Блок. Песня Офелии. Прочтение
Он вчера нашептал мне много,
Нашептал мне страшное, страшное…
Он ушел печальной, дорогой,
А я забыла вчерашнее —
забыла вчерашнее.
Вчера это было — давно ли?
Отчего он такой молчаливый?
Я не нашла моих лилий в поле,
Я не искала плакучей ивы —
плакучей ивы.
Ах, давно ли! Со мною, со мною
Говорили — и меня целовали…
И не помню, не помню — скрою,
О чем берега шептали —
берега шептали.
Я видела в каждой былинке
Дорогое лицо его страшное…
Он ушел по той же тропинке,
Куда уходило вчерашнее —
уходило вчерашнее.
Я одна приютилась в поле,
И не стало больше печали.
Вчера это было — давно ли?
Со мной говорили, и меня целовали —
меня целовали.
23 ноября 1902
Блок. Из неотправленного письма:
«…Четыре года тому назад я встретил Вас в той обстановке, которая обыкновенно заставляет влюбляться. Этот последний факт не замедлил произойти тогда же.»
“Обстановка” – это их дачные сцены из «Гамлета», где Л.Д. играла Офелию. Напомню, суть сюжета отношений героев: Офелия любит Гамлета, но он предаёт ее во имя своей миссии – мести. После её смерти он будет кричать, что любил ее как «40 000 братьев любить не могут»… Но это – после. После её смерти, после того, как она сошла с ума и утонула.
Напомню, что последнее стихотворение книги «Стихи о Прекрасной Даме» написано от лица героини и последняя строфа в нем:
«…Я закрою голову белым,
Закричу и кинусь в поток.
И всплывет, качнется над телом
Благовонный, речной цветок.
5 ноября 1902»
Это было до объяснения Блока с Л.Д., и вот две недели прошло – опять.
Я не нашла моих лилий в поле…
С луговыми лилиями у Блока особые отношения. Для него они – символ «непостижного света», «несказанности»:
«…Предо мной — к бездорожью
Золотая межа.
Заповеданных лилий
Прохожу я леса
22 февраля 1902»
Может, в том, 1898 году в венке цветов на Любочке были лилии?
«…Какие бледные платья!
Какая странная тишь!
И лилий полны объятья…
Май 1902»
«…На белом холодном снегу
Он сердце свое убил.
А думал, что с Ней в лугу
Средь белых лилий ходил.
12 октября 1902»
«…Входил в свою тихую келью,
Зажигал последний свет,
Ставил лампаду веселью
И пышный лилий букет.
Октябрь 1902»
В данном стихотворении, в данной сценке, героиня в луга за лилиями выбралась одна, но тоже, как и он той осенью – нерезультативно.
Я не искала плакучей ивы —
плакучей ивы.
(Из Шекспира – пер. Пастернак:
«Над речкой ива свесила седую
Листву в поток. Сюда она пришла
Гирлянды плесть из лютика, крапивы,
Купав и цвета с красным хохолком,
Который пастухи зовут так грубо,
А девушки - ногтями мертвеца.
Ей травами увить хотелось иву,
Взялась за сук, а он и подломись,
И, как была, с копной цветных трофеев,
Она в поток обрушилась.»)
Жуткое впечатление от стихотворения: написано оно, повторю, от лица героини, но… словно она – на сцене, а в первом ряду, или даже за ближайшей к ней кулисой обхвативший голову, качающийся от боли – видящий всё это Гамлет…
…Я одна приютилась в поле,
И не стало больше печали.
Вчера это было — давно ли?
Со мной говорили, и меня целовали —
меня целовали.
И ещё повторю: от объяснения в любви, от принятия его любви прошло ещё только пятнадцать дней.
Л.Д. Блок. Из воспоминаний:
«Думаете, началось счастье?..»
Свидетельство о публикации №219051500595