Партия 2017 г. Экон-е противоречия рабовл. об-ва

Партия 2017 г. Рабовладельческий строй. Экономические противоречия рабовладельческого общества.

Материал  соответствует названию параграфа в энциклопедии марксизма. Читаем и рассматриваем.

- - -
Энциклопедия марксизма:

Экономические противоречия рабовладельческого общества

В принудительном по своему характеру соединении работника производства — раба со средствами производства было заложено непримиримое внутреннее противоречие рабовладельческого способа производства, находившее выражение в противоречии экономических интересов рабовладельцев и рабов. Это было основное экономическое противоречие рабовладельческого способа производства. С одной стороны, работник производства — раб был полностью отделён от средств производства и не являлся даже собственником своей рабочей силы, а с другой стороны, находясь, как и средства производства, в собственности рабовладельцев, он был принудительно соединён со средствами производства. Поскольку весь продукт труда рабов присваивался рабовладельцами, рабы не были заинтересованы в своем труде, и их труд являлся малопроизводительным.

(Проект:
Какие такие противоречия  можно рассматривать  в рабстве между рабовладельцем  и рабом , если содержание человека в качестве раба становится обыденным делом людей свободных и  состоятельных. Почти что дело свободы, но одной стороны:   делаю , что хочу. Какие такие противоречия. Есть экономическая необходимость - можно и каторгу допустить. Что- то вспомнили из другого времени. Ну, и хорошо.  Получается возможность не попасть в рабство и не сгинуть со света по чьёму-то велению и есть свобода человека успешного и наиболее развитого государства. Интересные дела, свобода человека уже в те времена  зависела не только от социального статуса и материального положения семьи, но и от степени военного развития государства, в котором рождался и жил человек. В этом можно увидеть исходную позицию, предопределённые условия  для бытия человека в одном или другом качестве. Существо рабства и заключается в установление максимальных противоречий  в условиях жизни  рабовладельца и раба.  В том не противоречие, а сущность. Рабство - источник благополучия одной стороны, нищеты и обездоленности - другой. Какие противоречия, такие уж порядки, хоть и дикие, но для стада, даже   человеческого, сохранились на долгие времена. И совсем не звериные, если кто-то так о них говорит, то явно наговаривает на зверей. Никаких противоречий в поведении  рабовладельца и раба нет. Что определено одним (рабовладельцем) - есть закон и обязанность для другого. Это же не развитие человека, а развитие власти. Есть разница.

Как раба можно отделить от средств производства  - оно же сразу и  остановиться, ни способа, ни формации - ничего  не будет. Да уж, раб  соединялся со средствами производства  исключительно принудительно и только для во имя благополучия противной стороны. Первое в чём был заинтересован человек в состоянии раба, то это в освобождении от такого своего качества. остальное, уж, извините, мелочи жизни раба.)

Для рабовладельческого общества характерен антагонизм между работником производства — рабом и орудиями труда, которые были средствами его жестокой эксплуатации. Надеясь освободиться от тяжести принудительного труда, рабы часто приводили в негодность орудия производства. Поэтому в рабовладельческих хозяйствах применялись преимущественно грубые, трудно поддающиеся ломке орудия труда.

( Проект:
Ну, не могло быть никакого антагонизма у раба с орудиями труда: любые орудия труда всегда снижают физические нагрузки.  Уничтожение сложных механизмов могло и происходить, но уже в ходе бунта или как месть за рабство - результат продолжающейся скрытой войны.)

Одной из форм проявления основного противоречия рабовладельческого способа производства являлась противоположность между физическим и умственным трудом. Появившись впервые при рабовладельческом строе, противоположность между физическим и умственным трудом станет затем характерной для всех последующих классовых обществ.

( Проект:
 Противоречие между физическим и умственным трудом   скорее нет, чем есть. Наличие и тяжесть физического труда вызывают потребность механизации и рационализации выполнения работ, что уже является продуктом умственного труда.  Развитие умственного труда служит основанием снижения и тяжёлого физического труда. Да, здесь умственный труд отрицает физический, но он же не отрицает выполнение самой работы,  достижение соответствующего результата.

Конечно, есть различие в нагрузках на человека от физического и умственного труда, но и нагрузки в этих работах имеют разное качество. Умственный труд также бывает предельно тяжёлым. В нём существует и тяжёлая психофизиологическая составляющая, которая  может прямо воздействовать на состояние здоровья и предопределять возможность жизни.   Физический и умственный труд  в большой степени являются взаимосвязанными и не обходятся друг без друга. Один технологический процесс, одна работа, выполняемая даже одним человеком  могут требовать одновременно и физического и умственного труда. Их надлежащее соединение в работе служит основанием достижения успешного результата в работе.

Рабы, как правило ,были  или военнопленными, или людьми захваченными  в ходе военных походов и используемых с целью последующей продажи. Не рассматриваем  продаж главами семейств своих родственников - отдельные отношения.  Естественно, что раб в большинстве случаев своего рабства не имел заинтересованности  в повышении  производительности своего труда, в этих отношениях нет никакого противоречия между умственным и физическим трудом.  Противоречием же можно считать  качественное выполнение работ  против ухудшения условий жизни. Этого точно не было. явное вредительство, нежелание работать не являлось противоречием.)

Физический труд в рабовладельческом обществе был уделом рабов, а умственный — привилегией рабовладельцев, при этом представители умственного труда — рабовладельцы безжалостно и беспощадно эксплуатировали представителей физического труда — рабов. В этом конкретно выражалась противоположность между физическим и умственным трудом, носившая ярко выраженный классовый характер.

( Проект:
Парадокс логики: эксплуатация работниками умственного труда работников физического труда на основе классового характера отношений)

Возможность отделения труда умственного от труда физического возникает вследствие того, что подневольный, тяжёлый труд рабов доставляет рабовладельцам прибавочный продукт, позволяющий им не заниматься физическим трудом. По мере того, как развивались рабовладельческие отношения, увеличивалось число рабов, работавших на рабовладельцев, и усиливалась их эксплуатация, физическая работа постепенно превращалась в занятие, недостойное для свободного гражданина. Государственные дела, политика, философия, литература и искусство сосредоточиваются в руках рабовладельцев.

( Проект:
Отделение труда умственного от труда физического представляет собой организационно- технологическое разделение труда, они имеют разную форму и качество, по-разному выражают производственный процесс. Кроме использования рабов на физических работах, рабы были и предметами роскоши,  занимались  развитием культуры, обеспечением  общественного правопорядка.)

Расцвет науки, искусства и литературы древнего мира тесно связан с разделением умственного и физического труда, имевшего для этой ступени развития и определённое прогрессивное значение.

Антагонистический характер в условиях рабовладельческого способа производства имело и отделение города от деревни. Оно выступало как противоположность между городом и деревней.

( Проект:
Отделение города от деревни как противоречие между ними не выступает.  Развитие городского труда и новых видов деятельности предопределяло появление машин и технологий  для сельского производства, которое повышало производительность  труда, улучшало деревенский быт)

Города возникли в эпоху разложения первобытнообщинного строя в результате развития общественного разделения труда. С одной стороны, отделение города от деревни играло положительную роль, поскольку способствовало развитию специализации труда и повышению его производительности, а с другой — оно имело отрицательные последствия, так как усиление эксплуататорского господствующего положения города по отношению к деревне приводило к обеднению деревни и расхищению рабочей силы деревни, к упадку сельскохозяйственного производства. В условиях, когда сельское хозяйство оставалось важнейшей отраслью материального производства, его упадок оказывал весьма заметное отрицательное влияние на состояние всего общественного производства.

(Проект.
Появление города  стало результатом социального развития. Город возник как организация производства  новых продуктов и товаров в  новых организационно-технологических условиях. Конечно , приоритет получали те виды конкретного труда и те продукты его, что имели высокую полезность и спрос, выше ценились в денежном измерении)

Особенность рабовладельческого общества состояла в противоречивом сосуществовании двух типов хозяйства: крупных рабовладельческих хозяйств, базировавшихся на эксплуатации труда рабов, и хозяйств свободных производителей — крестьян и ремесленников. С течением времени противоречие между владельцами крупных рабовладельческих хозяйств и владельцами мелких хозяйств, основанных на личном труде, становилось всё глубже и острей.

(Проект:
Здесь нет противоречия, а есть преимущества организации и специализации. Возможности которых на крупных предприятиях всегда больше - в этом проявляется существо развития производства)

Армия рабовладельческих государств в период утверждения рабовладельческого способа производства формировалась из свободных граждан, т. е. главным образом из ремесленников и крестьян. Основу военной мощи рабовладельческих государств составляли именно они — мелкие свободные производители.

(не думаю, что совсем так, нужны были специальные навыки. для успешной армии нужны были опытные бойцы, часто использовались наёмники, которые могли за свою службу получать расчёт захваченным имуществом или рабами. Естественно, что сами они собирались под знамёнами наиболее сильных военноначальников и государств. И исход войны предопределялся до её начала. Такая вот предпринимательская деятельность на поле боя. А вот  семей и крестьян и ремесленников, очевидно на службу тоже уходили, но это уже были преимущественно-свободные члены семей, в некоторой части своей жизни могли специализироваться на участии в военных операциях и походах.

Но в результате конкуренции крупного производства, основанного на эксплуатации дешёвого рабского труда, и под бременем всевозрастающих налогов мелкие производители разорялись, превращались в рабов или люмпен-пролетариев.

В результате указанных процессов подрывались устои существования рабовладельческого строя.

( А вот здесь логическое противоречие: то, что , по утверждению энциклопедии  марксизма,  должно было развиваться, разорялось.)


Рецензии