Сочинение 3

СОЧИНЕНИЕ Ш. Витязи Зла в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена.

        План:
1. Вступление
1.1. Зыбкость грани между Добром и Злом.
1.2. Рассуждения о происхождении Зла.

п. Основная часть.
П.1. Мелкор-Саурон(Теоден, Голлум, Денетор)-Саруман. Коррупция власти.
П.2. Иные Витязи Зла.
П.2.а. 9 Всадников
П.2.б. Орки
П.3. Числа и цифры в подсчете смертей.
П.4. Галадриэль - Шёлоб.

Ш. Заключение. Искушения есть на любом уровне.



        1.1.

        Грани между Добром и Злом в "Повести" зыбки. Это мы видим в страстных монологах Боромира, оправдывающих применение Кольца. Это видим мы в монологе Сарумана, пытающегося воздействовать на приезжающих к нему попыткой черное выдать за белое.

    
        1.2.

        Естть много мнений о том,что же такое Зло. От древних трактатов,очень умных докторских диссертаций и до расхожих афоризмов типа "добро - всё, что мы задумываем, зло - то, что из этого получается". Из множества подобных изречений мы привели именно это, потому что оно в некотором роде предваряет наши дальнейшие рассуждения. Еще никогда и никому мне не приходилось излагать своих взглядов на тему "Что такое Зло?". Такая необходимость возникла впервые, при знакомстве с "Повестью о Кольце".

        В данном вопросе имеет смысл вспомнить "закон октавы" из учения Г.Г.Гюрджиева: "Универсальный закон всей Вселенной - закон октавы, основным следствием которого является непременное отклонение от первоначального заданного направления". Далее мы приводим положения Г.Г.Гюрджиева, взятые нами из статьи М.Мейлаха (ж."Наука и религия" 1989 г., №9). В пределах каждой октавы такое отклонение вызывается неравномерностью интервалов между ступенями ряда. Если кто не знаком с музыкальной грамотой, то имеются в виду интервалы между нотами. Между нотами до-ре - интервал 1 тон, соответственно ре-ми - 1 тон, ми-фа - полтона, фа-соль - 1 тон, соль-ля - 1 тон,ля-си - 1 тон, си-до - полтона. Именно в интервалах "полтона" и происходит, согласно учению Г.Г.Гюрджиева изменение первоначально заданного направления, которое начинает отклоняться по ломаной линии, переходя ... в свою противоположность и возвращаясь в исходную точку. "Сохранение первоначального направления развития октавы возможно лишь при условии некоторых "добавочных толчков" на месте слабых интервалов, без которых вместо последовательного развития воцаряется хаос и случайность, которые мы видим в жизни".

        Г.Г.Гюрджиев говорил о "верхнем и нижнем ДО". Так вот, моя эрудиция небогата, но у меня сложилось впечатление, что во многих религиях возникновение на Земле Зла описано как исходящее от падших Ангелов - Люцифера,Ангро-Майнью (Иранская мифология), в некотором отношении Азазель, вроде бы от второго лица после Бога. Мне думается, такое положение гармонизирует с октавой Гюрджиева ("до-си" - слабый интервал) и с возникновением Зла в Средиземье.


            П.1.а. Мелкор.

        Здесь мы вынуждены обратиться к "Сильмариллиону". Нам важно проследить, каким же образом при сотворении Илуватаром мира оформился Мелкор.

        Прежде всего, Мир созидается Единым Эру из Великой Музыки. Заглавные буквы не мои, видимо, переводчицы "Сильмариллиона" на русский язык, Татьяна Антонян и Татьяна Драбкина перенесли их из текста (цит. по журналу "Урания" №1 за 1992 г.).

        "И молвил Илуватар: "Хочу я, чтобы тема эта превратилась в Великую Музыку, которую вы, Айнуры, создадите все вместе. Я зажег в вас Неугасимый Огонь, покажите же, на что вы способны, и пусть каждый даст этой теме свои мысли, если захочет".

        Величественна картина и непередаваема - воплощение Великой Музыки в Пустоте, которая переставала быть Пустотой. Величественно стремление Айнуров осознать свою тему, оплодотворить её Огнём Илуватара, сгармонизировать её с темами других Айнуров.

        "...И настал момент, когда в сердце Мелькора загорелось желание вплести в неё собственную мелодию, несозвучную замыслу Илуватара, ибо стремился он возвеличить силу и блеск партии, отведенной ему. Больше всех других Айнуров одарён был Мелькор величайшей силой и мудростью, имел он и все дары братьев. Часто уходил Мелькор в пустынные места в поисках Неугасимого Огня, потому что сгорал от желания дать Жизнь собственным творениям, и казалось ему, что Илуватар вовсе не думает о Пустоте, самому же ему не терпелось заполнить её. Но не находил он Огня, ибо Огонь был у Илуватара. Бродя в одиночестве, начал он вынашивать собственные мысли, не такие, как у его братьев".

        "И некоторые из этих мыслей вложил он теперь в свою музыку, и тотчас же вокруг него возникла дисгармония, а те из Айнуров, что пели рядом с ним, почувствовали смятение, мысли их стали путаться, и музыка зазвучала неуверенно. А некоторые стали подстраивать свою музыку к песне Мелькора, отходя от своих изначальных замыслов. И разлад, который внёс Мелькор, ширился, а прежние мелодии утонули в море беспорядочных звуков".

        "... И наконец стало казаться, что перед троном Илуватара звучат сразу две музыки, и они совсем разные. Одна из них была глубокой, и широкой, и красивой, но медленной и наполненной бесконечной печалью, которая давала ей особую прелесть. И вторая также достигла собственной цельности, но она была громкой, самодовольной и бесконечно повторяющейся, и мало было в ней гармонии, скорее шумный унисон, словно множество труб издавали одни и те же звуки. И неистовством своего голоса она стремилась заглушить первую мелодию, но казалось, что та вбирает в себя самые торжествующие из враждебных звуков, вплетая их в собственный строгий узор.
        И в разгар этой схватки, от которой содрогались чертоги Илуватара, и волны которой выплёскивались наружу, охватывая миры доселе недвижимого безмолвия, Илуватар встал...".

        "И тогда заговорил Илуватар и сказал он:"Могущественны Айнуры, и Мелькор - самый могущественный из них, но должно знать ему и всем остальным, что я - Илуватар: я покажу вам вашу песню, чтобы вы смогли увидеть то, что сделали. И ты, Мелькор, увидишь, что источник каждой темы во мне, и никто не может изменить музыку без меня. Но и тот, кто попытается сделать это, явится лишь моим инструментом в сотворении вещей более чудесных, чем всё, что он мог бы вообразить".

        "...Илуватар промолвил: "Вот ваша Музыка!". И он явил им видение и дал увидеть то, что раньше они лишь слышали; и они узрели новый Мир, который стал видимым теперь: шар посреди Пустоты, который покоился в ней, но не из неё был сотворён. И пока они смотрели на него и дивились, перед ними разворачивалась история этого Мира, и казалось им, что он живёт и растёт. И безмолвствовали Айнуры, во все глаза глядя на него, а Илуватар вновь промолвил:"Вот ваша Музыка! Вот что исполнено вами, и каждый сможет отыскать здесь, в этом творении, которое я явил перед вами, всё то, что он, казалось, сам задумал или внёс в Музыку. И ты, Мелькор, найдёшь здесь все свои тайные замыслы и поймёшь, что они не более, чем часть целого и вносят свою дань в его великолепие".


        Всё. Яснее не скажешь. Так появился Мир.  Так появилось Зло в Мире.
   
        Так проявилась обреченность Зла.

        Так проявилась неизбежность Зла.

        Таков рисунок Толкиена.



                П.1.б.

        Остаётся только рассказать о происхождении Саурона. Он из Майаров, духов не столь могущественных, как их хозяева, Валары. Сначала он служил Валару Ауле, кузнецу, знатоку всех ремесел. Это он сформировал материки, ему принадлежат драгоценные камни. Но Саурон перешёл на сторону Мелькора, стал участвовать "во всех хитросплетениях его планов, ненамного уступая своему господину во зле". После падения Мелькора Саурон воцарился в Дол Гулдуре.

   
                П.1.в.

        Дальнейшая цепочка нам известна. Вот она:

МЕЛЬКОР

САУРОН (через Кольцо и Палантир) - Саруман
       (через Кольцо)            - Голлум
       (через Палантир)          - Денетор
       (через Палантир)          - Теоден
       (через Кольцо)            - 9 Всадников
       (через Силу)              - орки, варги, тролли, народы Руны и Харада


        Итак, Зло, заданное Мелькором, через Саурона распространяется, если так можно выразиться, по горизонтали (пространства Средиземья) и вертикали (степень магической оснащенности; ведь Злу оказались подвластны просто темные силы, просто Хоббит, просто Люди (Боромир), умные правители, наконец, Глава Ордена Белых Магов).
 
        Таким образом: искушение может подстеречь нас  на  в с е х  уровнях развития, будь ты простым Хоббитом, Человеком, Правителем, Белым Магом или даже Великим Айнуром. Первым после  Единого Эру, Илуватара.

        Помни об этом.

        И в то же время искушению можно противостоять на всех уровнях, как это смогли эльфийская правительница Галадриэль, Человек Фарамир, Белый Маг Гандальф, Бродяга Арагорн, Хоббиты Фродо и Сэм, отказываясь от Кольца.

       Помни и об этом.


                П.3. Числа и цифры.

        Немножко рассуждений на формальную тему. Здесь будут лишь отрывочные наблюдения.

        1. Андуин делит Средиземье на зоны Добра и Зла.
        2. В Средиземье уже существует цветовое разделение на белое и черное: Саурон Чёрный, Грима Чёрный, Гандальф Белый, Саруман Белый, затем теряет свой цвет, становится бесцветным.
        3. Имеем две "тройки": маг Гандальф, древний вождь Арагорн, хоббит Фродо против - майара Саурон, мага Сарумана и хоббита Голлума.

        Первая "тройка": все они проходят через Смерть. Для Гандальфа это была схватка с Огнемраком; для Арагорна - Путь Мрака; для Фродо - поединок с Шёлоб. В конце повествования все они получают желаемое. Гандальф становится Белым Магом, Главой Белого Ордена. Арагорн - вождём Гондора, мужем Арвен и обладателем Серебряного венца. Фродо выполняет свою миссию Кольценосца.

        Здесь нужно отметить следующее.

        В исполнении их желаний кроется какая-то загадка. Став Белым Магом, Гандальф очень скоро в этом качестве уйдёт за Море. Вместе с Серебряным Венцом Арагорн надевает на себя беду (об этом будет подробнее в главе "Атрибутика". Фродо после возвращения из Мордора теряет вкус к жизни...

        Вторая "тройка". Все они из "бывших". Бывший Майар, ранее служивший строительству Мира, Саурон. Бывший Белый Маг, ранее питавший своей мудростью Белый Орден, Саруман. Бывший Хоббит, ранее беззаботно удивший рыбу с братом на Андуине, Смеагол. Таким образом, все трое перешли из естественного бытия в неестественное. Может быть, поэтому все трое умирают?

        Взаимодействие между "тройками".
        Арагорн, Человек, вступает в дуэль с Сауроном, Майаром, через Палантир Ортанка. И побеждает его.
        Гандальф, Маг, вступает в поединок с Саруманом, Главой Ордена Белых Магов. Первый поединок он проигрывает. Зато после битвы в долине Изенгарда лишает Сарумана цвета и магической атрибутики.
        Ещё более интересным представляется нам взаимоотношения между Фродо и Голлумом. Пока скажем лишь, что Фродо тоже выходит победителем из их длительной дуэли.

        Взаимоотношения в "тройках".
        Гандальфа, Арагорна и Фродо связывает Свет. Они действую гармонично.
        Саурона, Сарумана и Голлума связывает Кольцо. Саурон пытает Голлума, чтобы выведать его местонахождение. Саруман надеется перехитрить Властелина Мордора с тем, чтобы вожделенная драгоценность досталась ему. Все они действуют сами по себе против Светлых Сил, против друг друга.

        Теперь обратимся к еще одной "тройке", на этот раз чёрно-белой.

        "Тройка" Фродо-Сэм-Смеагол(Голлум). У неё нет отражения, ей никто не противостоит. Она сама по себе именно потому что двуцветна. Мы останавливаемся на ней, так как сознательно или неосознанно Толкиен воплощает в ней своё понимание о месте Зла в развитии явлений. Точнее, продолжает воплощать. Ведь при сотворении Мира мы уже слышали, как Илуватар сказал, что "зло есть не более, чем часть целого" и вносит "свою долю в его великолепие". А торжество Голлума с Кольцом в пещере огня Саммат Науре есть не что иное, как воплощение мгновения, когда в битве Музыки Мелькора и Музыки Айнуров мелодия последней вобрала в себя "самые торжествующие из враждебных звуков", вплела их в "собственный строгий узор".

        Да... в благоговении опускаю голову перед Мастером, столь филигранно выполнившим сложную Работу.

        Завершая эту главу, напоследок отметим, что верхняя точка разумного Добра и Красоты и нижняя точка тупого Зла и Безобразия представлены женскими образами. В переводе З.Бобырь женских образов всего-то 8. Эльберет, Лютиен, Галадриэль, Арвен, Эовин, Шелоб. Мы имеем ввиду Галадриэль и Шёлоб. Приведем цитаты о их внешности.

        Сэм о Галадриэль: "Она прекрасна - превыше слов! Она похожа то на большое дерево в цвету, то на белый одуванчик, маленький и хрупкий. И она твердая, как алмаз, и мягкая, как тучка в лунном свете. Теплая, как луч солнца, и холодная, как иней под звездами. Гордая и далёкая, как снежная вершина, и веселая, как девушка весной с маргаритками в косах. Но всё это пустые слова и совсем неподходящие для неё".

        И далее, он же: "Но может быть Галадриэль и можно назвать опасной, потому что она сама по себе такая могучая. Вы можете разбиться о неё, как в лодке о скалу или утонуть, как мальчишка в реке. Но ни скала, ни ека не будут виноваты".

        Галадриэль ставит точки над "и", довершая не только представление читателя о том или ином герое, но и представление того или иного героя о себе самой. Достаточно вспомнить взгляд-экзамен каждому члену Отряда в Лориене.

        А Шёлоб - "... чудовище, в образе паука, пришедшее сюда неведомо когда и откуда еще до того, как мир узнал о Сауроне, до того, как был положен первый камень Чёрной Крепости; и она служила только себе самой, высасывая кровь у Людей и Эльфов, вечно стремясь к этим ужасным пиршествам, свивая вокруг себя паутину мрака; всё живое было для ней пищей и тьма - её жизнью".

        Ужасен её взгляд - мертвенный свет, полный безмерной свирепости. "Чудовищными и мерзкими были эти глаза: лишенными мысли, но полными тупого упрямства и кровожадного наслаждения". Вам приходилось когда-нибудь видеть такой взгляд? Мне - дважды. Не приведи Господи. А вы знаете, что значит "разбиться о скалу Добра"? Я - знаю. Увы, мой опыт говорит, что всё это правда, правда и только правда.


        До знакомства с Толкиеном нигде и никогда мне не приходилось видеть, чтобы эту правду кто-то сформулировал  так же чётко, как он.


Рецензии
"разбиться о скалу Добра"? По- моему люди чаще тонут, не доплыв до скалы. Не завидуйте им.
Года три назад мы поссорились с дочерью (ей было 25), когда в ответ на её восторги по поводу "Властелина колец", я назвал эту книгу чушью, а её саму - жертвой рекламы, или кем-то в этом роде, уже не помню точно. Немного позже засомневался: ну как же? Не читал, но осуждаю? Записал аудио на флэш и по дороге на работу и с работы, а это часа полтора в один конец, стал внимательно, как мог, слушать. Терпения моего хватило поездки на 4. Больше не притронусь. Тем более, что в мире столько хороших книг и нет времени их все прочесть.
Совсем не безопасно и тем более бессмысленно такое писать любителям этого произведения, но зато честно. Уверен, этот риф вам не повредит.
С уважением,
Владимир

Александрович 2   28.02.2021 15:15     Заявить о нарушении
Приветствую, Владимир.

Я читала "Властелина колец" в переводе З.Бобырь. Это - качественная проза, в отличие от прочих переводов, и особенно, перевода Муравьёва. Текст этот, на который вы отозвались, написан 30 лет назад, я выложила его по просьбе одного парня, который живет за 1 тысячу км от меня, и попросил моё мнение об этой книге. Руки не доходят убрать. Уже два десятка лет я не являюсь поклонницей этого писателя и вообще не читаю фэнтези.

Но всех, кто хочет познакомиться с Толкиеном, я отсылаю к переводу З.Бобырь. Я никогда бы не подумала, что от перевода зависит так много.

Наш Павел Петрович Бажов в разы круче, чем Дж.Р.Р.Толкиен. Отвечаю. Может быть когда-нибудь изложу свой взгляд на его творчество...

Благодарю вас, Владимир.

С уважением,

Глафира Кошкина   28.02.2021 15:56   Заявить о нарушении
Я не обидел вас, и это уже замечательно!
Владимир
P.S. А про зелёную кнопочку я забыл, честно.

Александрович 2   28.02.2021 17:05   Заявить о нарушении
Я человек обидчивый, как все дамы 55+, но в вашем случае вы правы на 100%.

Рада знакомству. И общению.

С уважением,

Глафира Кошкина   28.02.2021 18:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.