Сумы - разрешенное для поселения место. Этимология

Казаки и в особенности крестьяне целыми толпами 
стремились в соседнюю Московскую Украину, где 
пустынные дотоле пространства в скором времени
заселены были малороссийскими колониями и слободами, каковы 
Ахтырка, Сумы, Изюм, Харьков и др. 
Д. И. Иловайский. Краткие очерки русской истории (1860-1911)   
(история повторяется???)

Сумы - областной город на северо-востоке Украины, на берегу реки Псел (дл. 717 км) при впадении в нее малой реки Сумки (дл. 24 км). В царствование Алексея Михайловича Тишайшего (1645-1676) государственная колонизация  “татарских украин”  (Слободская Украина, малонаселенная территория) значительно расширилась,  в новые города-крепости прибывало население из России и левобережья Днепра. Так был основан и город-крепость Сумы, переселенцы брали на себя сторожевую службу и защиту Военной границы в Диком поле.
См. Генеральную карту Украины Боплана 1648 г.

1) Исторические сведения об основателях города Сумы  Г. Кондратьеве и К. Арсеньеве. Подобная топонимика

а) Сумин город (городище) крупнейшая и наиболее укреплённая крепость Слободской Украины; в XVII веке охраняла южные земли Русского государства от набегов крымских татар и турок. На подробной карте Украины 1648 г. французского военного инженера Гильома Левассера де Боплана поселение-крепость не показана, что собственно и говорит о более позднем основании города.
Основателем Сумской крепости (построена в 1656-58 гг.) считают казачьего полковника Герасима Кондратьева (Википедия), который перешел на территорию Российского государства в 1655 г. с группой казаков-переселенцев из местечка Ставищи Белоцерковского полка. Герасим Кондратьевич Кондратьев (ум. 1701) — полковник Сумского казацкого полка, основатель города Сумы.
 
* Г.К. Лукомский, “Старинные усадьбы Харьковской губернии”, пишет: “Герасим Кондратьев был мудрым администратором, строителем многих церквей и двух монастырей и если не основателем, то покровителем нескольких народных школ при церквах его поместий (по переписи 1732 г. школа в селе Кровном с 4-мя дьячками, в с. Бобрик и др. его владениях)”.

* Филарет Гумилевский. Историко-статистическое описание Харьковской губернии, 1857-1859: “Сумской девичий Предтечей монастырь. Основан набожным  полковником Герасимом Кондратьевичем  в 1687 г.
Сумской Успенский мужской монастырь находился в 9 верстах от г. Сум. Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Построение его, по обыкновенному мнению, относилось к 1658 г. Документы на земли его начинаются с 1671 г., закрыт в 1788 г.”.

б) См. Кирил Юрьевич Арсеньев; http://www.shans.com.ua/?m=nr&in=305&ir=379

Именно 1 июля 1656 года и можно считать отправной точкой в истории, когда было принято решение о преобразовании Сумской слободы, существовавшей здесь с 1652 года, в Сумин городок, в дальнейшем город Сумы, и начато строительство крепости. В царском указе на имя боярина Григория Семеновича Куракина говорилось: «...по нашему указу Кирилу Юрьеву сыну Арсеньеву велено от татарския украйны на Сумине городище город вновь устроить, в том городе быть до нашего указу и для того дела Кирило Арсеньев с нашея службы отпущен к Москве. И как Кирилло Арсеньев к Москве придет и вы бы Кириллу Арсеньеву об отпуске на Сумине городище учинили по нашему указу, а наш наказ велели ему из разряду дать и служилым людям из городов, из которых пригоже велели с ним в Сумине быть. И наряду и пушечных запасов в Сумино велели с ним отпустить…».

в) Топонимика

* Россия

Сумское -  деревня на берегу Ладожского озера, Волховский район Ленинградской области. Показана на карте Ладожское озеро и Финский залив с прилегающими местами, 1745 г.
Сумской посад (Сума, Сумской острог) - село. Основано в XV веке новгородскими переселенцами. Древнее поморское поселение, принадлежало Марфе Борецкой (Марфе-посаднице). В 1452 году Марфа Борецкая передала село во владение Соловецкому монастырю. Каменная Никольская церковь 1683 г. (разрушена).
Елисей Сумский (Сумской), Соловецкий чудотворец — русский православный святой, преподобный, жил в XV в., в селе Сума (ныне Сумской посад), постриженик Соловецкого монастыря, канонизирован в XVIII веке. 

* Украина. Сумское - село, Шевченковский район Харьковская область, основано в 1820 г.

2) Существующая этимология. Википедия

В середине XVII века на северо-востоке  Украины возник город-крепость Сумин. Руководил его сооружением воевода К. Арсеньев, который писал царю Алексею Михайловичу: «…а город, Государь, Сумин стал на реке Псле и на устье реки Сумы и миж малые речки Сумки, а малая, Государь, речка Сумка впала в речку Суму, а Сума-река в реку Псел».
Строили крепость вместе с русскими служилыми людьми украинские переселенцы из-за Днепра, ставшие жителями городских посадов и окрестных слобод. Именно среди них и родилась легенда об охотничьих сумках, давших имя городу. Три сумы, полных золота, были найдены в дубовом лесу, словно Знак Благословения для основания города; на знамени Сумского слободского казацкого полка, ведущего своё начало с 1651 года была эмблема в виде трёх сум, ставшая с 1781 года официальным гербом города.

3) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка

* Боярская книга 1658 года (1658): году за городов строение, что он во 165-м годах зделал на Синявской Самке новый Сумин город черкес, и лавки, и мельницы построил, и для того что по его отписке и по досмотру будет великому государю прибыл, и за что он во 168-м году был в Вяземском и Дорогобужском уездех с торогового дела, придачи двести чета, денег 25 рублев”.

* Петр I. Указа об учреждении губерний и о росписании к ним городов(1708):
“Киев, а к нему города : Переславль, Чернигов, Нежин, Новобогородикой, ...Ахтырка, Богодухов, Мурахва, Сенное, Болхов, Сумы".

* Царские грамоты верхотурскому воеводе Федору Бояшеву: 1) о двух старцах, посланных из Соловецкого монастыря на жительство в сибирские монастыри, 2) и 3) о даче подвод и провожатых от Верхотурья до Туринского острога под колодников, русских и литовских людей, взятых на боях и сосланных в сибирские остроги (1632-1633)   
промыслы, и въ те поры отъехалъ изъ Литовскихъ полковъ въ Сумской острог прежней игуменъ Иллинархъ въ Соловецкомъ монастыре постригъ, и имя ему въ чернцахъ Митрофанъ, и со 123 по 140 годъ жилъ тотъ Митрофанъ въ ряду съ братьею, и всякіе святыни пріобщался; и учалъ съ темъ 
про себя другъ другу расказали". 
 


4) Обобщение и вывод

Исторические документы сообщают, что в царствование Алексея Михайловича проводилась государственная политика по колонизации вновь приобретенных земель как на западном направлении (присоединение Левобережной Украины, 1654 г.), так  на восточном; в Сибири были основаны города: Нерчинск, Иркутск и др.

Пустовавшие земли заселялись служивым дворянством, стрельцами и казаками, государство оказывало помощь переселенцам: продовольствием (хлебом), оружием, боеприпасами и товарами, Отводило под строительство крепостей, острогов и укрепленных линий лесные ресурсы; освобождало переселенцев на некоторое время от налогов, способствовало развитию промыслов и ремёсел.
Из старинных документов ясно, что территория предназначенная для заселения тщательно обследовалась должностными лицами на наличие условий для военно-хозяйственной жизнедеятельности (леса, луга, пашни, водные источники) и обороны от набегов татар. Колонизация юридически закреплялись царскими указами, где ставились задачи конкретным лицам по освоению территорий и указания по набору людей от войск и гражданского населения. Поселения  основывалась в местах, где была государственная необходимость в  укреплении Военной границы.

В колонизации выделяются три направления: военная (организация крепостей и оборонительных линий), церковно-монастырская (обустройство и создание монастырей и церковных приходов) и хозяйственная (раздача земель служивому дворянству), привлечение различных людских ресурсов (крепостных, казаков и их помощников).
Отметим, что содержание одного казака (постоянно в военных походах) обеспечивали около 10 помощников-крестьян, которые обрабатывали землю казака (1 день в неделю первоначально), снабжали его продовольствием, одеждой, выполняли различные транспортные повинности и др. Быт носил натуральный характер, все необходимое для жизнедеятельности создавалось в поселениях; собственно казак - малопоместный помещик.

У нас нет сведений о методах именного обозначения поселений и природных объектов (леса, овраги, малые реки и водотоки, холмы и др.), незначительную географическую номенклатуру для этой территории дает Карта Боплана 1648 года. Можем предположить (есть логическое основание), что ряд природных и искусственных объектов получали свои имена в ходе христианской колонизации.
Колонизация - главный историко-общественный процесс на этой территории. Проводило её Русское царство, непосредственное руководство осуществляли различные Приказы (судьи, дьяки и подьячие). Они то и создавали новую географическую номенклатуру (роспись имен) и закрепляли её в письменных документах, вследствие чего она становилась общераспространенной.

Вывод

Очевидно, что ряд новых поселений (крепостей) мог быть основан и назван в связи с колонизационным процессом -  Основанное (по решению центральной власти), Назначенное, по решению (разрешению власти); т.е. Разрешенное (к поселению), Назначенное (к поселению) место.
В средневековых государствах поселения основывалась исключительно по разрешению феодального владельца земли: царя, боярина, дворянина. Так как все общественные процессы происходили в русле иудеохристианской доктрины, то целесообразно рассмотреть топонимы Сумы, Сумин, Сума, Сумской острог и подобные в связи с библейскими образами и терминологией.
Легендарная версия о нахождении трех сумок с золотом при строительстве крепости маловероятна, хотя археология подтверждает находки на реке Псел серебряных дирхемов, отчеканенных в годы суннитской иранской империи (IX-X вв.).

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

русск. СУМЫ, СУМА = ивр. СУМ, СУМА  ставить, устанавливать, постановлять, быть поставленным, постановление, решение, назначение, избрание. Т.е. Назначенное, Избранное, Разрешенное место для поселения (по постановлению, указу власти).

Источник
* См. Стронг  иврита 7761, СУМ; https://bibliaparalela.com/hebrew/7761.htm
* См.  Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 462; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_462.htm

б) Библейский образ

* Ездра 5:14: “Кир вынес из храма своих лжебогов в Вавилоне…  Затем царь Кир отдал эти золотые и серебрянные вещи Шешбацару. Кир избрал (СИМ от СУМ назначил) Шешбацара области-начальником”.

* 2 Царств 13:32: “Но Ионадав, сын Самая, брата Давидова, сказал: пусть не думает господин мой, что всех отроков, царских сыновей, умертвили; один только Амнон умер, ибо у Авессалома был этот замысел (СУМА от СУМ постановление, решение) с того дня, как Амнон обесчестил сестру его”.

Таким образом, используя терминологию иврита (сакрального языка иудеохристианства) и библейские образы, мы можем объяснить топоним Сумы и подобные в связи с идеологическими и социальными процессами происходившими в период средних веков на территории Слободской Украины, на Военной Границе Русского царства и Крымского ханства - Диком поле.

13.5. 2019 г.

 


Рецензии