Патографический очерк о Марии Башкирцевой

(Репортаж № 33)


Марию Константиновну Башкирцеву (1858 - 1884) вряд ли можно причислить к гениям, но личностью она была, безусловно, незаурядной и очень талантливой. Однако очень немногим удаётся полностью раскрыть все свои способности до 24 лет. Марина Цветаева точно написала про неё:
«Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало – отпустил.
О, звёздная её дорога!
Лишь на холсты хватило сил».

Уточним, известность Башкирцева получила в первую очередь благодаря своему тысячестраничному «Дневнику». Обычному дневнику, в который она с двенадцати лет и до самой смерти записывала, как обычная другая девушка, свои мысли, переживания и события прошедшего дня.

Впрочем, нет. Дневник Башкирцевой, опубликованный через три года после её смерти, не был обычным, если огромным тиражом разошёлся по всей Европе, имея оглушительный успех. И, наверное, не даром английский премьер-министр того времени сэр Уильям Гладстон назвал его «самой замечательной книгой столетия».

Нельзя сказать, что Мария недооценивала свои способности. Она хотела, чтобы её дневник был опубликован. «Я завещаю свой дневник публике… Я представляю вам здесь нечто невиданное… Когда я умру, прочтут мою жизнь, которую я нахожу очень замечательной (впрочем иначе и быть не может)», - пишет она без ложной скромности. Её слова: «Ничего – прежде меня, ничего – после меня, ничего – кроме меня», звучат, разумеется, претенциозно и высокомерно.

Но надо отдать должное упорству и честолюбию Башкирцевой, так как феноменальному развитию своих способностей она в первую очередь обязана самой себе.

«У меня не было детства» - с полным правом записывает она в дневнике. Ещё бы! Мария сама составляла программу своих учебных занятий, в которую входили математика, физика и химия, латынь и древнегреческий язык. Немецким, английским и итальянским она владела уже с детства, а французский язык был для неё родным языком, на нём она думала и вела свой дневник. В то же самое время Башкирцева страстно занималась музыкой. Разумеется, при таком «непрофессиональном» подходе образование её, несмотря на многосторонность, отличалось крайней бессистемностью и отрывочностью. Но заносчивая и надменная аристократка уже в детские годы искала для себя занятия, не характерные для барышень её возраста.

Да, Бог действительно даровал ей целую россыпь талантов. У неё был великолепный голос (сопрано), литературное дарование, способности полиглота, талант музыканта и художника. Её картины выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее, в музеях Парижа, Ниццы, Амстердама. У неё было знатное происхождение, она считалась редкой красавицей и богатой наследницей. А ещё – она очень хотела стать знаменитой! [Запись в «Дневнике» от 23.11.1874 г.] «Придёт день, когда по всей земле моё имя прогремит подобно удару грома».

Всюду Башкирцеву окружали роскошь и всеобщее обожание. Мария жадно схватывала всё новое и много училась - иностранные языки и философия, история и литература, музыка и пение - и во всём она хотела быть первой, потому что цель Марии Башкирцевой не выгодное замужество с графом или бароном, а ни много, ни мало - покорение мира!

Она чувствовала своё отличие от других представительниц прекрасного пола. «У меня женского только и есть, что оболочка, и оболочка чертовски женственна; что же касается остального, то оно чертовски другое». Так писала Мария в своём дневнике уже в семнадцатилетнем возрасте.

В судьбе Башкирцевой можно увидеть мистический элемент: судьба словно сопротивлялась проявлениям её талантов. Как только одарённость девушки начинала достигать высоты, рок останавливал её, чтобы не дать ей достичь гениального уровня. В восемнадцать лет Мария начинает глохнуть, в девятнадцать теряет свой уникальный голос. И начинает медленно умирать от туберкулёза. Но ещё может рисовать, лепить скульптуры, игриво переписываться с Мопассаном, которому она хотела поручить издание своего «Дневника», но вскоре разочаровалась в знаменитом французском беллетристе; принимать участие в беседах изысканного общества писателей, художников, политических деятелей. Хотя нарастающие симптомы болезни никак не способствовали творческой или даже светской жизни.

В июле 1880 года она записала в дневнике: «…у меня такая боль между шеей и левым ухом, что можно сойти с ума». А в августе 1881 года: «Я не всегда слышу, что говорят мне натурщики, и дрожу от страха при мысли, что они заговорят; и разве от этого не страдает работа?»

В это время Мария уже знала, что приговорена и что смерть не за горами. Но ощущение преждевременной гибели только придавало ей энергии и исключительную целенаправленность. Она торопилась успеть реализовать свои таланты. Как бы прощаясь с жизнью, Башкирцева начала писать большое панно «Весна», на котором молодая женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, погружённая в сладкие грёзы.

Насколько богатой оказалась её творческая и душевная биография, настолько же скудной представляется личная жизнь. Башкирцева так и не познала большой любви, хотя была готова и, что не удивительно для её возраста, стремилась к ней. И под конец своей такой короткой жизни сама поняла этот факт. «Я нахожу, что с моей стороны было глупо не заняться единственною вещью, дающею счастье, заставляющею забывать все горести – любовью». Видно, что и девственность ей уже была в тягость. «Я скажу сейчас ужасную вещь, но бывают моменты, когда любой… любой… короче, любое существо во фраке, сидящее перед вами на спектакле или стоящее перед вами в гостиной, может вызвать такие мысли, которые вряд ли можно считать пристойными». (Запись от августа 08.1882 г.).

Прогрессирующее заболевание туберкулёзом не дало возможности ей отметить свой двадцать четвёртый день рождения. Похоронена русская девушка Мария в самом центре Парижа на кладбище Пасси.

А теперь посмотрим на Марию Башкирцеву психиатрическим взглядом.

Истерические психопаты всегда заслоняют людей с нормальной психикой, ведь они стремятся только к одному - чтобы выделиться. Если их жизнь складывается по не зависящим от них причинам трагично, то они в ещё большей степени привлекают к себе внимание. Причём самыми различными способами: от социально позитивных (артистическое поведение) до социально негативных (вычурная одежда и поведение, демонстративные правонарушения). Истерические черты характера могут играть положительную роль только в сочетании с творческими достижениями, так как помогают быстрее добиться общественного признания.

Дневники Марии Башкирцевой полны самолюбования и стремления к «самодемонстрации». Отправившись, например, осенью 1876 года на Украину, Башкирцева лихорадочно расширяет свои знания по сельскому хозяйству, но только для того, чтобы «удивить кого-нибудь разговором о посеве ячменя или качестве ржи, рядом со стихом Шекспира или тирадою из философии Платона». Другими словами, снова привлечь к себе внимание, что так свойственно истерической личности.

Истеричкам, позволим себе такой эпитет в отношении Башкирцевой, свойственна склонность к обману. И проявления расстройств психики у Марии не стали исключением в клинической картине этого расстройства. Приведём один пример. Так, добиваясь славы всеми возможными (приемлемыми и не очень) путями, послала на выставку в Ниццу чужую скульптурную работу, выдав её за творение своих рук.
Во всех справочниках и современных энциклопедиях Башкирцева с лёгкой руки своей матери пишется как рождённая в 1860 году, тогда как на самом деле она родилась в 1858 году. Причина одна: чем в более раннем возрасте проявились её таланты, тем трагичней и поэтичней выглядит судьба этого чуда-ребёнка.

И всё равно хочется согласиться с Мариной Цветаевой, посвятившей Башкирцевой первую книгу своих стихотворений и написавшей:

«Принцесса, на земле не встретившая принца,
Оставшаяся нам загадкой и цветком, -
Наш мир не стоил твоего мизинца
С точёным ноготком!»

Диагноз Марии Башкирцевой – «истерическая психопатия» - в настоящее время звучит более политкорректно: «Истерическое расстройство личности». Суть заболевания, разумеется, от этого не меняется, так как не существует «хороших» или «плохих» диагнозов, также как нет «хороших» или «плохих» пациентов. Если бы Башкирцева страдала только психическим расстройством - истерией, то искусство (и живописное, и литературное, и вокальное) могло бы обогатиться ещё не одним шедевром, в немалой степени благодаря именно патологическому складу её характера, желанию показать себя, продемонстрировать окружающим все свои таланты. Но наличие такого тяжёлого и в девятнадцатом веке практически неизлечимого заболевания, как туберкулёз, явилось причиной преждевременной смерти талантливой девушки.

Башкирцева напрасно боялась, что её забудут потомки. В одном из музеев Парижа есть статуя «Бессмертие» скульптора Ланжепье. Красивый юноша держит свиток с именами художников, умерших молодыми и заслужившими посмертную славу. Среди имён только одно женское – Марии Башкирцевой.

***


Рецензии
интересно, в каком направлении может повлиять знакомство с подобными биографиями на формирование личности?

Дмитрий Савостин   14.07.2019 14:54     Заявить о нарушении
Смотря чью личность вы имеет ввиду. Если личность психически нормального читателя, то в плане познавательном, если личность читателя с психическими девиациями, то вполне психотерапевтически. И с психическими расстройством разного уровня одарённый человек может полностью реализовать себя и добиться успеха.

Александр Шувалов   14.07.2019 15:10   Заявить о нарушении
Пожалуй, знакомство с подобными биографиями в большом количестве способно заставить задаться вопросом: а что, собственно, лучше — остаться на уровне ординарности и тем избежать многих бед (может быть, даже искусственно задавив в себе поползновения к чересчур "высокому"), или же достигнуть каких-то недоступных другим "вершин" ценой своего психического и физического здоровья? Если бы каждый человек в достаточно раннем возрасте мог трезво и документально обоснованно оценить риски и решить для себя: чего же он, собственно, хочет и стоит ли игра свеч? Я бы этот сборник патографий сделал обязательным для изучения в средней школе. Возможно, стало бы меньше гениев, но больше счастливых людей.

Никодим Терский   15.02.2024 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.