Коль нету Я, то нет и МЫ...

/Подстрочный перевод с Карачаево-Балкарского (Тюркского) языка, Ларисы Богатыревой/

На Земле  у всех созданий есть свой собственный едок,
Потому наш рок  так скверен,  зол,  безжалостен,  жесток.

Человек отгородился от врагов, силки расставив,
Но а сам так и остался, хищной сути не убавив.

Разве не съеденье плоти ложь, подлоги и нажимы,
Надругательство над правдой,  ради собственной наживы?

Разве же не хищник тот,  в ком  умысел зловещий  зреет,
Кто у слабых отнимая, свой тщеславный  мир лелеет?

Как назвать, коль не съеденьем, нынешний порядок  странный  -
Сбить талантливого в пропасть, чтоб поднялся вверх  бездарный?

Разве  ж не каннибализм унижать  достойных,  храбрых,
Жизнь ломать  хорошим  людям,  методом  врагов  коварных ?

Разве же не хищник тот, с чьих уст лишь ложь всегда слетает,
И тёмными, вертя,  делами  куш и сан свой обретает?

Кем назвать того, кто тянет из казны народной средства,
Общее себе присвоить - разве то не хуже зверства?

Как назвать, коли не хищник, из интриг  ловушки вьющих,
По упавшим, и по трупам  вверх, стремглав, вовсю  бегущих?

Даже если напрямую  плоть и кровь и не  вкушают,
Разве ж это не съеденье?   Это нас  не отвращает?

Кто мы? Что мы?  Для чего же мы живем, как волчья стая? 
Понимаем ли, что жизнь такая вовсе  не людская?

Если мы враги друг другу,  для чего нам жить совместно,
Слыть сообществом, народом, государством,  повсеместно?

Говорят в народе: зверю нужен клык  и чуткий  слух,
Ну а людям, коли люди, нужна совесть, честь и дух.

Дух народа называют  его нравственным стволом,
То вселяется с рожденья, с материнским молоком.

Так где ж тот дух, куда его, безумные,  мы дели 
И с законами лесными так освоиться сумели?

Бездуховность все несчастья на Земле  всегда  питала,
И сегодня мы живем так, как она нам прописала.

Пора раздумий - подошла,  уж время подгоняет,
"Вы люди или нет?"  - вопрос,  наш рок нам выставляет.

Так давайте ж след хороший за собою мы  оставим -
Человечность, что уходит,  возвратим и в век прославим!

Коль нету "Я", то нет и "МЫ" - нельзя  нас расчленить,
Коль нету "МЫ", то нет и "Я",  пусть это нас роднит!
2017.
перевод Ларисы Богатыревой.
Свидетельство о публикации: Антология "Поэзия", (современная литература народов России), Москва, 2017.




"МЕН" болмаса "БИЗ" да джокъду...

Дунияда хар бир джанны ашаучусу барды,
Аны ючюн джашау былай ачыулуду, тарды.

Адам башха джанлылагъа тыйгъычла салгъанды,
Алай кеси къабар хырсдан къутулмай къалгъанды.

Ашагъандан башхасы - не,  джалгъан сёлешиуню,
Табны айтыб, тюзню терслеб, хайыр тюшюрюуню?

Ашагъандан башхамыды кир иннет джюрютген,
Эзеу болуб, кючсюзлеге эзиу, басыу этген?

Ашагъандан башхасы - не, зарлыкъ къайнатыуну,
Фахмулугъа фахмусузла ачыу чайнатыуну?

"Ашау" демей не дериксе бирин сындыргъаннга,
Джалгъан сёз бла джанын къыйнаб джашауун къыргъаннга?

Ашагъандан неси башха пасыкълыкъ этгенни,
Питна бла, хыйла бла муратха джетгенни?

Халкъны "этин" къабмаймыды казнадан урлагъан,
Ара мюлкню талан этиб, миллетни зорлагъан?

"Ашау" демей не дериксе онглуну  джыгъыугъа,
Биреуленни хакъын ашаб ёргеге чыгъыугъа?

Туура этин къабмаса да бу "ашау" тюлмюдю?..
Быллай халда  тургъан халкъда адамлыкъ - кюлмюдю?..

Кимбиз? Небиз? Нек джашайбыз? - деб соралабызмы?
Быллай джашау терс болгъанын англаялабызмы?

Да джау эсек сора  бирге биз нек джыйылгъанбыз?
Бир халкъ деген ат аталыб неден айтылгъанбыз?

Джаныуарны бар болуму аны тишиндеди,
Адамны уа, адам эсе, онгнгу - тининдеди.

Тин а сезим дунияны кенглешдирген хюрдю,
Ол ананы акъ сютю бла джерлешген бир нюрдю.

Да къайдады ол тин байлыкъ, къайда тас этгенбиз?
Джау джыйынча  джашар халгъа былай нек джетгенбиз?

Дунияда бола тургъан - тинсизликден болду,
Бусагъатда биз тутхан да аллай къыйсыкъ джолду.

Алайды да, "ойлашыу"- деб заман шахланнганды,
Не - бар болуу, не - джокъ болуу кёзге къарагъанды.

Да, келигиз, хайыр иш бла джюрек джабсарайыкъ,
Кете баргъан  адамлыкъны артха къайтарайыкъ!

"МЕН" болмаса "БИЗ" да джокъду, тюшюндюрсюн бу!
"БИЗ" болмаса "МЕН" да джокъду, бирлешдирсин бу!

Свидетельство о публикации: Антолигия "ПОЭЗИЯ" (Современная литература народов России), Москва, 2017.


Рецензии