Блок. Еще бледные зори на небе... Прочтение

3. «Еще бледные зори на небе…»








                Несбыточное грезится опять.
                Фет


                Еще бледные зори на небе,
                Далеко запевает петух.
                На полях в созревающем хлебе
                Червячок засветил и потух.

                Потемнели ольховые ветки,
                За рекой огонек замигал.
                Сквозь туман чародейный и редкий
                Невидимкой табун проскакал.

                Я печальными еду полями,
                Повторяю печальный напев.
                Невозможные сны за плечами
                Исчезают, душой овладев.

                Я шепчу и слагаю созвучья —
                Небывалое в думах моих.
                И качаются серые сучья,
                Словно руки и лица у них.
                17 ноября 1902







       У Блока эпиграф – это, обычно,  не расшифровка смысла стихотворения, а ссылка на сцену, расшифровывающую смысл стихотворения. Перечитаем стихотворение Фета полностью:

 
                * * *
                "Еще весна, — как будто неземной
                Какой-то дух ночным владеет садом.
                Иду я молча, — медленно и рядом
                Мой темный профиль движется со мной.

                Еще аллей не сумрачен приют,
                Между ветвей небесный свод синеет,
                А я иду — душистый холод веет
                В лицо — иду — и соловьи поют.

                Несбыточное грезится опять,
                Несбыточное в нашем бедном мире,
                И грудь вздыхает радостней и шире,
                И вновь кого-то хочется обнять.

                Придет пора — и скоро, может быть, —
                Опять земля взалкает обновиться,
                Но это сердце перестанет биться
                И ничего не будет уж любить".

       Картина: влюблённый юноша в сумерках поздней весны (под Курском, которая так похожа на раннее лето под Москвой) идущий по цветущей земле, юноша, которому грезится несбыточное… Несбыточное – в «нашем мире», то есть в этом мире, то есть – в вашем бедном мире! А у него –

                "И грудь вздыхает радостней и шире,
                И вновь кого-то хочется обнять..."

и ещё, и главное:  у него – несбыточное!
       Подобная картина прочитавшим «Стихи о Прекрасной Даме» знакома. Это типичное возвращение Блока   «мистическим летом» из Боблово к себе в Шахматово. Когда ему там радовались, когда «несбыточное» – мистические явления – происходили чуть ли не каждую неделю, когда  истинное чудо сверкало даже в куче булыжников:

                "Признак истинного чуда
                В час полночной темноты —
                Мглистый мрак и камней груда,
                В них горишь алмазом ты.
                29 июля 1901. Фабрика"


       Поэтому на дата исходного стихотворения – 17 ноября 1902 –указывает на дату написания, а не на время действия.  Ему вдруг вспомнилось позапрошлое лето, когда он был «провидцем и обладателем тайны». А теперь, кто он теперь?

                Еще бледные зори на небе,
                Далеко запевает петух.

       «Он отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня».
*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     «
     При подготовке к первой публикации первоначальное заглавие ("Близь Иванова дня") было заменено новым ("Иванова ночь") и снят эпиграф.
 
     Возвращение к Шахматовcким и бобловским впечатлениям прошлых лет характерно
для Блока в первые дни после объяснения с Л.Д. Менделеевой (cр. письмо к Л.Д. Менделеевой от 18 ноября 1902 г.).
 
Другие редакции и варианты

  Иванова ночь - ночь с 23 на 24 июня (с б на 7 июля). 24 июня (7 июля)- один из
основных летних христианских праздников (рождество Иоанна Предтечи). В народном
ритуале традиционно объединялся с различными языческими обрядами, связанными с
символикой Солнца и культом огня. Об образе Иоанна Предтечи см. коммент. к стих. "Я их хранил в приделе Иоанна … "

[Из Примечаний к указанному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     "Для Блока был важен образ Иоанна Предтечи: интерес к нему определялся ожиданием новой эры и представлением о себе как человеке и поэте кануна, который предсказывает наступление великих перемен, но сам их не увидит (см. коммент. к стих. "Мы странствовали с Ним по городам ... ")

     [Из Примечаний к указанному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     Написание "Он" (с прописной буквы) намекает на сакральность образа "двойника". "Двойник" спроецирован на Христа, а лирический герой- на Иоанна Предтечу (см. коммент. к стих. "Снова ближе вечерние тени ... ")- возможно, под впечатлением церковной службы в день Обретения главы Иоанна Предтечи - 24 февраля.

 - «Мы странствовали с Ним по юродам», - Ср.: "Он проходил по городам и селениям"
(Л к. VIII. 1 ).
].
     Не менее важны и ассоциации с Иоанном Богословом, чье "Откровение" (Апокалипсис) символисты считали "третьим заветом", определяя свое миросозерцание как "белое, иоанново христианство" (см. дневниковую запись Блока от 26 марта 1902 г., связанную  с конспектом рукописи А. Белого по поводу книги Д. С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский"; статья А. Белого позже была опубликована в НП. 1903. М 1. С. 155-159, отдел "Из частной переписки", подпись- "Студент-естественник"). В образах Апокалипсиса символисты выражали смутное ощущение неизбежности общественных перемен".]
     »


Рецензии