Как в 80-х я шил одежду

Из сборника "Времена перестройки"

                "Увлечённая швея часов не наблюдает"
                Русская народная пословица

     Вернувшись в 82 году из 2-х годичной командировки в Афганистан, я очень сильно устал, как физически, так и морально. Ведь все это время приходилось регулярно недосыпать, месяцами обходиться без выходных, питаться кое-как, чем бог пошлет.  На бесчисленных дежурствах, часто сутки через сутки спать удавалось иногда только по два часа в день,  а после смены нужно было лететь куда-нибудь в провинцию иногда на несколько дней, где часто приходилось ещё и ночевать.
         
          К этому нужно добавить бесконечные необоснованные разносы, обвинения и угрозы, как правило, в оскорбительной, грубой, унижающей человеческое достоинство форме со стороны многочисленного начальства, что  тоже не доставляло особой радости и не поднимало моральный дух.
       
         И все это при постоянном ощущении опасности подвергнуться нападению, быть сбитым в вертолете, или в самолете, подорваться на мине, или попасть в засаду.  Да, в те годы в повседневной в жизни в Союзе можно было, наверное, тоже попасть в опасную ситуацию, подорвать здоровье, или даже погибнуть. Но вероятность этого, наверное, всё же была не такой высокой, как в Афганистане, где в течение 2-х лет испытывать ощущение близкой опасности приходилось каждый день, постоянно, как и носить с собой готовое к бою оружие, видеть обезображенные тела тех, кому не повезло и на месте которых мог бы оказаться сам.   
         
       Вот почему первое время после возвращения в Союз я решил просто отдохнуть, отоспаться, и прийти в норму.  Теперь, на новом месте от меня не требовалось, как в воинской части, где я служил перед поездкой в Афганистан, часто выходить на службу в выходные, оставаться на работе после окончания рабочего дня и заступать на многочисленные в течение месяца суточные дежурства. Свободного времени у меня было много и оставалось только найти какое-нибудь интересное и в тоже время полезное дело, которым можно было бы заняться.
            И такое дело нашлось.
       В начале 80-х, в стране был дефицит модной одежды. Отечественные предприятия шили лишь сильно отстающие от моды совсем неприглядные на вид рубашки и брюки, а детская одежда, предлагаемая в магазинах, вообще не выдерживала никакой критики.
             В тоже время в киосках Союзпечати свободно продавали журналы мод из социалистических стран: Бурда, Прамо и др.  В них не только размещали фотографии модной тогда в Европе одежды, но давали выкройки, по которым можно было сшить все это самому. 

         Как-то размышляя, глядя на подрастающего сына, о том, что для меня с каждым днём всё более актуальным становится вопрос приобретения для него новой, модной одежды, каждому ведь отцу хочется, чтобы его ребёнок выглядел всегда красиво. я подумал, а что, если мне самому попытаться исправить ошибку партии и правительства по обеспечению современной, красивой одеждой себя и моей семьи.
        Идея показалась вполне осуществимой.
        Для этого нужно ведь было всего лишь научиться строчить на швейной машинке, а это мне не казалось сложной или невыполнимой задачей. 

     Тем более, что ещё с 11 лет в суворовском училище я постепенно приучил себя к мысли, что при желании всегда должен и смогу научиться в жизни делать всё, чему научились и что могут делать другие, обычные люди. Нужно только приложить к этому необходимые настойчивость и желание.   

           В моем самом раннем детстве моя мама вела курсы кройки и шитья в доме офицеров, в группе советских войск в Германии. Дома у нас всегда стояла большая немецкая швейная машинка с ножным приводом, в тумбе из темного дерева. Мама покупала множество немецких журналов мод с выкройками, сама конструировала и шила платья для знакомых и родственников. Когда мне было лет 10-12, я иногда даже расспрашивал её, как нужно строчить на машинке, а она охотно показывала и рассказывала, всё подробно объясняя. Пару раз я даже пробовал что-то делать и сам.   
        Позже уже в суворовском военном училище мы сами зауживали и перешивали форменные шерстяные брюки с лампасами, правда делали это вручную, кропотливо и долго тщательно работая простой ниткой с иголкой.

        И вот теперь я решил научиться все делать самостоятельно. Мама жила теперь далеко от нас, в Киеве, и проконсультировать уже не могла.
      
        Для начала   купил швейную машинку: по советам знакомых самую распространенную тогда, простую и недорогую «Чайка», с ножным электрическим приводом. С помощью инструкции по использованию, что к чему удалось разобраться быстро.  Строчить тренировался для начала на обычных газетах, а потом и на материи от ненужных, устаревших вещей.   Оказалось, все было довольно просто.  Главное, как и во всём были внимательность, прилежание и старание.  За довольно короткий срок я неплохо освоил машинку и довольно быстро научился на ней строчить ровной фабричной строчкой. 

     Для изучения техники кроя и шитья купил толстую книгу с подробным описанием, что и как делать. 
     Выкройки в журналах мод давались в натуральную величину, с указанием размеров, но при желании можно было всегда легко увеличить или уменьшить размер до нужного. 
        Для того, чтобы раскроить материал для брюк, например, нужно было только наложить выкройку на ткань, обвести ее по контуру с запасом в 1 см. мелком и вырезать желательно большими и острыми ножницами.  Что делать дальше: порядок и очередность сшивания вырезанных частей подробно описывалось в книге. Там же рассказывалось, как изготовить наиболее сложные элементы в брюках: гульфик, пояс, карманы, клапаны и т.п. и все это сшить вместе. Трудностей при этом не было никаких.

          Потренировавшись на шитье несложных изделий: простых сумок из ткани, чехлов для переносных магнитол, я замахнулся на пошив детских брюк на сына 5 лет.

        В те годы особенно модными были модели из хлопчатобумажных однотонных светлых (серых, бежевых и т.п.) тканей, типа плащёвки.  Их, как отечественного, так и импортного производства, можно было при желании подобрать в магазине. 
        Ещё в Кабуле я про запас купил на всякий случай фурнитуру: фирменные джинсовые пуговицы*, этикетки и даже заклепки. Они там в дуканах*  продавались на каждом углу и стоили копейки.

         В журнале  выбрал модную тогда модель брюк  для мальчика 5-8 лет, с нагрудником и лямками. Нагрудник был с карманом на молнии, а лямки к нагруднику присоединялись специальными металлическими застежками. Их тоже было несложно достать.
           Ткань я выбрал защитного цвета ХБ, типа ткани из которой у нас шили армейское полевое обмундирование.  Поскольку в те времена об одежде судили ещё и по тому, есть ли на ней какая-нибудь фирменная этикетка, разумеется иностранная, я пришил на нагруднике этикетку, или, как модно тогда было говорить, лейбл, от моих старых джинсов.
     К самому низу штанины  суживались с помощь вшитых резинок, а для удобства снимать и одевать брюки в самом конце во внешних швах штанин   вшил молнии. Карманы были тоже накладные с красивой двойной джинсовой строчкой.   
           В целом получились супермодные детские штанишки, очень удобные, не маркие и износостойкие, т.к. материал был довольно плотный. 

            Следующим этапом было изготовление модных летних брюк для себя.
 Мне как раз нужны были легкие однотонные брюки, чтобы ходить в них на работу в жаркие летние месяцы, когда в костюме было очень жарко, а в джинсах на работу у нас в венном представительстве ходить можно было, но не желательно.   
      Тут уж не понадобилось ничего придумывать, в журнале давалась выкройка моего размера, наиболее распространенной тогда модели: с двумя защипами*, боковыми , т.е. косыми карманами (так называемый у специалистов карман с отрезным бочком, с наклонным входом)
      Штанины были слегка заужены  к низу. Ткань я подобрал тоже однотонную хб светлого бежевого цвета. Сзади был модный тогда прорезной карман с фигурным клапаном на простой пластмассовой пуговице.  Ну и в завершении вшил, как положено фирменную этикетку от старых фирменных брюк.
           Результат тоже был соответствующим. Все, кто спрашивал, где я это купил, отвечал, что в «Берёзке», что никаких сомнений ни у кого не вызвало, т.к. изредка в этом магазине я покупал импортные рубашки и свитера.
          Не забыл я, конечно, о жене и сшил ей красивую юбку, зауженную к низу, ходить на работу. Это оказалось проще- не нужно было кропотливо трудиться над карманами и гульфиком.   

       В целом же это моё не долгое увлечение позволило решить в трудную минуту вопрос с одеждой и приносило моральное удовлетворение.

___________________________

* -    «Джинсовая пуговица»  – металлическая пуговица, как правило с изображением названия или логотипа фирмы (Levi’s Strauss, Wrangler, Lee и т.д.),  используемая в одежде из джинсовых тканей, в отличие от обычной пуговицы, не пришивается, а прибивается входящим в комплект гвоздиком..
*   - «дукан» - лавка, магазинчик а Афганистане.
* - «гульфик» -  ширинка
 *-   «защипы»  -  складки на поясе брюк, между гульфиком и боковыми карманами  для  фиксации лишней ткани там, где брюки переходят от бедер к уровню талии.


Рецензии
Да уж, дались нам девяностые! Кто был не у "кормушки", те зарабатывали и экономили как могли. А те, кто учился в "Суворовском", все смогут!
Мне, сокращенному инженеру проектировщику, целый год (пока в нашем ПИ дела не пошли лучше)пришлось шить кроссовки на домашней швейной машинке. Конечно, это были заготовки верха. Трудно!
Многое пережили! Очень хочется, чтобы жизнь наших прекрасных новых поколений была лучше. Жаль, пока еще труднее!!!

С уважением и солидарностью. Людмила.

Людмила Петровна Осокина   18.03.2020 03:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.