2017. 05. 07. Цветущие берега

Поздний снегопад, причинивший столько вреда берёзам и соснам, оказался для леса настоящим парником, укрывшим всходы на период похолодания. Не прошло и недели со злопамятной ночи, превратившей весенний лес в зимний сон, как весна с лихвой отыграла позиции: выпавший снег растаял, напитал землю водой, и травы кинулись в рост.

Лес всякий день украшается, цветов прибывает по склонам, до перевалов, и мы, если хотим порадоваться весенним краскам, звукам и запахам, должны поспешить, потому что наша весна стремительна, как сейчас речка Лалетина. Вроде ещё вчера всё было белым-бело, не успеешь оглянуться (и куда это снег пропал?!), как на буром ковре появляются, сменяя друг друга, цветочные пятна, потом растворяются, поглощаясь, словно в ускоренной съёмке, сплошной зеленью лета.

Раньше всех появляются ветреницы, но белая волна уже схлынула и откатила в тень, теперь в долине царствуют жёлтые. Стоило стаять последнему снегу, как во множестве появились салатовые розетки примул с фонтанчиками лимонного цвета. Это первоцвет весенний, по одной из легенд — ключ, открывающий лето. В самом деле, соцветия, неизменно склонённые на одну сторону, свисают с воскового стебелька, будто связка ключей. Лесная подстилка словно обрызгана лютиком (лютик однолистный)и ближайшей их родственницей, ветреницей енисейской. Колышутся от малейшего ветерка колпачки хохлатки (хохлатка крупноприцветниковая). Неброски, но очень милы лесные анютины глазки (фиалка одноцветковая). Над глинистыми пятачками и откосами поднимаются на чешуйчатых стебельках астрочки мать-и-мачехи. Жёлтое обилие представлено гаммой от пастели и акварели до насыщенных красок «из баночки» гуаши с добавлением мёда для пущей яркости — у воды сияет калужница!

Проследив за полётом крупного шмеля, обращаю внимание на очаровательную мини-палитру в синих тонах, от розовато-бордового до роскошной гаммы лавандовых оттенков: расцвела медуница! Медуница мягчайшая — такое чарующее у этого цветка научное название. Мягчайшая, потому что листья её опушённые, потрогаешь — бархатно-шелковистые. Именно медуницу в весеннем саду выбрал рыжий лобастый шмель с седоватым брюшком (шмель городской). Придерживая цепкими лапками нежные лепестки, балансируя узкими крыльями, шмель собрал нектар с каждого венчика и отправился дальше, снова выбрав среди жёлтого поля розово-синий цветок.

Стоило присмотреться, как медуница «показалась» повсюду, а вместе с ней и синеватые кисточки другой хохлатки, приенисейской. Она мельче жёлтой сестрицы, встречается реже и хотя держится значительно скромнее на цветочном ковре, этот цветок достоин особенного внимания. Хохлатка приенисейская — наш эндемичный вид (то есть произрастает на ограниченной территории) и занесёна в Красную книгу Красноярского края.

Ежедневно дует сильнейший ветер, почти ураган, быть может, потому бабочки, несмотря на летнее тепло, не летают, поджидая затишья. С неба сыпятся короткие трели чёрного коршуна. Пытаюсь его разглядеть, но он поднялся так высоко, что почти неразличим, зато в прозрачной голубизне купаются гибкие кроны уцелевших берёз, плещутся в волнах шумливого воздуха: густые сети белоснежных в основании веток окутаны золотистыми облаками. Берёзы цветут!  Листья ещё не показались, но зыблются на ветру гибкие, словно живые, серёжки, и кажется, это солнечные лучи запутались в ветках, переплелись, искрошились в пыль и теперь мельчайшими зеркалами отражают дневное светило.

Снеголом переломал много берёз, пострадавших с прошлого года, остались от них высоченные обрубки — необычные пни. Меньше в лесу белеет арок и дуг, создающих непривычную, тревожную графику: не растут такие берёзы — на коленях рыдают. Но лесная жизнь продолжается.

Лалетина шибко довольна — пополнились её берега, ушли под воду прибрежные травы, водорослями струятся. Воды так много, что речке удалось  раскинуть дополнительные рукава. А как довольна окрепшая калужница — сегодня самый нарядный в долине цветок! Издалека видны приторно-жёлтые корзинки — каждая как на подбор, изумительно хороши среди атласной зелени, настолько насыщенного цвета, что в тени листья приобретают изумрудно-чернильный отлив. Можно писать картину с любого семейства калужницы: у бегущей воды и в воде, возле камней, среди кочек и замшелых брёвен, вывороченных корней и полуутопленных веток. Комары-пискуны ещё не мешают — не народились. Самое благодатное для пленэра время у лесной реки: тут и водопады, и стремнины, и заводи! Горная трясогузка (птичка с жёлтым брюшком), качая хвостиком, семенит по мшистой коряге, на ходу ловит мошек.

Думая о прекрасных холстах, я вышла полюбоваться на воду с моста у начала экологической тропы. Бежит река, подтопив берега, земли не видать. Стволы ив с оливковыми побегами образовали над руслом романтическую арку, из-под которой во всей красе нарисовался ...селезень в брачном наряде! Голова и шея горят тёмно-зелёным отливом, белоснежный воротничок, жёлтый клюв, рыже-коричневая грудь, сине-фиолетовые зеркальца крыльев очеркнуты белым. Неспешно скользит по воде, аккуратно оплывает шиверки, излучины, огибает упавшие ветки. Появился из тальниковых зарослей как гимн восходящей весны!

07.05.2017

*Первоцвет крупночашечный.
Автор иллюстрации Ольга Немежикова


Рецензии
Хороший рассказ, Ольга, и хорошее фото. Ваш мир гораздо богаче нашего, полустепного. Березы и ... березы. Кое-где стародубки и сон-трава. А примулы у нас только розовые. С удовольствием проделал с Вами путешествие в енисейскую природу. Успехов

Юрий Панов 2   13.05.2019 10:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий! Да... У нас - таёжный рай с изобилием самых разнообразных биотопов прямо под боком.
Нынче воды было на порядок меньше, чем в 2017, но всё-равно здорово. Диво дивное: в этом году много чижей, ну, просто очень много! И ...певчие дрозды прилетели! Три дня как пасутся на опаде. Сегодня удалось сделать хорошие снимки - на днях выложу дроздика с рассказиком. Марьин корень выпускает бордовые зонтики порослей!
В городе цветёт черёмуха - на Столбах гуляла под снегом, но никто от него не мёрзнет уже. Свежо, хорошо по-весеннему!

Ольга Немежикова   13.05.2019 17:10   Заявить о нарушении