Блок. Я их хранил в приделе Иоанна... Прочтение

1. «Я их хранил в приделе Иоанна…»               

               
                Я их хранил в приделе Иоанна,
                Недвижный страж, — хранил огонь лампад.

                И вот — Она, и к Ней — моя Осанна —
                Венец трудов — превыше всех наград.

                Я скрыл лицо, и проходили годы.
                Я пребывал в Служеньи много лет.

                И вот зажглись лучом вечерним своды,
                Она дала мне Царственный Ответ.

                Я здесь один хранил и теплил свечи.
                Один — пророк — дрожал в дыму кадил.

                И в Оный День — один участник Встречи —
                Я этих Встреч ни с кем не разделил. 
                8 ноября 1902


      Придел — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.
 
      Напомню, 8 ноября 1902 – это дата объяснения Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой (далее  – Л.Д.).
      Напомню, что Блок тяжело тосковал по ней с 1898 года.
      Напомню, что прошедшей осенью-зимой Л.Д. дала ему надежду, но раздраженная его нерешительностью, весной попыталась  порвать с ним. Но Блок отказался принять разрыв: «…так что "знакомство" благополучно продолжалось в его "официальной" части, и Блок бывал у нас по-прежнему.»
      Потом всё лето в Боблове на глазах у Блока: «…Со зла я флиртовала… в Боблове с двоюродными братьями Смирновыми, тоже гимназистами, которые все поочередно влюблялись в меня и в мою сестру.»
      Потом всю осень… «Я рвалась в сторону, рвалась из прошлого; Блок был неизменно тут, и все его поведение показывало, что он ничего не считает ни потерянным, ни изменившимся. Он по-прежнему бывал у нас.
      Но объяснения все же не было и не было. Это меня злило, я досадовала пусть мне будет хоть интересно, если уж теперь и не затрагивает глубоко. От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна.»
      Как может сделать «интересно» девушка с надоевшим поклонником – можете нафантазировать себе все эти издевательства сами.
      И вот 8 ноября 1902 года Блок написал предсмертную записку, взял револьвер и поехал к ней.

      Но это только один пласт. Другой…  Блок из дневников 1918 года: «…В конце января и начале февраля [1901 года] явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей…». И Блок  25 января 1901 года принял на себя миссию. Андрей Белый: «В Видении Блока загадано Блоку: произвести на земле – катастрофический акт: совершить несовершимое» – освободить Её, встретить Её, утешить, возрадовать  Её! Вести Её в наш мир!
      Как? Блок, из неотправленного письма:
      «…Разумеется, это и дерзко и, в сущности, даже недостижимо… однако меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»…
      То есть и целью, и средством было проявить в любимой – Её!
      Наиболее близок к своей цели Блок, по-видимому, был мистическим летом 1901 года, а потом отвлёкся на земные свидания с Любочкой, на мистические  странствия с двойниками, потом получил ответку и за то – «разрыв», и за другое – лето кошмаров… К осени 902 года провал миссии виделся уже отчетливо.
В своём «пророчестве» – мистическом видении в юности:

                Сбылось пророчество мое:
                Перед грядущею могилой
                Еще однажды тайной силой
                Зажглось святилище Твое.

грядущая могила, как цена, видится вполне отчетливо. Так что Блок шел на последнее свидание не только, как на решительное объяснение, но и как на последний шанс, на последний эксперимент, на последний ритуал – на жертвоприношение…
      Что произошло бы, если бы Л.Д. сказала «нет», гадайте сами, но не для того её сразу подставили Блоку, чтобы теперь дать какие-то шансы на успех его миссии… Любочка, которая «от всякого чувства к Блоку… была в ту осень свободна», Любочка сделала, что от нее требовалось: сказала «да».  В процессе объяснения она «…в душе не оттаивала, но действовала как-то помимо воли этой минуты, каким-то нашим прошлым, несколько автоматически. В каких словах я приняла его любовь, что сказала не помню». Никто ей никакой «воли» давать не собирался – она «действовала как-то… автоматически». Под диктовку фактически! Она даже слов, которые произносила, – которые за неё произнесли! – не запомнила!

      А потом Блок вернулся домой и написал это стихотворение.
      Оно воспринималось бы проще, будь записано четверостишиями, первые двустрочия которых – что было раньше: «Я…хранил огонь лампад», «Я пребывал в Служеньи много лет», «Я… один…  дрожал в дыму кадил» – а последние, что он получил в награду: «И вот — Она, и к Ней — моя Осанна», «Она дала мне Царственный Ответ», «Я этих Встреч ни с кем не разделил»…
      Но самые последние две строки…

                И в Оный День — один участник Встречи —
                Я этих Встреч ни с кем не разделил…

      Мы рады, конечно, за «отрока», который когда-то «зажигал свечи», но приватизировать «земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности…» – вряд ли это то, ради чего данный отрок начинал своё Служение…

      И напомню то стихотворение:


                Имеющий невесту есть жених;
                а друг жениха, стоящий и внимающий ему,
                радостью радуется, слыша голос жениха.
                От Иоанна, III, 29


                Я, отрок, зажигаю свечи,
                Огонь кадильный берегу.
                Она без мысли и без речи
                На том смеется берегу.
               
                Люблю вечернее моленье
                У белой церкви над рекой,
                Передзакатное селенье
                И сумрак мутно-голубой.

                Покорный ласковому взгляду,
                Любуюсь тайной красоты,
                И за церковную ограду               
                Бросаю белые цветы.               

                Падет туманная завеса.               
                Жених сойдет из алтаря.
                И от вершин зубчатых леса
                Забрежжит брачная заря.
                7 июля 1902

      Блок тогда, летом, на фоне «кокетств» Л.Д. с «гимназистами» вдруг ощутил себя «шошбеном», другом жениха, который «не завидовал жениху и его счастью с невестой: он знал, что должен был помочь им соединиться и, выполнив свою задачу, он с удовольствием и радостью покидал свое место на сцене».
      Теперь – никаких «женихов», теперь он – «один»!


Рецензии
Здравствуйте!
Поэт - это нечто загадочное, эксклюзивное, оригинальное. Таким и был Александр Блок. Если бы современники дали ему возможность быть самим собой, сочинять то, что он сочинял ( или - что ему нашёптывали Небеса), а не критиковали его, не причёсывали его под других поэтов, то он бы долго жил и написал бы ещё больше очень интересных и очень оригинальных литературных произведений.
Но его не понимали (включая "друзей", подобно Андрею Бугаеву-Белому), жёстко критиковали. И за Прекрасную Незнакомку, и за Неё, о которой пишете Вы.
Александр Блок так видел мир! И его мир был населён персонажами, не похожими на персонажи других поэтов-писателей. На свой мир каждый человек имеет право. Тем более, поэты, которых называют " не от мира сего".
У А. Блока замечательный цикл стихов о любви.
Уж я не знаю, кто, по Вашему, подкинул А. Блоку Любовь Менделееву, и зачем. Первый раз об этом прочитала. Любови Менделеевой было, по всему видно, не просто с А. Блоком с самого начала. Могла бы и не выходить за него замуж. Кстати, хорошо понимал зятя Дмитрий Менделеев; как учёный.
Успехов!

Лариса Прошина   10.05.2019 20:04     Заявить о нарушении
Ближе всех к "разгадке Блока", на мой взгляд, подошёл Даниил Андреев. Если ещё не прочитали его "Розу Мира", прочтите, не пожалеете!

Ольга Вайнер   10.05.2019 22:21   Заявить о нарушении
Лариса,

"Здравствуйте!" -
Здравствуйте!

"Поэт - это нечто загадочное, эксклюзивное, оригинальное" -
все люди такие.

"Если бы современники дали ему возможность быть самим собой" -
никто особо ни в его жизнь, ни в его творчество не вмешивался

"Если бы современники...не причёсывали его под других поэтов " -
никто и никогда. Его "оригинальность и эксклюзивность" были настолько очевидны современником, что "причесывать" не пытался никто.

"...то он бы долго жил" -
его смерть была практически предрешена по "12" и "Скифов", а технически была исполнена большевиками, которые не выпустили его на лечение

"Но его не понимали (включая "друзей", подобно Андрею Бугаеву-Белому), жёстко критиковали" -
даже те, которые "не понимали", а судя по этой Вашей реплике, его не понимают и спустя 100 лет, признавали его виднейшим поэтом эпохи.

а "друг", "Андрей Бугаев-Белый", был не только другом, но и сподвижником, соратником, вдруг обнаружившим предательство. Как предательство потом оценивал весь свой второй том и Блок. А с Белым он объяснился позже, когда разобрался во всем сам. Итогом этих размышлений стала статья "О современном состоянии русского символизма"

"У А. Блока замечательный цикл стихов о любви." -
кажется, Вы имеете в виду "Стихи о Прекрасной Даме". Вот пожалуйста и приведите из этого "цикла" хотя бы одно "любовное" стихотворение.

"Уж я не знаю, кто, по Вашему, подкинул А. Блоку Любовь Менделееву, и зачем." -
кто? - кто-то из Высших темных стихиалий
зачем? - чтобы сломать его миссию: ввести в наш мир Её.
Да,да Блок понимал, что это Дело уровня Христа или Моисея. И именно о том, как он пытался, книга "Стихи о Прекрасной Даме"

"Первый раз об этом прочитала" -
да, я тоже об этом нигде не читал, разве что намеком у Даниила Андреева.
Тоже очень советую прочитать эту главу его "Розы Мира" - "Падение вестника".

"Любови Менделеевой было, по всему видно, не просто с А. Блоком с самого начала" -
да. она была простой девушкой, а ее угораздило...

"Успехов!" -
спасибо

Виталий Литвин   11.05.2019 14:45   Заявить о нарушении
"Ближе всех к "разгадке Блока", на мой взгляд, подошёл Даниил Андреев." - да, Ольга, но...

он считал Блока - Вестником, а с моей точки зрения Блок был - актором (от слова акт - действие), провалившимся актором. То как Андреев увидел третий том Блока - это он первым раскрыл по-настоящему те стихи, как взгляд на темные миры Шаданакара

Ну, к примеру знаменитое "Ночь, улица, фонарь..." - это не про Питер. Это его в очередной раз закинуло ТУДА, или он вырвался ТУДА из затхлости Питера, в ДРУГОЙ МИР! оглядывается - ночь. Приглядывается - улица, фонари, с ужасом оглядывается и видит всё ту же аптеку...

а вот с первым томом он не понял, а понял как раз Андрей Белый. Впрочем, ни Борису Бугаеву, ни их практически ровеснику - Сергею Соловьеву, понимать что-то, объяснять что-то не требовалось - они были в том же потоке, они тоже, как могли, пытались "совершить несовершаемое" - ввести Её в наш мир. ("символист уже изначала — теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие)

Виталий Литвин   11.05.2019 15:50   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий!
Подивилась Вашему оригинальному ответу на моё мнение о творчестве поэта Александра Блока.
Я - не биограф А. Б. Но принимаю его поэзию, как тонкую и философски насыщенную. Бедные поэты! Чего только о них не пишут и не придумывают! Много разного напридумали и о Блоке.
Критики - это литературные пиявки. Они всё знают о поэтах и поэзии лучше, чем сами поэты. Но, как правило, сами без этого Божьего дара. А апломба у них выше крыши. Достаточно прочитать критиков-мэтров Добролюбова и Белинского.

Я предпочитаю самой читать стихи поэтов, полагаться на своё мнение и не выискивать в стихах тайный смысл. Это скучно! Предпочитаю читать мемуары поэтов (и не только), а не биографические книги о них.
Нравится большое сочинение О А. Блоке "Гамаюн. Жизнь Александра Блока" Владимира Орлова (Советский писатель. Ленинградское отделение.1980 год). Автор не выворачивает наизнанку поэта, а пишет о его творчестве: о пытках творчества,
сомнениях, радостях и разочарованиях; о семье родителей, друзьях, о ранней влюблённости ( в 16 лет;очевидно, она затем как-то сказалась на его отношениях с женщинами)и Любови...
У А. Блока есть цикл стихов о любви. Очень хорошие стихи. О Прекрасной Даме - это другое.
А. Б. мог бы ещё пожить, если бы не палач Владимир Ульянов-Ленин. Именно он не подписывал документы на выезд поэта за границу для лечения. А когда удосуживался подписать, то было уже поздно. Небось, ждал: как только умрёт - я и подпишу.
Борис Бугаев (Белый) сыграл в жизни (включая личную жизнь)Александра Блока роковую роль. Странная и страшная личность. Зинаида Гиппиус, хорошо знавшая Б.Б., написала об этом.

Чем не стихи о любви!
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе...

Ещё надо обязательно сказать, что Александр Блок был патриотом своей страны - России. Об этом в его стихах. А. Блок состоялся как поэт и как гражданин!
Не хочу больше полоскать его имя. Кому не нравятся его стихи, манера его жизни - не читайте. Никто не заставляет.
Всех благ!


Лариса Прошина   14.05.2019 22:30   Заявить о нарушении
"Здравствуйте, Виталий!" -
Здравствуйте, Лариса!

"Критики - это литературные пиявки" -
нет, они эксперты. У Моэма в его романе "Луна и грош", критик - правда не поэзии, а живописи, предупреждал героя: не смотрите первый раз его картины без меня - не поймете, как надо смотреть и Вам не понравится...
"Я предпочитаю самой читать стихи поэтов, полагаться на своё мнение и не выискивать в стихах тайный смысл. Это скучно!"
читать стихи можно по разному. Я тоже читал Блока не потому что "выискивал тайный смысл", а потому что в 16-25 лет он был мне предельно близок, предельно созвучен. А в 35 прочитал "Розу мира" и глава о Блоке меня поразила - так точно она раскрывала все намеки поэта, все его недомолвки.

"Нравится большое сочинение О А. Блоке "Гамаюн. Жизнь Александра Блока" Владимира Орлова (Советский писатель. Ленинградское отделение.1980 год). " -
С него начал и я. Правда, год издания был другой :) я его читал в 69-73 годах. Нет, он мне не понравился совсем. Он из Блока-мистика, пытался сделать поэта социалистического реализма.

"У А. Блока есть цикл стихов о любви. Очень хорошие стихи. О Прекрасной Даме - это другое." - да. вот именно об этом я и говорю

"Борис Бугаев (Белый) сыграл в жизни (включая личную жизнь)Александра Блока роковую роль." - и здесь они были обоюдны
"Чем не стихи о любви! -

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе..."

да, конечно. Может Вы не знаете, из первоначального текста этого стихотворения вышло три: данное, Забывшие тебя (И час настал. Свой плащ скрутило время) и еще одно - "Когда замрут отчаянье и злоба", у Блока одно из самых моих любимых:

Когда замрут отчаянье и злоба,
Нисходит сон. И крепко спим мы оба
На разных полюсах земли.
Ты обо мне, быть может, грезишь в эти
Часы. Идут часы походкою столетий,
И сны встают в земной дали.
И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
Каким он был до ночи злой и страстной,
Каким являлся мне. Смотри:
Всё та же ты, какой цвела когда-то,
Там, над горой туманной и зубчатой,
В лучах немеркнущей зари.
1 августа 1908
"Всех благ!" -
Всех благ!

Виталий Литвин   15.05.2019 10:11   Заявить о нарушении