Первые трамвайные аварии в Омске. 1936 год

Документальное эссе

Категория: 6 +

1.

Недавно я опубликовал короткое эссе об аварии с Омским трамвайным поездом № 305, произошедшей 8 февраля 1937 года и поторопился предположить, что это была самая первая из трамвайных аварий. Меня ввёл в заблуждение архивный документ об аварийности трамваев в РСФСР за 1936-1937 годы. В нём по Омскому трамваю Омску за 1936 год стоял прочерк [3]. Я думал, что это означало отсутствие аварий, но оказалось, что по ним у авторов просто не было данных.
Вскоре мне удалось найти заметку в газете «Омская правда», от 14 декабря 1936 года (№289 (500)), в которой рассказывалось о серьёзных проблемах первого месяца работы трамвайного движения в Омске. Думаю, данная информация будет интересна всем любителям общественного транспорта в Омске, и, своего рода «приквелом» моего документального эссе «Первая трамвайная авария в Омске. 1937 год» [1]. Я привожу данную статью полностью, со всеми особенностями орфографии. По этическим соображениям некоторые фамилии, указанные в статье, не приводятся.

2.

«Прошёл месяц сначала трамвайного движения в Омске.
За 23 дня ноября трамваем перевезено 160 тысяч человек, а с 1 по 9 декабря – 123 тыс. человек. Коммерческая скорость движения поездов увеличилась с 6,72 километра в ноябре до 9,8 километра в декабре. Достроено кольцо около вокзала и с 9 декабря началось движение по линии: вокзал – город, но с пересадкой около переезда городской ветки, так как до сих пор не устроен переход через железнодорожные пути. Вопрос о системе сигнализации на месте пересечения трамвайной линии с железнодорожной уже 40 дней «разрешают» заместитель начальника Омской железной дороги Свите, директор трамвайного треста Горюков и начальник трамвайстроя Смирнов. За месяц работы зарегистрировано пять сходов вагонов с рельсов,2 столкновения и ряд других, более мелких аварий. 10 ноября инструктор службы движения К., ведя трамвай, сшиб кронштейн на углу улиц К. Маркса и Перевозной, в результате чего поезда стояли 1 час 17 минут. А 9 ноября по вине вагоновожатой С. была поломана предохранительная сетка у моторного вагона.
За последнее время участились случаи запаздывания поездов в пути, что трамвайные работники об’ясняют износом алюминиевого контакта (не рановато ли?!) и недоделками на раз’ездах.
Трамвайный трест до сих пор не имеет графика движения поездов, диспетчерские не отоплены и не имеют телефонной связи с городом, на местах остановок не устроены павильоны для пассажиров, а в трампарке «ожидалки» для кондукторов и вагоновожатых.
Всё это вместе взятое является причиной крайне нечёткой работы трамвая, что вызывает вполне справедливые нарекания пассажиров» [2].

3.

От себя добавлю, что многие эти проблемы потом будут длиться годами, поскольку в военные и послевоенные годы Омский трамвай не будет иметь возможности улучшить  инфраструктуру, но, тем не менее, основная задача по перевозке и пассажиров, и грузов, всё-таки будет выполнена.

Литература:

1. Демешко В. Первая трамвайная авария в Омске. 1937 год //  http://proza.ru/2019/04/13/192
2. Месяц работы трамвая. // «Омская правда», 1936, 14 декабря, №289 (500), с. 4.
3. Пятилетний план (1945-1950 гг.) расширения трамвайного хозяйства в городе Омске. // Государственный исторический архив Омской области. Ф. 1100, оп. 1., д. 23, л. 63 об.

Фото из газеты "Омская правда" от 16 ноября 1936 года, № 265 (576), с. 3.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии