Изр. гл. 1. Что мы знаем о Кавказе?

          


                Лучше гор могут быть     только горы...
                (из песни В. Высоцкого)



     Транзит через жемчужину черноморского побережья  Кавказа город Сочи   предвещал  хоть и  кратковременное, почти мимолетное,  но  наслаждение настоящей, сказочной  природой Кавказа.

             Для меня Кавказ  -  как Большой Барьерный Риф для Австралии,  Лос-Анджелес для Западного побережья США и Канны для  Средиземноморья, - небольшое место на географической территории страны, но с очень мощным   позитивным  наполнением.  Жемчужина по определению и по сути. Сочинский предолимпийский гламур как неотъемлемая составляющая курорта в данном случае не рассматривается вообще.
          Ограниченное время пересадки не давало возможности совершить променад по ближайшим окрестностям.  Но  любование  кавказской зеленью даже через огроменные стекла здания  аэровокзала было достаточно,  чтоб сбросить, оставить позади смрад грязного Ростова  и временно порвать все нити с "вчера".               
       Известно всем, что любой лес благотворно влияет на человека. Но почему именно кавказскому лесу хочется отдать должное?  В Крыму тоже леса.  Но там мной не чувствуется такой  мощный природный магнит. Живописные холмы  с, безусловно, живописными бухтами, с, безусловно, выдающимися памятники архитектуры, да и всего. Отдых только визуальный. Энергия морской стихии не умножается энергией  земли. Крымская земля с определенно точки зрения абсолютно безжизненна -  на полуострове катастрофическая нехватка пресной воды, и природа лишена такой важной энергетической составляющей, как горные речки и  речушки, что, в свою очередь, не может не ощущаться на общей ауре местности. Ведь именно туда хотел гоголевский Павел Иванович Чичиков переселить свои "мертвые души": в Херсонской  и Таврической губерниях раздавали земли даром в пользование помещикам. Бери - не хочу! Приезжай, живи! Раздавать то раздавали, но брать никто не хотел по указанной причине. С этого, собственно, и пошла завязка поэмы.               
          А Кавказ, в сравнении с   ближайшим географическим соседом Крымом, как раз-таки щедро одарен водными ресурсами. Да еще какими! И нам бы  следовало знать их истинную  ценность.  Морская вода, на самом деле, со всеми ее, несомненно, мощными  лечебными и тонизирующими свойствами,  лишь малая малость в живительном  букете  Кавказа. Избитая фраза: "Море, солнце и вода - наши лучшие друзья" ограничивается общими выводами. И глубже  этой триады народное рифмотворчество не пошло. К моему удивлению.  Значит, народ  не видит или не осознает. А между тем, горные речки и речушки Кавказа обладают своей лечебной неповторимой силой,  и ни морская вода, ни морской воздух не в состоянии скомпенсировать или заменить их влияние на человека.
               
   И можно бесконечно говорить о целебных свойствах морской  воды (и это будет верно),  но вода водопадов и родников имеет свои преимущества. Она структурирована особым образом, легко проникает в мембрану клетки и вымывает все шлаки.   Поэтому  купание в ледяной горной речке близ Лазаревки  для меня перекрыло впечатления не только морской воды, но и  самого Крещенского купания!  И испытанные мною десятки родников  по стране и близко не стояли по силе воздействия в сравнении с кавказскими речушками.
           Кавказ  - это особая мистика.     Все перечисления, даже самые эмоциональные,  достоинств этих мест будут   не больше чем  сотрясание воздуха,  пока не попробуешь сам, что называется,  всю эту мистику на зуб.    
И тайные мистические общества знают в этом направлении куда больше, чем мы. Немцы  неспроста рвались на Кавказ в Великую Отечественную.  Мало кто знает, что их  амбициозные интересы  на пути к Бакинской нефти имелись и в горах Кавказа,    куда целенаправленно  были посланы экспедиции для  поиска живоносных источников, обладающих силой, разве что сравнимой с фольклорной живой водой, оживившей мертвого  витязя из всем нам известной с детства поэме " Руслан и Людмила": "Водой живою героя старец окропил".               
             Второй магнит Кавказа после водных ресурсов -  это горы.
             Для   меня  даже  общеизвестная лечебная ценность морской воды, воздух, дизайнерское озеленение улиц Сочи  не превышает  того наполнения, которое дает всего лишь созерцание этих гор вживую.  В любое время года. В любую погоду.   Горы вообще сами по себе обладают магнитической силой,   которая вряд ли будет когда-либо изучена до конца.
Не только Гималаи  магнит для жаждущих приоткрыть тайны жизни в Шамбале, не только Монблан и Эверест притягательны для альпинистов и мировых рекордов. Горы великолепны всегда!  В прежние времена, помимо длительного отдыха летом,  заскакивала сюда и в межсезонье, и зимой   на недельку, на денек,  а то,  бывало, и вообще  на часок, и только  ради того, чтоб только вдохнуть в себя благодать этих мест.
      Природа же кавказских мест  способна  на многое, если говорить о влиянии на человека, помощи человеку, человеку чуткому, проницательному, духовному. 
      В самом деле,   бесконечен в своем разнообразии и не постижим в тайнах, этот уголок природы  готовит что-то новое. Только никогда не знаешь какую тайну готовят леса.  Бухта Инал. Озеро Рица. Реликтовая тиссо-самшитовая роща. Загадочные дольмены. Вкус лесных жареных грибов и что-то еще, еще и еще.
              Все любят горы, но мало кто задумывается, почему мы их любим, откуда магнит и какова сама природа притяжения к ним. Тем более  мало кто  обращает внимание на их формы.
       Между тем по всей России, да и по миру, находятся горы, в  форме которых, очертаниях можно угадать именно четырехсторонние  пирамиды: кавказский Эльбрус,  гора Черная Пирамида  на Красной Поляне,  гора Пирамида на Алтае,  в Хакасии гора Пирамида, горы-пирамиды Мяуканского хребта на БАМе,  на  Волге национальный  парк Самарская Лука  известен  пирамидами. Недалеко от Ессентуков находится гора Верблюд, грани которой  под углом девяносто градусов. Еще несколько подобных  гор находится отдельно от основного хребта и  тоже имеют правильные формы.
       Не вдаваясь в подробности  исследования о происхождении  гор-пирамид, стоит  подтвердить еще раз  сам факт  их мощного воздействия на человека.
      Пирамиды исправляют структуру  пространства внутри себя, приближают его к состоянию гармонии.    Меняют свои физические  и химические свойства полупроводники, углеродные материалы. У живых существ усиливается иммунитет, вырастает жизнеспособность клеточной ткани, пораженной разной инфекцией.
      Если присмотреться по внимательнее на структуру гор, которые изображены на картинах Николая  Рериха, то можно без особого труда  увидеть их как пирамиды.    При всей сомнительности в истинности  учения Агни Йоги беспорно одно: Николай  Рерих - выдающийся художник, и ему  удалось не только   изобразить  внешние пейзажи,  но и показать душу гор в своих картинах.
      И за невозможностью для большинства из нас выглядывать утром из окошка и здороваться   напрямую с горами(для понимающих), его картины становятся неплохой  альтернативой почувствовать горную сказку.
               А в Крыму нет гор-пирамид. Во всяком случае, выше уровня земли.       
            
         Так по дороге на Святую Землю все кажется знаковым, представляется как бы в своей истинной сути, которую, может, и знал, но забыл, стерлась из активной памяти за возней житейской. А тут увидел - и встрепенулся, приобрел второе дыхание, выросли новые крылья,  освежил живыми красками момент.   А жить все-таки стоит! И всего лишь несколько часовое пребывание...  да что там "пребывание" -  пустое, не наполненное  слово. Несколько взглядов через окно  как два неожиданно встретившихся взгляда в толпе, рождающие тотчас искру любви и  трансформирующие  естество   в новую жизнь.  Такое все родное, чистое. Имеет изначально вкус, цвет, запах, форму. Не надо изучать, присматриваться, принюхиваться, притираться.
                Да что там говорить, родная стихия,  взглянул - и влился в ту же секунду, ты уже там, и получил всё, что тебе надо для "сейчас" и для "завтра".               
                Ждала момента выскользнуть на улицу. И момент настал.  Избавившись от багажа и оставив паспорт-контроль на минут так десять позже, предусмотрительно взглянув на табло, затем на часы,  метнулась  в обратном от всего потока людей направлении. Хорошо, что людей было мало,  иначе бы посметала их с пути своей привычной манерой быстро двигаться при необходимости. И вот я уже на  огромной, опоясывающей здание, террасе.   Аэропорт заперт в горах. Чудный вид. Как будто вышел на задний двор своего лесного дома, развернутого прямо к лесу. Эфир звенит тишиной и дыханием леса, весенней свежестью и чистотой после недавно прекратившегося дождя.  Густой ковёр молодой зелени   дышит  весной.  После дождя.  Какой магнит...  Магнит!
               Все-таки хорошо, что транзит на Израиль именно здесь, не через Киев, Москву и даже Вену, как это было лет двадцать назад. Волшебство природы, как живые воды, смывают весь негатив с души и сердца.  ("Перед  свадьбой надо помыться", - думаю, так бы обыграл своеобразие момента Жванецкий, (но мысль моя, стилизованная под мэтра юмора,  зато  определение в точку). Да, действительно, непрогнозируемая  возможность  перенастроиться  и   эмоционально  подготовиться к главному,  положительно зарядиться, что   было бы  невозможно сделать на прямом рейсе. Это пересадочное  постороннее звено совершенно неожиданно для меня  заиграло плюсом.   Чтоб  смотреть только вперед. И вообще зачеркнуть,  не видеть  и никогда не вспоминать  последний прожитый   пройденный час.
          Так в какой-то момент  настоящее для меня стало  синтезом недалекого лучшего   прошлого и ближайшего потрясающего будущего. Это было здорово, и пожалуй,  единственное, но такое мощное  достоинство этого транзита.

          Заправившись   от природных даров  энергетическим потенциалом,  для полного кайфа (или его усиления) организм  попросил  чашечку кофе именно  в тот момент, когда взгляд направляющегося  на регистрацию тела   скользил по цепи  кафешек,  всегда обосновывающихся в таких местах,  в которых, если б их там не было, то все равно они б там оказались.   И имеющих  такую часто раздражающую особенность, что не приблизиться и не купить что-нибудь в них просто не возможно.    Длиннющий  Кафе-МОЛ...  Взгляд выбрал, как мне показалось, не самый дорогой вариант.  Подхожу. У стойки возле меня оказались двое мужчин, и, видимо, с моего рейса. Один из них,  муж женщины, зацепившей мое внимание еще в ростовском аэропорту,  опередив меня, поинтересовался стоимостью.
         -250 рублей, - последовал  ответ.

         Я видела, как эти двое моментально зависли от удивления.  И я вместе с ними. В Ростове даже самый немыслимо дорогой вариант подобного кофе стоил на тот момент не более 100 рублей. И в нём пару глотков, как говорится, всего на один зуб. Чтоб, вероятно, не дай бог, не обпились. Кофе уже не хотелось. Мы трое, опешив, обездвиженные, соображали, какой комментарий подобрать к ситуации. 
          - Я был в Москве, в Шереметьево, - наконец  пришло на ум одному из них, - так там кофе дешевле стоит. И как они хотят, чтобы сюда поехали люди? - Риторически прокомментировав  момент, так  лаконично и глубоко,  совершенно по-еврейски (имея ввиду людей-гостей на предстоявшую олимпиаду, да и просто курортников, привлекаемых  предстоявшим международным событием).
Оправившись от такой досады, выбирая для себя приоритет между кофем и возможным сувениром в ближайшей лавке,  выбрала всё же  кофе. Растягивая на каждый зуб необоснованно дорогое удовольствие, глазела на фешенебельный вариант архитектурного решения нового аэропорта. Все здорово: высоченные потолки, широкое внутреннее пространство, дизайн - все действительно красиво.
                Кофе закончилось и мы поторопились в последнюю "зону",  чтобы предать себя  в руки последних проверяющих в длинной цепочке  всех выездных процедур.


               


Рецензии