1709 году работы вновь возобновляются. Архивные документы на период с 1710 по 1714 года практически отсутствуют. А ближе к завершению строительства в 1715, 1716, 1717, 1718 годах уже идёт регулярная переписка казаков с Москвой. В отписке от 21 апреля 1717 года говориться, что П.Егорьев казачий старшина был выбран ктитором и послан с пятью казаками в Москву за мастерами и церковными припасами, для завершения строительных работ. «… А ныне в тое божию церковь и в пределы иконостас резной в готовности, а мастеров для золочения, а также и иконных мастеров для писания местных икон и деисусов, праздников, пророков, праотцов нет же. А которые под главами бочки крыты досками, а белым железом не обиты, а у нас войска ныне в готовности белого железа нет, так и на церковные западные, северные и южные двери дощатого битого железа нет же. А потребно купить для кровли белого железа на ту церковь двойного и одиначного железа купить на церковные двери сколько пристойно, да восем пуд олова и на писание иконное всяких добрых разных красок. А для кровли папертыя той церкви божией в прошлом 716 году посылали мы войском казаков своих их черкасского купить железа в Романов на липецкие великого государя железные заводы и купили на две тысячи на триста рублев со излишком». И далее просят отпустить мастеров, которые возьмуться писать иконы, выполнять золочение и подводы для них и перевозки железа.[13] В царской грамоте на Дон того же года (1717) говорится: «… для работы по исполнению церковных дел (завершения строительства собора) наняты в Москве ктитором П.Егорьевым иконописец Дмитрий Логинов с товарищи 6 человек, золотильщик Николай Семёнов с товарищи 6 человек, лудильщик (для покрытия кровель), Назар Иванов с товарищи – 5 человек», кроме того для завершения строительства приобретены припасы: олова – 10 пуд, железа белого – 30 бочек, серы – 20 пуд, охры – 3 пуда, клею шубного – 10 тысяч, лавкасу – 30 пуд, золота битого – 50 книжек, чернил – 2 пуда, разных красок – 4 пуда».[14]  И уже спустя месяц 6 мая 1717 года в отписке царю сообщается: «… и оная церковь божия в 716 году в деле каменном совершилась. Кресты поставлены и главы белым железом обиты и ко освящению уже в готовности».[15] На Дон присылается благословенная грамота митрополита Рязанского Стефана, для освящения построенной церкви. Но случилось несчастье – разбился один из рабочих. В отписке В.Д. царю говорится: «… оную соборную каменную божию церковь побелили известью и обирали около церкви подвязи – церковные работники и каменщики, и внутри тёслою один подмастерье Семён Кондратьев под самою настоящею главою отёсывал  столпы каменныя, стоя на лестнице, которая утвержена была у него под оную главою и оная лестница под ним пошатнулась и он, подмастерья, Семён, с тое лестницы упал на мост церковной и убился до крови, но не в смерть и взяли ево и вынесли из церкви и едва жива и был он жив с полчаса исповедан греховной исповедью и причащён и ести его волею с такого убивства умре».[16]  И далее казаки просят повторную благословенную грамоту, т.к. по первой они освящать церковь после смерти Семёна Кондратьева не решаются. Новая благословенная грамота была прислана Петром I в июле 1716 года, после чего строительные работы ещё продолжались. Так от 17 января 1718 года в челобитной атаман Андрей Иванов и казаки зимовой станицы обращаются к государю с просьбой о выдаче проезжей грамоты от Москвы до Соловецкого монастыря и оттуда до Черкасска казаку Максиму Иванову, отправляющемуся в Соловецкий монастырь за слюдой для новопостроенной соборной церкви в Черкасске, которую казаки выменяли на имевшийся у них кипарисовые доски стоимостью 200 руб.[17] 
В 1719 году строительство собора было окончательно завершено и 1 февраля было освещение с 3 дневным празднованием жителей Черкасска и соседних станиц и хуторов.
Неоднократно Собор реставрировался,12 августа 1744 года возникший пожар в течении нескольких часов истребил почти весь Черкасск, уцелели только Скородумовская и три Рыковские станицы. Сгорел и Собор. В донесении атамана Романа Емельянова от 15 августа 1744 года говорится: «… и соборная наша Воскресенская церковь со всем сокровищем, яко то: с пребогатой ризнецею и сосуды серебряные и все святые иконы, из коих несколько было в серебряном окладе и в дорогих камнях, кроме одного великого евангелия которое едва могли из огня выхватить також и пожалованные нам от Высочайших предков Вашего Императорского Величества знатные войсковые и походные клейноды и боболев хвост с камнем и жемчугом убранный и за службу нашу во время Астраханского смятения бывшую пожалованныя на смертельную нам и потомкам нашим память Вашего Императорского Величества, похвальная за серебряною государственною печатью грамота, в одной церкве имеющаяся погорела».[18] И далее в донесении говорится, что загорелось за городом, но был сильный ветер и пожар охватил весь Черкасск, в результате взорвался пороховой погреб (цейгаузт), побило до 200-х человек и много поранило. «Церковь божию восстанавливать не за что т.к. сгорели все пожитки…от чего мы ныне в таком крайнем убожемтве остались, что только на нас и платья, которые на себе имеем, а хлеба у каждого паче у вдов казачьих жён нет и горсти також и ружей и многих, а пороху у казаков, так и в казне пушечного и мелкого ничего не осталось, отчего от неприятеля не малые имеем опасения».[19]
По указу императрицы Елизаветы Петровны было выделено 1000 рублей на ремонт храма, и 1448 руб. 35 коп, на исправление грамот и прочих регалий. Восстановление Черкасских церквей, в т.ч. и собора велось до 1751 года. Из Москвы вновь привезли церковную утварь – подсвечники, паникадила (переделанные из погорелого соборного серебра).
В августе 1751 года в Черкасск прибыл епископ Воронежский  Феофилакт для освящения во всех церквах иконостасов, именно Соборного, Петро-Павловского, Преображенского построенных вместо сгоревших. Но ещё в 1747 году, т.е. через 3 года после пожара в Соборе был освящён Благовещенский предел. Но и после освящения восстановительные работы продолжались. Так в 1752 году была отправлена в Москву станица для подряду на соборную церковь мастера для деланья железных глав.[20]
В 1767 году по распоряжению Воронежской духовной консистории полы и паперти Войскового собора выложены чугунными плитами.[21]
В  фондах СИАМЗ хранится соборное Евангелие,где имеется  запись следующего содержания: «Собор Черкасской починялся в первый раз в царствование Елисоветы Петровны 1750 года, вскоре по взрыве порохового погреба и пред приездом в Черкасск Феофилакта Епископа Воронежского, во второй раз при Екатерины Алексеевны 1778 года, вместе с колокольнею, в третий раз при ней же 1786 года при сей починки уничтожена при соборе кладбище и приделаны у собора кирпичные паперти с шеею, в четвёртый раз в 1797 году, в пятый раз в 1822-м году, в шестой раз 1825-м году вместе с колокольнею, присей починки уничтожены пристрой при колокольни в которых 1800-го года содержались старшина Апонасов и полковник Грузинов с братом».
На основе имеющихся документов проанализируем эту запись.
Говоря о реставрациях нужно отметить, что мелкие ремонты и перестройки собора велись регулярно. Так уже в 1768 году создаётся приказ всем станичным правлениям, а именно Черкасской, Средней, Павловской, Тютеревской и трёх Рыковских станиц /станичным атаманам/ о том не найдётся ли кто желающий из казаков или других званий людей «возобновить на Соборной Воскресения Христова церкви обветшалые железные паперти и обломанный кирпич и скважины заделать кирпичом и залить худые места известью. В приказе войскового наказного атамана Алексея Иловайского от 9 июля 1775 года говорится: «… для сбора средств на ремонт собора погреба под соборною Воскресенскою церковью отдаются в аренду для сохранения имущества казаков». То изыскивались всевозможные средства для того, чтобы Собор содержать в надлежащем состоянии. В приказе от 12 июля этого же года сообщается, что починка Собора ведётся, и что каменщикам для обучения и помощи определено 10 человек казачьих детей. В 1782 году для Соборной Воскресенской церкви был отлит новый колокол в 250 пудов, о чём говорилось в приказе-извещении Алексея Иловайского: «Жители Черкасска извещаются о том в состроенном на загородной старшины Семёна Сулина бакче сарае будет вылит для собора в 250 пудов колокол с приглашением их быть зрителями этого литья».[22]
В 1784 году мастерами Фёдором Серебрянниковым и Студенсовым в Москве были сделаны для собора царские врата в Благовещенский предел.[23] И в этом же году послушником Киево-Печёрской Лавры, а затем бывшим в соборе дьяконом (был определён к Собору в 1775 году) Филиппом Симоновичем было написано горнее место в алтарной части Собора.
Третий ремонт производился после большого наводнения в 1786 году (Краснощёковское), при этом было уничтожено кладбище и к собору пристроены 3 паперти с шеею, наверное речь шла о тех папертях, которые пытались восстановить. О том, что к собору примыкали 3 паперти, говорят и раскопки, которые проводились вокруг собора. Тогда же и были обнаружены фундаменты. По поводу  трёх отдельных входов сказано и в отчёте академика Покрышкина П.П. Материал исследователя и реставратора был опубликован в «Известиях императорской археологической комиссии», где говорилось: « … в 1852 году по распоряжению Епархиального начальства три отдельных крытых входа в собор были уничтожены, а вместо их сделан один вход с двумя площадками…».[24] И система кирпичной кладки паперти отличается от системы кладки фасадов и галереи собора. Стены выложены по системе цепной кладки. Подобная кладка характерна для памятников архитектуры России XVII-XVIII вв. К сожалению, до нашего времени не дошли изображения с тремя входами и несколько поколений местных жителей помнят храм только с папертью. В ЦГАВМФ сохранились документы с планами-чертежами за 1851 год, где высочайше утверждены:
1. Фасад и план Воскресенского собора, предполагаемого к исправлению с устройством вновь наружного входа.
2. Детальный чертёж на исправление переднего фасада.

В 1869 году Старочеркасскому собору отмечался 150-летний юбилей. По этому поводу жители станицы обращаются с прошением к Войсковому наказному атаману Войска Донского генерал-лейтенанту Михаилу Ивановичу Черткову о том, чтобы он ходатайствовал перед архипастырем, пред его высочеством государем о предстоящем юбилее Старочеркасского собора и о проведении празднования.  В прошении на трёх листах писалось: «… собор наш создавался и украшался при внимательном участии Русских венценосцев, постоянно заботившихся о судьбах его и обильно изливавших на него свои монаршия милости, благодаря которым он идо-сего времени существует, стоит цел и невредим как твёрдая скала в море, хотя испытал и сильный пороховой взрыв, пожар и много разорительных вод и все – истребляло время, но стоит и крепнет Собор как-бы восходя  от юности в мужество или от силы в силу».[25] Ещё много хвалебных слов в адрес собора написали казаки. В конце письма 100 подписей, 100 крестов неграмотных. Из ответа Архиепископа Донского и Новочеркасского Платона видно, что он не возражает против празднования и со своей стороны сообщит в святейший Синод. Разрешение пришло и от государя (Александра II) на празднование юбилея. Кроме того, были выделены средства на ремонт Собора: «Для поправки штукатурки, побелки внутри и снаружи, окраски крыши и позолоты крестов собора вместе с колокольней». Из средств Войска было выделено 920 рублей для позолоты нижнего яруса и побелки внутри собора. В этом же году по приказу наказного атамана были определены люди и выделены средства на ремонт обветшалых папертей.[26] Не смотря на осуществлённый частичный ремонт, собор уже через несколько лет нуждался в новой большой реставрации и особенно его внутреннего убранства. Иконостас требовал тщательной реставрации.
Известно несколько частичных реставраций внутренних росписей и иконостаса.
В 1863 году харьковским живописцем Стефаном Ивановичем Ильченковым полностью переписаны росписи горного места.
В 1873-77 годах мастером Саламатиным обновлялась резьба.
В 1878 году поновлены частично иконы и вновь написаны распятия Павлом Степановичем Горюновым.
В 1914-1916 гг. московскими иконописцами братьями Чириковыми.
В 1971-1980 гг. ростовскими мастерами реставраторами под руководством М.Е.Соколенко.
Уже в 1897 году Правление Области Войска Донского обратилось в императорскую Археологическую комиссию с просьбой оказать помощь в реставрации Воскресенского собора и его внутреннего убранства. 56 фотографий подетально и в целом представляющие интерьер собора, высланы правлением области ВД в 1911-1912 гг. в Петербург. Переписка затянулась на довольно внушительный срок с 1897 по 1916 г. (архив П.П.Покрышкина в Петербургском отд. института археологии на 90 листах). Можно позавидовать терпению и такту академика Покрышкина, который настаивал ничего заново не переделывать, а связаться с рекомендуемыми специалистами. А именно предлагалось воспользоваться услугами братьев Чириковых Григория и Михаила - живописцами-реставраторами. П.П. Покрышкин один из основоположников новой науки – реставрации. По приглашению правительства области Войска Донского в Старочеркасскую станицу приезжает иконописец-реставратор Григорий Иосифович Чириков. Он проводит исследования собора, составляет смету и докладную записку, в которой даёт заключение художественным достоинствам внутреннего убранства и излагает свою методику реставрации этого памятника. Описывая состояние иконостаса, он отмечал, что иконы в иконостасе древние, фряжского письма первой половины XVIII века написаны по иконному левкасу, яичными красками, олифа на иконах сильно потемнела. Местный и праздничный ярусы не имеют поздних записей за исключением двух икон: «Святых апостолов Петра и Павла» и «Святого Иоанна Предтечи», которые написаны масляными красками.[27] В гораздо худшем состоянии, по словам Чирикова, находились иконы в киотах на стенах и алтаре. Подробно описано их плохое состояние. В одном из пунктов докладной записки говорилось: «Пол деревянный, только что сделанный, желательно опустить ниже, чтобы не портить цельности иконостаса, а лучше же всего пол оставить древний железный и застлать его верёвочными коврами, как это сделано в Большом Московском Успенском соборе». Чириков предполагал расписать и стены, даже была составлена предварительная отдельная смета. Для стенной росписи предполагалось разработать проекты в стиле XVIII века и написать альфреско красками на клеевой или пшеничной воде, а можно и на известковом молоке. На основании докладной записки      1 июня 1916 года были заключены условия между Правлением Войска Донского и Чириковым и составлена смета. Сумма определялась в 60000 рублей от 12 декабря 1916 года. В этом же месяце был открыт кредит в сумме 38237 руб. на реставрацию собора московскими мастерами М. и Г. Чириковыми.
Но реставрационные работы предусматривали не только реставрацию иконостаса и росписей в алтаре.  Об их характере можно судить из прошения настоятеля собора священника Владимира Фомина епископу Аксайскому викарию Донской епархии Гермогену. «Получивши в наследие храм в запущенном состоянии за семь лет своей службы исходатайствовал у областного правления свыше 90 тыс. рублей на устройство отопления в Соборе, на его внешний и внутренний ремонт, на ремонт и реставрацию иконостаса и живописи Соборной на постройку нового здания караулки».[28]
В докладе за подписью Войскового наказного атамана говорилось: «Израсходовать в 1916 году из общего капитала войска Донского не свыше 36 237 рублей (по первой представленной смете), на сооружение лесов и разборку их не свыше 2 тыс. рублей. Итого – 38 237 рублей.
В сентябре 1914 года настоятель собора В.Фомин обращается в областное правление ВД с просьбой поручить устройство змеевика для отопления собора фирме Зигеля (г.Ростов н/Д) до начала отопительного сезона. И уже в декабре 1914 года акционерное общество К. Зигеля за эту работу, которую признали удовлетворительной, выставила счёт на сумму 529 руб.
В январе 1917 года назначена комиссия по осмотру произведённой реставрации. В одном из документов Войсковому наказному атаману сообщалось: «Императорская археологическая комиссия имеет честь уведомить Ваше превосходительство, что представителем своим, для участия в комиссии по осмотру произведённой реставрации иконостаса Войскового собора в станице Старочеркасской, она назначает академика архитектуры П.П. Покрышкина, который может выехать из Петрограда  скорым поездом  21 марта сего года (1917), причём просит покрыть ему путевые расходы по действительной их стоимости, каковы не могут быть заранее точно определены, но не превысят 200-250 рублей».[29]
1 июня 1917 года был составлен акт по приёмке реставрационных работ иконостаса и икон в Войсковом Воскресенском соборе в станице Старочеркасской, и комиссия нашла, что работы по реставрации закончены, необходимо только произвести некоторые незначительные исправления (список прилагался). Снаружи же собор так и не был  до конца отреставрирован. Далее последовали революционные события, и уже в начале 20-х годов собор нуждался вновь в ремонте. Государственный Донской областной музей сообщал, что «собор в настоящее время находится в крайне плохом состоянии. Крыша протекает во многих местах, штукатурка на стенах обваливается, религиозное общество, в ведении которого находится собор по своей бедности и малого числа членов (около 100 человек) не имеет средств для производства самого необходимого ремонта здания, на что требуется не менее 1000 рублей». Акт подписан членами комиссии во главе с П.Покрышкиным. И только в 1970 году в связи с созданием Старочеркасского музея-заповедника собор был поставлен на капитальный ремонт. В 2010 году храм был передан в пользование Русской православной церкви.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1.Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным / Изд. Обл. правл. Войска Дон. под ред. [и с предисл.] А.А. Карасева и Х.И. Попова. Т. 1-3. - Новочеркасск, 1891-1894. - 4 т.; 25.
Т. 2. Ч. 1. - 1894.
2.Богаевский Л.В. «Старочеркасский собор 1719-1919 гг., изд. Новочеркасск, 1919 г.
3.Дружинин В.Г. «Раскол на Дону в конце XVII века», СПб, 1889 г.
4.Известия императорской археологической комиссии, вып. 64, Петербург, 1917 г.
5.Левитский Г.А. «Старочеркасск и его достопримечательности», изд. Новочеркасск, 1906г.
6.Лаврский Н. «Черкасск и его старина», М. изд. «Искусство и жизнь», 1917 г.
7.Подьяпольская Е.П. «Новое о восстании Булавина», ж/л «Исторический архив»
№6 1960 г.
8.Савельев А.М. «Трехсотлетие Войска Донского 1570-1870 гг.», СПб, 1870 г.
9.ЦГАДА ф. 111 №23 л.803, 1718 г., 17 января – Челобитная донских казаков Андрея Иванова с товарищами с просьбой о выдаче проезжего листа казаку Максиму Иванову в Соловецкий монастырь.
10.ГАРО ф.55 оп.1 дело 419 (фонд Х.И. Попова – опись дел Старочеркасского архива).
11.ГАРО ф.226 оп. 3 ед.хр. 9821 св.581 (Опись Старочеркасского Войскового Воскресенского Собора учинённая по указу Донской духовной консистории в 1894г. на 130 листах 1 августа 26 дня 1893 г.).
12.ГАРО ф.226, оп.2. ед.хр. 5988 и 2 об.
13.ГАРО ф.338 оп.1. д.751 л.2.
14. Дела донские кн.4, Стб. 442, Стб 555.
15.ЦГАДА ф. 111 оп.1 ед.хр. 4 и 5.
16.ЦГАДА ф. 111 оп. 1 ед.хр. 5 л. 217-217 об.
17.ЦГАДА ф. 111 ед.хр. 21 лл. 26-30 об.
18.ЦГАДА ф. 11 ед.хр. 23 л. 568 об, 575, 569 об, 803-803 об.
19.Сборник обл. войска Донского стат. комитета вып. 6, Новочеркасск, 1906г.
20.Сборник обл. войска Донского, стат. комитета вып. 6, Новочеркасск, 1906г.
21. ГАРО ф. 226 оп. 3 ед. хр. 9821 св.581.
22. ГАРО ф. 55 ед. хр. 219.
23. ГАРО ф. 226 оп. 3 ед. хр. 9821 св. 581
24. Дело Императорской археологической комиссии ф/к СИАМЗ №2370 с. 75.
25. ГАРО ф. дореволюционных дел ф. 226 оп. 2 ед. хр. 5988 л. 2 об.
26. ГАРО ф. 338 оп. 1 д. 751 л. 2.
27. Известия императорской  археологической  комиссии вып. 64. Петербург 1917 с. 59-60.
28. ГАРО ф. 226 оп. 3 ед. хр. 739.
29. СИАМЗ НВ № 186.
30. ГАРО Ф.Р. 2577 оп. 1913 л. 183.
Бузнякова Татьяна Алексеевна
Ст.н.сотрудник Старочеркасского музея-заповедника.


Рецензии