Диссертация Ю. Г. Вешнинского

Б.Б.Родоман

Выступление на защите кандидатской диссертации Ю.Г. Вешнинского
24 февраля 2010 г.

        Я неформально и случайно представляю здесь географическую науку и Институт наследия, в котором служу вместе с Юрием Григорьевичем. Его работа,  не только культурологическая, но и географическая, могла бы претендовать на учёную степень и в географических науках. С трудами Ю.Г. мы, географы,  знакомы с незапамятных времён, т.е. уже несколько десятилетий, и имеем о них наглядное представление, так как буквально окружены и завалены его картограммами и таблицами. Я недоумеваю, почему эти яркие картограммы на продемонстрированы на защите и не включены в автореферат. Может быть, диссертант боялся отпугнуть культурологов непривычным для них видом тематических географических карт? Или ему было технически трудно показать их на слайдах и казалось неприличным, да и негде было, повесить плакаты в зале заседаний? В наше время ради одного изображения тащат в аудиторию компьютер и человека, умеющего нажимать на клавиши. Впрочем, эти чертежи есть в диссертации (правда, очень небольшая их часть), которая сейчас ходит по рукам и доступна для перелистывания всем присутствующим на нашем заседании.
        В работах Ю.Г. вырисовываются три яркие картины: 1) портрет страны и её городов, 2) портрет обывателя с его географическими представлениями о стране и 3) портрет средств массовой информации, которые эти представления формируют. К  важнейшим источникам сведений о стране надо отнести  не только такое средство массового оболванивания (СМО), как телевидение, но также школьные программы и учебники (по истории, географии,  литературе). Соответственно, мы можем предъявить претензии к трём объектам, изображённым на этих картинах.
        1. Упрёки руководству страны, которое  допускает такую поляризацию в обществе, не только по вертикали (между социальными стратами), но и по горизонтали – между регионами, городами, частями городов, а также между их центрами и перифериями. Разве не позор для России, что в ней находятся самые грязные в мире, ядовитые города – Норильск, Дзержинск, Нижний Тагил? И что даже в процветающей Москве выделяются депрессивные микрорайоны? Такое нарастание контрастов чревато социальными взрывами.
        2. Упрёки обывателю за то, что он плохо знает свою страну, мало по ней путешествует, питается фантазиями и мифами, подбрасываемыми ему пропагандой – рекламной, политической, клерикальной и пр. Отсюда вытекают  причудливые «народные» оценки территории, которые профессиональному географу кажутся прежде всего плодами невежества.
        3. Претензии к источникам информации – к телевидению, к общеобразовательной школе, которые недостаточно занимаются географическим просвещением народа. Порочность этих источников заключается не столько в их чрезмерной тенденциозности и частичной лживости, сколько в характере отбора сведений и в нарочитом замалчивании некоторых тем. Мало практикуются школьные экскурсии как обязательный элемент образования, финансируемый государством наравне с прочими учебными предметами. Убог и хромает внутренний туризм. Сколько-нибудь состоятельные «трудящиеся» отдыхают и путешествуют в зарубежных странах, так и не познакомившись толком со своей Россией и даже не веря в то, что в ней можно найти что-то интересное.
        Таковы некоторые аспекты исследований Ю.Г. Вешнинского, на которых я хотел остановиться в дополнение к тому, что уже было сказано. На замечание Эльны Александровны Орловой о пространстве хочу сказать, что в работах Ю.Г. рассматриваются разные пространства, в том числе географическое, и хорошо бы показать в дальнейшем, как они между собой соотносятся, как пересекаются. Для этого можно использовать многомерные таблицы (матрицы) и другие столь же интересные инструменты. К тому, что сказал А.В. Каменец об эстетике пространства, хочу добавить, что ярким отрицательным примером «неэстетичной» среды может служить тот городской район, в котором мы сейчас находимся, да и сама «архитектура» здания Академии, её интерьер не соответствуют её назначению и оставляют желать лучшего.
        Ю.Г. Вешнинский инициировал новое направление социологической и географической науки, но за понятием  «направление» следуют ещё два ключевых слова – «школа» и «ученики», а где они? Ю.Г. скромен, очень скромен, он не занимается шумной рекламой своих работ, а подбрасывает их нам тихо, кладёт на стол, мы их читаем, а что дальше? Ю.Г. не только скромен, но и робок, особенно робок и не уверен в себе в карьерном смысле и по оценке своего положения в научном сообществе, и от этой робости его мы должны, пожалуй, лечить –  в той тёплой,  дружеской атмосфере, которая так ярко проявилась на нашем заседании. 

        24 февраля 2010 г.

        Подготовлено для "Проза.ру" 25 апреля 2019 г.   
    


Рецензии
Остро!
Помню, как прекратилось удушье от завода Серп и Молот в Москве девяностых годов

Зус Вайман   30.04.2025 18:46     Заявить о нарушении