Бухарская свадьба традиции и современность 1

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


           Про традиционную бухарскую свадьбу мне уже доводилось рассказывать в работе "Бухарские обряды", где - в частности - были подробно описаны многочисленные мероприятия, совокупность которых собственно и составляет само понятие "тўй", то есть, "свадьба". Здесь же, на примере одного из произошедших на днях подобных торжеств (гостем которого посчастливилось быть автору данного поста), мне показалось небезынтересным показать, КАК время и современность, накладывая свой отпечаток на древние традиции, трансформируют и видоизменяют отдельные элементы того или иного из обрядов, не нарушая при этом целостности и общего восприятия, оставаясь в рамках существующего уклада жизни современных бухарцев.
           Следуя своим твердым жизненным принципам и установкам, автор решил ничего не приукрашивать и не скрывать, излагая свой видео-фото-репортаж, можно сказать, чуть ли не в режиме "онлайн" и показывая действительность такой, какой она существует в наше время. В ходе комментариев к отдельным фотоснимкам и/или видео-роликам, я буду сознательно переводить внимание читателя и зрителя назад, в историю, дабы представилась возможность, сравнив эти параллели, вывести некие общие личностные суждения и оценки. Отдельные моменты могут показаться кому-то забавными и смешными, кому-то - интересными и познавательными, кому-то - экзотическими и сказочными, а кое кому - возможно - грустными, заставив глубоко и крепко задуматься над нашей непростой жизнью...


ВСТУПЛЕНИЕ


          Итак, мой запланированный отпуск совпал с долгожданным радостным событием, а потому вопроса "куда ехать?" возникнуть просто не могло: решение однозначное - еду в Бухару. Единственное, что меня расстраивало, так это короткий срок - всего неделя. На Востоке, за такой срок едва успеешь обежать своих многочисленных родственников и, так и не увидев самого города, помахать на прощание родной земле из окошка самолёта. Примерно так и произошло на этот раз.
          Еще в 2008 году я опубликовал свой первый очерк посвященный данной теме на сайте "Проза". После чего, в 2013 г. разместил эту работу на страничке своего ЖЖ - https://golibus.livejournal.com/56705.html (часть I),  https://golibus.livejournal.com/56917.html (часть II),  https://golibus.livejournal.com/57259.html  (часть III) и наконец, https://golibus.livejournal.com/57379.html (часть IV).
          Именно к этим ссылкам мне не раз придётся периодически возвращаться, проводя параллели между тем, КАК было ещё совсем недавно и КАК - сейчас. Остаётся перечислить лишь, основные мероприятия и названия обрядов, без которых невозможно себе представить традиционную бухарскую свадьбу: Хўскори (Сватовство), Чавоб-гири (Согласие), Ширини-хўри (Помолвка), Хатми-куръон (Благословение), Никох (Венчание), Падар-оши (Мужской праздник), Чўмапўшон (Посвящение в мужчины), Рахтзанон (Подтверждение наличия домашнего имущества), Фотиха (Женский праздник), Домот-бари (Поход жениха к дому невесты), Чимилик (Уединение), Тўй (Праздничный вечер), Келин-бьёри (Проводы невесты в дом жениха), Чойгундорон (Свертывание брачного ложа), Рўйбинон (Послесвадебные смотрины невесты), Келин-салом (Приветствие родителей мужа), Домот-салом (Послесвадебные смотрины жениха), Келин-талбон (Послесвадебное приглашение).
          "Ни фига се... - в задумчивости почешет репу, возможно, кто-нить из россиян - "Откуда деньги, Зин?"  И в самом деле: многие из моих знакомых достаточно часто задают примерно один и тот же вопрос: "Где они находят деньги на проведение стольких мероприятий, учитывая тот факт, что уровень их жизненного благосостояния всё же несколько ниже чем у россиян?" Более того, при относительно низких зарплатах, цены на основные виды продовольствия (мясо, рыба, масло...) примерно такие же, как и в России. И отвечу честно: я не знаю ответа на эту "загадку сфинкса".
          Ну а теперь, собственно, можно и перейти непосредственно к самому репортажу, который я буквально "леплю по горячим следам", пока свежи в памяти основные моменты и не остыли впечатления.
          Понятное дело, что на некоторые из перечисленных выше мероприятий мы опоздали, отдельные обряды (из за ускоренного ритма жизни) в условиях современности, стараются объединить в одно празднество, а бывает и так, что какой-либо из обрядов может быть устроителями проигнорирован и вовсе, в виду своей "незначительности", что - впрочем - объясняется дефицитом совместного бюджета.
          Одно существенное дополнение: поскольку, моё короткое пребывание на родине не ограничилось одной лишь свадьбой, то естественно, по ходу повествования, я вольно или невольно вынужден буду касаться и других не менее интересных тем и наблюдений, связанных с Бухарой. А потому, данный репортаж следует воспринимать как короткий отчёт о моей поездке в целом. Итак...


День первый - ПРИЕЗД


001

В "дютифри", после прохождения таможни и контроля...


          Поначалу планировалось, что что мы с женой поедем вместе, но в начале апреля супруга серьёзно прихворнула и вынуждена была отказаться от поездки. Что, впрочем, не помешало ей с лёгкостью собрать мои шмотки в чемодан и с заметной радостью проводить своего любимого мужа в дорогу.
          Ну, что тут можно сказать: лететь одному - мало приятное удовольствие, а потому я слегка волновался и суетился перед дорогой. И вдруг, в день отъезда, неожиданно раздаётся звонок из Петрозаводска, где проживает один из моих племянников.
          - Амакчон ("Дядя"), я уже сижу в "Ласточке" и в 12-00 буду у в Питере. Так что мы летим вместе!
          - Расул! - обрадовался я - Боже мой, как я рад!
          Чуть позже выяснится, что мы не сговариваясь купили билеты на один и тот же рейс. Но самое удивительное - назад мы также летели вместе!
          Мы встретились в аэропорту "Пулково" задолго до намеченного вылета. Однако, вскоре выяснится, что по неизвестной никому причине, вылет нашего рейса задерживается ещё на три часа. Хотя, с другой стороны, это было неплохо: следовательно, с учётом разницы часовых поясов (2 часа) и времени самого полёта (почти 5 часов), получалось, что прилетаем мы в Бухару ранним утром, часов эдак в 5 утра.
           Поскольку я ужасно боюсь летать самолётами, то по прохождению всех кордонов, мы ринулись в "дютифри", где первым делом приобрели бутылку водки, которую затем аккуратно перелили в пластиковую бутылочку из под минеральной воды "Святой источник". Едва мы очутились в салоне самолёта, я извлёк вслед за заветной бутылочкой приготовленные женой бутерброды и мы, с невинными личиками, совершенно свободно стали прихлёбывать "водичку", закусывая её жирной колбасой. Наивные люди! Опытная стюардесса узбекских авиалиний мгновенно раскусила ситуацию, коротко бросив нам:
          - Так, друзья, убираем "поляну" и поднимаем столики!
          И вы знаете: в ту же самую минуту я проникся к ней таким уважением... из за её тактичности, понимания... что и не передать словами. А ведь, случись подобная ситуация с какой-нибудь другой авиакомпанией, то нас с Расулом просто-напросто могли бы вывести из самолёта.
          В общем, пристегнув ремень безопасности, я по привычке, крепко вцепился в ручки своего кресла, которые на долгие 5 часов полёта стали прочно ассоциироваться у меня со штурвалом командира корабля. Мне почему-то казалось, что стОит мне заснуть и расслабить свои "когти", то "Боинг" непременно рухнет. А потому, ни о каком сне речи быть не могло. Зато - благополучно прилетели!



          Первые изменения, произошедшие со времени моей последней поездки на родину (в 2017 г), бросились в глаза сразу же, едва мы сошли с трапа и очутились в здании бухарского аэропорта. Никакого разделения по половому признаку, никаких проволочек и томительных ожиданий, никакого ажиотажа... всё простенько, аккуратно, быстро и без каких-либо задержек прошли мы таможенное окошко и очень скоро получили свой багаж, которого никто у меня не проверял. От растерянности я даже несколько задержался на выходе, отчего племянник вынужден был меня толкнуть в спину.
         - Ну, чего стоим?
         - Расул, меня никто не остановил...
         - И что: Вы хотите, чтобы обшмонали чемодан? Идите, идите - мы уже на свободе!
         В это невозможно было поверить! За два года - и такие существенные изменения в лучшую сторону. Чуть позже мне ещё не раз придётся убедиться, что подобные изменения произошли буквально во всех сферах жизнедеятельности Узбекистана, что конечно не могло меня не порадовать.
       А пока...


002

Не хватает только младшенького, который приедет только на следующий день.


          А пока нас встречал сам виновник торжества - жених Равшан, младший брат Расула. И не успели мы ещё как следует распаковать чемоданы и разложить свои вещи в доме моего старшего брата, как сразу же стали приходить многочисленные родственники и близкие. Первым же делом, мы с племянником отправились в местный много функциональный центр, чтобы оформить процедуру регистрации. Ранее, в мои прошлые приезды, при  слове "регистрация" меня охватывал безумный ужас, отравлявший всё моё дальнейшее пребывание на родине. Потому как, это было связано с такими мытарствами, что приходилось затрачивать на элементарную процедуру по два-три дня. Каково же было моё изумление, когда мы всего за каких-то 15 - 20 минут оформили и подписали все необходимые бумажки, сдали свои паспорта и вышли на улицу. Правда, как и раньше, за документами нам следовало приехать на следующее утро. Но это такая ерунда, ни в какое сравнение с тем, что было ещё два-три года тому назад - ну просто, фантастика!
         Естественно, одними из первых навестили мои сёстры - Мавчуда и Гульчехра. Это одни из тех, ради кого я сюда летел, трясясь от страха и одновременно думая: "Боже, неужели мне доведётся увидеть и обнять моих милых обаятельных и заботливых сестричек?" Спасибо, Всевышний!
          Первым делом, не дожидаясь Шухрата, который в это время находился в пути, я пригласил сестёр и старшего брата Ганичона, встать вместе и сфотографироваться. И теперь, спустя несколько дней после моей поездки на родину, разглядывая это фото, я мысленно переношусь в своё относительно недавнее безоблачное детство, туда... "где были молодыми" и думаю: "Боже, как оказывается беспощадно Время!" Оно не щадит никого - ни добрых, ни злых, ни людей, ни - здания. О "зданиях" я ещё упомяну, чуть позже...
          Но к чему ностальгировать и предаваться грустным воспоминаниям? Ведь, мы приехали на свадьбу! Причём, со всех концов нашей маленькой и хрупкой планеты: из Петрозаводска и Санкт-Петербурга, Ташкента и Душанбе, Осло и Роттердама, Нью-Йорка и ... словом, всех и не перечислить. И это стало возможным лишь благодаря местным традициям, привитым и вскормленным нам с детства, с молоком наших матерей. До меня неожиданно вдруг дошло, что эти самые традиции в огромной степени ответственны за наш менталитет, за наше повседневное поведение, за наш образ мыслей. Что благодаря им, в какой-бы точки мира мы не находились, мы связанные друг с другом незримыми но прочными нитями. Теми, что ведут нас к нашим матерям, бабушкам, прабабушкам... теряясь в глубине веков. И это так здОрово!


003

Встреча однокурсников: Гриша (слева) и Дамир.


         Поскольку всё наше время пребывания было уже заранее рассчитано буквально по часам, то на встречу с друзьями я решил выбрать свой самый первый день с тем, чтобы потом со спокойной совестью попивать свою водовку и заедать её молодым ягнёнком.
         И уже через какие-то полчаса мы встретились на перекрестке у дома, где я остановился. С собой в дорогу я не брал никаких подарков: для этого у меня просто не хватило бы ни финансов, ни обслуживающего персонала. Зато, приобрёл в кондитерском магазине имени Крупской с десяток коробок шоколадного печенья "Мечта" и прихватил с собою с дюжину экземпляров одной из последних своих книг "Джинны из хурджина", которые и было решено подарить родным и близким.
         Меня встретили Дамир, Гриша и давняя знакомая Гуля, ставшая уже такой же близкой, как и мои однокурсники. Мне показалось, что мы все сейчас войдём домой и пообщаемся за пиалой зеленого чая, но...
         - Чай нас ждёт в другом месте. - заверил меня Гриша и друзья, не дав мне опомниться, потащили "на конечку" - так местными жителями называется "пятачок", где раньше разворачивались маршрутные автобусы. Сейчас уже это оживлённый центр очередного микрорайона с развитой инфраструктурой, со своим колхозным рынком и прочими заведениями увеселительного характера. В частности, было принято решение, посидеть "немного" в кафе с экзотическим названием "Фламинго". Почему именно так было названо заведение, спросить я не решился. Да какая разница: пусть будет "Журавель" или "Тукан", лишь бы был стакан!


004

Жареный сазан


          Друзья решили одними из первых угостить меня шашлычком и жареным сазаном. Я конечно, для приличия поломался, дескать, можно было бы вполне обойтись и легким салатиком, но... вскоре благоразумие во мне преобладало и я, не скрывая своего желания, с остервенением принялся расправляться с сочной, истекающей жирным соком кюфтой. Ой, до чего же не передать словами! В общем, через пару-тройку пиалушек "чаю", клиент был уже готов.
          Но тут подали сазана. И всё понеслось "по-новой". Моё недержание вполне объяснимо и простительно: как-никак, первый день приезда, друзья, зеленый чай, обилие зелени, чакка, шашлык, ну и всё такое... "за вас, за вашу львицу, ну как тут было б не напиться?"
          Помню только, что мы потом пошли к кому-то из моих друзей в гости домой, где по пути мы с Гулей заскочили в какой-то маркет, в котором я приобрёл бутылку водки и которую умудрился уронить и разбить буквально возле подъезда... Одним словом, получилось как во всем известном нам фильме: "тут помню, а тут... не помню". А ещё очень хорошо помню, что друзья проводили меня до самого дома, где я долго распинался им о том, КАК я их люблю и уважаю, и что никого лучше нет на свете! И ведь был абсолютно искренен и прав.


005

Дети Ганиджана и Валентины: Заррина, Равшан, Рустам, Расул и ;амшед (муж Заррины) с младшенькой Тахминой и старшей - Марьям.

         Помню даже, что сделал это фото. Но присесть за стол вместе с ними уже не мог, а отправился "у койку" и вырубился напрочь. Да так, что не смог проснуться и встретить навестивших меня других родственников - Дилором (жену младшего брата) и их сына Феруза. Те, в свою очередь, убедительно упросили хозяев дома не будить дорогого гостя, который по их мнению "устал с дороги". Вот она какая - эта самая восточная деликатность и тактичность! От которой я просто млею...


Рецензии
-Молодец, Голиб! Всё здОрово! А слог какой лёгкий,грамотный и ироничный (- Так, друзья, убираем "поляну" и поднимаем столики!) - читаешь и наслаждаешься (и слюнки глотаешь!) Спасибо огромное!!

Тамара Петровна Москалёва   20.02.2024 06:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара Петровна! )))

Голиб Саидов   01.03.2024 15:41   Заявить о нарушении