Братья Стругацкие против Герберта Уэллса

Братья Стругацкие, - Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (1933-2012), - относились к Герберту Уэллсу (1866-1946) с надлежащим пиететом и никогда не вступали с ним в открытый спор.
Оно и понятно. Самые важные романы были созданы Уэллсом ещё в конце ХIХ века: "Машина времени" (1895), "Остров доктора Моро" (1896), "Человек-невидимка" и "Война миров" (оба - 1897).
Людям, жившим и творившим во второй половине ХХ века вступать в полемику со "старцем" из века ХIХ? Нет. Не такое у них было воспитание...
Но, если скрупулёзно прочитать шуточную повесть братьев "Понедельник начинается в субботу" (1963-1965), наличие принципиальных разногласий между Уэллсом и Стругацкими станет очевидным...
"Понедельник..." - несерьёзная книга. Сами авторы не считали её основополагающей  в своём творчестве и называли "капустником", "смешной повестушкой" и т.п. Но, попадая к читателям, книги иногда начинают жить своей жизнью, совершенно независимо от воли авторов. Так случилось и с "Понедельником...". Для многих поклонников творчества братьев "Понедельник..." стал "настольной книгой". Существуют фанаты Стругацких, утверждающие, что они "выросли" на "Понедельнике...", и не только они сами, но даже "несколько поколений читателей"...
Аркадия и Бориса подобные восторги совсем не радовали, но значение книг определяется восприятием читателей, а не авторов. (Хотя лично я в конкретном случае согласен именно с авторами...)
.........
В конце теперь уже позапрошлого века Герберт Уэллс говорил своим читателям о том, что научно-технический прогресс совсем не обязательно сделает жизнь людей более достойной и доброй. Развитие техники может сопровождаться духовной и физической деградацией мыслящих существ. Преданность науке, максимальная реализация своих творческих способностей могут способствовать увеличению зла в мире...
В "Понедельнике..." нарисована прямо противоположная картина. Как писал Роман Арбитман, один из поклонников Стругацких, «"Понедельник начинается в субботу" стал, прежде всего, истинным апофеозом Науки и Научного Работника, вдохновенным гимном людям в НТР».
Научные Работники у Стругацких, это маги - специалисты "НИИ Чародейства и Волшебства" (НИИ ЧАВО).
"Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. ...Они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же... Человек - переходная ступень от неандертальца к магу..."
"Понедельник..." - сказочная повесть, а мы с детства знаем:
"Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок".
Несложно "извлечь урок" из этой сказки, да и "урок" не слишком новый... Герберт Уэллс хорошо знал такие "уроки" и резко протестовал против подобных воззрений...
Почти все мы в той или иной мере дети своего времени и своей социальной среды. Герберт Уэллс был сыном разорившегося лавочника-неудачника и жил в стране, где социальное положение традиционно имело большое значение. Вполне естественно, что ему были противны любые проявления элитарности, любой снобизм. (Позднее он говорил о себе: "Я прожил не исключительную жизнь, а шаблонную; ее ценность - в ее типичности; благодаря этому она и сохраняет свой интерес".) А братья Стругацкие тогда уже начали ощущать себя выразителями мировоззрения определенной части советской интеллигенции, той части, представителям которой было обидно, что их официально называют "социальной прослойкой".  Интеллигенты хотели чувствовать себя "мозгом нации" и в общем то имели на это некоторые основания, хотя и не бесспорные. Отсюда и попытка Стругацких показать достойных представителей научной интеллигенции стоящими на более высокой ступени развития, нежели обычные люди...
Среди персонажей вышеназванных романов Уэллса выделяются своими неординарными качествами Гриффин, "первый из людей, сумевший стать невидимым... даровитый физик, равного которому ещё не видел свет", и доктор Моро, гениальный хирург, биолог, посвятивший свою жизнь "изучению пластичности живых форм". Гриффин и Моро тоже "стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди". Но эти "другие отношения" сводятся к полному отрицанию общепринятых моральных норм.
Гриффин без тени раскаяния вспоминает: "Три года я работал скрываясь, в непрестанной тревоге и наконец понял, что закончить мой опыт невозможно... Деньги... Тогда я ограбил своего старика, ограбил родного отца... Деньги были чужие и он застрелился".
Доктор Моро двадцать лет подряд ставит жестокие опыты над животными и это стало для него нормой: "Жалость... Я вспоминаю о ней, как о чем-то давно забытом. Я желал, - это было единственное, чего я желал, - изучить до конца пластичность живого организма. До сих пор меня никогда не беспокоила нравственная сторона дела..."
Есть или нет у Гриффина и Моро что-либо общего с магами, придуманными Стругацкими, кроме страсти к научным исследованиям?
Есть.
Гриффин рассуждает: "Работаешь долгие годы, придумываешь, строишь планы, а потом какой-нибудь безмозглый, тупой идиот становится тебе поперек дороги! Дураки всех сортов, какие только существуют на свете, старались помешать мне. Если так будет продолжаться, я взбешусь окончательно и начну крошить их направо и налево..."
А вот Саша Привалов из НИИ ЧАВО рассказывает о симпатичнейшем, очень трудолюбивом и талантливом маге Витьке Корнееве: "Витька коротко глянул на меня и я присел. Шутки кончились.Витька находился в таком состоянии, когда увлеченные работой маги превращают окружающих в пауков, мокриц, ящериц и других тихих животных..."
Ну что же: каждый справляется с мешающими дураками, как умеет...
Вот ещё один выдающийся маг: "Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, был человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный. Некогда, в ранней юности, он долго был Великим Инквизитором и по сию пору сохранил тогдашние замашки. Почти все свои неудобопонятные эксперименты он производил либо над собой, либо над своими ближайшими сотрудниками..."
Это, конечно, шутка, но ведь в каждой шутке есть доля правды. Научные методы познания Хунты в принципе такие же, как и у Гриффина, и у Моро...
Любопытно, что доктор Моро среди своих предшественников называл инквизиторов: "Есть основания подозревать, что всё это уже практиковалось втайне. Возьмём хотя бы сиамских близнецов... А в подземельях инквизиции... Конечно, главной целью инквизиторов была утончённая пытка, но во всяком случае некоторые из них должны были обладать известной научной любознательностью..."
Главное различие между Моро и Хунтой заключается в отношении Авторов к своим персонажам. Герберт Уэллс безоговорочно осуждает доктора Моро, как и Гриффина. Стругацкие относятся к Хунте с нескрываемым, хотя и немного ироничным, почтением...
.........
Повесть "Понедельник начинается в субботу" в нашей стране гораздо популярнее, чем романы Уэллса. Вообще к творчеству Уэллса у многих довольно пренебрежительное отношение: "Книги для школьников средних классов". Но мне ближе Уэллс. Он добрый и мудрый...
А науку Уэллс совсем не отрицает. При условии наличия нравственных ограничений у Людей Науки. Нравственных ограничений, присущих "обыкновенным людям".


Рецензии
Хорошая получилась статья. Читал с интересом. Очень жаль, что для многих людей моего поколения (я родился в 1983 году) Стругацкие и Уэллс - пустой звук.

Владимир Швец 3   08.05.2019 17:37     Заявить о нарушении
Да, уважаемый Владимир, классики фантастики сегодня многими и из моего поколения воспринимаются, как "устаревшие". Конечно, у современных фантастов намного больше "наворотов", но больше ли от этого смысла? Я не уверен...

Андрей Иванович Ляпчев   08.05.2019 19:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.