Блок. Еще бледные зори на небе... Прочтение
Несбыточное грезится опять.
Фет
Еще бледные зори на небе,
Далеко запевает петух.
На полях в созревающем хлебе
Червячок засветил и потух.
Потемнели ольховые ветки,
За рекой огонек замигал.
Сквозь туман чародейный и редкий
Невидимкой табун проскакал.
Я печальными еду полями,
Повторяю печальный напев.
Невозможные сны за плечами
Исчезают, душой овладев.
Я шепчу и слагаю созвучья —
Небывалое в думах моих.
И качаются серые сучья,
Словно руки и лица у них.
17 ноября 1902
У Блока эпиграф – это, обычно, не расшифровка смысла стихотворения, а ссылка на сцену, расшифровывающую смысл стихотворения. Перечитаем стихотворение Фета полностью:
* * *
"Еще весна, — как будто неземной
Какой-то дух ночным владеет садом.
Иду я молча, — медленно и рядом
Мой темный профиль движется со мной.
Еще аллей не сумрачен приют,
Между ветвей небесный свод синеет,
А я иду — душистый холод веет
В лицо — иду — и соловьи поют.
Несбыточное грезится опять,
Несбыточное в нашем бедном мире,
И грудь вздыхает радостней и шире,
И вновь кого-то хочется обнять.
Придет пора — и скоро, может быть, —
Опять земля взалкает обновиться,
Но это сердце перестанет биться
И ничего не будет уж любить".
Картина: влюблённый юноша в сумерках поздней весны (под Курском, которая так похожа на раннее лето под Москвой) идущий по цветущей земле, юноша, которому грезится несбыточное… Несбыточное – в «нашем мире», то есть в этом мире, то есть – в вашем бедном мире! А у него –
"И грудь вздыхает радостней и шире,
И вновь кого-то хочется обнять..."
и ещё, и главное: у него – несбыточное!
Подобная картина прочитавшим «Стихи о Прекрасной Даме» знакома. Это типичное возвращение Блока «мистическим летом» из Боблово к себе в Шахматово. Когда ему там радовались, когда «несбыточное» – мистические явления – происходили чуть ли не каждую неделю, когда истинное чудо сверкало даже в куче булыжников:
"Признак истинного чуда
В час полночной темноты —
Мглистый мрак и камней груда,
В них горишь алмазом ты.
29 июля 1901. Фабрика"
Поэтому на дата исходного стихотворения – 17 ноября 1902 –указывает на дату написания, а не на время действия. Ему вдруг вспомнилось позапрошлое лето, когда он был «провидцем и обладателем тайны». А теперь, кто он теперь?
Еще бледные зори на небе,
Далеко запевает петух.
«Он отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня».
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
При подготовке к первой публикации первоначальное заглавие ("Близь Иванова дня") было заменено новым ("Иванова ночь") и снят эпиграф.
Возвращение к Шахматовcким и бобловским впечатлениям прошлых лет характерно
для Блока в первые дни после объяснения с Л.Д. Менделеевой (cр. письмо к Л.Д. Менделеевой от 18 ноября 1902 г.).
Другие редакции и варианты
Иванова ночь - ночь с 23 на 24 июня (с б на 7 июля). 24 июня (7 июля)- один из
основных летних христианских праздников (рождество Иоанна Предтечи). В народном
ритуале традиционно объединялся с различными языческими обрядами, связанными с
символикой Солнца и культом огня. Об образе Иоанна Предтечи см. коммент. к стих. "Я их хранил в приделе Иоанна … "
[Из Примечаний к указанному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
"Для Блока был важен образ Иоанна Предтечи: интерес к нему определялся ожиданием новой эры и представлением о себе как человеке и поэте кануна, который предсказывает наступление великих перемен, но сам их не увидит (см. коммент. к стих. "Мы странствовали с Ним по городам ... ")
[Из Примечаний к указанному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
Написание "Он" (с прописной буквы) намекает на сакральность образа "двойника". "Двойник" спроецирован на Христа, а лирический герой- на Иоанна Предтечу (см. коммент. к стих. "Снова ближе вечерние тени ... ")- возможно, под впечатлением церковной службы в день Обретения главы Иоанна Предтечи - 24 февраля.
- «Мы странствовали с Ним по юродам», - Ср.: "Он проходил по городам и селениям"
(Л к. VIII. 1 ).
].
Не менее важны и ассоциации с Иоанном Богословом, чье "Откровение" (Апокалипсис) символисты считали "третьим заветом", определяя свое миросозерцание как "белое, иоанново христианство" (см. дневниковую запись Блока от 26 марта 1902 г., связанную с конспектом рукописи А. Белого по поводу книги Д. С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский"; статья А. Белого позже была опубликована в НП. 1903. М 1. С. 155-159, отдел "Из частной переписки", подпись- "Студент-естественник"). В образах Апокалипсиса символисты выражали смутное ощущение неизбежности общественных перемен".]
»
Свидетельство о публикации №219051300859