9. У меня всё получится, мама!

Интервью

«У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ, МАМА!»

Однажды мне в руки попала небольшая книжка для детей и их родителей «Где вы, мои слоники?». Она состоит из рассказов и очерков, а оформлена незамысловатыми и в то же время обаятельными рисунками инвалидов детства.
 
Автор сборника – инициатор создания евпаторийской литературно-музыкальной гостиной имени Анны Ахматовой, член регионального Союза писателей Крыма, художник по образованию Лариса Маричева.
 
Этой милой, улыбчивой женщине, обладающей художественными и литературными способностями, удаётся совмещать активную общественную деятельность в городе на ниве просвещения (за 10 лет литературно-музыкальная гостиная получила признание не только в Евпатории, но и в других городах Крыма) и работу с больными детьми в детском клиническом санатории Министерства обороны.

В своём уникальном сборнике она раскрывает методы социально-эстетической волевой реабилитации детей с такими заболеваниями как детский церебральный паралич (ДЦП), статическая диплегия, задержка психического развития (ЗПР), болезнь Пертаса, полирадикулит и др.

Захотелось познакомиться с автором, поговорить. Благодаря Олегу Александровичу знакомство состоялось, и в результате получилось небольшое интервью.

- Лариса Александровна, Вы более 30 лет отработали педагогом в детском клиническом санатории Министерства Обороны. Что Вы наблюдали, и какое личное участие принимали в оздоровлении детей?
 
- Это было незабываемое время. Я работала в санатории, который функционировал круглогодично. В нём дети, в зависимости от заболевания, длительное время жили без родителей, получали полноценную медицинскую помощь, а педагоги были мамами, организаторами досуга, артистами. Эта хорошая школа помогла позже с поэтом и прозаиком Анной Зенченко организовать творческих людей: поэтов, музыкантов, художников, создав в родном городе литературно-музыкальную гостиную.

В санатории я была воспитателем, учителем, и только последние 5 лет из 30 работала в сенсорной комнате. Это такое место, где больной ребёнок с ДЦП, аустист и т.п. должен «проснуться», получить надежду на выздоровление.

Эта пятилетка состоялась, благодаря заслуженному врачу Украины, доктору медицинских наук, начальнику санатория А.М.Ненько, который буквально уговорил меня организовать работу в сенсорной комнате.
 
Там вместе с врачом мы выбираем правильное лечение, фиксируем в истории болезни его этапы и конечный результат, даём рекомендации родителям по продолжению обучения.

Главное – подготовить руки ребёнка к письму, подготовить к школе.
Опыт педагогической деятельности в санатории помог позже выпустить книгу «Где вы, мои слоники?», в которую я поместила рассказы о состоянии и поведении ребёнка, о его большом желании быть здоровым, как все. Показала в некоторых подробностях жизнь маленьких больных детей вдали от родителей.

- Что в результате? К какому выводу Вы пришли, обретя солидный опыт работы с детьми?

- Пришла к выводу о необходимости создании специальных программ обучения письму, подготовки руки к письму у детей с сохранённым интеллектом. Даже при спастической диплегии (болезнь Литтля) дети могут научиться самостоятельно писать.

Подготовка руки к письму – сложный длительный процесс, зависящий, прежде всего, от пространственного нарушения спастикой конечностей рук, повреждённого зрения. Эти факторы могут быть устранены, во-первых, арттерапией, во-вторых, закреплением в определённом положении всего тела больного, фиксации кисти руки с ручкой и, в-третьих, подборкой очков для больного ребёнка.

- Представляю, как это непросто. Сколько терпения и любви надо иметь, чтобы выдержать обоим участникам процесса выздоровления. Судя по Вашему стажу и свойствам характера, Вам пришлась по душе эта деятельность?

- Да я просто люблю детей. Мне с ними интересно. Радостно осознавать, что удаётся научить ребёнка рисовать, писать буквы, обучить грамоте. Через игру, развитие абстрактного и логического, эстетического воздействия у ребёнка исчезает страх перед неизвестным, который препятствует расслаблению всего организма.
 
Только через эмоциональную радость пробуждения к познанию окружающего мира, через тактильную чувствительность, больной ребёнок может добиться положительных результатов в освоении основ грамматики.
Изобразительное искусство: лепка, рисование, аппликация формируют у него предметные образы, так необходимые для развития творческих способностей.

-В сборнике 26 произведений, написанных не только по-русски, но и по-украински, которым вы, видимо, владеете, как родным. Каждое из них представляет интерес. Но как-то особенно трогателен рассказ «У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ, МАМА!».
Какова его предыстория?

- Это рассказ о 14-летней девочке Еве, с которой мне пришлось немало заниматься. Имея диагноз ДЦП, косоглазие, Евочка только начала ходить с методистом ЛФ в туторах. Она числилась ученицей 5-го класса, была «надомницей». Читала по складам. Девочка даже самостоятельно не сидела на стуле, приходилось фиксировать её тело, привязывая полотенцем к спинке стула.

Нарушение пространственной ориентации не позволяло ей провести линию слева направо или сверху вниз. Девочка не могла даже в воздухе нарисовать обыкновенный круг. О каких буквах и цифрах в тетрадках могла идти речь?
 
Занятия арттерапией, рисование прямых горизонтальных и вертикальных линий по точкам и просто «травки», «заборчики», «ёлочки» - вот с чего мы начинали со школьницей.

Кроме того, нахождение предметов на ощупь в «волшебном мешочке» и игра с ними (вверх, вниз, влево, вправо), выкладывание из 4 кубиков простейшего рисунка, лепка, составление аппликаций. В плане занятий – понимание формы и объёма, развитие тактильной чувствительности, составление образов и закрепление их в голове, на бумаге, в пластилине.

Помогало то, что девочка была вполне адекватная, говорила и рассуждала на бытовом уровне. Несколько месяцев пришлось заниматься с ней, пока не появились первые результаты. Она научилась рисовать круг, а потом перешли к первым словам. Писала Евочка по команде: «Круг, сверху вниз палочка» (буква «а»), «Круг, палочка вверх и вправо» (буква «б»).

При длительном обучении и при помощи мамы Ева вполне могла бы овладеть письмом. Однако ей не хватало уверенности в том, что она делает. Но отрадно, что у неё появилось желание заниматься, преодолеть свою беспомощность, а это и есть самое главное в процессе оздоровления.

В рассказе «У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ, МАМА!» я показываю и тем самым как бы внушаю всем детям, что у них, как у Евы, обязательно всё получится.
 
Жаль, что занятия прекратились, девочка с мамой переехали в другой город, и связь с ними оборвалась.
 
- Возможно, на новом месте с ней также работают опытные специалисты, и уже нет нужды ехать в Евпаторию.

- Я была бы рада узнать её дальнейшую судьбу.

- Сегодня город живёт ожиданием положительных перемен в связи со сменой власти. Как это отразится на детях? То есть, можно ли надеяться, что город, наконец-то, станет здравницей не только для избранных и не только два-три месяца в году?

- Евпатория – город счастливого детства. За долгие годы существования курорта здесь сотни тысяч людей поправили своё здоровье. Сюда приезжают поставить больного ребёнка на ноги, получить консультации о том, как продолжить лечение и обучение в школе и дома.
 
- К сожалению, приходится констатировать, что число больных детей не уменьшается. Причин много. И не о них речь. Но как Вы думаете: есть ли возможность в Евпатории оказывать помощь всем, кто хочет поставить больного ребёнка на ноги? Насколько мне известно, евпаторийские санатории не перегружены, как бывало в советское время.

- Пока есть, но жизнь требует, чтобы планомерно осуществлялась кадровая политика – регулярная подготовка молодых, любящих детей специалистов, которые могли бы дать необходимые знания и умения, прежде всего, родителям.
 
Разбудить, привить любовь к знаниям, научить трудиться в меру своих сил, возможностей, дать надежду – самая главная задача педагога.

Программа обучения должна быть разработана поэтапно. Методика первоначальных занятий изложена в книге «Где вы, мои слоники?»

- Что или кто тормозит в нынешнее время?

- В Евпатории ещё сохранились во многих санаториях прекрасные лечебные базы, профессиональные врачи, методисты ЛФК. Для лечения и оздоровления детей объективно есть все условия, прежде всего, природные.
 
Вместо этого, нынешние власти продолжают развивать туризм на коммерческой основе, затеянный в годы нахождения Крыма в другом государстве. И это тормозит возрождение Евпатории в качестве образцовой Всероссийской детской здравницы.
 
Объединение лечебных центров и познавательно-развлекательных организаций под одной «крышей» в виде Министерства курортов и туризма Республики Крым является анахронизмом и отражает укоренившееся со времён украинизации отношение к Крыму как вывалившейся из короны Российской империи чудесной жемчужине – подарку, который не вечен.

Туристический курорт его сезонностью, коммерциализацией всего и вся уничтожит остатки былой Всесоюзной детской здравницы.
Благословенные песчаные берега Каламитского залива Чёрного моря и Евпаторийское ожерелье солёных озёр – лиманов с рапой и запасами лечебной грязи на дне останутся раем лишь для избранных.

- Придётся в такой ситуации, видимо, всем миром думать о том, что важнее: развлекательный туризм или здоровье наших российских детей, а значит будущего России?

- Евпатория должна быть городом счастливой детворы, ведь всё природное богатство: воздух, море, песок – лечебны. Она должна быть, как прежде, государственным российским курортом – детской здравницей.

Историческая (дореволюционная) часть города несёт ту духовную ауру, которая формирует у ребёнка художественное восприятие окружающего мира. Сохранить Евпаторию для будущих поколений – наш с вами долг.

- Скоро наступит новый оздоровительный сезон. Что будет интересного для детишек в культурной весенне-летней программе 2019 года?
 
- Намечается проведение Первого детского песенного фестиваля на слова поэтов Крыма. И мне хочется пожелать, чтобы все дети, в том числе инвалиды детства, приняли в нём участие. Он будет проведён осенью в г. Саки на базе музыкальной школы имени Ю. Богатикова, но готовиться к нему можно начинать сразу же после окончания учебного года.
 
Уверена: такой праздник станет настоящим подарком для всех детей, в том числе и для инвалидов детства.

-Спасибо Вам, Лариса Александровна, за Ваш труд на педагогической ниве, за Ваше терпение в работе с больными детьми. Несомненно, Вас будут добрым словом вспоминать все, кто общался с Вами, кому Вы смогли реально вместе с врачами помочь!
 
Здоровья Вам и творческих удач в прозе и поэзии!

Геннадий Мингазов, gmingazov.yandex.ru


Рецензии
Геннадий, я поняла, почему вы отреагировали на мои стихи.
Участвовала в экологияеском движении, была первым региональным Уполномоченным по правам детей в РФ по реализации ЮНИСЭФ и Правительства РФ. Работала в Новгородской области Имею почетный знак "За права человека РФ". Знаю проблемы не по наслышке.
Удавалось решать вопросы с трудом, но глвные мои соратники были журналисты.
С уважением
Надежда Лисицина

Надежда Лисицина   18.09.2023 12:49     Заявить о нарушении
У меня тоже есть почётный знак. Он от Союза журналистов России: "За заслуги перед профессиональным сообществом". А о знаке "За права человека РФ" даже не слышал.
А отреагировал я на Ваши стихи, Надя, потому, что они понравились.
Однако не понял, почему Вы о себе рассказали вместо рецензии на интервью педагога...

Геннадий Мингазов   20.09.2023 12:35   Заявить о нарушении
Просто почувствовала родственную душу по отношению к миру.

Надежда Лисицина   20.09.2023 13:03   Заявить о нарушении
Очень приятно, что ещё одна родственная душа в моём поле зрения! После войны будет очень много работы по экологизации населения, народов...!

Геннадий Мингазов   25.09.2023 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.