О богатстве и справедливости в обществе

      Сегодня на Земле уже есть такие сообщества, в которых все граждане относительно равномерно могут быть обеспечены необходимыми каждому средствами для счастливой жизни по здоровью и по количественно-квалификационным характеристикам своего труда и избранные народом мудрые справедливые законы помогают им в этом. Если все граждане трудятся для всех и все для каждого на своём рабочем месте каждый по своей профессии, добросовестно исполняя свои обязанности по производству средств для жизни или по оказанию необходимых услуг, чтобы каждый мог удовлетворять свои насущные потребности и потребности своей семьи в жилье, в питании, в одежде, в средствах связи, информации, транспорта. Но в чём заключается счастье каждого отдельного человека? Давайте попробуем разобраться.

       Нация есть совокупность всех граждан страны связанные единым социально-экономическим законом своего государства и их социальное благополучие складывается из общественно необходимого труда каждого и социального благополучия всех граждан страны, которые могут пользоваться производимыми в обществе средствами для жизни согласно количеству и квалификации своего труда. Многие могут сказать, что чтобы быть всем счастливыми необходимо всем быть одинаково благополучными. Но нет ничего более ложного, чем это утверждение.  На самом деле, если жизнь есть лишь сумма бесчисленного множества различных мгновений, то все люди были бы одинаково счастливы, если бы ВСЕ могли заполнить эти мгновения одинаково приятными условиями жизни. Но разве это возможно в различных условиях жизни каждого? Чтобы ответить на этот вопрос попробуем выяснить, какими различными занятиями заполняется день у разных людей.

        В определённое время люди испытывают голод и жажду, потребности в одежде и в жилье, в тепле и в развлечениях, в отдыхе и сне, им необходимы встречи с друзьями и подругами, в отправлении каких-то других естественных надобностей. Из 24 часов в сутки они тратят 10 или 12 часов на то, чтобы с удовольствием удовлетворять эти свои потребности.  В момент удовлетворения этих потребностей  все люди относительно одинаково счастливы, а значит счастье есть высшее кратковременное ощущение удовлетворённости жизнью, ибо постоянно счастливым может себя чувствовать только идиот. Именно поэтому у многих есть убеждение, что все счастливы одинаково, а несчастны каждый по-своему.

       Можно сказать, что стол праздного богача будет изысканнее стола зажиточного крестьянина, но наличие различной кухни у разных народов доказывает, что хороший стол это привычный стол!  Ведь в принципе на столе тот же хлеб, то же мясо, рыба, яйца, молоко, овощи и фрукты, только по-разному приготовленные. Таким образом в течении 10 или 12 часов  в сутки все люди, которые в состоянии обеспечить себе самое необходимое могут быть относительно одинаково быть счастливыми!

      Что же касается остального времени в эти сутки,  то можно ли сомневаться, что люди тоже были бы одинаково счастливы, если бы они относительно одинаково их использовали: если бы все они добросовестно посвящали 7 или 8 часов в сутки общественно необходимому труду на своём рабочем месте в общей экономике страны по удовлетворению потребностей её граждан, а значит и своих потребностей!

      Но вопреки предрассудкам размеры нашего богатства очень редко являются мерой нашему счастью. Поэтому во всех тех положениях, когда можно путём умеренного труда удовлетворить все свои насущные потребности, люди, избавленные от нужды и не страдающие от скуки, всегда счастливы настолько, насколько это для них возможно! Таким образом люди, не будучи одинаково богатыми и не имея одинаковых званий, могут быть относительно одинаково счастливыми!

      А это означает только то, что несчастье почти всех людей и целых народов зависит от слабой организованности населения, несовершенства их законов, а отсюда от несправедливого распределения производимых в обществе средств для жизни. В большинстве социально отсталых государств существует только два класса граждан: один — постоянно трудится в качестве наёмного трудящегося, но лишённый часто самого необходимого, другой — только организует труд других, пресыщенный излишествами. Что нужно сделать, чтобы все были относительно счастливыми?  Сделать так, чтобы все могли удовлетворять свои насущные потребности по количеству и квалификации своего труда, а не только по финансовому капиталу неизвестно как приобретённому!  Чтобы за 7 или 8 часов добросовестного труда на своём рабочем месте человек имел право на свою долю от общей массы производимых в обществе и необходимых каждому для удовлетворения своих насущных потребностей базовых средств для жизни от общего производимого в стране количества по количеству и квалификации своего труда! При сохранении рынка на производимое сверх необходимых норм для благополучия общества!

      Рассуждая о рабочем времени в общественно необходимом труде социально справедливого общества необходимо отметить, что все трудоспособные члены общества должны отдавать это своё собственное время обществу для его блага.  Именно поэтому это время в какой-то мере как бы не совсем принадлежит человеку, но за это ему по закону должна принадлежать относительно равная для всех норма необходимых каждому средств для жизни, которая производится обществом за это рабочее время или уже имеется в обществе от их общего производимого количества в силу равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды может определяться по зарплате от результатов квалификации труда. И неважно какое место занимает трудящийся в социальной иерархии, президент он страны или токарь на заводе.

     Его время посредством права на труд на благо общества отчуждается на благо общества с целью иметь право на необходимые ему средства для жизни!

     Даже время рабского труда или в тюрьме, когда отсутствуют признаки формальной свободы и нет заработной платы, человек имеет определённые нормы времени для приёма пищи и на отдых. Поэтому часть результатов рабского труда или труда заключённого как бы возвращается рабам или заключённым в виде необходимых им средств для жизни, а остальной частью результатов их труда распоряжается хозяин производимых ими продуктов труда по своему усмотрению.

     В работе смысл этого времени заключается не столько в производительности и эффективности труда как процесса производства общественных благ или оказания услуг, сколько в форме эксплуатации человека, что и определяет политэкономическую сущность общества - это рабовладение, феодализм, капитализм или социализм - эффективность рабочего времени (или человеко-час) зависит от многих факторов и не имеет иного общезначимого смысла, кроме как времени потраченного на какой-либо труд. Единственное различие, что личное время каждого не имеет такой общественной полезности, как нормированное рабочее время в общественном производстве и полезность этого труда определяется не свободой использовать его как хочется самому, а так, как обязан по социально-экономическому закону своего общества для его благополучия!

     Таким образом использование собственного времени на благо общества как нормированное рабочее время происходит по социально-экономическим законам конкретного общества посредством труда как социально-экономического процесса в обществе для его развития. Также можно указать, что, несмотря на некоторое отчуждение результатов труда люди всё-таки в той или иной мере пользуются этими результатами в зависимости от социально-экономических законов общества. Сам труд при определённых условиях может быть губительным для человека с физической и морально-нравственной точки зрения, но в социально справедливом обществе всё можно устроить так, что его физическая и моральная сущность не будет противостоять свободной воле большинства населения страны. Такой труд может допускать как личное творческое развитие индивида, так и сам индивид реализует не только цели и ценности общества, но также и собственную свободу своего развития. Однако здесь нужно отметить, что в том случае, когда в рабочем времени появляется свобода воли, то труд становится более творческим и интересным, чем труд подневольный.

     Труд, в принципе, может препятствовать личной свободе и творчеству, но только при условии, что он подневольный или угрожает жизни человека, даже когда собственное время отдаётся обществу добровольно в силу необходимости для выживания. Но в социально справедливом обществе не должно быть таких условий, чтобы люди были вынуждены отдавать обществу полностью всё своё время жизни.

     Поэтому необходимость труда на благо общество, "не смотря на всю мощь экономических и культурных мотиваций", должна исходить из необходимости удовлетворять людям свои насущные потребности и должно быть делом добровольным. Но именно поэтому в обществе должны быть такие социально-экономические законы, чтобы право на общественно необходимый труд каждому гарантировало право, как минимум, на социально-бытовые условия жизни достойно труда и именно это должно определять социально справедливое общество.

      Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу несовершеннолетия и преемственности поколений как будущие производительные силы страны, имея определённые бонусы за послушание,  хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость.

      Стоит заметить, что в смысле физиологических удовольствий бедняк наслаждается всеми теми же удовольствиями, что и богач. Аппетит бедняка почти ничем не отличается по своей природе от аппетита богача. Существует поговорка, что богач не обедает дважды.  Конечно, есть очень дорогие удовольствия, которые каждому не доступны, но их всегда можно заменить другими удовольствиями и заполнить столь же приятным образом промежуток, отделяющий удовлетворённую потребность от вновь возникающей потребности.

      Однако возможно ли, чтобы хорошие законы создали для всех граждан то состояние зажиточности, которое требуется для благополучия и счастья всего народа?  При теперешнем состоянии народа России правительство, поражённое чрезмерной диспропорцией между состояниями, если захотело бы ввести в этом отношении больше справедливости, то ему пришлось бы, несомненно, преодолевать тысячи препятствий. Но подобный план при благоразумном подходе к нему должен и может быть выполнен при определённых условиях. 

      Прежде всего необходима работа с населением. Ведь даже если законом установить некоторый минимум норм средств для жизни по количеству и квалификации труда, можно ли думать, что люди сочтут себя одинаково счастливыми?  Нет ничего труднее, чем убедить их в этом при современной системе воспитания и образования. Почему? Да потому, что многим  с детства внушалось представление о счастье только вместе с богатством. Но не стоит разбирать вопрос, является ли страсть к деньгам неизбежным злом, рассмотрим лишь влияние этой страсти на счастье отдельных людей.

      В странах с товарным производством и рыночным распределением без каких-либо социальных гарантий по количеству и квалификации труда от общей массы производимых и необходимых каждому средств для жизни, где налоги и зарплата по произволу, люди уже не верят ни в какие гарантии и ни в какую справедливость. Это часто потому, что рискуя потерять имеющееся, люди стремятся взять максимум сейчас, чтобы как-то продержаться.  Всюду, где закон не способен защитить слабого от сильного, богатство рассматривается  как средство избавиться от несправедливости, от издевательств, от презрения, этого спутника слабости. Таким образом к богатству стремятся, видя в нём щит защищающий от угнетения. Но сколько уже народа разорено непосильными налогами, кредитами, штрафами и прочими нечестными поборами из-за несовершенства законов по своей глупости и бессилию…

     Но когда люди уверены в своём правительстве и в своём благополучном будущем, единственными, кто будет желать себе больших богатств будут праздные богачи. Только они будут считать это необходимым для своего счастья ценой несчастья других. Повсюду, где граждане принимают участия в управлении страной,  где не угасло стремление к объединению для борьбы против несправедливости, где у людей есть мотив для того, чтобы учиться и повышать квалификацию, там общество развивается!

     И так мы установили, что равномерное распределение социального благополучия между гражданами страны предполагает более равномерное распределение необходимых каждому средств для жизни по количеству и квалификации труда. В некоторых европейских странах это уже делается, в России в ближайшем будущем это, несомненно, невозможно, ибо ни экономика страны, ни её население для этого не созрели.

     Как утверждают мудрецы, все возможности в течение более или менее долгого времени при определённых условиях должны осуществиться, но всякая политическая идея экономически осуществляется только тогда, когда эта идея объединяет достаточное количество населения! Зачем же сомневаться в будущем счастье человечества, если уже давно видно, что оно движется именно в этом направлении. Или кто-то может доказать, что установленные здесь истины бесполезны для него?


Рецензии
Александр Борисович! Несколько слов о почти жесткой определенности в обществе каждого из нас из одной моей работы.

У Станислава Лема есть философская работа "Сумма технологий" .
Где-то в её конце он говорит: "ошибочно, что общество гармонично, если каждый будет поступать так, как ему говорит его дух. Это общество будет ужасным".

Я не совсем согласен с этим положением. Хорошо, допустим, что внезапно все люди стали поступать по высшим образцам, не так как им подсказывает им Веление изнутри, а как рационально для государства и для остальных людей.
Я считаю, что это состояние не будет длительным, так как структура государства, уровень его возможностей, уровень его технологий и, конечно, предыдущее состояние морали Необходимо Определяют и Воссоздают определенную мораль в каждой ячейке общества. Благие порывы быстро пропадут.
И в зависимости от места личности в обществе у каждого члена общества эта мораль будет разной. Каждого престуника, каждого гения, нищего, прооходимца и добрую домашнюю хозяйку создало государство. У него есть ниши для них и они заполняются нами.

Роберт Погорелов   23.05.2019 19:13     Заявить о нарушении
Для информации -

http://www.proza.ru/2016/07/22/408

А если каждый будет со своей моралью, то о какой социальной гармонии можно вести речь?

Аникеев Александр Борисович   24.05.2019 04:25   Заявить о нарушении
О том, кто виноват, что делать и как!

А делать надо так, как и во всех странах, где в парламентской борьбе победила партия с социально-прогрессивной программой и стала правящей!

И значит это заслуга правящей народной партии, за программу которой проголосовала бОльшая часть населения страны!

Или вы можете назвать социально развитую страну, где у власти нет партии с социально прогрессивной программой развития, которая не была бы избрана народом этой страны и не стала законом для всех?

Поэтому настоящий социализм пока не для варваров России, которые даже во времена СССР по уровню социального развития жили хуже народов некоторых западных стран -

http://www.proza.ru/2017/09/20/855

В стране, где каждый живёт со своей моралью, причём в основном с буржуазной, капиталистической, о каком вообще стремлении к социальной гармонии можно вести речь?

Народу России, чтобы с такими природными ресурсами жить в нищете, просто необходимо обладать по меньшей мере слабоумием...

В Сингапуре даже питьевая вода привозная, но для всех сингапурцев не только нормальные социально-бытовые условия доступны, но и коммуникационные, а какой это общественный строй, если не коммунистический? –

http://www.proza.ru/2015/09/14/750

Или для вас коммунизм это советская власть плюс электрификация всей страны с упразднёнными деньгами, частной собственностью и государством?

Аникеев Александр Борисович   06.06.2019 02:39   Заявить о нарушении
Вы пишете, что у Станислава Лема в его философской работе "Сумма технологий" он говорит: "ошибочно думать, что общество будет гармоничным, если каждый будет поступать так, как ему говорит его совесть и дух. Это общество будет ужасным".

Допустим, что все люди будут вынуждены поступать не так, как им подсказывает им их совесть и убеждения, а по справедливым законам, как рационально для государства и для всего населения страны при условии, что законы эти избраны большинством населения страны и хорошо работают службы обеспечения законности.

Я считаю, что такое общество будет более стабильным и постоянным, если структура государства, его законы, уровень его возможностей и уровень его технологий не сохранят предыдущее, буржуазное состояние морали и нравственности, а определят и создадут новую, социально справедливую мораль и нравственность в каждой ячейке общества, которая и будет определять их более благие намеренья.

В этом случае у каждого члена общества мораль и нравственность не будет зависеть от места личности в обществе, ибо условия жизни будут для всех относительно равные, каждый выбирает своё место в обществе по своим желаниям и способностям, ибо все будут равны перед справедливостью закона! Сегодня каждого преступника, каждого гения, нищего и проходимца создают законы капиталистического государства, и потому все ниши этого государства заполняются по законам монополии капитала. А когда все ячейки общества будут заполнены по монополии закона о социальных гарантиях по труду и способностям каждого, в чём будет заключаться несправедливость такого общества?
Его стабильность будет заключаться в том, что все будут не столько равны перед законом общества, сколько не будет больших противоречий между поступками и убеждениями каждого в социально-экономической жизни общества, ибо такой закон должен быть избран большинством населения, быть единым для всех, защищать социально-экономические права каждого и быть справедливым для всех регионов страны!

И в чём будет заключаться несправедливость такого общества?

Аникеев Александр Борисович   06.06.2019 04:00   Заявить о нарушении