19. Вдова

На фото моя мама, Екатерина Дмитриевна Калашникова.


Я помню, когда я первый раз услышала это слово и поняла его суть. 
  Мама работала днём секретарём машинисткой на опытной гидромелиоративной станции от  СХИ,  вечером преподавала в школе рабочей молодёжи русский и литературу, а по ночам проверяла тетради и ещё училась заочно в пед. институте. 
  Как-то мы были у неё на работе и подружились там с девочкой, Таней Деснер, професорской дочкой .

  Хорошо помню их  богатый дом. Танины родители были научные сотрудники. Именно, в их доме я впервые в жизни попробовала вафли, и до сих пор помню  этот необыкновенно нежный и хрустящий вкус. Танина  бабушка, Агнесса Сарафаиловна,  от души угощала нас и, конечно, с глубокой грустью произнесла эти слова, что моя мама ... вдова. Она сожалела о том, как же ей трудно с двумя сиротами...

  Я знала, что  наш папа погиб. Его убили  в Эстонии незадолго до моего рождения. Но, как-то это воспринималось... само собой. Это была наша жизнь, какая есть...
И вдруг это слово - вдова! Как удар по щеке.
А мы - значит, кто? Сироты. А наша умница и красавица мамочка - вдова?

И мир перевернулся! И боль, острая боль безжалостно резанула детское сердечко. Слёзы брызнули из глаз, я разрыдалась. Это новое, непонятное ощущение обделённости. Я взглянула на Таню и поняла: у неё всё, а у нас нет папы и мы сироты...сироты... а мама ...вдова...такое страшное, жестокое слово...вдова... как клеймо!
Мама - вдова!

Агнесса Сарафаиловна перепугалась,  бедная, начала меня успокаивать. Что было дальше, не помню. Помню, что я не стала спрашивать ни о чём у мамы, когда она пришла за нами, а ждала и терпела до дома, ведь там  был самый главный человек в моей жизни - дедушка Митя. Он всё объяснит и расскажет. Он утешит и успокоит, потому, что он - самый добрый, самый уважаемый, самый умный и самый любимый.

   Дедушка был в дровяном сарайчике, где на полочках в идеальном порядке хранились  инструменты: топоры, молотки, пилы -  все, что нужно мужчине для жизни в сельском доме.
  -Дедушка! Наша мама вдова? - с порога, уже не сдерживая слёзы выкрикнула я.

Хорошо помню его теплые руки, родной запах,
ту доброту, ту любовь, утешение...мммм...а его слова, впечатались в память на всю жизнь:
   -Успокойся и послушай меня,- дедушка обнял меня, прижал к себе мои трясущиеся плечики и долго гладил по голове. Когда я перестала рыдать и всхлипывать, сказал строго и сурово:
     -Ваш отец погиб при исполнении служебных обязанностей. Погиб, как герой. Вы должны знать это, помнить его и гордиться им. А мама ваша - вдова героя. А вы с Сашей - сироты и должны быть достойны его светлой памяти! Ты поняла меня? И не плачь больше. Подними голову. Гордись погибшим отцом!

  С тех пор в моём лексиконе не было слова - "папа", а была эта фраза, как приговор: отец погиб при исполнении...
И острая иголочка под сердцем ...навсегда...мы - сироты, а наша  мама - вдова...
А папа - отец! И он погиб при исполнении...


Рецензии
Для детской психики сильнейший удар!
Надеюсь, эта тётечка Агнесса Сарафаиловна не со зла так сделала хотела посочувствовать, а вышло, как вышло и потом она жалела об этом.
Знаете Нина, у зажиточных людей почему-то душа черствее.
Я это уже не раз замечала.
Что-то с ними не то происходит.
От довольства и пресыщения?
Не знаю. Но чем проще человек, тем легче с ним общаться.
Тем он более чуткий.
Спасибо! Хороший урок другим!
Не лезь в чужие раны!

Натали Бизанс   04.12.2023 13:07     Заявить о нарушении
Она добрая была.
Это я не понимала всего трагизма.
И вдруг - неожиданно...
Ещё ребёнок.
Спасибо дедушке Мите, вправил мозги на место.
Благодарю, Наточка.

Нина Калашникова   05.12.2023 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.