Странник. Глава первая Попутчик

По пыльной просёлочной дороге ехал, поскрипывая, старенький автобус. Лет за тридцать  наколесил он не одну тысячу километров, да и людей перевёз достаточно. И  если бы  машинам присваивали почётные звания, то этот трудяга по праву получил бы «Ветерана труда».
Вот и в этот раз, сухим жарким днём, вёз меня «ветеран» из маленького городка в родную станицу. Я сидел у окошка и смотрел на небо. Оно было таким чистым и солнечным, что, созерцая его, думалось только о высоком!
Рядом со мной человек лет шестидесяти тоже о чём-то размышлял. Его облик располагал к себе. Лицо было светлым, из-под бровей смотрели на мир удивительно добрые и мудрые глаза! Седая густая борода вкупе с простой, почти истлевшей от времени, одеждой, делали его непохожим на нас, а каким-то сказочным. Словно персонаж из детской сказки, каким-то чудом очутившийся здесь в нашем мире, он поприветствовал меня смиренной и ласковой улыбкой!
Это был знакомец из моего детства. Помню, ехали мы также лет двадцать тому назад дорогой, ведущей к Усть-Медведицкому Спасо-Преображенскому женскому монастырю города Серафимовича. Я, тогда ученик воскресной православной школы, и он – странник Анатолий, ещё в то время, объехавший весь православный мир. Он бывал в Греции на святой горе Афон, в Иерусалиме, посещал разные монастыри и лавры, при этом, не имея за душой ни копейки…
Таких людей всегда называли странниками. Не потому что они странные, а от того что странствуют по белу свету и все пути-дорожки свои направляют к Богу!  Вот и тогда ехал он в монастырь, а я угощал его своим нехитрым провиантом: яичком да хлебушком.
– Спаси, Господи! – поблагодарил меня он тогда.
И так случилось, что по промыслу Божьему, вновь удостоился я приобщиться благодати от этой встречи с ним в душном, наполненном людьми автобусе.
Узнал ли он меня?  Думаю, что нет. Для него я был обычным попутчиком, ехавшим куда-то по своим делам.
Меня всегда интересовали вопросы духовного порядка. Зная, что он очень мудрый в этом отношении человек, я решил поговорить с ним.
Поздоровавшись, я напомнил ему о нашей первой встрече. Он был удивлен и очень рад. Рядом с ним мне стало тепло и надёжно. В следующее мгновение я спросил его:
– Странник Анатолий, как жить и не гневаться? Бывает, даже и не хочешь, а разозлишься на близкого человека.
Он ответил:
- Так это тренировка нужна. Нужно учиться принимать человека таким, какой он есть. Мало ли, что нам может не нравиться в этом человеке. Вот я, например, скажу, что он злой и нехороший, обидел меня, поэтому я гневаюсь на него. А, может быть, этому человеку я сам чем-нибудь не нравлюсь? Не нужно забывать, что мы сами грешные! Бывает, что человеку нужно встать на колени, чтобы у кого-то попросить прощения. А он говорит: «Не буду я становиться на колени, пусть даже виноват». Человеку этому гордыня его не позволяет преклонить колени, и он начинает злиться. А чтобы не гневаться, нужно смирение. Смирение – это умение, принимать людей такими, какие они есть. Вот был я в интернате для инвалидов. Одна женщина обозвала меня «обезьяной». А я и рад! И не обиделся на нее. На самом деле я хуже этой обезьяны, я многогрешный, ада достоин! Так что, чтобы грех не одолевал, надобна тренировка, но это очень непросто.
– Странник Анатолий, скажите, как относиться к бедам?  – задал ему я следующий вопрос.
– С благодарностью! – ответил он. – Вот ты сам говоришь, тебе нравится акафист «Слава Богу за всё». За всё нужно Бога благодарить и за радость, и за горе. Не нужно печалиться, радуйся! Господь посылает нам лишенья для укрепления нашего. Вот Он пошлёт тебе страданье, а ты моли: «Господи, укрепи дух мой!». Господь укрепит, и ты страдание это переживёшь.  В другом случае, Господь посылает нам беды за наши грехи. Вот пошлёт Господь беду, а ты подумай, пойми, за какой грех Он тебе её послал. Спроси Его: «Господи открой мне, за какой грех   послал мне искупление?». А искупать грехи нужно обязательно своим покаянием…  Господь сказал:  «Кого люблю, того наказываю».  Посему любой беде радуйся и благодари Господа!
– Скажите, а как можно искупить свои грехи, очистив душу от их груза? – спросил я.
– Есть только один путь, – ответил он. – Сначала пойми, что ты согрешил, сделал злое душе своей, отдалил её от Бога. Глубоко раскайся в совершённом грехе в сердце своём! Возненавидь грех всем сердцем твоим и проси Господа в молитвах простить тебя. Следом иди в Церковь на исповедь.  В таинстве исповеди батюшка, исповедующий тебя, является только свидетелем твоему покаянию, каешься ты перед Богом. Обо всём скажи и не умолчи о грехе! Батюшка накроет голову твою епитрахилью  и скажет: «Я недостойный иерей, властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю тебя, чадо, от всех грехов твоих…». И незримо Сам Господь Дух Святой обнимет и освятит душу твою!
Главное, не совершать больше греха, за который раскаялся, и стараться жить по Заповедям Господним! Когда ложишься спать, проси Господа:  «Господи, прости мне мои грехи, которые я совершил сегодня словом, делом или помышлением. Очисти душу мою!». И ложись спать. Кто знает, может, ты не проснёшься завтра, умрёшь во сне, а покаяние твоё произошло. Бог услышал его и простит тебе.  Так должно поступать каждый день. Вот в Евангелии описывается, как один из распятых на кресте разбойников вместе с Иисусом Христом покаялся, и Господь сказал ему: «Сегодня же будешь со мной в раю». Разбойник, который всю свою жизнь грешил, делал мерзкие дела, – удостоился рая через покаяние!
После я спросил его:
– Странник Анатолий, а что, по-вашему, любовь?
– Любовь должна быть духовной, она превыше плотской. Любовь – это сопереживание. Вот человек говорит тебе, что любит, обнимает и целует тебя. Но любит ли на самом деле? Возможно, и нет! А вот если он сопереживает тебе, заботится, не просит в ответ на свою любовь твоей любви, радуется тебе, а не твоим успехам или красивой внешности – вот это и есть любовь, самая настоящая! Умей сопереживать тем, кто рядом с тобой
–  А в монастыре нам, мирянам, можно пожить ради духовного укрепления? – спросил я.
Тут он ласково улыбнулся и ответил:
–  Конечно!  Как паломник ты имеешь право быть в монастыре три дня. А на послушании быть неделю, две, месяц, да сколько душе угодно! Работай во Славу Божию, молись про себя, а взамен получишь койку, пищу. Будешь в благодати Божьей. В монастыре и душа отдыхает, и тело, и голова.  Ни о чём думать не нужно, ни бежать куда-то. Не то, что в миру. Там всё по-иному.
–  Скажите, а в монастырях в наше время есть святые? – продолжал я.
–  Святые могут быть везде, как в монастыре, так и в миру, в обычной жизни. Человек не совершает дурных дел, живёт на благо людям, подаёт милостыню, молится, кается, соблюдает посты, старается жить по Заповедям Божиим – вот он и приобщается к святости. А можно в монастыре показывать богоугодные дела, а мысли иметь мрачные и не чистые – здесь святости быть не может! Святость – она, как и совесть, каждому дана.   Быть святым или нет, от нас зависит! Читал я где-то, что похоронили двух человек – монаха и мирянина. Спустя время, открыли их гробы и онемели от удивления! На монахе были простые одежды, а на мирянине – монашеские. Таким образом Сам Господь указал на степень их святости! И в рай не каждый попадёт, когда Господь призовёт. Узок туда путь! Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем человеку туда попасть! Ведь Ангел-Хранитель будет класть на одну чашу весов добрые дела, а бесы – грехи – на другую. Если ты грешен, они заберут твою душу, не дадут ей долететь до рая.
Во время нашей беседы пассажирка, женщина преклонных лет с переднего сиденья, несколько раз оборачивалась, осыпая нас недобрым взглядом. В ответ на это странник Анатолий мило и добродушно улыбался ей, продолжая отвечать на мои вопросы.
– Скажите, вот иногда молишься Господу, а в голове посторонние, нехорошие мысли против твоей воли возникают. Как быть? – спросил я.
–  Вот для этого молятся в Храмах Святой Церкви общей соборной молитвой! Господь сказал: «Где двое или трое собраны во Имя Моё, там Я посреди них». Когда человек молится один, ему без навыка молитвы, без молитвенной тренировки сложнее сосредоточить свои мысли ко Господу. А при соборной молитве Бог слышит людей, потому, что молитва эта легче до Бога доходит. Вот поэтому лучше молиться в Церкви. Так,  например,  молитва святого на крыльях к Богу летит, и Он её слышит, потому, что она во имя человека! А твою молитву во имя себя Бог может и не услышать. Потому как грехи твои нераскаянные – большое препятствие! А в Церкви молятся друг за друга, и Бог слышит. Молись за кого-нибудь и тебя услышит.
– Странник Анатолий, в годы становления коммунизма в России  политика разрушения веры почему попущена  Богом? – продолжал я.
– В наказание. В наказание за непокаяние, – ответил он.
– Скажите, как относиться к сектантам? – задал я, давно мучивший меня вопрос.
– Без злобы. Проходи мимо. А если остановили, извинись и иди дальше. Они делают своё дело, а ты делай своё. И помни, нет во всём мире человека, делающего только всё плохое, или человека, делающего одно хорошее. Все мы люди грешные.  И помни, каяться нужно непрестанно! А Господь, Он всех рассудит!
Мы уже подъезжали к Кумылге, и я задал страннику последний вопрос:
– Скажите,  почему век Ноя, Авраама и других ветхозаветных отцов, был дольше века нас, нынешних людей?
– Времяисчисление было иным, может, грешили меньше, – ответил он.  Сейчас человек рождается во грехе, несёт на себе грехи своих предков, и живя на земле всё время грешит. Вот и век его меньше. Запомни, каждый твой грех укорачивает твою жизнь, а каждое дело доброе от Господа сочетается долголетием!
 Главное осознай себя в жизни, исправляй себя, кайся, молись, старайся жить по Заповедям – тогда и бояться тебе нечего.
Вот так сподобил меня Господь выпить глоток живительной влаги из чаши мудрости, преподнесённой мне рукой странника Анатолия.
В тот миг умер прежний я и родился новый! Открылись мои духовные очи и увидел я душу свою, погрязшую во грехах! Им не было числа! Я задавал себе вопрос за вопросом, пытаясь понять, почему грешу, и какой грех главенствует во мне? Какой грех становится начальником остальным, порождённым им грехам, которые населяют чёрным вороньём душу мою? И увидел я этот грех! Имя ему – Осуждение! Я часто позволяю себе, хоть в мыслях, но осудить другого! То порой соглашусь с осуждающим ближнего своего, человеком. А мне бы помнить слова Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф 7:1,2). Нет, в моменты осуждения других, не помнил я эти слова…
Страшно мне стало, тут я живо ощутил всю силу и истинность этих святых слов!  Дав обет в душе своей: Ни дня больше не проводить без молитвы!
Погруженный в свои мысли я и не заметил, как мы приехали на вокзал.
Выйдя из автобуса, спросил странника Анатолия:
- Вы сюда к кому-то приехали?
- Да. Приехал навестить свою давнюю знакомую Марфу! – радостно ответил он.
Попрощавшись, мы пошли каждый своим путём. Я с сокрушённым сердцем побрёл домой, а он весёлым шагом не спеша скрылся за поворотом.


Рецензии
Дорогой Лёшинька!
Прочитав начало твоего, несомненно, нужного всем нам рассказа - я уверился в том, что именно первая его глава самая важная. Ты очень правильно сделал, что разбил своё произведение, ставшее уже повестью, на главы. Малыми логически-смысловыми порциями, несомненно, легче читать.

Захотелось особо отметить крайне интересное высказывание, которое не слышал ранее - "Господь сказал: «Кого люблю, того наказываю»". Глубина этого изречения поистине мудра! Во имя спасения души воистину Свыше посылаются нам испытания, и чем тяжелее грехи, тем более тяжкие испытания мы "выигрываем" нашими же действиями. Этот лотерейный жребий вовсе не случаен. Анатолий обладает невероятной проницательной мудростью и вызывает истинное восхищение и уважение! Но есть пара моментов, в которых хочется дополнить его рассуждения. Важная библейская фраза Христа в русском первоисточнике звучит так: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем БОГАТОМУ войти в царствие Божие.". Из этого изречения следует важный вывод, что человек простолюдин и богатый человек - полярно разные люди. И сравнивать, а тем более уравнивать их - всё равно, что сравнивать небо и землю. Все просветленные и высокодуховные люди в один голос говорят примерно одно и то же - чем богаче человек, тем дальше он от Бога. И ещё, вспомнилась моя любимая фраза - "Люди стали настолько бедны, что кроме денег у них ничего нет!".

Касаемо молитв тоже хочется прокомментировать. Так как Господь всемогущ, Он не только слышит абсолютно все молитвы, какими бы они не были, но также "слышит" все наши мысли и знает о них за долго, как мы о чём-то подумаем. Дело тут в другом. Когда странник говорил о том, что некоторые молитвы Господь может и не услышать, он имел ввиду Божественную помощь. Если человек раскаялся искренне, по-настоящему осознав свою вину в чем-то, ещё, может быть, не понимая в чём именно - ему открывается осознание для чего было послано, то или иное, испытание. Это и есть Его помощь. Не менее важно осознать, что когда молитва направлена на созидание добрых и праведных дел - Божественная помощь, также, не заставит себя долго ждать. А когда отсутствует удача, то есть нет вспомогательного Божьего промысла в значимых делах (по нашему мнению) - это может показаться, как нежелание нас слушать. Но на самом деле - это тоже испытание, чтобы направить нас на новый путь. Путь понимания истины и, возможно, раскаяния. Молится во благо кого-то прежде собственного эго - часть этого пути. В священном писании, эта истина упомянута в виде заповеди - "Возлюби ближнего, как самого себя". Недавно, по совету родной сестры Кати, посмотрев фильм "Мирный воин" я усвоил для себя очень полезную фразу из этой картины: "Те, кого тяжело любить - больше всего нуждаются в любви!". Этот глубоко мудрый девиз я запомнил, как аксиому! Просто зарубил на носу. Именно на таком, не логичном на первый взгляд, милосердии и приумножается собственное благополучие. Ибо Господь знает, прежде нас самих, в чем именно наша нужда на самом деле! Доверяя Ему, а значит и исполняя Его волю со смирением - мы становимся, порою даже незаметно для самих себя, СЧАСТЛИВЫМИ!!! И это счастье, по Божьему замыслу, не имеет границ...

Надеюсь, мои размышления окажутся для тебя полезными.
С теплотою души,

Владимир Брунов   10.05.2019 17:33     Заявить о нарушении
Володя, ты заставил меня обратить внимание на очень важные и интересные моменты. Я несомненно, включу в дальнейший сюжет мудрые изречения, которыми ты со мной щедро поделился и не просто включу а попробую их красиво раскрыть.
Спасибо тебе братишка, за подсказку.

Алексей Ильичев-Морозов   10.05.2019 19:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.