Пионер на охоте

Личные мемуары о красной эре (70)
Смотреть с иллюстрациями в блоге автора:
https://blukach.by/post/1431


 Я с детства грезил стать охотником. Это же так романтично: ходи с ружьём по лесу, любуйся природой и дополнительное удовольствие получай от добытых трофеев. Тогда ведь ещё одно- или двустволки висели на стенах как украшение. Заходишь в хату, а на стене ружьё. Значит, хозяин романтик, мечтатель, хороший человек. Купить снаряжение для охоты можно было запросто. В охотничьем магазине предъявителю денег безоговорочно отпускали готовые патроны, гильзы, порох, дробь-картечь-пули, ружья.

 Все книги про охоту прочитал в школьных библиотеках и Слободской избе-читальне. Особенно нравились номера альманаха «Охотничьи просторы». Многое из них применяю до сих пор. Например, сооружаю огненную нодью при ночлеге в походе.

 В пятый класс ходил из Веребок в Эссенскую восьмилетку, которая располагалась в Черноручье. Зимой 1963-64 годов наблюдал, как старший друг Коля Тухто петлями ловит зайцев. Теперь он уже дед постарше меня.
 
 А тогда мы были на равных. Я учился у Коли всему хорошему и плохому. Хорошим делом считал его умельство ловить петлями зайцев. Их тогда была уйма в лесах. Между рядами молодых сосен прокладывали до того утоптанные тропы, что можно было ходить по заячьей тверди, не проваливаясь в снег. Вот Коля и мастерил капканы из тонкой проволоки. Один конец её привязывал к сосёнке, а на втором загибал петлю вроде той, в которую голову суют, чтобы повеситься. Устанавливал петлю на заячью тропу так, чтобы зверь, прыгая, попадал в неё головой. Петля затягивалась, и заяц издыхал, в предсмертной агонии до земли разбрасывая притоптанный снег.

 Коля много зайцев ловил. Это было так просто, что я стал просить папку сделать мне петли. После моего неоднократного твёрдого наезда, он согласился. Мастерит, а хитрая бабуля Анэта ржёт с нас обоих: дураки, мол, нет дурных зайцев лезть в нашу проволоку. Моим уверениям, что я обязательно словлю зайца, напрочь не верит.

 - Бабуля, а что ты мне дашь, если я всё же принесу зайца? – стараюсь поиметь выгоду из своей затеи.

 - Дам тебе отрубить мне большой палец на руке, - весело обещает бабуля.

 - Зачем мне твой палец? – обижаюсь. – Ты пообещай что-нибудь выгодное для меня. Рубль, например.

 - Ну, хорошо, - запросто соглашается бабуля. – Я тебе десять рублей дам.

 - Нет, - не соглашаюсь. – Столько ты мне всё равно не дашь. У тебя пенсия ведь всего 12 рублей. Лучше пообещай рубль.

 - Этого мало, - не соглашается бабуля. – За каждого зайца буду давать тебе пять рублей.

 С такой таксой я радостно согласился. Вот разбогатею! Столько зайцев наловлю, что даже ружьё смогу купить.

 Петли были из тонкой проволоки, потому вместились в школьную сумку. После занятий пошёл домой один. Где Минское шоссе пересекало Борисовский большак, свернул на тропку к эссенской водорегулирующей плотине (тогда ещё она служила пешеходной переправой).

 В молодом сосняке вышел на заячьи тропы, коими был изрезан весь лес. Установил петли так, как это делал Коля Тухто. Всю ночь грезил о поимке сразу нескольких зайцев. Вот бабуля Анэта удивится, когда принесу настоящие охотничьи трофеи домой. Сразу несколько пятаков мне отвалит. И папка выдаст обещанный рубль за каждую звериную голову. Мальцы обзавидуются моему богатству. Коля ведь носит пойманных зайцев домой, а ему за это не платят, ибо его папка с мамкой колхозники, а колхозникам деньги за работу не полагаются. Их в хате попросту нет. А мой папка вяжет каркасы для колодезных колец в «Межколхозстрое», а мамка детей учит в Сталюгах. У них деньги куры не клюют.

 Следующее утро было воскресным. Морозцем помчал к петлям. Некоторые были нетронутыми. Некоторые вовсе исчезли (украли или привязал плохо, и зайцы унесли). Но были и смятые, несомненно, зайцами. Даже на месте одной снег был изрыт и запачкан кровью – заяц попался, но оторвал плохо привязанную петлю и унёс.
 
 Уныло поплёлся в Веребки. Дома меня встретили издевками папка с бабулей, требуя обещанный трофей.
 
 Ну, погодите! Вечером по новой проверю петли. Трясите кошельки!

 Но, ни вечером, ни на следующий день, никогда вообще зайцы в мои петли не лезли. Через несколько дней я забросил охоту с капканами. Разве ж это настоящая охота? Охотиться надо с огнестрельным оружием!

 …Веребские мальцы копали пули на еврейском кладбище за Черноручьем. Их немцы теряли во время расстрелов евреев и иных неугодных им лиц. Мы выкручивали боеголовки и из гильз высыпали порох. Засыпали его в стволы самопалов, забивали бумагой, клали пулю и закрепляли её снова бумагой. К узкой щели в трубке-стволе прикрепляли спичку, под неё сыпали порох, прицеливались, чиркали спичечным коробком. Громыхал выстрел. Руку подбрасывала взрывная отдача. Но пуля успевала уйти в цель. Порох при его отсутствии успешно заменяла сера, соскобленная со спичечных головок. Правда, убойная сила и скорострельность уменьшались.

 Иметь самопал было престижно. Их мастерили все мальцы. Конечно, убойная сила и меткость стрельбы зависели от мозгов мастера. У Коли Тухто пуля всегда достигала цели и пробивала доску. Мой же шарик-пуля никогда в доску не попадал, а потому я не знал, пробил бы он её или застрял бы. Это всё потому, что, судя по дизайну самопалов, моему было как до Луны далеко до Колиного. Это потому, что у меня руки из заднего места растут, как говорил Коля.

 Коля ходил с самопалом на охоту. Стрелял птиц. Съедобных семья съедала, а несъедобных мы хоронили на птичьем кладбище на опушке Имшка.

 Зимой 1965-67 годов я ходил в седьмой класс Свядской средней школы из Гадивли в Слободу. Очень любил природу. Мог долго шататься по лесу, наслаждаясь его загадочностью. А зачем бродить бесцельно, если можно использовать визиты в лес с пользой для себя. Например, охотиться.

 Для того смастерил самопал. Взял его, боеприпасы, встал на лыжи и пошёл на Наш Хутор, Чистик и дальше на Горельник, чтобы выйти снова в Гадивлю с Окопов. Стоял мороз. Ярко светило солнце. Настроение пресыщало меня. С умением опытного следопыта стал читать следы зверья. Зайцы и мыши искромсали всю снежную целину. Но вживую никого не увидел. Когда пришёл на Горельник, заметил свежий лисий след.
 
 Эта хитрюга ходит ровненько, ставя все четыре ноги в одну линию, будто шнурком отмеченную. Эх, увидеть бы её! Вмиг уложил бы…

 Вдруг услышал отчётливое тявканье. А я же охотник! Сразу определил, что это не собака, а лиса лает. Осторожно поскользил на лыжах в сторону лая. И в сотне метров от себя увидел рыжую бестию. Она обнюхивала мышиные следы, останавливалась, рылом раскапывала снег и лаяла.
 
 Далековато, конечно, до неё, но ближе не подпустит. Учует врага и убежит.

 Осторожно, почти не шевелясь, насыпал серы в огневую щель, под скобку прикрепил спичку. Прицелился с хладнокровием настоящего охотника и чиркнул коробком по спичке. Сначала вспыхнула коричневая головка, затем загорелась серная подсыпка. Эхо разнесло по бору громкий выстрел. Сквозь дым видел, как лиса задрала голову. Успел подумать, что сейчас упадёт. Но рыжая взмахнула хвостом и через пару секунд галопом помчала подальше от меня.

 Я успел сильно пожалеть, что не попал в лису. Но этого и следовало ожидать, поскольку сознательно стрелял в сильно далёкую мишень. Надо перезарядить самопал для следующего трофея. Эту лису, конечно, я уже не догоню.

 Полез в карман за серой и только тогда взглянул на самопал. Ствола не было. Улетел вместе с пулей. Этого и следовало ожидать, поскольку засыпал усиленный заряд, а прикрепил трубку к рукоятке не как Коля Тухто, а как тот, у кого руки из зада растут…

 Долго искал улетевший ствол там, где мышковала лиса. А нашёл его в снегу возле того места, откуда стрелял. Он не полетел вместе с пулей, а был разорван сбоку. Газетный пыж остался в стволе. Пуля ушла не в сторону лисы, а направо от меня. Хорошо хоть, что не в меня.

 Больше на охоту я с самопалом не ходил. Да и быть охотником раздумал. Романтика этого интересного занятия стала исчезать после многочисленных запретов в охоте. Стали запрещать вешать ружьё на стену. Прятать его принудили под замок в ящик, привинченный к полу. Ввели конкретные сроки на охоту в зависимости от вида зверя. Всё это сделали специально, чтобы люди бросили охотиться, и количество зверей выросло. Путёвки на охоту обязали покупать. Где это видано, чтобы за безрезультатное скитание по лесу ещё и немалые деньги платить?

 Пошла она на фиг, охота! Буду простым туристом. За скитание с рюкзаком по лесу платить не надо.


Виртуальное путешествие в мир пионерской охоты 60-х годов возобновлено в 2019-м.


Рецензии